Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»
материал по теме
Предлагаю ознакомиться с обобщением многолетнего опыта работы с детьми и родителями в объединении дошкольников "Азбик", которое осуществляет свою деятельность во Дворце творчества детей и молодежи г.Волжского Волгоградской области с 2000 года. В данном описании представлен опыт проведения совместных занятий с детьми и их родителями по программе "Уроки здоровья". Цель таких занятий - развитие у детей и родителей желания беречь свое здоровье , интереса к физкультуре, спорту и здоровьесберегающим методикам, обучение способам профилактики нарушений здоровья, поддержания мотивации вести здоровый образ жизни. Предложенная в опыте система взаимодействия педагога, детей и родителей позволяет организовать оздоровительную и воспитательную работу в объединении дошкольников "Азбик" по трем основным направлениям:
- Укрепление физического и психического здоровья детей.
- Обучение родителей двигательным упражнениям, релаксационным техникам, укрепляющим здоровье и психику ребенка, методам воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни.
- Воспитание нравственной культуры детей, уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_uroki_zdorovya.doc | 76 КБ |
prilozheniya_k_opytu.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи г.Волжского Волгоградской области
Отдел методической работы
Обобщение передового педагогического опыта по теме:
«Технология организации и проведения совместных занятий
с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»
Автор: методист и педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Захарова Ирина Анатольевна
Волжский
2012
- Информационно-справочные сведения об опыте.
1.1.Тема опыта: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни».
1.2.Автор опыта: педагог дополнительного образования И.А.Захарова
1.3.Место эффективного функционирования опыта: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи г.Волжского Волгоградской области, комплексное объединение дошкольников «Азбик» , 404122 Волгоградская область, г.Волжский, ул.Набережная 4, тел:316503.
1.4.Новизна опыта. Опыт эвристический.
1.5.Длительность функционирования опыта. С 2000года.
1.6.Опыт представлен данным описанием и приложениями:
Приложение № 1. Дополнительная образовательная программа
«Уроки здоровья».
Приложение № 2. Лекция для родителей.
Приложение № 3 Сценарии занятий.
Приложение № 4. Раздаточный и демонстрационный материал.
Приложение № 5. Анкета для родителей.
Приложение № 6. Диск с файлами «Лекция» (презентация – наглядный материал для проведения лекции для родителей), видеофрагменты «Мастер-класс», «Мастер-класс 1», демонстрирующие упражнения для формирования правильной осанки и расслабления.
2.Технологические сведения об опыте.
2.1.Актуальность опыта.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- малоподвижный образ жизни становится нормой для взрослых и детей, что приводит не только к ухудшению здоровья, но и к появлению трудностей в учении;
- несформированность у детей уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, интереса к занятиям физкультурой и спортом, желания побеждать в себе отрицательные привычки и недуги;
- дети перенимают привычки родителей не соблюдать режим, употреблять вредные продукты в пищу, заменять прогулки на свежем воздухе просмотром телепередач или компьютерными играми, не предупреждать заболевания употреблением витаминов и полезных веществ, а лечить их антибиотиками;
- родители не владеют методами воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни, не знают двигательных упражнений и релаксационных техник, укрепляющих здоровье и психику ребенка;
- не разработаны программы совместных с детьми и родителями занятий, мотивирующих родителей заниматься формированием здорового образа жизни в семье (имеющиеся программы работы с детьми по этой проблеме включают в себя лишь обучающие занятия с детьми, спортивные праздники с участием родителей или без, родительские собрания или клубы).
В данном опыте решены следующие проблемы:
- разработана дополнительная образовательная программа совместных занятий с детьми и родителями «Уроки здоровья», реализуемая в рамках программы комплексного объединения дошкольников «Азбик», и методический комплекс к ней (конспекты занятий, дидактические игры, наглядный и раздаточный материал, методы оценки эффективности занятий) (Приложения 1 , 2, 3);
- разработана технология организации и проведения совместного занятия с детьми и родителями;
- в комплексном объединении «Азбик» у детей сформирован интерес к занятиям физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни;
- родители обучены методам воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни, двигательным упражнениям и релаксационным техникам, и сами мотивированы на формирование в семье здорового образа жизни.
2.2.Задачи, решаемые в опыте.
1. Разработать и апробировать систему совместных занятий с детьми и родителями «Уроки здоровья», способствующих формированию здорового образа жизни.
2. Разработать технологию организации и проведения совместных занятий с детьми и родителями, выявить условия их эффективности и результативности.
3. Мотивировать детей и родителей к активному участию в занятиях «Уроки здоровья», к формированию здорового образа жизни в семье.
4. Обучить родителей методам воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни, двигательным упражнениям и релаксационным техникам, укрепляющим здоровье и психику детей.
2.3.Педагогические средства, используемые в опыте:
- условия эффективности занятий «Уроки здоровья»
- организация предварительной работы с детьми и родителями,
- особая структура совместных занятий;
- формы организации деятельности детей и родителей на совместном занятии;
- использование специальных упражнений на совместном занятии (обучении в деятельности): двигательных, релаксационных, игровых;
- комплект раздаточного материала и рекомендации по его использованию в домашних условиях после каждого занятия.
