Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала
методическая разработка по теме

Базарбаева Рушан Насибуллаевна

 

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурсии, выпуск тематических творческих газет, диспуты, лекции. Использование форм популярных телепередач для внеклассных мероприятий всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут в любой группе и по любой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Саратовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 39

Доклад

на тему: «Развитие творческой активности учащихся
в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего
усвоения учебного материала»

(игровые технологии)

        Выполнила:

Преподаватель

общественных дисциплин

Р.Н. Базарбаева

г. Саратов

 «У ребенка есть страсть к игре,

и надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть, но

надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь- это игра».

А.С.Макаренко

Введение

Государство и общество сегодня называют образование важным ресурсом, обеспечивающим переход России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, предотвращающим отставание страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование призвано стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и должно решить сверхзадачу - эффективно готовить молодое поколение к жизни в социальной реальности.

Новые требования к отечественной системе образования следующим образом  зафиксированы в Концепции модернизации российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны  к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Особая значимость придается воспитанию учащихся. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений  и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и иных сферах.

Главная цель преподавателя – вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты. Я уверена, что и в ХХI веке воспитание и образование будут неразделимы. Нельзя передавать знания, не воспитывая.

В своей педагогической работе ставлю следующие цели:

- воспитание патриота и гражданина правового демократического государства, способного уважать права и свободы личности;

- развитие интереса к истории, правоведению, обществознанию, через изучение основного закона государства и прошлого своей страны, малой Родины на примере героических поступков, граждан России и углубления знания о государственной символике;

- формирование основ гражданской культуры личности,  умеющей отстаивать и защищать свои права и свободы;

- развитие интереса к специальности через проведение внеклассных мероприятий посвященных речной и морской тематики.

Для системы  гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, т.к. это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все больше ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку.

У учащихся этого возраста нередко отсутствуют чувства ответственности  и гражданского долга перед обществом, что находит свое выражение в неправильном отношении к законам, труду, к дисциплине. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне.

Я рассматриваю гражданственность как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся  в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности,  уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Воспитание данных качеств у учащихся происходит на уроках истории, обществознания, правоведения и во время проведения мероприятий во внеурочное время.

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурсии, выпуск тематических творческих газет, диспуты, лекции. Использование форм популярных телепередач для внеклассных мероприятий всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут в любой группе и по любой теме.

Игра – дело серьезное, как парадоксально это ни звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем  мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случае дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых  дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире.

Итак, мы можем сделать вывод, что игровые технологии помогают развитию творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности. Преподаватель должен лишь руководить творчеством своих учеников, предлагая им темы для изучения в игровой форме.

Преподаватель проводит подготовительную работу к игре. О проведении игры, о теме учащиеся узнают за несколько недель, для того чтобы будущие участники игры могли глубже изучить и повторить соответствующий материал. Учащиеся проводят поисковую работу, чтобы добиться лучших результатов. Помещение, в котором будет проводиться игра, необходимо оформить соответствующим образом (плакаты, исторические газеты, эпиграф, посвященный данной теме игры). Преподаватель своим доброжелательным тактом должен вовлекать учащихся в активную работу по подготовке игры (выбор ведущих, подбор актеров, создание команд и т. д.) Необходимо также проинформировать и заинтересовать зрителей. Обязательно подводить итоги игры. Преподаватель готовит специальные грамоты, дипломы, сувениры, чтобы наградить всех участников игры.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Свобода от прямой практической целесообразности делает игру наиболее раскрепощенной формой деятельности, предоставляющей индивиду возможность самореализации, выходящей за пределы жестко  регламентированных социальных ролей. Древнегреческий философ Платон относился к игре как к наиболее продуктивной форме человеческой деятельности.

«В игре всегда есть элемент открытия…» писал этолог К. Лоренц[1]. Игра есть форма реализации развивающегося организма и развивающейся личности. Игра – это единственное состояние, когда человек не озабочен выживанием и свободно, естественно творит.

Игра на уроках истории, правоведения и обществознания – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Цель игры – создание игрового состояния, специфического  эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Учащиеся моделируют историческую  реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

Деловая игра моделирует ситуацию  таким образом, что учащийся выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потомка исторического персонажа).

Выделяют два подвида  деловых игр – игры-обсуждения и игры- исследования.

В процессе игры-обсуждения воссоздается воображаемая ситуация нашего времени – диспут, симпозиум, «круглый стол», телемост, киносъемка, телепередача и др. В своей обучающей основе такие игры очень близки к дискуссиям, целиком строятся на учебном диалоге. Как правило, они ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определенную программу, план.

