Развитие творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.
статья по биологии по теме
Основная цель развития исследовательской деятельности учащихся – обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов и явлений, видение путей и способов решения исследуемой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.
Современный уровень жизни предъявляет высокие требования к каждому человеку. Наиболее востребованными оказываются специалисты, способные творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к новой ситуации. Поскольку у истоков формирования личности, в том числе творческой и креативной, стоит школа, то на плечи учителя ложится ответственность в выявлении способностей учащихся( а каждый ребенок обладает определенными способностями: музыкальными, художественными, логическими др.) и их развитии.
Развитие творческих способностей осуществляется в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Одним из направлений развития творчества является исследовательская деятельность, где учащиеся проявляют свои разносторонние способности: инициативность, самостоятельность, умение систематизировать информацию, делать выводы, проводить анализ полученных результатов. Исследуя какую-либо проблему, которая интересна для учащихся, они узнают много нового, углубляют свои знания, по-новому рассматривают какой-то объект или явление, приобретают определенные навыки , которые позволяют в будущем реализовывать какие-либо проекты во взрослой жизни.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся, прежде всего, должна носить проблемных характер. Научные проблемы рождаются на границе между известным и неожиданным, поэтому любая исследовательская работа начинается с определения проблемы исследования.
Основная цель развития исследовательской деятельности учащихся – обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов и явлений, видение путей и способов решения исследуемой проблемы.
Цель и задачи исследовательской работы необходимо направлять на решение поставленной проблемы и получение учащимися нового для них знания. Учащимся необходимо для себя уяснить, что формулировка цели не должна содержать общих и пространных фраз, задачи исследования должны быть сформулированы предельно четко, конкретно и ясно. Решение каждой задачи приближает исследователя к достижению цели.
Тематика исследовательской должны быть интересной и выполнимой.
Ученическое исследование, как и любое другое исследование, требует четкого планирования и учета затрачиваемого на его выполнение времени. Работа подразделяется на конкретные этапы, определенные сроки, отводимые на каждый этап.
Исследование, выполняемое учащимися, включает следующие этапы:
I этап – выбор темы исследования ;
II этап- формулирование проблемы, цели, гипотезы исследования , определение задач ;
III этап – сбор научной информации, ее изучение и предварительный анализ имеющейся информации ;
IV этап – выбор методики теоритического или (и) экспериментального исследования и ее обоснование ;
V этап – проверка выдвинутой гипотезы. Проведение эксперимента или теоритического анализа уже известных в науке данных ;
VI этап – анализ, обобщение полученных результатов, их научная интерпретация и формулирование выводов ;
VII этап – оформление текста исследовательской работы в соответствии с принятыми нормами, а также написание тезисов доклада, подготовка иллюстративного материала (графиков, диаграмм, моделей и т.д.);
VIII этап – подготовка к заключительной конференции.
В исследовании учащимся важно выделить рабочую гипотезу, которая должна быть тесно связана с целью.
Исследовательская работа включает в себя обзор и анализ литературы по выбранной теме. Учащимся нужно объяснить, что обзор и анализ литературы позволяют выяснить то, что в науке уже известно об изучаемом объекте, и определить, в каком направлении осуществляется исследования в настоящее время. Данный этап исследовательской предполагает не только изучение научных взглядов на интересующую школьника проблему, но и сопоставление точек зрения разных ученых, выяснение сходства и различия в их позициях. Ученик здесь выступает не только в роли собирателя научных фактов, но и достаточно серьезного аналитика Обзор литературы помогает учащимся свободно овладеть методами теоритического анализа, сравнения и обобщения, познакомиться с научной терминологией, научиться аргументировать свои ответы на вопросы, задаваемые им по результатам исследования.
В ходе исследования проводится эксперимент, Полученные результаты экспериментального исследования подлежат обработке, анализу и интерпретации.
Очень важно научить детей не только точно фиксировать результаты наблюдений, но и анализировать отдельные факты или явления, находить связи между ними. Необходимо объяснить учащимся, что графическое представление результатов работы значительно усиливает наглядность и облегчает восприятие текста, делает его легкопонимаемым.
Грамотно проведенный анализ полученных результатов, их сравнение с данными, представленными а литературном обзоре, позволяют не только решить проблему исследования, оценить справедливость высказанной гипотезы, но и сделать правильные выводы и обобщения. Работа учащихся на данном этапе исследования может обеспечить настоящий скачок в их интеллектуальном развитии.
Выводы в научной работе – это краткие аргументированные ответы на задачи исследования. Совокупность выводов и обобщений служит доказательством полноты достижения цели. Цель исследования может быть достигнута, даже если рабочая гипотеза оказалась несостоятельной.
Завершающий этап исследовательской работы предоставляет новые возможности значительного роста мотивов, причем не только познавательных, но и направленных на саморазвитие личности.
Развивая творческие способности учащихся учитель формирует будущий потенциал нашей страны, поскольку наша страна должна прирастать не только минеральными ресурсами, но и умами и талантами.
Используемая литература:
Н.Д. Андреева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики обучения биологии и экологии РГПУ им. А.И. Герцена. С.С. Рябова, зав. отделом экологии и здоровья ДД(ю)Т Московского района С.-Петербурга «Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии». Журнал «Биология в школе» №2, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...
Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.
Квалификационная работа на высшую категорию по химии...
Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии
Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...
Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики
Предмет «Информационные технологии» один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.На уроках по «Информационным технологиям» проектная деятельность решает важную про...
Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...
Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.
Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...