2.4. Технология опыта.
Условия эффективности занятий.
Так как «Уроки здоровья» являются частью общей программы комплексного объединения дошкольников «Азбик», включающей в себя 6 направлений работы по подготовке детей к обучению в школе, то совместные занятия «Уроки здоровья» проводятся 1 раз в месяц, продолжительность одного занятия 1 час. В группе 12 детей, на совместном занятии с каждым ребенком может присутствовать один или несколько родителей
Система занятий «Уроки здоровья» (Приложение № 1) включает в себя:
1.Подготовительные занятия: одно с детьми и одно с родителями.
2. 7 совместных занятий.
3. Обобщающее занятие в форме эстафеты-викторины.
4. Анкетирование родителей с целью оценки эффективности занятий.
Родители не должны быть зрителями, на протяжении всего занятия они – активные участники. Это достигается использованием различных форм организации деятельности детей и родителей на занятии.
Чтобы занятия были интересны и полезны и детям и родителям, каждое занятие должно включать в себя игровой элемент и в то же время нести полезную информацию.
Предварительная работа с детьми и родителями включает в себя одно занятие с детьми на тему «Если хочешь быть здоров» и одно занятие с родителями в форме лекции с элементами дискуссии «Для чего нужны уроки здоровья?». Соответственно первое призвано мотивировать детей , а второе – родителей на участие в уроках здоровья.
Занятие с детьми на тему «Если хочешь быть здоров» проводится в форме коллективного обсуждения следующих вопросов:
- что значит «человек здоров» и «человек болен»?
- что необходимо человеку, чтобы не болеть?
- что делать, если человек уже заболел?
Результатом обсуждения становится «Карта здоровья» (Приложение № 4), которую заполняет каждый ребенок. В карте символически изображены основные моменты, которые каждый ребенок определяет для себя необходимыми для поддержания здоровья (правильное питание, свежий воздух, движение, режим, хорошее настроение, отдых, духовное здоровье и т.д.) Дети сами делают вывод, что не знают как правильно питаться, какие нужны упражнения для развития силы и ловкости, а какие для отдыха, выражают желание всему этому научиться и вместе с педагогом принимают решение проводить один раз в месяц вместе с родителями «Урок здоровья». Для детей-дошкольников важно, чтобы их родители занимались вместе с ними. Так они чувствуют поддержку близких, это помогает преодолеть застенчивость.
Лекция для родителей (Приложение 2, Приложение 6 файл презентация «лекция») включает в себя два подробно освещенных вопроса:
1.Современные проблемы формирования здорового образа жизни в семье, факты из школьной жизни, демонстрирующие значение данной работы для будущих первоклассников и их родителей.
2.Введение в дополнительную образовательную программу «Уроки здоровья», ее роль и место в общей программе комплексного объединения дошкольников «Азбик». Значение именно совместных занятий с детьми и родителями.
Элементы дискуссии необходимы в данной лекции для того, чтобы учесть мнение родителей и при необходимости скорректировать планируемую работу. Родители должны коллективно принять решение об участии в «Уроках здоровья». На совместном занятии каждый ребенок обязательно должен быть хотя бы с одним с родителем, так как многие задания дети выполняют в паре со своими родителями.
Структура совместного занятия с детьми и родителями отличается в зависимости от темы и целей.
Занятие №1 «Путешествие к доктору Пилюлькину» (Приложение № 2) решает задачи формирования у детей образа здорового человека (значение режима и правильного питания) и должно заинтересовать детей и родителей в проведении уроков здоровья. Поэтому занятие проводится в форме путешествия к сказочному персонажу, вооружает и детей и родителей полезной информацией, демонстрирует методы воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни. Структура занятия:
1.Подготовительный мотивационный блок (повторение методом мозгового штурма знаний, полученных детьми и родителями на подготовительных занятиях, мотивацию к путешествию – создание игровой ситуации).
2.Основной блок (путешествие, выполнение заданий, которые дает доктор Пилюлькин, между ними двигательные упражнения).
3.Подведение итогов, рефлексия (обобщение полученной информации, рекомендации родителям и детям).
Занятия, основная цель которых обучение двигательным и релаксационным упражнениям (занятия № 2, 3, 4, 5, 6, 7) имеют следующую структуру (Приложение 2):
1.Подготовительный мотивационный блок (создание положительного настроя, мотивация на занятие и разминочные упражнения).
2.Познавательный блок («Школа юных олимпийцев», информация о различных видах упражнений, правилах их выполнения).
3.Основной двигательный блок (упражнения для развития двигательной активности, формирования правильной осанки, релаксационные)
4.Игровой блок или блок творчества (подвижные, дидактические игры, рисование или конструирование).
5.Подведение итогов и рефлексия (обобщение полученной в ходе занятия информации, выяснение эмоционального состояния, рекомендации).
«Школа юных олимпийцев» - использование в ходе каждого занятия информации, связанной с олимпийским движением. Это развивает познавательный интерес к физкультуре и спорту, расширяет кругозор детей. Достижения великих спортсменов и рассказы о том, каким путем они достигли своих успехов, с какими трудностями встречались и как научились преодолевать препятствия, способствуют развитию у детей мотивации достижения успеха, целеустремленности, настойчивости.
