Интегрированный урок чтения и ИЗО (коррекционная школа) 2-3 класс
план-конспект на тему
Тема урока: Осенние этюды
Цель урока:
- Формировать умения правильно называть произведения, автора.
- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;
- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи и творческого мышления;
- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.
Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.
Наглядность: фамилии писателей, акростих к слову «Урок»,
Мультимедийная презентация «Золотая осень».
Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_chteniya_i_izo.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Токмакова
Тема урока: Осенние этюды
Цель урока:
- Формировать умения правильно называть произведения, автора.
- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;
- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи и творческого мышления;
- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.
Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.
Наглядность: фамилии писателей, акростих к слову «Урок»,
Мультимедийная презентация «Золотая осень».
Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Ребята, представьте себе, что мы с вами осенние листья. Представили? Вот подул сильный ветер, сорвал листья с деревьев. Начался листопад. ( включается музыка « Осенний вальс» Шопена)
Слова учителя под музыку:
Кружит листва в осеннем вальсе,
Играют блики на стекле,
Причудливым цветным узором
Ковёр ложится на земле.
Всех в этом вальсе осень кружит
И, не жалея доброты,
Как будто фея всем под ноги
Бросает золото листвы.
Сначала опускаются маленькие листочки, затем листочки побольше. Все оказались на земле, их танец окончен. Опустите головы на парту и закройте глаза.( минутка тишины).
Но с восходом солнца листочки проснулись. Они обрадовались морозному осеннему утру, улыбнулись солнышку и, окончательно проснувшись, сказали друг другу « Доброе утро».
А теперь прогоним остатки сна. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем нам радость общения друг с другом.
Мне хочется, чтобы вы поднялись на ступеньку выше во время работы на уроке. Успехов вам и удач.( выключить музыку)
II. Речевая разминка.
Сегодня мы будем много говорить. А для того, чтобы нас понимали, нужно стараться говорить правильно. И поможет нам в этом речевая разминка.
1.Произнесём чётко гласные звуки.
А-о-у-ы-и-э
А-о, ы-у, э-а , и-э
Аоуиэ, аиуоэ, ауоиэ
2.Чтение губами.
Чтение хором.
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш , Шуршиха и Шуршонок-
Папа, мама и ребёнок.
Прочитайте медленно. Делайте как я.
Какие слова выдумал автор?
Что мы представляем когда слышим звук –ш ( шелест листьев)
Как надо произносить эти слова?
Прочитаем стихотворение с разной интонацией: с восхищением, с вопросом.
Ребята, а в какое время года мы слышим шуршание листьев под ногами? ( осенью)
III.Подготовка к восприятию темы урока.
Слова учителя: А теперь меня послушайте внимательно и постарайтесь понять, о чём пойдёт речь на уроке.
1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
2.Постепенно холодает
И короче стали дни.
Лето быстро убегает,
Стаей птиц, мелькнув вдали.
Уж рябины покраснели,
Стала жухлою трава,
На деревьях появилась
Ярко-желтая листва.
По утру туман клубится,
Неподвижный и седой,
А к полудню солнце греет
Будто летом в жаркий зной.
Но едва подует ветер
Разноцветная листва
Замелькает в ярком танце
Будто искры от костра…
3. Сегодня чудо совершилось
(Его еще никто не ждал!):
Вдруг потемнело, закружилось –
На землю первый снег упал.
Какой он вызван был приметой,
Предвестник матушки-Зимы?
Ещё кругом в листву одеты
Стоят деревья и кусты,
Ещё не все цветы завяли,
Что на газонах вдоль домов,
И мы о лете вспоминали
При виде зелени, цветов…
Зачем же ты так рано, белый, -
На землю выпал невзначай.
Есть у всего свои пределы,
Зима придет, но не сейчас!
Еще застудит и завьюжит –
И каждый будет снегу рад!
Ну а пока совсем не нужен
Нам этот ранний снегопад…
Догадались , ребята, о чём пойдет речь на уроке?
А как вы догадались? ( Вы читали стихи об осени )
IV. Сообщение темы и целей урока.
« Осенние этюды»
Учитель: Осень, какая это чудная пора! Мы будем учиться находить это прекрасное в изобразительном искусстве, музыке и чтении.
