Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.
статья (10, 11 класс)

Лаврикова Людмила Николаевна

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним из методов, который способствует развитию творческого потенциала учащихся, является исследовательский метод, при котором учащиеся сами решают поставленные перед ними задачи. Для этого необходимо, чтобы преподаватели при изложении учебного материала планировали поисковую деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лаврикова Л.Н.

РКТК

             Развитие творческого потенциала учащихся в процессе

     учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Важным критерием оценки уровня подготовки специалистов в учебно-профессиональном процессе является стимулирование творческой активности учащихся, развитие которой возможно на уроках как профессионального, так и общеобразовательного обучения, в том числе и на уроках математики.

        Одним из методов, который способствует развитию творческого потенциала учащихся, является исследовательский метод, при котором учащиеся сами решают поставленные перед ними задачи. Для этого необходимо, чтобы преподаватели при изложении учебного материала планировали поисковую деятельность учащихся. Например, в группах слесарей по ремонту автомобиля преподаватель после изучения темы «Объем параллелепипеда» учащимся предлагает самостоятельно записать марки грузовых автомобилей и, используя справочную литературу, ответить на вопрос, какой кузов более вместителен.  Выполняя такую работу, учащиеся записывают полученные результаты в тетрадь. В данном случае самостоятельная работа обогащает знания и навыки учащихся, способствует развитию технического мышления.

Поисковая деятельность учащихся возникает и при выполнении лабораторно-практических работ с профессиональным содержанием, которые используются для закрепления и углубления ранее изученного материала, навыков  в вычислениях, навыков пользования измерительными инструментами и других, а также для формирования умений сделать вывод, обобщение, выделить главное, контролировать и планировать свою деятельность. Например, слесарям по ремонту автомобилей при изучении темы «Тела вращения» можно предложить следующую лабораторную работу.

Каждому учащемуся дается реальный предмет, имеющий форму тела вращения, такой как, поршневой палец, чертилка, подшипник, кернер.

Задание. Проделав необходимые измерения, определить количество жести, требуемой для его изготовления (на соединения выделить 10% материала).

После осознания постановки задания ученики приступают к его выполнению. Они устанавливают связи между требуемым в задаче «количеством жести» и математическим понятием «площадь поверхности». Это выдвигает необходимость выбора в качестве основных характеристик объекта его геометрические размеры: длина, толщина, наружный или внутренний диаметр, высота (или размеры различных сечений), а в качестве модели объекта – геометрические тела. Учащиеся изучают данный им предмет, соотносят его с известными из геометрии телами, определяют, какие измерения нужно сделать, строят чертеж, затем снимают размеры и применяют известные им формулы для вычисления площади поверхности и объема данной детали. Затем учащиеся записывают ответ математического решения, округляют и переводят полученный результат на принятую систему единиц измерения объекта. После этого они мысленно повторяют проделанную работу и начинают анализировать, везде ли они были точны в своих рассуждениях и измерениях. Обнаруживается, что некоторые учащиеся измерения производили, не достаточно точно, взяв за единицу измерения сантиметр. Следовало измерять в миллиметрах. При вычислениях число   взяли с точностью до двух знаков 3,14. С какой степенью точности следовало брать? Следует ли в ответе учитывать возможные отходы при раскрое? Обсудив, возникшие вопросы с преподавателем и проделав необходимые уточнения, ученики дают окончательный ответ на поставленный в задании вопрос и сдают преподавателю свою работу, вместе с полученным предметом.

Во время проведения лабораторно-практических работ в классе не бывает пассивных учеников. Возрастает интерес, активность учащихся, желание познать.        

В конце урока преподаватель собирает работы и дает задание на дом: дать анализ возможных вариантов уточнения выполнения задания, если потребуется более высокая степень точности результата.

        Данное задание, например, может предусматривать: анализ точности результатов измерения и правил выполнения вычислений с приближенными величинами; учет второстепенных характеристик: отклонение предмета от правильной формы и различие в толщине материала, разница температур в момент измерения и в момент изготовления, которая вызовет изменения линейных размеров, деформацию материала в местах сгиба, которая происходит в процессе изготовления и многое другое.

        Построенная таким образом учебно-исследовательская деятельность отличается высокой степенью сотрудничества преподавателя и ученика. В процессе совместной деятельности преподаватель ставит задачу, планирует поисковую деятельность учащихся, которые, осознав возникшую перед ними проблему, начинают размышлять о путях ее самостоятельного решения. Они анализируют, обобщают те или иные факты и делают выводы. Исследовательская деятельность помогает учащимся сформировать свой подход к изученной проблеме, способствует их творческому самоутверждению и самореализации.

        Творческая активность учащихся проявляется не столько в овладении различными математическими приемами, сколько в умении использовать их в своей профессиональной деятельности. Именно этому и способствует организация учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе анализа текста

В данной статье рассматривается проблема развития творческой личности учащегося. Как научить ребят творчески, а не формально подходить к анализу текста, к процессу исследования? На ...

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

Развитие творческого потенциала обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка

В данной работе дается определение понятию "проект", указывается значимость проекта для ученика и для учителя....

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...

Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...

"Развитие творческих способностей учащихся в процессе их самостоятельной деятельности"

laquo;Плохой учитель преподносит истину,хороший учит её находить».А. ДистервегКаким должен быть сегодня молодой человек? «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для челов...