Занятие № 8 «Олимпийские игры» - контрольно-обобщающее занятие, которое проводится в форме соревнований и решает задачи: обобщение полученных знаний, демонстрация двигательных умений (бег, прыжки, броски) в ситуации состязания. Его структура:
1.Подготовительный мотивационный блок (настрой на соревнования)
2.Основной - соревнование включает в себя:
-викторину по вопросам «Школы юных олимпийцев», о правилах питания, гигиены, соблюдения режима и др.;
-эстафету;
-музыкальный конкурс.
3.Подведение итогов. Награждение.
Формы организации деятельности детей и родителей на совместном занятии.
На каждом занятии обязательно использование заданий, предполагающих разные формы организации деятельности детей и родителей:
- Индивидуально. Дети выполняют одно задание (детское), а взрослые в это же время другое.
- В парах (каждый ребенок со своим родителем)
- В группах (по 6 человек – 3 взрослых и 3 ребенка)
- Коллективно.
Например, на занятии № 1«Путешествие к доктору Пилюлькину»:
1.Индивидуально: дети играют в игру «Отправляемся за покупками», где каждый ребенок покупает только полезные продукты, а взрослые в это время определяют полезные и вредные продукты, которые продаются в магазинах (по листу с описанием витаминов и вредных добавок).
2.В парах: каждый ребенок со своим родителем решают, в какое время они будут завтракать, обедать, полдничать и ужинать, и рисуют стрелки на заготовленных циферблатах.
3.В группах выполняется задание на определение правил, которые необходимо выполнять во время еды (собирают разрезанную картинку, склеивают ее и раскрашивают)
4.Коллективно выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, на закрепление знаний о режиме дня, релаксационные. (Приложение № 2, Приложение № 6 файл «мастер-класс 1» )
Использование специальных упражнений на совместном занятии необходимо для:
- обучения взрослых методике проведения данных упражнений (двигательных, релаксационных, игровых);
- развития двигательной активности детей, поддержания двигательной активности взрослых;
- создания ситуации успеха у детей на физкультурных занятиях, что способствует развитию мотивации к занятиям физкультурой и спортом.
Поэтому каждое упражнение сопровождается комментариями и рекомендациями педагога, поясняющими следующие моменты:
- для чего необходимо данное упражнение, на что оно направлено,
- каковы правила его выполнения (что можно и что нельзя),
- в каких условиях данное упражнение эффективно, а в каких просто является способом смены деятельности,
- в какое время и как часто использовать выполнять упражнение дома с детьми,
- как усложнить упражнение (или изменить, разнообразить).
Виды упражнений:
- упражнения пальчиковой гимнастики,
- общеукрепляющие упражнения на развитие силы и ловкости,
- бег, бег с препятствиями,
- разнообразные прыжки,
- упражнения на формирование правильной осанки (Приложение № 6 файл «мастер-класс»),
- упражнения на расслабление мышц (Приложение № 4),
- упражнения на снятие усталости и создание положительного эмоционального настроя (Приложение № 6 файл «мастер-класс 1»),
- подвижные игры.
Так как «Уроки здоровья» разрабатывались для работы с дошкольниками и их родителями, каждое упражнение или комплекс упражнений украшается ритуальностью, или сказочной интригой, или элементами юмора. Это дает возможность превратить физические упражнения в веселое развлечение.
Комплект раздаточного материала (Приложение № 4), который получают родители и дети после каждого занятия, включает в себя:
-теоретические сведения, которые пригодятся родителям и детям в дальнейшем (например, описание витаминов и полезных веществ, а также вредных добавок и аллергенов, которые содержатся в продуктах питания),
- комплексы упражнений и описание подвижных игр, которые можно использовать дома (например, комплекс утренней гимнастики, способствующей формированию правильной осанки, комплекс релаксационных упражнений или упражнений пальчиковой гимнастики),
- задания, которые рекомендуется выполнять дома для закрепления полученных знаний и воспитания стремления к здоровому образу жизни (заполнение таблиц «Какие правила я выполняю», «Дневник здоровья», кроссворды и занимательные задачи).
Заполнение таблиц имеет еще и большое значение для мотивации родителей вести данную работу в семье. Например, на занятии № 1 «Путешествие к доктору Пилюлькину» дети вместе с родителями определили несколько правил, которые необходимо выполнять во время еды. Сообща решили, что будут в дальнейшем соблюдать эти правила. Для контроля служит таблица, которую необходимо заполнять каждый день во время завтрака, обеда, полдника и ужина. На следующем занятии эти таблицы анализируются детьми и родителями, выделяются правила, над выполнением которых еще нужно поработать. Родители не могут не выполнять данную рекомендацию, так как результат будет контролироваться.
2.5.Результативность опыта.
Разработанная дополнительная образовательная программа совместных занятий с детьми и родителями «Уроки здоровья», может быть реализована не только в рамках программы комплексного объединения дошкольников «Азбик», но и в любом детском объединении с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста и их родителями.