А эпиграфом к нашему уроку будут строчки Павла Радимова:
« Люблю я осень золотую
Средь листопадов и ветров».
Словарная работа.
Этюд - рисунок, картина и обычно небольшого размера
( показать ученикам картины );
Этюд – небольшое по объёму произведение ( стихотворение);
Этюд – небольшая музыкальная пьеса. ( Ей мы сегодня открыли наш урок) .Написал этот осенний вальс замечательный композитор – Фредерик Шопен)
Обобщение учителем: и вот это всё мы сегодня услышим, увидим и создадим на нашем уроке.
V. Проверка домашнего задания.
Осень вдохновляет поэтов, писателей , композиторов, художников на творчество. Давайте продолжим знакомиться с творчеством талантливых людей и устроим листопад, прикрепив к доске осенние листочки, на которых указаны произведения и авторы.
- Я хочу, чтобы вы сейчас прочитали понравившиеся стихотворения.
А что значит выразительно прочитать? ( передать настроение автора, выбрать темп, правильно делать паузы).
1. Евгения Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Анализ стихотворения.
Понравилось стихотворение?
Какие картины природы вы представляли?
Объясните выражение: « Это платье золотое у берёзы на плечах»
Что это за платье? ( листья)
А почему они золотые? ( пожелтели)
А у берёзы есть плечи? (нет)
Обобщение учителем: Чтобы стихотворение было красивым, автор сравнивает веточки берёзы с плечами, а золотое платье с яркими жёлтыми листьями.
2.Ирина Токмакова « Осень»
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Анализ.
Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?
Почему автор дважды повторяет слово « летят»?( опадают не прекращая)
С кем автор сравнивает листья? ( с птицами)
А почему? (потому что листья тоже совершают полёт)
3. Я. Аким « Листопад»
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногой они шуршат,
Скоро голый будет сад.
Анализ.
Какую картину осени увидели?
Как называется такое явление в природе? ( листопад)
Давайте послушаем описание листопада в рассказе Д.М.Кайгородова.
Разноцветные кораблики.
Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду: жёлтые, красные, оранжевые, - целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь « на крыльях ветерка», они опускались на воду тихо и плавно – без плеска и без шума. И всё продолжают прилетать новые, – не спеша, спокойно, как бы задумчивые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт, с поднятыми парусами, поплывёт так важно, горделиво!
Много ещё прилетит их сегодня, завтра…
4. К. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Анализ.
Какая ягода поспевает осенью?
Как понимаете строки « Осень заплачет спросонья» ( пойдут дожди)
5. А. Плещеев «Осень»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
Анализ.
Какое настроение поэта вы чувствуете в этих строчках? Подбери подходящие слова.
На доске записаны слова( весёлое, шутливое, печальное, грустное, праздничное, восторженное)
6.Ирина Аржанникова « Прекрасная осень»
И вправду осень так прекрасна!
И хризантемы в рост пошли...
Сияют солнышком небесным
Позолотевшие кусты..
Поют и радуются птицы,
Ловя последний теплый луч.
И вот к ногам твоим ложится
Кусочек радуги из туч.
Анализ. Какое настроение поэта вы чувствуете в этих строчках? Подбери подходящие слова. На доске записаны слова( весёлое, шутливое, печальное, грустное, праздничное, восторженное)
Обобщение учителем: Спасибо вам, ребята, за прочитанные стихи, за созданный листопад.
А теперь немного отдохнём
Физминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает листву.
В сторону руки, плавно помашем – это так птицы летят.
Вот они сели, прощаяся с нами, крылья сложили назад.
Глазки закрыли ,глазки открыли – это к нам осень пришла.
Влево посмотрим, вправо посмотрим, что она нам принесла?
Об этом мы узнаем из рассказа Константина Дмитриевича
Ушинского « Четыре желания».
- Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
« Осень лучше всех времён года!»
- Чем нас ещё угощает осень?
« Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки и груши
Очень любим кушать»
А за что вы любите осень?
Обобщение учителем: Каждому человеку осень открывает свои секреты по – особому, всякий находит в осени что – то близкое его душе. Пожалуй, ни об одном времени года не написано столько стихотворений, сколько об осени. Каждый поэт, писатель видит осень по – своему, замечает то, что особенно его поразило, взволновало. И получается, что у осени сотни её стихотворных портретов и на всех она разная.