Данная игра позволяет учащимся обсуждать политические  взгляды, идеи современности,  и формирует у них опыт самостоятельного решения.

Игра-исследование строится на воображаемой ситуации, возникающей в наши дни. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности ее «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад. Подготовка сообщений, докладов воспитывает у ребят культуру преподнесения материала. Спор в ходе урока – явление желательное, но при условии, если он проходит в атмосфере умственного соревнования. Поэтому учителю необходимо внушить ученикам, что их первый опыт в высказывании своих взглядов – это первые шаги к развитию собственного мнения и умения выражать отношение к факту, событию, личности.

Ретроспективные игры

Наряду с термином «ретроспективные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каждый учащийся получает роль представителя определенной общественной группы или исторической личности.

Учащийся, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, продумывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа.

Ретроспективные игры помогают учащемуся «вжиться» в историческое  время, почувствовать колорит эпохи. Увидеть конкретных людей с их миропониманием и поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее[2]».

Ретроспективные игры подразделяются  на несколько подвидов:

1) формально - реконструктивные игры, иллюстрирующие исторические события, документально воссоздающие обстановку определенной исторической эпохи (другое название – театрализованные представления);

2) формально- конструктивные игры, при которых в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладываются их собственные оценки, учитывающие их жизненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называют также театрализованными);

3) неформально-конструктивные игры, которые могут отступить от четкого сюжета и регламента, дают простор воображению и творческой деятельности участников (другое название – ролевые игры дискуссионного характера).

С учетом современного опыта проведения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Неролевые игры близки к играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, их действие происходит в далекую эпоху. Целесообразно различать подвиды неролевых игр.

Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого, в которой люди определенной эпохи демонстрируют свое мастерство, достижения, смекалку. Преподаватель получает возможность проверить знания учащихся, а участники игры – применить эти знания. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого. Таковы, например, игра «Умники и умницы» по теме «История одежды служащих морского флота», игры «Колесо истории», посвященные деятельности А.В. Суворова, П.С. Нахимова.(см. приложение).

Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) – это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» в определенной пространственной среде (прогулка по древнему  городу, плавание по реке, полет на хронолете и пр.). Они четко определяют географические контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии.

Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.

Ролевые игры основаны на разыгрывании определенных ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько подвидов ролевых игр ( см. Прил. №№2, 3).

Театрализованные представления имеют четко прописанный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предполагают наличие костюмов и декораций.

Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных сцен  на занятии. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место действия, исторические явления, представителей различных социальных слоев. Например, во время игры «Колесо истории» посвященной А.В. Суворову ребята разыгрывали сценки из жизни полководца, перевоплощались в его современников: Екатерину II, ее фаворита Г. Потемкина и др.

Театрализованные игры  отличаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанавливать реальную историческую эпоху. Сценарий или программа игры задают ее общий ход. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут участвовать все учащиеся данной группы.

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация прошлого, но действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы (дискуссия участников). Роль преподавателя сводится к постановке проблемы  и промежуточных вопросов, распределению ролей. Результат игры заранее не предопределяется, может быть предложено несколько решений или не принято ни одного. Главное в игре – участие каждого учащегося в обсуждении проблемы.

Игра как способ работы учащихся с источниками, нормативными актами.

Работа с источником должна быть, прежде всего, интересной, увлекательной, направленной на стремление понять источник и увидеть за ним реалии прошлого и настоящего.

Игра призвана решить следующие задачи:

 во-первых, к источнику должно быть привлечено внимание как можно большего количества ребят;

 во- вторых, следует использовать разнообразные источники;

в-третьих, игра должна научить извлекать информацию из источников и убедить, что в познании анализ источника является самым главным умением, поэтому источник нескучен, интересен и полезен.

Условия проведения игры следующие:

1. В игре участвуют несколько команд, по 5 – 6 человек в каждой команде. (Можно организовать и личное первенство, но участие команд привлекает больше болельщиков).

2. Игра проходит в несколько этапов (туров, испытаний). На каждом этапе анализируется один источник. Количество этапов определяется заранее организаторами игры.

3. Половина источников раздается заранее (за 7 – 10 дней), вторую половину команды получают во время игры.

4. Вместе с источниками команды получают план анализа источника.

5. К началу игры команды должны подготовить в письменном виде анализ тех источников, которые они получили заранее.