Технология организации и проведения совместного занятия с детьми и родителями может быть использована педагогом при организации совместных занятий с детьми любого возраста и их родителями не только в направлении формирования здорового образа жизни, но и в любом другом направлении с различной тематикой. Данная технология апробирована и при проведении других видов совместных занятий:
- интеллектуально-познавательные игровые совместные занятия – обобщение знаний по определенной теме (в которых закрепляются знания и умения детей, полученные на занятиях, и одновременно родители обучаются методике проведения дидактических игр и упражнений),
- воспитательные досуговые мероприятия в объединении, посвященные праздникам и сезонным календарным событиям («Праздник зимующих птиц», «День защитника Отечества», «Мама – золотая прямо», Дни именинников, «Здравствуй, школа!» и др.),
По активности и желанию участвовать в «Уроках здоровья», а также по качеству выполнения рекомендаций видно, что у детей и родителей сформирован интерес к занятиям физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни. Они знают:
-что необходимо человеку для здоровья, значение режима, правильного питания, дыхания, физкультуры, сохранения духовного здоровья,
-основные правила питания, полезные и вредные продукты,
- витамины и полезные микроэлементы, их значение и содержание в разных продуктах,
- основные виды общеукрепляющих упражнений, виды спорта,
-имеют представление об истории Олимпийских игр, достижениях спортсменов.
Умеют выполнять упражнения на:
-развитие силы и ловкости,
- развитие моторики (пальчиковая гимнастика),
- формирование навыка правильного дыхания,
-формирование правильной осанки,
- расслабление мышц,
-снятие усталости и создание положительного эмоционального настроя.
У детей развита мотивация достижения успеха и умение подчиняться правилам в подвижных играх и соревнованиях.
Перечисленные знания и умения диагностируются во время контрольно-обобщающего занятия «Олимпийские игры».
Родители мотивированы на формирование в семье здорового образа жизни и обучены:
- методам воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни (как приучать ребенка к соблюдению режима дня, выполнению гигиенических процедур, правил поведения; как решать проблему покупок продуктов с вредными добавками - жевательные резинки, леденцы и т.д.; как вместе с ребенком совершать покупки полезных продуктов и заниматься физкультурой);
- двигательным упражнениям и релаксационным техникам, которые будут применять для физического развития детей, расслабления и снятия усталости дома, когда ребенок пойдет в школу.
По результатам анкетирования родителей (Приложение № 5), которое проводится в конце учебного года можно сделать следующие выводы:
100% родителей удовлетворены организацией и проведением «Уроков здоровья»,
100% признали, что информация, полученная в ходе данных занятий полезна,
75% отметили совершенную новизну полученной информации,
100% родителей ответили, что будут использовать полученные знания и умения в дальней шей работе со своими детьми.
3.Сведения об использовании опыта в массовой практике.
3.1.Условия эффективного функционирования опыта.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи высшей категории.
Педагог работает в комплексном объединении дошкольников «Азбик» с педагогической нагрузкой 6 часов в неделю (из них 3 – занятия с детьми, 3 – лекции, консультации, практикумы с родителями). Совместные занятия «Уроки здоровья» проводятся 1 раз в месяц.
В объединении занимаются дети 5-6лет – будущие первоклассники, в объединение принимаются все желающие, в группе не более 12 обучающихся.
Объединение полностью обеспечено материально-технической базой в соответствии с программой. Для проведения «Уроков здоровья» объединение использует спортивный зал ДТДМ с имеющимся спортивным инвентарем.
3.2.Научно-практические основы опыта.
Н.И.Дереклеева: назначение уроков здоровья в том, чтобы развивать у ребенка желание любить занятия спортом, любить себя и свое тело, формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.
М.М.Безруких, Т.А.Филлипова (специалисты Института возрастной физиологии Российской Академии Образования): формирование у детей представления о здоровом образе жизни и развитие стремления быть здоровым в игровой обучающей деятельности.
И.А.Захарова (автор опыта): родители дошкольников – не сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса в объединении дошкольников «Азбик».
3.3. Рекомендации последователям опыта.
Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе вообще сложно, а убедить их выполнять вместе с детьми физические упражнения сложно вдвойне. Поэтому необходимо подготовить родителей к участию в совместных занятиях с помощью лекций, консультаций, индивидуальных бесед.
В каждом родительском коллективе есть активисты, на поддержку которых педагог может опереться. С такими родителями можно провести несколько бесед заранее, то есть «закинуть удочку». Родители смогут обсудить проблему формирования принципов здорового образа жизни у детей до вмешательства педагога. У них будет повод поразмышлять над этой проблемой, у них возникнут вопросы к педагогу. В этот момент педагог может предложить программу «Уроки здоровья» как возможное решение проблемы.
Принцип добровольности – самое главное условие для эффективности данных занятий. И родители, и дети самостоятельно добровольно решают принимать участие в подобных занятиях, задача педагога - мотивировать их, подвести к пониманию необходимости и важности «Уроков здоровья».
