Современные образовательные технологии в рамках компетентностного подхода
статья на тему

Бабич Любовь Владимировна

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Цель данной работы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в рамках компетентностного подхода

Все, что находится во взаимной связи,

 должно преподаваться в такой же связи.

(Я.А.Каменский)

    Современное российское общество, переживающее период социальноэкономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Требования, предъявляемые к современному выпускнику техникума, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него компетентностей и компетенций познавательной, коммуникативно-информационной и рефлексивной деятельности. Они дают возможность выпускнику ссуза быть компетентным не только в познании, обладать знаниями и умениями по различным учебным дисциплинам, но и применять эти действенные знания в обыденной жизни, быть способным к социальному взаимодействию. Современному обучающемуся необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с социальными партнерами. Уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым.

Главная задача современной системы образования- создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода- это важное условие качества образования.

                  При этом под компетентностным подходом имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых компетенций. Результатом этого процесса будет формирование общих компетенций личности, это – коммуникация, операция с числами, информационные технологии, работа с людьми, усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности, развитие личностных компетенций…Проблема формирования общих компетенций тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интерактивных.

   В рамках дисциплин «Основы права»  и «Основы социологии и политологии» мною используются  интегрированные уроки. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.

    Необходимо прийти к тому, что к природе и обществу применим единый системный подход, выражающий внутреннее единство мира.

    Мы все сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на земле. Важно дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в нем, соединять в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.

    На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.

    Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

    Опираясь на опыт других педагогов и используя, свой собственный я   предложила вариант интегрированного урока, разработанного и проведенного мной. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

Технологическая карта занятия

Дисциплина:       «Основы права», «Основы социологии и политологии»

Тема:  Брак и семья

Тип:   Урок изучения нового материала        

Вид:   Интегрированный урок

Цели:

Образовательная:

1. Сформировать представление о  браке и семье в социологическом и юридическом аспектах;

2. Формирование умений применять знания при решении ситуативных задач.

Развивающая:

  1. Развитие умений устанавливать взаимосвязь между смежными дисциплинами по одной теме;
  2. Развитие коммуникативных умений  и навыков.

Воспитательная:

  1. Воспитание положительной мотивации к учебному труду через стимулирование потребности в формировании познавательной активности у студентов.

Обеспечение урока:

  1. Методическое обеспечение урока:

- Интегрированный подход к обучению;

- Лекция преподавателей;

- эвристическая беседа;

- презентация по теме;

2. Дидактическое обеспечение:

- СК РФ;

- видеофрагменты;

3. Информационно-компьютерное обеспечение:

- Мультимедийный проектор;

- Презентация по теме;

4. Технические средства обучения:

- телевизор;

- компьютер;

- DVD проектор.

Литература:

Основная: 

1.  Румынина   «Основы права»

2. Кравченко А.И. «Основы социологии»

Дополнительная:  Т.В.Кашанина «Основы права»

Домашнее задание

  1. Письменное сообщение по теме: «Права и обязанности родителей и детей»;
  2. Составить правила, по которым будет жить ваша будущая семья и сравнить с правилами в вашей родительской семье.

Этапы урока

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Реализация целей

1.

Организационный этап

- приветствие;

- психологический настрой на совместную деятельность;

- проверка готовности к занятию;

определение мотивации и постановка целей занятия.

- объявление студентам цели занятия, зафиксированной в плане;

- стимулирование положительной мотивации учения и развитие познавательного интереса студентов к изучаемой теме через межпредметные связи, жизненную актуальность.

Слуховое восприятие (слушание)

Воспитание дисциплинированности на уроке;

Воспитание положительной мотивации  к учебному труду.

2.

Этап актуализации прежних знаний и умений

Фронтальный опрос по той части материала дисциплины, которая необходима для изучения нового материала.

-целевая установка;

- постановка вопросов студентам;

-  подведение итогов.

- продумывание ответов;

- устные ответы на вопросы;

- выполнение письменного задания самостоятельно.

Развитие умений устанавливать взаимосвязь между смежными дисциплинами по теме урока.

3

Этап изучения нового материала

Изучение темы в ст-

рогом соответствии с планом:

1. Семейное право. Источники семейного права;

2. Понятие семьи в двух аспектах;

3. Функции семьи;

4. Брак. Оформление брака. Условия вступления в брак.

5. Значение семьи как социального института в современном мире.

6. Заключение, вывод по теме.

1. Лекция преподавателя.

2.Объяснение.

3. Постановка проблемной задачи и пути ее решения.

4. Объяснение с применением мультимедийного устройства. Вопросы студентам по ходу объяснения.

5. Организация и проведение дискуссии

6. Обобщение сказанного, подведение итогов.

1.Слуховое восприятие и осмысление учебного материала, сообщаемого преподавателем, конспектирование.

2. Слуховое восприятие и осмысление учебного материала, сообщаемого преподавателем, конспектирование.

3. Самостоятельное решение проблемной задачи.

4. Зрительное восприятие, слуховое восприятие, ответы на вопросы преподавателей.

5.Активное участие в дискуссии.

6.Перечисление основных моментов изложенного материала, повторение основных выводов.

Обеспечение восприятия и понимания материала – осуществление «обратной» связи – повышение внимания студентов;

Развитие коммуникативных умений и навыков.

4.

Этап закрепления изученного материала.

Решение ситуативных задач

- целевая установка;

- определение содержания и порядка работы студентов;

- контроль за работой студентов;

-  подведение итогов работы.

Самостоятельное решение задач с использованием нормативных документов.

Формирование  умений применять знания при решении ситуативных задач.

5.

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия

Анализ деятельности студентов на занятии,

Выявление эмоционального фона урока.

Выставление и комментирование оценок.

Презентация книги Р.Годфрея «Код тинейджеров»

- слуховое восприятие,

- участие в игровом моменте.

Развитие позитивной мотивации к изучению дисциплин.

6.

Домашнее задание

1. Письменное сообщение по теме «Права и обязанности родителей и детей».

2. Составить правила, по которым будет жить ваша будущая семья,  и сравнить с правилами в родительской семье.

- целевая установка;

- определение содержания д/з и сроков выполнения.

- слуховое восприятие;

- осмысление содержания д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии в специальной (коррекционной) школе I, II вида через современные образовательные технологии.

На современном  этапе  перед  школой  ставится  задача  обновления образования  на  компетентностной  основе.  Компетентность  и  деятельнос...

Современные образовательные технологии в рамках ФГОС на уроках математики.

Данная презентация содержит методический материал о том, что такое образовательные технологии. Рассматриваются критерии технологичности в образовании. Так же речь идет о том, что такое современный уро...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Использование современных педагогических технологий при реализации компетентностного подхода

Современное образование должно отвечать новым требованиям в обучении. Этим требованиям соответствует компетентностно  ориентированный подход....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ НОВОГО ТМИ-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Аннотация: В свете современных трендов образования: индивидуализации, дифференциации, персонализации, еще более актуальной становится проблема субъектной индивидуализации обучения. В статье рассматрив...

Презентация "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"

Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в рамках нового ТМИ-метода обучения иностранному языку"....