Методическая разработка урока по теме: "Округление дробей"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Самойленко Елена Александровна

Представлен конспект урока по математике для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия с использованием игровых методов обучения

Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.

В. Сухомлинский

Город: Магнитогорск

ОУ № 8

Учитель: Самойленко Елена Александровна

Класс: 5

Тема учебного занятия: Округление чисел.

Продолжительность учебного занятия: 1 час

Тип учебного занятия: комбинированный урок с элементами игры.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

  1. Проверить знания, умения и навыки по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»;
  2. Ввести понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел;
  3. Закрепить правило округления чисел при решении задач;
  4. Повысить интерес к изучению математики;
  5. Развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
  6. Развивать логическое мышление, умение анализировать, находчивость, смекалку;
  7. Воспитывать внимание, самостоятельность.

Оборудование: доска с заготовленными заданиями, мел.

Дидактические материалы к учебному занятию: 1. Математика: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2006 г. 2. Карточки с примерами по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»; 3. Карточки с самостоятельной работой на два варианта.


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

I.Организационный момент

1 мин

Подготовка к уроку

Организовать рабочее место ученика

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Поприветствовать учащихся. Настроить учащихся на работу.

Проверить готовность своего рабочего места к уроку

II. Устная работа:

1. Решение примера на восстановление;

3 мин

Повысить интерес к изучению математики, развивать логическое мышление, умение анализировать, находчивость, смекалку, речевую культуру.

Таблица умножения, алгоритм деления натуральных чисел столбиком

Выполнять деление натуральных чисел столбиком

Частично-поисковый,

Эвристический,

дидактическая игра «Недописанный пример»

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята! А вы знаете, кто такой археолог?

Так вот, однажды, ведя раскопки, археологи обнаружили большую глыбу, на которой были выдолблены какие-то цифры. Но т.к. эта глыба долгое время пролежала в земле, многие цифры затёрлись, забились землёй. И все же археологам кое-что удалось узнать. Они поняли, что на этой глыбе был пример на деление натуральных чисел. Кроме того, по некоторым цифрам они смогли полностью восстановить этот пример. А вы сможете это сделать? Вот как выглядел пример до восстановления.

На доске заготовлен пример.

     _  14 * *    * 7

        * * 5       * *

         _   * *

              * 1

                 0    

Это человек, который проводит раскопки.

Слушают рассказ учителя.

Путем логических рассуждений восстанавливают пример на деление натуральных чисел. Решение записывают в тетрадь.

_  14 * *    * 7            

    1* 5       5 *

    _   * *

          * 1

             0    

_  14 * *    * 7            

    1* 5       5 3

    _   * *

          * 1

             0    

_  14 3 1    2 7            

    13 5       5 3

    _   8 1

         8 1

             0    

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

II. Устная работа:

2. Отработка вычислительных навыков

5 мин.

Закрепить  знания, умения и навыки по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»

1. Правила сравнения, сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

2. Правила сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей.

Выполнять действия сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей и обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Метод упражнений,

Метод взаимопроверки,

Метод  оценки и самооценки,

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Индивидуальная,

парная,

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята!  Еще с древнейших времен люди  говорили, что счеты и вычисления  - основы порядка в голове.  Умение считать необходимо было древним купцам и строителям, воинам и землемерам, жрецам и путешественникам. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хороших вычислительных навыков. И поэтому, давайте с вами немного посчитаем.

На доске заготовлены примеры, на столах у учащихся карточки с аналогичными примерами.

У вас на столах у каждого заготовлены карточки с примерами, которые записаны на доске. Время на решение примеров -  2 минуты.

                 

Слушают рассказ учителя.

2 минуты  работают с карточками самостоятельно.

                                          

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Время вышло, обменяйтесь карточками с соседом по парте, начинаем проверять.

Учитель по одному спрашивает учащихся, которые называют ответ, записанный в их карточки, проговаривая правило.

Учащиеся меняются карточками с соседом по парте, проверяют ответы с объяснением одним из ребят решения примера, зачеркивают неверный ответ, объясняя ошибку.  

