Разработка урока "Обыкновенные дроби" 5 класс
учебно-методический материал по алгебре (5 класс)
Разработка урока "Обыкновенные дроби" 5 класс, Виленкин Н.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyknovennye_drobi_5_klass.docx | 190.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Обобщение и системизация по теме «Обыкновенные дроби»
ФИО учителя: Николаева Антонина Викторовна
Должность: учитель математики
ОУ: МБОУ «Новоильмовская СОШ»
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Обобщение и систематизация по теме «Обыкновенные дроби»
Тип урок: комбинированный (обобщение знаний по теме «Обыкновенные дроби» и усвоение новых ЗУН)
Цели урока:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, создавать условия для успешного усвоения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, применения правила сложения для решения практических задач, межпредметных связей.
-развивающие: способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять; способность к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора обучающихся.
-воспитательные: развивать познавательный интерес через практические задачи, чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, взаимоконтроль, взаимопроверку, культуру общения, коммуникабельность.
Задачи урока: Развивать УУД:
- личностные: содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся: вежливость, ответственность, дисциплинированность, собранность, аккуратность, трудолюбие; умению радоваться и сопереживать успехам товарищей.
- метапредметные: способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, самостоятельного мышления, навыков самооценки, самопроверки.
- предметные: создать условия для понимания необходимости усвоения правила сложения и вычитания дробных чисел и его применения в смежных дисциплинах, практической жизни.
| ||
Планируемые результаты урока | ||
| Обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, сумма и разность дробей. | |
| Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся понимать особенности действий с обыкновенными дробями, т.е. будут знать: 1) правило сложения и вычитания обыкновенных дробей для последующих действий с ними; 2) алгоритмы сложения и вычитания обыкновенных дробей; 3) применять правила сложения и вычитания при решении практических задач. | УМЕНИЯ: - читать, записывать - складывать и вычитать обыкновенные дроби; - использовать при решении практических задач умения складывать и вычитать обыкновенные дроби . |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Самоопределение. Познавательные: анализировать, сравнивать, самостоятельно выделять и формулировать познавательную деятельность, ставить и достигать цели, выполнять логические действия, уметь действовать по алгоритму, приобретать опыт применения алгоритма для решения примеров, задач, практических заданий из жизни. Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставленных целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегулирование в учебной деятельности. Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | |
Инструкции и пояснения | - | |
| Вводное слово учителя. Учитель организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса, мотивирует обучающихся. Читает стихотворение. | |
| Учитель разбивает класс на пары | |
| Учитель напоминает о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на предыдущих уроках) Правила работы в парах: - внимание; - собранность; - дисциплина и самодисциплина; - уважительное отношение друг к другу; - взаимооценка и самооценка; - не мешать другим парам; - соблюдение регламента работы. | |
| ||
Заполните пропуски в стихотворении | Слайд 2. Черта дроби, числитель, знаменатель, обыкновенная | - В результате повторяются основные термины и понятия |
Повторение записи дробных чисел и действий с обыкновенными дробями | Слайды 9 | -Как сложить и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями? |
Практическая задача | Слайд 11 | -Применяется правило нахождение части от числа в практической задаче |
Подведение учащихся к формулировке темы урока и постановке целей | Слайд 2 Задача. Подводящая к необходимости сложения дробей. | -учащиеся делают вывод о необходимости знания правила сложения и вычитания дробей |
| ||
Устные источники | Устные упражнения на слайдах | Слайды 3-6 |
Ответы на вопросы. | Слайд 4,8 | |
Постановка своих вопросов | ||
Письменные источники | Математический диктант: Заполнение пропусков в стихотворении | Слайд3 |
Задачи с практическим содержанием познавательного характера | Слайд 5,6,11, | |
Самостоятельная работа и Сопоставление ответов с буквами | Слайд 9 | |
Графические источники (схемы, диаграммы) | - | |
Электронные источники | Презентация к уроку | |
Видео источники | ||
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | ||
Источники информации для учащихся подбирает учитель | Совместная работа учитель – ученик –родитель | |
| ||
Устные упражнения | Ответы на вопросы | |
Письменные источники | Обсуждение, анализ, составление задач. Сочетание индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работы и работы в парах, установление межпредметных связей математики и географии, биологии. | |
| ||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) | ||
Оценка собственной деятельности на этапах урока Взаимооценка при работе в парах Поддержка (аплодисменты при правильном ответе товарища) | ||
| ||
Оцените свое настроение в конце урока | Описание в листе урока | Выявление отношения к уроку, восприятию темы урока |
Структура и ход урока
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1. | Организация начала урока | Настрой учащихся на положительные эмоции. Правила работы на уроке и работы в парах. | Читает стихотворение: Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. | Слушают стихотворение. | Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. | 2 | Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих |
3 | Актуализация опорных ЗУН | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Читает стихотворение (математический диктант) Слайд 2 Ставит вопросы (слайд 3) | 1.Заполняют пропуски в тексте диктанта. Проверка в парах. Самопроверка по слайду. Отвечают на вопросы. Приводят примеры. Анализируют и делают вывод о сравнении дробей. (приложение 2) | 1.Каждый может за версту 2. Вопросы (слайд 3) | 3 | Оформление своих мыслей в устной и письменной форме. Самооценка собственной деятельности, сотрудничество. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