Важно показать родителям, что научиться правильно проводить с детьми упражнения и игры дома можно только в деятельности, то есть родителям необходимо самим выполнять все эти упражнения и играть в игры.
Первое совместное занятие должно содержать больше дидактических игр и заданий, меньше двигательных. Двигательные упражнения должны быть простыми и доступными для запоминания. На последующих занятиях двигательный комплекс усложняется постепенно. Это дает возможность взрослым постепенно входить в ритм физкультурных занятий.
Важно, чтобы и сам педагог был активным участником всех игр и упражнений на занятиях, демонстрировал силу, ловкость, быстроту и выносливость. Находиться в стороне и подавать команды детям и родителям, не выполняя с ними вместе упражнения – это значит, демонстрировать свой непрофессионализм. Если же родители и дети смотрят на веселого, жизнерадостного, спортивного педагога, то думают: «Если он может, то и мы сможем!» Никогда не следует забывать, что самая сильная мотивация к действию – мотивация личным примером.
Предварительный просмотр:
Приложения к обобщению опыта.
Приложение 1.Фрагмент дополнительной образовательной программы совместных занятий с дошкольниками и их родителями «Уроки здоровья»
Тематический план.
№ | Содержание | Теор. | Практ. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Занятие с детьми «Если хочешь быть здоров» Лекция для родителей «Для чего нужны уроки здоровья» Занятие № 1 «Путешествие к доктору Пилюлькину» Занятие № 2. «Значение осанки в жизни человека» Занятие № 3. «Гигиена юных олимпийцев» Занятие № 4. «Движение – есть жизнь» Занятие № 5. «Бег вчера и сегодня» Занятие № 6 «Бег в стране юных олимпийцев» Занятие № 7 «Прыжки в жизни человека» Занятие № 8. «Олимпийские игры» | 1 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин | 1 1 45 мин 45 мин 45 мин 45 мин 45 мин 45 мин 1 |
Итого: | 2,5 | 7,5 | |
Всего: 10 часов |
Содержание занятий.
Занятие с детьми на тему «Если хочешь быть здоров».
Форма проведения: коллективное обсуждение следующих вопросов:
- что значит «человек здоров» и «человек болен»?
- что необходимо человеку, чтобы не болеть?
- что делать, если человек уже заболел?
Практическая деятельность: каждый ребенок заполняет «Карту здоровья». В карте символически изображены основные моменты, которые каждый ребенок определяет для себя необходимыми для поддержания здоровья (правильное питание, свежий воздух, движение, режим, хорошее настроение, отдых, духовное здоровье и т.д.) Дети сами делают вывод, что не знают, как правильно питаться, какие нужны упражнения для развития силы и ловкости, а какие для отдыха, выражают желание всему этому научиться и вместе с педагогом принимают решение проводить один раз в месяц вместе с родителями «Урок здоровья».
Лекция для родителей «Для чего нужны уроки здоровья».
1.Современные проблемы формирования здорового образа жизни в семье, факты из школьной жизни, демонстрирующие значение данной работы для будущих первоклассников и их родителей.
2.Введение в дополнительную образовательную программу «Уроки здоровья», ее роль и место в общей программе комплексного объединения дошкольников «Азбик». Значение именно совместных занятий с детьми и родителями.
Родители коллективно принимают решение об участии в «Уроках здоровья».
Занятие №1 «Путешествие к доктору Пилюлькину»
Форма проведения: путешествие к сказочному персонажу «доктору Пилюлькину»
Формирование у детей образа здорового человека (значение режима и правильного питания), повторение методом мозгового штурма знаний, полученных детьми и родителями на подготовительных занятиях.
Путешествие, выполнение заданий, которые дает доктор Пилюлькин, между ними двигательные упражнения.
Обобщение полученной информации, рекомендации родителям и детям.
Занятие № 2. «Осанка в жизни человека»
Теоретические сведения. Понятие об Олимпийских играх. Символика: олимпийские кольца, знамя, девиз. Первые олимпийские игры. Парад.
Значение правильной осанки. Способы формирования правильной осанки. Что может испортить осанку.
Практическая работа. Комплекс упражнений, способствующих формированию правильной осанки без предметов и с предметами. Специальные упражнения по формированию правильной осанки.
Занятие № 3. «Гигиена юных олимпийцев».
Теоретические сведения. Значение соблюдения гигиены для сохранения здоровья. Гигиенические действия, которые необходимо выполнять юным олимпийцам.
Рассказ о трехкратной олимпийской чемпионке Вильме Рудольф. Как стать такими же сильными и упорными.
Практическая работа. Упражнения и подвижные игры, которые могут служить комплексом утренней зарядки. Упражнения с предметами в роли цирковых артистов. Упражнения для отдыха.
Занятие № 4. «Движение есть жизнь».
Теоретические сведения. Значение движения в жизни человека. Общеукрепляющие упражнения и активные игры.
Рассказ о Пьере де Кубертене и возрождении олимпийских игр. О награждении победителей.
Практическая работа. Двигательные упражнения, направленные на развитие внимательности и наблюдательности. Комплекс упражнений с предметами, направленных на развитее двигательной активности. Движения, выполняющиеся сидя на стуле, которые развивают силу мышц ног.