Подбор эпитетов к слову осень.
Осень( какая?)золотая, поздняя,дождливая, грустная, унылая, красивая,урожайная, чудесная, тёплая, хмурая,ранняя,холодная)
Поэты отобразили осень в стихах. А кто ещё может изобразить осень? ( осень могут изобразить художники в картинах)
А с помощью чего может описывать природу художник?
( с помощью красок, кисти, карандаша)
Учитель: Изображение природы художником называется пейзажем.
Пейзаж ( словарное слово)
Посмотрите на картину. Что изобразил художник?( осенний пейзаж)
VI .Работа по картине художника Левитана.
Слова учителя:
Осенняя природа вдохновляла и художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника как Исаак Ильич Левитан. Осень была его любимейшим временем года и он посвятил ей более 100 картин. Одна из самых известных его работ «Золотая осень».
Золотая осень.
Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени".
На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.
Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.
Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
VII.
Давайте и мы приложим все усилия и попробуем описать осень с помощью красок. Я научу вас оригинальному способу изображения осенней природы.
Для начала давайте проверим всё ли вы приготовили для практической работы.( перечислить)
Какие бы краски вы взяли для изображения осеннего пейзажа?
VIII.Объяснение учителем .
IX.Практическая работа. Поможет вам лучше почувствовать осеннее настроение музыка Чайковского « Времена года» - Октябрь.
X. Оценивание работ уч –ся.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Получился великолепный осенний пейзаж. Эти рисунки могут послужить иллюстрациям к стихотворениям, посвящённым осени. Могут занять место и на обложке книги.
XI.Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на нашу книжную выставку. Как вы думаете, о каком времени года мы можем в них прочитать? (Об осени.)
- А как вы это поняли?
- Посмотрите внимательно, нет ли на выставке лишних книг?
- Как вы поняли, что лишняя именно эта книга? ( Не соответствует обложка и название книги.)
- Как можно назвать эту выставку? (Осень.)
Учитель: Вы, ребята можете обратиться в нашу библиотеку и найти книги, посвящённые осени.
Журнал « Свирелька»
XII.Итог
- О чем мы говорили на уроке?
- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства, объединили очарование музыки, красоту слов и волшебство красок.
- Что же объединяет все эти шедевры? ( любовь к родной природе, любовь к Родине)
Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Всем спасибо за урок.
Мы научились выразительно читать.
Мы научились рисованию осенней природы.
Значит, мы выполнили задачи нашего урока.( поставить оценки)
XIII.Рефлексия.
- Я бы хотела услышать, как вы ощущали себя на уроке.
У ребят на партах красные и жёлтые листья.
Зелёный лист- было хорошо, много узнал.
Красный лист – плохо, мало узнал.
XIV. И на обратной стороне листа вам осень принесла домашнее задание. Она хочет с вами поиграть.
***
Медленный осенний дождик моросит,
За окном на ветке скворушка грустит.
И стоит березка, голову склонив.
Вот какой печальный осени мотив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...
Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе коррекционной школы 8 вида
Данный урок является обобщающим уроком чтения из раздела "Устное народное творчество" программы коррекционной школы 8 вида. Составлен на основе регионального компонента .содержит раличные жанры ...
Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6 - 7 классе (VIII вид) Тема: «Путешествие в страну «Экология»»
Тема: «Путешествие в страну «Экология»»Цели:Коррекционно - образовательные:дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование ...
Урок математики в специальной (коррекционной ) школе в 5 классе
Тема урока : Повторение и обобщение пройденного по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд» ( проверочная работа)...
Урок математики в специальной (коррекционной ) школе в 6 классе, IV четверть. Открытый урок: Математический «Брейн - ринг».
Урок – игра повторения и обобщения имеющихся знаний по изученным темам: «Арифметические действия с целыми числами и числами, полученными при измерении». Цели:- проверка уровня усвоени...
Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март»....
«Изучение произведений поэтических жанров на уроках чтения в специальной коррекционной школе».
Статья по теме " Изучение произведений поэтических жанров на уроках чтения в специальной коррекционной школе" расскажет о моей работе на уроках чтения с такими жанрами как поэма,...