4. | Обобщение и систематизация ЗУН о дробях | Обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, их применении в практической деятельности. | 1.Предлагает ответить на вопросы к слайдам: 2.Предлагает решить устные задачи на слайдах 4-6. 3. Предлагает решить практическую межпредметную задачу | 1.Отвечают на вопросы, анализируют, приводят собственные примеры. 2. Устно решают задачи 3. Решают задачу (слайд 9) 4. Делают вывод о применении дробных чисел | 1.Правильные и не правильнве дроби. 2.Межпредметная задача с практическим содержанием (слайд 10) | 2 | Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, делать выводы. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. |
5. | Динамическая пауза | Путем проведения физминутки, снять физическую и эмоциональную усталость обучающихся. | Выполняют физические упражнения, упражнения для глаз. | Слайд 7 | 2 | активизировать условия, способствующие созданию здоровьесберегающей среды в классе. | |
6. | Открытие новых знаний | Подвести обучающихся к осознанию необходимости знания правила сложения дробей. Создавать условия для успешного усвоения правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, применения правила сложения для решения практических задач. | - ставят вопросы к задаче и отвечают; -делают вывод -выводят правило сложения и вычитания дробей; -Записывают правило сложения в буквенной форме. | -Помогите воронятам разделить конфеты! -Какую часть всех конфет взял 1-й вороненок? 2-й? -Какие вы можете поставить вопросы? (какую часть конфет они всего взяли? Какая часть осталась?) -Какие действия необходимо уметь выполнять, чтобы дать ответ? -Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. -Выведите формулу сложения в буквенной форме (сильным учащимся) | 5 | выражать правильно свои мысли в речи, анализировать, обобщать, делать выводы, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | |
7. | Применение знаний, умений, навыков | Закрепить умение применять правила сложения и вычитания выполнять при решении практических задач. | Предлагает самостоятельно решить примеры на сложение и вычитание дробей. Сопоставить ответ с буквами и разгадать название самой большой в мире птицы. Предлагает провести самооценку деятельности на данном этапе урока. | -выполняют самостоятельную работу -ставят в соответствие ответу буквы -узнают название самой большой птицы | Слайд 10 Занимательная задача. | 5 | Проводить самооценку Осознавать качество и уровень усвоения материала Понимать сущность алгоритма, действовать по алгоритму. |
8. | Применение знаний, умений, навыков | Закрепить умение применять правила сложения и вычитания выполнять при решении практических задач. | Дает задания для решения задач | -Решают задачи -Проверяют у товарища | Задача Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 520 млн км2. Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает три четверти земной поверхности. Слайд 11 | 4 | Выражать свои мысли правильно письменно. Устанавливать позитивный настрой на выполнение задания. Приобретать опыт применения алгоритма для решения примеров, задач, практических заданий из жизни. Оценивать, дополнять и исправлять ответы других обучающихся. Понимать содержание поставленных вопросов. Осознавать то, что уже усвоено и что требует закрепления. |
9. | Подведение итогов. Рефлексия | Определить степень усвоения учащимися темы, уровень познавательного интереса и личностных ценностей . | 1.Читает четверостишье: Время урока быстро прошло Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно. 2. Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке. | Заполняют рефлексию урока | -Я справился с поставленными задачами. Мне было легко и интересно работать. -Я затруднялась с выполнением некоторых заданий. | 2 | Осознавать качество и уровень усвоения материала урока. |
Ф.И. ученика__________________________________
Тема урока:________________________________________________________________________
- Математический диктант
А) Каждый может за версту
Видеть дробную _____________________.
Над чертой – ____________________, знайте,
Под чертою – ______________________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________________.
В) Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ______________________.
Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _________________
2.Вычислите самостоятельно. Проверьте у товарища. Сопоставьте ответ с буквами, заполните таблицу и вы узнаете название самой большой в мире птицы.
Т - 7/47
10/60 | 7/47 | 16/60 | 26/47 | 31/47 | 10/60 |
С - 30/60
А - 26/47
У - 31/47
С - 10/60
Р - 16/60
3. Задача Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 520 млн км2.
Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает три четверти земной поверхности.
Решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ___________
Ф.И. ученика__________________________________
Тема урока:________________________________________________________________________
- Математический диктант
А) Каждый может за версту
Видеть дробную _____________________.
Над чертой – ____________________, знайте,
Под чертою – ______________________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________________.
В) Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ______________________.
Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _________________
2.Вычислите самостоятельно. Проверьте у товарища. Сопоставьте ответ с буквами, заполните таблицу и вы узнаете название самой большой в мире птицы.
Т - 7/47
10/60 | 7/47 | 16/60 | 26/47 | 31/47 | 10/60 |
С - 30/60
А - 26/47
У - 31/47
С - 10/60
Р - 16/60
3. Задача Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 520 млн км2.
Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает три четверти земной поверхности.
Решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ___________
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Время урока быстро прошло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....