Занятие № 5. «Бег вчера и сегодня».
Теоретические сведения. Значение бега в жизни человека.
Рассказ об истории необычного марафона и слове «Неникамен».
«Нужно», «можно» и «нельзя» в беге.
Практическая работа. Комплекс упражнений для развития навыков бега. Подвижные игры. Релаксация.
Занятие № 6. «Бег в стране юных олимпийцев».
Теоретические сведения. Значение бега в преодолении препятствий.
Что такое «марафон». Рассказ о 111 Олимпийских играх в Америке и почтальоне Феликсе Карвайле.
Практическая работа. Комплекс упражнений для бега с препятствиями. Подвижные игры с преодолением препятствий. Упражнения на снятие усталости после физических нагрузок.
Занятие № 7. «Прыжки в жизни человека».
Теоретические сведения. Значение прыжков для здоровья, развития силы и ловкости мышц тела. Виды прыжков: в длину, высоту, с места, с разбега.
Рассказ о необычных историях с прыжками во время олимпийских игр. Танец – разновидность прыжка.
Практическая работа. Комплекс упражнений с различными видами прыжков. Комплекс танцевальных упражнений.
Занятие № 8 «Олимпийские игры» - контрольно-обобщающее.
Форма проведения: соревнования
Обобщение полученных знаний, демонстрация двигательных умений (бег, прыжки, броски) в ситуации состязания.
Викторина по вопросам «Школы юных олимпийцев», о правилах питания, гигиены, соблюдения режима и др.;
-эстафета;
-музыкальный конкурс.
-подведение итогов и награждение.
По окончании занятий проводится анкетирование родителей с целью диагностики эффективности «Уроков здоровья» в работе по формированию принципов здорового образа жизни.
Литература.
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в дет. саду: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1992.
- М.М.Безруких, Т.А.Филлипова. Разговор о правильном питании.М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- П. П. Буцинская и др. Общеразвивающие упражнения в дет. саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.
- Н.И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.-М.: ВАКО, 2004.
- Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены/ авт-сост. Е.А.Радюк.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. С.Е.Гаврина и др.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.:АРКТИ, 2005.
Приложение № 2. Текст лекции для родителей «Для чего нужны уроки здоровья».
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
Если педагог, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики — минутки отдыха для души и тела ребенка.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!»
Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах (всего опрошено 200 учащихся) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до I процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
Но мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, необходимо сделать гораздо больше, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Пока ребенок маленький – ему все интересно. Дошкольное детство является наиболее подходящим временем для выработки привычки заботиться о своем здоровье.
С поступлением ребенка в школу все меняется. Родителей беспокоит проблема поддержания мотивации учения у детей. О совместных занятиях физкультурой можно забыть.
Для того, чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники — компьютер, за которым ребенок проводит в еще дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми.
Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.
В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшним теледень среднестатистического ребенка — это 2-3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение сонливость, апатия и т. д. Если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны — это приводит к различною опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.
У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость — это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Факты, которые говорят сами за себя...
- Минимальная норма количества шагов за день для человека — 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
- В 13 лет повышение давления до 130/80 — распространенное явление.
- Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.
- Для того, чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов.
- Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
- По данным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы.
- 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков.
- 30-40% детей имеют избыточный вес.
- По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
- У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца.
- По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
Как помочь ребенку, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.
Ребенок — дошкольник, младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.
Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.
Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент — отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.
Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо.
Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.
Ценностные ориентиры современного общества смещены, безусловно, в сторону материальных ценностей, индивидуализма. Поэтому очень важно формировать у ребенка ценностное отношение к самому себе, к своему здоровью. Это может проявляться:
- в ценностном отношении к своему телесному «Я», что выражается в заботе о своем здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни;
-ценностном отношении к своему душевному «Я», что выражается в самопринятии, в заботе о своем душевном здоровье, в отсутствии комплексов неполноценности;
-ценностном отношении к своему духовному «Я», что выражается в свободе, самостоятельности, самоопределении, самореализации.
Формирование таких ценностных ориентаций у детей – забота родителей и педагогов. Как это сделать правильно? Есть ли такая система работы, позволяющая объединить усилия педагогов и родителей?
Для решения перечисленных выше проблем разработана программа совместных с детьми и родителями занятий «Уроки здоровья».
Цель этих занятий – развитие у детей и родителей желания беречь свое здоровье , интереса к физкультуре, спорту и здоровьесберегающим методикам, обучение способам профилактики нарушений здоровья, поддержания мотивации вести здоровый образ жизни.
Задачи совместных с родителями занятий «уроки здоровья»:
1.Укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Обучение родителей двигательным упражнениям, релаксационным техникам, укрепляющим здоровье и психику ребенка, методам воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни.
3.Воспитание нравственной культуры детей, уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.
Приложение № 3. Сценарий занятия « Путешествие к доктору Пилюлькину.»
Цель : сформировать у детей положительный образ здорового человека, заинтересовать родителей в проведении уроков здоровья.