III. Самостоятельная работа учащихся.

5 мин

Проверить знания, умения и навыки по темам «Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями», «Сравнение, сложение, вычитание десятичных дробей»

1. Правила сравнения, сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

2. Правила сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей.

Выполнять действия сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей и обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Метод упражнений,

эвристический,

метод оценки и самооценки,

дидактическая игра

«Самая точная вычислительная машина»

Индивидуальная,

самостоятельная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мы с вами потренировались, вспомнили правила сравнения, сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, десятичными дробями. А теперь представьте, что вы электронно-вычислительная машина или компьютер и в вашу память ввели программу, которую необходимо выполнить. Ошибаться нельзя, иначе произойдет сбой  в программе.

Учитель организует быструю раздачу карточек с самостоятельной работой на два варианта.

Учитель сообщает критерии оценивания.

За безошибочную работу вы получите оценку «5», за одну ошибку -  оценку «4», за две  - «3», более двух – «2».

Время выполнения работы – 5 минуты. Для тех, кто справится с работой быстрее, на обратной стороне заготовлены две задачи, за правильное решение которых можно заработать дополнительную оценку.

Итак, компьютеры включены, память работает, начинайте.

Задания смотри в приложении №2.

 Учитель организует  устную работу по проверке самостоятельной работы, по решению дополнительных  задач:

  1. Врач прописал Кате 3 таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?
  2. Человек рассеянный лег спать в 7 часов вечера в квартире на улице Бассеянной, предварительно заведя будильник на 8 часов с тем, чтобы встать утром. Сколько он часов спал, пока его не разбудил будильник?

Организует работу по подведению итога самостоятельной работы.

Учащиеся слушают учителя.

3 учащихся раздают задания для самостоятельной работы под руководством учителя.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам.

По окончании времени учащиеся сдают работы. Под руководством учителя проверяют решение примеров. И в первом и во втором варианте в задании №1 – ответ 100, в задании №2 – ответ 1.

Решение задачи №1.

  1. 3-1=2 (промежутка времени)- между приемами лекарств.
  2. 2∙20=40 (мин) – время, на которое хватит таблеток.
  3. Ответ: 40 минут.

Решение задачи №2. Человек рассеянный проспал 1 час, т.к. будильник не различает вечернее и утреннее  время.

Подводят итог самостоятельной работы.        

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

IV. Изучение нового материала:

1. Постановка учебной задачи.

4 мин.

Показать необходимость изучения темы «Округление чисел», ввести понятие округления чисел; сформулировать цель, задачи урока.

  1. Понятие «округление числа»;
  2. Знак округления числа;

1.Записывать округленное число с помощью знака.

Частично-поисковый,

метод проблемного изложения материала,

метод беседы

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Однажды в краеведческом музее экскурсовод, показывая скелет мамонта, сказал: «Этому мамонту 1 миллион 9 лет 3 месяца и 8 дней». Экскурсанты удивились: «Откуда вы это знаете? Разве можно определить возраст мамонта с такой точностью? Ведь у мамонта нет свидетельства о рождении».

Тогда экскурсовод ответил: «Когда я поступил на работу, мне сказали, что этому мамонту 1 млн. лет.  С того дня я работаю в музее 9 лет 3 месяца и 8 дней. Вот я и прибавил к 1 миллиону этот срок».

И все засмеялись, ведь экскурсовод не учел, что возраст мамонта был сообщен ему округленным числом. Более точно определить возраст мамонта было нельзя.

В каких же случаях возникает необходимость округлять числа?

Из перечисленных мной примеров выберите те, в которых точность необходима и в которых она не нужна.

  1. Надо ли с точностью до миллиметров знать размер поля, чтобы оградить его забором?
  2. Надо ли с точностью до мм знать размер небольшой детали для станка?
  3. Надо ли считать собранный по стране урожай в зернах или граммах?

Приведите свои примеры, где излишняя точность не нужна и где она необходима.

