Разработка урока математики "Сравнение дробей"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Разработка содержит технологическую карту урока математики по теме "Сравнение дробей", тип урока - открытие новых знаний. В разработке описаны этапы урока, деятельность учителя и обучающихся, сформулированы УУД, указаны временные рамки для каждого этапа урока. Разработку могут использовать учителя математики, работающие в 5 классе по учебнику "Математика 5" под редакцией Г.В. Дорофеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Математика, 5 класс, УМК Г.В. Дорофеева, учитель Парфенова Е.А.

Тема: Сравнение дробей

Часов на изучение темы: 1

Тип урока: «Открытие» нового знания

В теме:  первый урок

Цель урока: 

Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять различные приемы сравнения

Задачи урока:

Образовательные

Ввести понятие равных дробей с разными числителями, научить сравнивать обыкновенные дроби разными способами, формировать умение применять алгоритм сравнения обыкновенных дробей при выполнении различных заданий

Развивающие

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству

Новые термины и понятия:

Равные дроби с разными числителями, сравнение дробей с помощью координатного луча

Планируемый результат:

УУД

Личностные: самоопределение к учебной деятельности, позитивный настрой, высокая мотивация к обучению

Познавательные:  построение  процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;  выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей, с половиной, сравнение правильных и неправильных дробей

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель,  строят  учебно – познавательную деятельность, с  учетом цели,  прогнозируют предполагаемый результат деятельности.,

Коммуникативные:  осуществляют  коммуникативную деятельность, используя правила общения в конкретных учебных  ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Подготовка к изучению алгебры и физики

Индивидуальная,

Фронтальная,

парная

Учебник,

Раздаточный материал,

Компьютер,

Презентация,

Ход урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Оценка результата деятельности ученика

прим

Оганизационный

3 мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Предлагает с помощью смайликов показать настроение перед началом урока

Рассматривает в качестве эпиграфа слова Л.Толстого о дроби: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе» (слайд 2). Организует беседу о  важности знаний о дробях и организует переход к повторению знаний учащихся о дробях

Настраиваются на работу, анализируют эмоциональное состояние. Высказывают свое мнение о словах Толстого, анализируют ответы одноклассников

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы  к сотрудничеству, внимательны, собраны

Слайд 2

 Актуализация  знаний                                                        

5 мин

Актуализация знаний, повторение умения переводить текст в запись в виде  дроби, сравнивать доли и дроби с одинаковыми числителями и знаменателями, восстановление определения правильной и неправильной дроби, умение фиксирование индивидуальных затруднений.

Организует повторение изученного материала

Какую часть недели составляет 1 день? Какую часть метра составляет 1 дм? Какую часть года составляет 1 месяц? (слайд2)

- «Третий лишний» - найти лишнюю дробь

1/3, 3/7, 1/5

2/3, 7/5,4/9

5/5, 3/8, 9/7

5/9, 3/8, 7/9

- расположить в порядке возрастания числа

3/7, 5/7, 2/7

1/5, 1/9, 1/7

4/7, 4/5, 4/9

5/5, 7/4, 2/9

Сделать вывод

Выполняют задания, повторяют понятие доли, дроби; повторяют понятие о правильной и неправильной дроби;

Сравнивают правильные и неправильные дроби, дроби с одинаковыми числителями и знаменателями

Познавательные: 

Структурируют знания, выполняя предложенные задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие, проверяют полученные результаты, сравнивая с эталоном

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, анализируют  чужие высказывания для обоснования своего суждения

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения заменять предложение обыкновенной дробью 

Слайд 2; 3; 4; 5; 6

  Создание проблемной ситуации

3 мин

Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

Организует обсуждение сравнения дробей с равными числителями и равными знаменателями, выполняют сравнение правильной и неправильной дробей

Предлагает сравнить дроби с разными знаменателями. Фиксирует затруднение

Обнаруживают, что дроби можно сравнивать с промежуточным числом, например, с 1/2 или с дополнением до 1.

Выявляют затруднение при сравнении дробей с разными знаменателями

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется  новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сравнения обыкновенных дробей

Слайд 7, 8

  Формулирование проблемы: тема и цель урока

3 мин

Обсуждение необходимости введения нового знания

Выводит на формулировку темы и целей урока.  Четко проговариваю тему и цель урока

Приводят примеры сравнения дробей, выходят на необходимость формулирования правила сравнения дробей с разными знаменателями, выполняя задание

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение правильной и неправильной дроби

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется  новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока

Слайд 8

Открытие нового знания

8 мин

Знакомство и фиксирование определений

Организует работу с учебником, выполняя №701, 704 путем подводящего диалога, побуждает  учащихся к формулированию правила сравнения обыкновенных дробей

Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы

Познавательные: выделяют необходимую информацию, выполняют умозаключение и делают выводы,

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Открывают новые определения и их применение

Слайд 9-11

Первичное применение нового знания

7 мин

Формирование навыка применения правил правильной и неправильной дроби

Организует  работу по выполнению № 705 с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Учатся применять определения в процессе парной работы

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют различные  способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют правильность своих действий, выполняя  самопроверку

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Проговаривают правила сравнения  дробей; на конкретных примерах учатся их применять

Слайд 12

3 мин

физкультминутка

Слайд 13

Самостоятельная  работа по закреплению изученного ранее

5 мин

Обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий с обыкновенными дробями

Организует работу по выполнению №  704 и №707 с последующей проверкой

Учатся применять правило сравнения дробей в процессе индивидуальной работы

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. 

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Выполняют задание на сравнение обыкновенных дробей

Слайд 14

рефлексия

3 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня…

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Д\з

1 мин

Обсуждение домашнего задания

№ 702; 712,

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Умножение дробей" 6 класс

Урок является первым в изучении темы «Умножение дробей». Основной целью урока является объяснение правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число и закрепление его при решении примеров...

Разработка урока "Смешанные дроби" Дорофеев Г.В.

Технологическая карта по ФГОС к уроку "Смешанные дроби" для 5 класса по математике к учебнику ДорофеевГ.В....

Разработка урока "Сравнение дробей" в 5 классе

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Сравнение дробей" Дорофее Г.В....

разработка урока "Сравнение дробей"

В этот материал очень важна, тем кто преподает математику. В пятиклассники очень довольны, все интересуют. Я думаю, что этот материал вам тоже интересно и важно......

методическая разработка урока "Сравнение дробей с разными знаменателями"

Выравнивание знаний учащихся. Ученики не просто повторяют прошлые уроки, но и активизируют все знания, необходимые для прохождения задания. Выравнивание знаний гарантирует успешное движение всех учащи...

Разработка урока "Обыкновенные дроби" 5 класс

Разработка урока "Обыкновенные дроби" 5 класс, Виленкин Н.Я....