Задачи: - напомнить детям о значении соблюдения режима дня, правил гигиены, занятий физкультурой и правильного питания для здоровья человека;
-обобщить и закрепить знания детей и родителей о полезных и вредных продуктах питания;
-организовать совместную деятельность детей и родителей с целью знакомства с основными правилами питания;
-определить основные режимные моменты, которые необходимо соблюдать дошкольнику для сохранения здоровья;
-вручить каждой семье пакет документов, стимулирующих дальнейшую совместную деятельность детей и родителей в данном направлении.
Оборудование: кукла – доктор Пилюлькин, ширма, магнитная доска, аудиозаписи с веселой музыкой, магнитофон, карточки к игре «Отправляемся за покупками», разрезанные плакаты с правилами питания, карточки с часиками.
Раздаточный материал для детей и родителей: таблицы выполнения правил питания, список продуктов, содержащих витамины и вредные добавки.
План.
1.Мотивационный блок (5 мин)
2.Основной блок (45 мин)
3. Подведение итогов. Рефлексия. (10 мин)
Ход занятия.
1.Мотивационный блок.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о здоровье и о здоровом образе жизни. Давайте вспомним, что же необходимо человеку для того, чтобы быть здоровым?
Дети перечисляют, а педагог зарисовывает на доске:
- правильное питание (сегодня мы будем говорить об этом),
- солнце и свежий воздух (нужно гулять не меньше 2 часов в день),
- вода (тоже поговорим об этом),
- движение (занятия физкультурой и спортом, 10000 шагов в день),
- врачи и лекарства.
Педагог: Помните сказку про Незнайку? Как звали доктора, который жил с Незнайкой в Солнечном городе? Давайте отправимся в путешествие к доктору Пилюлькину, и он нам скажет, не забыли ли мы что-то.
2.Основной блок.
Упражнение «Путешествие»
Пилюлькин: Здравствуйте, дорогие друзья! Кто вы?
- Мы ребята из «Азбика», хотим поговорить о здоровье, о здоровом образе жизни.
Пилюлькин: Я очень рад, что есть в «Азбике» такие дети, которые заботятся о своем здоровье. А я вижу, здесь и родители тоже есть. Здравствуйте! Меня зовут доктор Пилюлькин. Я живу в Солнечном городе с Незнайкой, Знайкой и другими коротышками. Все жители нашего города заботятся о своем здоровье, соблюдают режим и ведут здоровый образ жизни.
Педагог: мы с ребятами тоже хотим быть здоровыми. Вот посмотрите, как мы представляем себе здоровый образ жизни. Мы решили, что человеку для здоровья нужно: правильно питаться, бывать на свежем воздухе, заниматься физкультурой и спортом. Еще человек не может жить без воды. Скажите, доктор, может мы что-то забыли?
Пилюлькин: Какие вы молодцы! Да, человеку необходимо правильное питание, солнце и свежий воздух, вода и физкультура. Но для того, чтобы быть здоровым, нужно все это в меру. Для этого люди придумали режим дня. Питаться, гулять и заниматься физкультурой нужно в определенное время и по определенным правилам. Кроме этого каждому человеку необходим отдых и спокойный сон. Еще вы забыли о том, что нужно содержать свое тело в чистоте. Что это значит, ребята?
- Чистить зубы, мыться, мыть руки.
Педагог: Мы с ребятами знаем, как нужно это делать правильно. Каждый раз, когда мы моем руки и чистим зубы, мы выполняем специальные упражнения для здоровья и силы наших рук и пальчиков. Давайте покажем?
Упражнения для рук.
Пилюлькин: Молодцы! А знаете ли вы, как правильно питаться? Какие продукты полезные, а какие вредные? У меня для вас есть игра, которая называется «Отправляемся за покупками». Стол - это магазин. Вы - покупатели. Карточки на столе - это продукты. Вам нужно выбрать и купить только полезные продукты, а вредные оставить в магазине.
Педагог: Пока наши дети будут делать покупки, родители выполнят задание посложнее. Разделимся на две группы. Одна группа определит, чем же полезны продукты, которые продаются в наших магазинах. Другая группа изучит состав вредных продуктов. Музыка - идет игра.
Педагог: итак, покупки сделаны, и сейчас мы расскажем доктору, что же мы купили.
При обсуждении вредные продукты зарисовываются на доске и зачеркиваются.
Пилюлькин: Какие вы молодцы, справились с заданием! Теперь нужно отдохнуть.
Педагог: для отдыха мы используем упражнения, которые снимают напряжение в мышцах. Для того, чтобы расслабиться, мышца должна сначала сильно напрячься. Давайте попробуем:
Музыка. Упражнения на расслабление мышц лица, шеи, рук, ног.
Педагог: Ребята, давайте попросим доктора Пилюлькина, чтобы он рассказал нам правила, по которым нужно питаться правильно. Мы уже поняли, что кушать нужно в определенное время: утром, днем и вечером. Как это называется?
- завтрак, обед и ужин.
Педагог: А какие еще есть правила?
Пилюлькин: Есть пять основных правил, которые обязательно нужно выполнять. Но я их вам не скажу. Вы сами узнаете. Они спрятаны здесь, в этих конвертах.