Зачастую невозможно указать точное число чего-нибудь.

Предположим, что в день переписи населения число жителей города равнялось 557 328 чел. Но число людей в городе постоянно изменяется (приезд, отъезд, рождение, смерть). Значит, полученное число вскоре станет неверным. В нем наверняка изменятся цифры в разрядах единиц, десятков, сотен. Поэтому можно сказать, что в городе приблизительно 557 000 человек.

Учитель записывает на доске:

557 328 ≈  557 000,

Поясняет, как записывается знак приближения, как читается данная запись.

Учитель делает вывод о том, что число 557 000 – приближенное значение числа  с недостатком, а 558 000 – приближенное значение числа 557 328 с избытком, так как  557 000<557 328<558 000. Записывает это неравенство на доске.

Учащиеся слушают учителя.

Когда излишняя точность не нужна.

Нет.

Да.

Нет.

Учащиеся  приводят  свои  примеры.

Учащиеся под руководством учителя выясняют, как получили результат:

Мы заменили нулями цифры единиц, десятков, сотен.

Выясняют, что результат оказался меньше самого числа, так как число 557 328  в ряду натуральных чисел расположено ближе к числу 557 000, чем к числу 558 000.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

2.  Определение темы урока, цели, задач урока.

Учитель предлагает учащимся привести свои примеры чисел и назвать их приближенные значения с избытком и недостатком.

В примере, связанном с количеством населения  говорят, что округлили до тысяч. Так как же все-таки округлять числа?  Математик, кораблестроитель Крылов в свое время  издал всю теорию приближенных вычислений. А мы  сегодня на уроке познакомимся с вами только с небольшой частичкой его теории, а именно с правилом округления чисел.

Учитель формулирует тему урока, записывает её на доске. Определяет цель урока, его  задачи.

Однако, прежде, чем познакомиться с правилом округления чисел, необходимо повторить пройденный материал, который нам сегодня с вами понадобится.

Учащиеся сталкиваются с проблемой. Одни начинают приводить примеры, округляя до тысяч, другие до десятков, третьи – до единиц. Возникает вопрос, кто из них прав?

Учащиеся выдвигают гипотезу о том, что необходимо указать разряд до которого находится приближенное значение.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

IV. Изучение нового материала:

  1. Актуализация знаний, умений и навыков.

5 мин.

  1. Повторить изображение чисел на координатном луче;
  2. Повторить разряды числа.
  1. Понятия координатного луча, координаты точки;
  2. Понятие  разряда числа.
  1. Изображать точки с заданными координатами на координатном луче;
  2. Называть цифру в разряде числа.

Метод упражнений,

метод контроля и самоконтроля

Фронтальная,

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

У учителя на доске заготовлен координатный луч, единичный отрезок которого равен 5 см.

Задание 1. Примите за единичный отрезок длину 10 клеток тетради и отметьте на координатном луче точки А(0,1), В(0,5), С(0,8), D(1,3), К(1,6), Р(1,5).

Дополнительные  вопросы:

1. Между какими натуральными числами заключены точки D, К, Р? Запишите это в виде двойного неравенства.

 2. Какие из этих точек  расположены на координатном луче ближе к точке с координатой 1, с координатой 2.  

3.  Назовите точку, которая одинаково удалена от точек с координатой 1 и 2.

Задание 2. На доске заготовлены числа:

                    А) 378 502, 1 469

                    Б)  25 093, 4768

                    В)  127, 346 598

Прочитайте эти числа.

Назовите разряды первого числа, начиная с большего.

Назовите во втором  и третьем числе цифру в разряде: а) десятков; б) десятых; в) сотых; г) тысяч; д) единиц; е) тысячных; ж) сотен; з) десятков тысяч.

Учащиеся строят координатный луч в тетради, отмечают точки. Первые три учащихся, справившиеся с заданием, работают на доске, отмечая по две точки. Остальные учащиеся сверяются с доской.

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

  1. Точки D, К, Р заключены между числами 1 и 2.