6. Организаторы игры должны подготовить для зрителей и болельщиков экземпляры с текстами источников.

7. В ходе игры команды должны показать умение извлекать информацию из источника, делать выводы. Оценивается не только количество фактов, которые сумели увидеть игроки в источнике, но и то, как это было сделано: эмпирическим или аналитическим путем. Оценивает работу команд жюри, которое должно быть и компетентным, и довольно оперативным.

Во время проведения урока: «Гражданином быть обязан…» я использовала следующие источники: Всеобщая Декларация прав человека, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.(см. Прил. №4)

Для активизации познавательной деятельности учащихся работа с источником прошла следующие этапы:

- краткая характеристика Конституции РФ, согласно общепринятым принципам и нормам международного права; введение новых знаний «Гражданские права и обязанности»; анализ статей Конституции РФ по второй главе «Права и свободы человека и гражданина». Для выявления гражданских прав и свобод граждан РФ участники игры определяют в каких статьях они указаны, и заполняют графу таблицы. Закрепление полученных знаний об основных и процедурных правах через коллективное обсуждение и выполнение заданий с рисунками в «Рабочей тетради». Для того, чтобы привлечь внимание учащихся я использовала иллюстрации из сказок и на основе статей Конституции РФ участники игры пишут правильные ответы на вопросы к картинкам, получают жетоны за правильные ответы. Учащиеся с интересом выполняют данные задания.

- Коллективная работа с таблицей «Обязанности гражданина», и анализ соответствующих статей Конституции РФ; работа со схемой «Иерархия (соподчинение) нормативных актов»; краткая характеристика Гражданского кодекса РФ. Во время работы с таблицей учащиеся правильно соотносившие статьи получали жетоны.

- Для подведения итогов урока и закрепления полученных знаний проводится викторина «Ваши права»

В процессе всего урока регулярно выявляются результаты личного первенства участников игры.

Заключение

Во внеклассной работе заложены возможности формирования интереса к предмету истории, к профессии. Учащиеся в ходе игры приобретают по собственному желанию новые знания и навыки. Использование форм популярных телепередач для внеклассных мероприятий всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что могут проводиться практически в любой параллели, во всех группах и по любой теме. Например, во время игры «Колесо истории» по теме «История создания морской формы» учащиеся закрепляют в памяти основные факты из истории морского военного флота в России. Данная игра способствует развитию у учащихся речного училища интереса к выбранной профессии.

Важное место в жизни подростка занимает образовательное учреждение, который как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Этот потенциал училища может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать гражданственность подростков. Среди множества условий одно из важнейших – умение преподавателя управлять процессом воспитания юных граждан, дифференцированно, на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей.


Список использованной литературы:

1. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 -2005 годы: Федеральная целевая программа

2. Комментарий к стратегии «О государственной молодежной политике» // Профессиональное образование Столица. – 2007.-№3

3. О.С Газман Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. – 1990. -№7.

4. Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. – 1995. - №5.

5. В.Г. Торосян. История образования и педагогической мысли. М. 2006 год.

6 А.С. Макаренко. Педагогические сочинения: В8т.М., 1983-1985.

7. М. В. Короткова «Нетрадиционные формы уроков» Журнал: Преподавание истории и обществознания в школе, 2007 №7, (стр.28-36).

8. Л.Н. Малая Ролевая игра как средства мотивации. // Профессиональное образование Столица. – 2007. - №4.

9. Н.В. Демидова Современные образовательные технологии. // Профессиональное образование Столица. – 2007. - №2.

10.  Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как перестать беспокоится и начать жить. М., 2000.

11. Круглый стол «Трансформация современных цивилизаций: постиндустриальное и постэкономическое общество» // Вопросы философии. 2000


[1] Круглый стол «Трансформация современных цивилизаций: постиндустриальное и постэкономическое общество» // Вопросы философии. 2000

[2] М. В. Короткова «Нетрадиционные формы уроков» Журнал: Преподавание истории и обществознания в школе, 2007 №7, (стр.28-36).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики

Предмет «Информационные технологии» один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.На уроках по «Информационным технологиям» проектная деятельность решает важную про...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ИТАЛЬЯНСКИХ ПОЭТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Работая много лет в школе с углубленным изучением итальянского языка, пришла к выводу, что очень важно с первого года обучения прививать ученикам любовь к поэзии, развивать вкус и способности. Предста...

Развитие творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Основная цель развития исследовательской деятельности учащихся – обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов и явлений, видение путей и способов решения и...

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...