Педагог берет конверты. Делит детей и родителей на 5 групп. Каждой группе дается задание : собрать разрезанную картинку, раскрасить ее и узнать правило.
Музыка: выполнение задания.
Правила прикрепляются на магнитной доске и все хором их повторяют.
Педагог: Теперь мы знаем основные правила, которые нужно соблюдать во время еды. У меня есть задание, которые вы, ребята, выполните дома. Вот таблица, в которой слева написаны правила, а сверху - дни недели. Вы вместе с родителями будете каждый вечер заполнять эту таблицу. Напротив правила рисуете улыбку, если вы его выполняли. А если не выполняли - грустинку. А потом принесете эти заполненные листочки, и мы посмотрим, получается ли у нас правильное питание.
А теперь выполним упражнение из пальчиковой гимнастики, которое нужно для отдыха и силы рук.
Упражнение «Лодочки».
Педагог: А сейчас давайте покажем доктору Пилюлькину, как мы умеем выполнять задание вместе со своими мамами, папами и бабушками. Я раздам вам листы, на которых четыре циферблата. Вам нужно, посовещавшись со своими родителями, решить в какое время вы каждый день будете завтракать, обедать, полдничать и ужинать. После этого нарисуйте стрелки.
Музыка - выполняют задание.
Пилюлькин: Теперь вы знаете, что жить нужно по режиму. Я за вас спокоен, вы будете следить за своим здоровьем и правильно питаться. Чтобы лучше запомнить, каким должен быть режим дня, давайте выполним упражнение. Я буду читать стихи, а вы будете изображать, что в них говорится.
Стать здоровым ты решил,
Значит, выполняй режим.
Утром в семь звенит настырно
Наш веселый друг будильник.
Мы проснулись, потянулись,
Маме и солнышку улыбнулись.
На зарядку встала вся
Наша дружная семья.
Упражнения выполняем
И кроватку заправляем.
Зубы чистим, лицо умываем,
Или даже душ принимаем,
Потом полотенцем себя обтираем.
После завтрака всегда
В «Азбик» мы спешим всегда.
После «Азбика» обедать
Не спеша идем домой.
Всегда я мою руки с мылом,
Не надо звать к нам Мойдодыра!
После обеда можно спать,
А можно во дворе играть.
И в мороз, и в жару
Играть на улице люблю.
Мяч, скакалка и ракетка,
Лыжи, санки и коньки
Лучшие друзья мои.
Мама машет из окна.
Значит, мне домой пора.
Потом я делаю задания,
Люблю порисовать и поиграть.
И с папой на кухню мы идем,
Нас ужин мамин вкусный ждет.
После ужина веселье,
В руки мы берем гантели.
С папой спортом занимаемся,
Маме нашей улыбаемся.
Мама от нас не отстает –
В руки скакалку она берет.
Смотрит к нам в окно луна,
Значит спать давно пора.
Я бегу скорей под душ,
Мою и глаза, и уши.
Ждет меня моя кровать.
Спокойной ночи, надо спать.
Завтра будет новый день!
Режим понравился тебе?
Педагог: Спасибо тебе, доктор Пилюлькин. Теперь ребята с родителями , когда придут домой, составят для себя режим дня. И будут стараться его выполнять.
Пилюлькин: Мне пора, ребята. Меня ждут в Солнечном городе. Приходите еще в гости. До свидания.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Давайте повторим коротко то, чему мы научились сегодня.
Рекомендации на дом: заполнять таблицу, составить режим дня.
Приложение 4. Раздаточный материал.
Часики.
Правила.
Правила | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
1.Мою руки перед едой с мылом | |||||||
2.Мою фрукты и овощи перед едой | |||||||
3.Ем небольшими кусочками, не тороплюсь | |||||||
4.Не разговариваю во время еды | |||||||
5.Ем в меру |
Разрезные плакаты
Приложение № 5. Анкета «ОБРАНТАЯ СВЯЗЬ».
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Это поможет педагогу определить результативность проведенных занятий.
1.Удовлетворены ли Вы организацией и проведением «Уроков здоровья»?
- да
- нет
- не совсем.
Если не удовлетворены, то чем ___________________________________
2. Информация, полученная Вами в ходе данных занятий для Вас:
- полезна
- интересна
- совершенно новая
- частично новая
3. Будете ли Вы использовать полученные знания и умения в дальнейшей работе с детьми дома?
- да
-нет
- частично
4. Какие моменты в занятиях Вам больше всего понравились и запомнились?
5. Какие замечания и предложения есть у Вас педагогу по организации и проведению «Уроков здоровья»?
Спасибо за активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей
Любите своего ребенка, он - ваш!...
Методические рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни детей:
Пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка....
Памятки для родителей по формированию здорового образа жизни
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11589929","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]]...
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Сергеевой И.В. МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова «Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры»
Основной моей целью педагогической деятельности по реализации федерального закона является сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие физических способностей, внедрение здоровье...
Статья на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В статье представлены материалы исследования, рассматривающие вопросы физического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в рамках взаимодействия социальных институтов ...