1<1,3<2               1<1,6<2                 1<1,5<2  

  1. Точка D расположена ближе к точке с координатой 1, точка К – ближе к точке с координатой 2.
  2. Точка Р.

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

После этого этапа проводится гимнастика для глаз, а также физкультминутка.

Задание 3. Учитель показывает цифру, учащиеся называют разряд. Назовите следующую за ней цифру и сравните её с цифрой 5.

Учитель подводит итоги этапа урока.

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала:

4. Изучение правила округления чисел.

10 мин.

Ввести понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел

Понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел

1. Находить приближенные значения числа с избытком, недостатком.

2. Применять правило округления чисел при решении задач.

3. Округлять число до целых.

4. Работать с учебником.

Объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый,

метод оценки и самооценки,

дидактическая игра «Эрудит»

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теперь можно приступить к изучению нового материала. Вернемся к двойному неравенству:  557 000<557 328<558 000.

Как мы назвали число 557 000?

А число 558 000?

В тетради у вас записаны двойные неравенства:

1<1,3<2               1<1,6<2                 1<1,5<2  

Назовите для каждого числа приближенное значение с недостатком и избытком.

Так какое же число будет называться  приближенным значением  любого числа с недостатком, с избытком?

Давайте проверим, верно ли ваше определение. Для этого откроем учебник на стр. 198 и прочитаем, что написано в нем.

Назовите приближенные значения с избытком, недостатком для чисел: 0,1;  0,5; 0,8.

К какому из этих чисел ближе данные числа?

В этом случае говорят, что 0,1 приблизительно равно 0 и пишут: 0,1 ≈ 0;

                                                0,8 приблизительно равно 1 и пишут 0,8 ≈ 1.

А что можно сказать о числе 0,5? К какому числу оно ближе?

В этом случае условились округлять его до большего числа, т.е. 0,5 ≈ 1.

Мы заменили с вами числа ближайшим к нему натуральным числом или нулем. Такую замену называют округлением этого числа до целых.

Задание. Округлите числа 1,3;  1,6;  1,5 до целых.

В каком случае при округлении числа до целых будет получаться приближенное число с избытком, а в каком – с недостатком?

Именно это и используется и при округлении чисел до других разрядов. Кроме того,

Приближенное значение числа 557 328 с недостатком.

Приближенное значение числа 557 328 с избытком.

1<1,3<2               1<1,6<2                 1<1,5<2  

Для каждого числа 1 – приближенное значение с недостатком, 2 – с избытком.

Учащиеся пытаются сформулировать определение понятия.

Учащиеся открывают учебник, читают определение приближенного значения числа с избытком, недостатком. Выясняют верна ли их гипотеза.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают в тетрадь:  0,1 ≈ 0;

                                                               0,8 ≈ 1.

                                                               0,5 ≈ 1.

Учащиеся округляют числа до целых, результат записывают в тетрадь, под руководством учителя проверяют, аргументируя свой ответ.

                                                               1,3  ≈ 1;

                                                               1,6  ≈ 2.

                                                               1,5  ≈ 2.

Если после запятой стоит цифра 0,1,2,3,4, то в результате получится число с недостатком; если стоит цифра 5, 6, 7, 8, 9, то – приближенное число будет с избытком.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

обратим внимание на два  факта: 1. Округлить до целых то же самое, что округлить до единиц; 2.  после округления цифра после запятой отсутствует, а значит, равна 0.

На этих же примерах учитель объясняет правило округления чисел.

Учитель показывает образец решения:

Задание. Округлите:

А) до десятков: 1132; 1135; 1138;

Б) до десятых: 17,01; 0, 325;

В) до сотен:    12 385; 12 325;  12 355;

Г) до сотых:   3 125, 995; 23, 083.

Учитель просит учащихся сформулировать правило округления чисел.

Учитель организует работу с учебником.

        

А сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Эрудит», целью которой является проверка насколько вы стали эрудированными  после изучения нового материала. 

