Современные образовательные технологии в рамках компетентностного подхода
статья на тему
Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Цель данной работы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konferentsiya.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в рамках компетентностного подхода
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
(Я.А.Каменский)
Современное российское общество, переживающее период социальноэкономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Требования, предъявляемые к современному выпускнику техникума, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него компетентностей и компетенций познавательной, коммуникативно-информационной и рефлексивной деятельности. Они дают возможность выпускнику ссуза быть компетентным не только в познании, обладать знаниями и умениями по различным учебным дисциплинам, но и применять эти действенные знания в обыденной жизни, быть способным к социальному взаимодействию. Современному обучающемуся необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым.
Главная задача современной системы образования- создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода- это важное условие качества образования.
При этом под компетентностным подходом имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых компетенций. Результатом этого процесса будет формирование общих компетенций личности, это – коммуникация, операция с числами, информационные технологии, работа с людьми, усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности, развитие личностных компетенций…Проблема формирования общих компетенций тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интерактивных.
В рамках дисциплин «Основы права» и «Основы социологии и политологии» мною используются интегрированные уроки. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.
Необходимо прийти к тому, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира.
Мы все сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на земле. Важно дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в нем, соединять в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.
На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.
Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Опираясь на опыт других педагогов и используя, свой собственный я предложила вариант интегрированного урока, разработанного и проведенного мной. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.
Технологическая карта занятия
Дисциплина: «Основы права», «Основы социологии и политологии»
Тема: Брак и семья
Тип: Урок изучения нового материала
Вид: Интегрированный урок
Цели:
Образовательная:
1. Сформировать представление о браке и семье в социологическом и юридическом аспектах;
2. Формирование умений применять знания при решении ситуативных задач.
Развивающая:
- Развитие умений устанавливать взаимосвязь между смежными дисциплинами по одной теме;
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
Воспитательная:
- Воспитание положительной мотивации к учебному труду через стимулирование потребности в формировании познавательной активности у студентов.
Обеспечение урока:
- Методическое обеспечение урока:
- Интегрированный подход к обучению;
- Лекция преподавателей;
- эвристическая беседа;
- презентация по теме;
2. Дидактическое обеспечение:
- СК РФ;
- видеофрагменты;
3. Информационно-компьютерное обеспечение:
- Мультимедийный проектор;
- Презентация по теме;
4. Технические средства обучения:
- телевизор;
- компьютер;
- DVD проектор.
Литература:
Основная:
1. Румынина «Основы права»
2. Кравченко А.И. «Основы социологии»
Дополнительная: Т.В.Кашанина «Основы права»
Домашнее задание
- Письменное сообщение по теме: «Права и обязанности родителей и детей»;
- Составить правила, по которым будет жить ваша будущая семья и сравнить с правилами в вашей родительской семье.
№ | Этапы урока | Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Реализация целей |
1. | Организационный этап | - приветствие; - психологический настрой на совместную деятельность; - проверка готовности к занятию; определение мотивации и постановка целей занятия. | - объявление студентам цели занятия, зафиксированной в плане; - стимулирование положительной мотивации учения и развитие познавательного интереса студентов к изучаемой теме через межпредметные связи, жизненную актуальность. | Слуховое восприятие (слушание) | Воспитание дисциплинированности на уроке; Воспитание положительной мотивации к учебному труду. |
2. | Этап актуализации прежних знаний и умений | Фронтальный опрос по той части материала дисциплины, которая необходима для изучения нового материала. | -целевая установка; - постановка вопросов студентам; - подведение итогов. | - продумывание ответов; - устные ответы на вопросы; - выполнение письменного задания самостоятельно. | Развитие умений устанавливать взаимосвязь между смежными дисциплинами по теме урока. |
3 | Этап изучения нового материала | Изучение темы в ст- рогом соответствии с планом: 1. Семейное право. Источники семейного права; 2. Понятие семьи в двух аспектах; 3. Функции семьи; 4. Брак. Оформление брака. Условия вступления в брак. 5. Значение семьи как социального института в современном мире. 6. Заключение, вывод по теме. | 1. Лекция преподавателя. 2.Объяснение. 3. Постановка проблемной задачи и пути ее решения. 4. Объяснение с применением мультимедийного устройства. Вопросы студентам по ходу объяснения. 5. Организация и проведение дискуссии 6. Обобщение сказанного, подведение итогов. | 1.Слуховое восприятие и осмысление учебного материала, сообщаемого преподавателем, конспектирование. 2. Слуховое восприятие и осмысление учебного материала, сообщаемого преподавателем, конспектирование. 3. Самостоятельное решение проблемной задачи. 4. Зрительное восприятие, слуховое восприятие, ответы на вопросы преподавателей. 5.Активное участие в дискуссии. 6.Перечисление основных моментов изложенного материала, повторение основных выводов. | Обеспечение восприятия и понимания материала – осуществление «обратной» связи – повышение внимания студентов; Развитие коммуникативных умений и навыков. |
4. | Этап закрепления изученного материала. | Решение ситуативных задач | - целевая установка; - определение содержания и порядка работы студентов; - контроль за работой студентов; - подведение итогов работы. | Самостоятельное решение задач с использованием нормативных документов. | Формирование умений применять знания при решении ситуативных задач. |
5. | Этап подведения итогов занятия. Рефлексия | Анализ деятельности студентов на занятии, Выявление эмоционального фона урока. | Выставление и комментирование оценок. Презентация книги Р.Годфрея «Код тинейджеров» | - слуховое восприятие, - участие в игровом моменте. | Развитие позитивной мотивации к изучению дисциплин. |
6. | Домашнее задание | 1. Письменное сообщение по теме «Права и обязанности родителей и детей». 2. Составить правила, по которым будет жить ваша будущая семья, и сравнить с правилами в родительской семье. | - целевая установка; - определение содержания д/з и сроков выполнения. | - слуховое восприятие; - осмысление содержания д/з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии в специальной (коррекционной) школе I, II вида через современные образовательные технологии.
На современном этапе перед школой ставится задача обновления образования на компетентностной основе. Компетентность и деятельнос...
Современные образовательные технологии в рамках ФГОС на уроках математики.
Данная презентация содержит методический материал о том, что такое образовательные технологии. Рассматриваются критерии технологичности в образовании. Так же речь идет о том, что такое современный уро...
Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"
Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....
Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода с использованием современных образовательных технологий на уроках математики в рамках ФГОС"
Выступление для МО, актуально, в рамках внедрения ФГОС второго поколения...
Использование современных педагогических технологий при реализации компетентностного подхода
Современное образование должно отвечать новым требованиям в обучении. Этим требованиям соответствует компетентностно ориентированный подход....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ НОВОГО ТМИ-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Аннотация: В свете современных трендов образования: индивидуализации, дифференциации, персонализации, еще более актуальной становится проблема субъектной индивидуализации обучения. В статье рассматрив...
Презентация "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"
Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"....