Учитель объясняет правила игры и предлагает учащимся устно  ответить на вопросы на стр. 199.

Подводится итог этого этапа урока.

Учащиеся записывают примеры в тетрадь.

После выполнения задания под руководством учителя формулируют правило округления чисел.

Учащиеся открывают учебник на стр. 199, находят и читают правило. Проверяют верно ли оно было сформулировано, ничего ли не забыли.

Под руководством учителя один из учащихся читает вопрос и переадресовывает другому учащемуся, который должен на него ответить. Если учащийся не отвечает, то отвечает тот, кто читал вопрос. Если на вопрос ответить никто из учеников не может, ответ ищется в учебнике, читается, затем учащиеся подбирают примеры.

V.  Закрепление знаний и способов действий

5 мин.

1. Обеспечить усвоение изученных понятий при решении задач;

2. Закрепить правило округления чисел при решении задач.

Понятия приближенного значения числа с недостатком, с избытком, округления числа до целых, правило округления чисел

1. Находить приближенные значения числа с избытком, недостатком.

2. Применять правило округления чисел при решении задач.

3. Округлять число до целых.

4. Оформлять записи по аналогии.

5. Работать с учебником.

Метод комментирования,

метод упражнений,

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель на закрепление нового материала предлагает учащимся № 1270, № 1273 из учебника.

Ребята выполняют № 1270, 1273 в тетради, при этом учащиеся по одному, начиная с первого ряда, выходят к доске для записи решения. Каждый берет по одному числу. Учащиеся по цепочке со второго ряда комментируют решение на доске.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Учащиеся с третьего ряда по цепочке выступают в роли эксперта. В случае неверного решения исправляют ошибки.

В результате выполнения двух номеров каждый поучаствует в игре.

VI.  Контроль

и самопроверка знаний

5 мин.

Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий

Правило округления чисел

1. Применять правило округления чисел при решении задач.

Дидактическая игра

«Эстафета»,

метод упражнений

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель предлагает учащимся поиграть в эстафету по рядам. Учитель сообщает учащимся цель, правила игры и задание, которое необходимо выполнить, организует игру, по окончании игры совместно с учащимися проверяет правильность  выполнения заданий, подводит  итоги.  Учитывается быстрота и правильность решения.

Учащиеся по цепочке с каждого ряда решают на досках по одному примеру на округление чисел до соответствующего разряда. Следующий за ним учащийся сначала проверяет предыдущий пример, затем решает свой пример. В случае обнаружения ошибки, зачеркивает неверный, по его мнению, ответ и рядом пишет свой.

В ходе игры учащиеся выполняют № 1272 (первые четыре числа), № 1274 (а,б,в первые два числа).

V II. Подведение итогов занятия, домашнее задание.

2 мин.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выделять главное, слушать и слышать.

Беседа,

инструктаж

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Анализирует  работу класса.

Подводит итог урока: Чему сегодня на уроке мы научились?

Записывает домашнее задание, комментируя как правильно его выполнить:

П. 33 стр. 198-199 определения понятий приближенного значения с избытком, с недостатком, округления числа до целых, правило округления чисел;

№ 1297 (а,б первые три числа),  № 1298,  № 1304 а).

Учащиеся отвечают.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Сложение и вычитание дробей"

В этой работе я показала различные подходы к решению этой задачи. Рассмотренные примеры рассчитаны на базовое знание учащихся по этой теме....

Методическая разработка урока «Действия с десятичными дробями»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая разработка урока «Действия с десятичными дробями»...

Презентация к уроку по теме Округление десятичных дробей

Презентация к уроку по теме Округление десятичных дробей...

Методическая разработка урока по теме: «Алгебраическая дробь. Сокращение дробей».

Закрепление понятия алгебраической дроби, навыка применения основного свойства дроби, повторение формул сокращенного умножения, способ группировки....

Методическая разработка урока по теме: «Обыкновенные дроби»

Матермал содержит:  Методическую разработку урока закрепления материала по теме" Обыкновенная дробь" в 5 классе...