Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии в специальной (коррекционной) школе I, II вида через современные образовательные технологии.
статья по химии по теме
На современном этапе перед школой ставится задача обновления образования на компетентностной основе. Компетентность и деятельность неразрывно связаны между собой. Деятельностный подход в образовании – это процесс учения и деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.Основным результатом учебной деятельности неслышащих школьниковпо химии должен стать набор основных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kompetentsiyam.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Любовь Викторовна
учитель химии
МКС(К)ОУС(К)ОШ№37I II вида
Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии в специальной (коррекционной) школе I, II вида через современные образовательные технологии.
На современном этапе перед школой ставится задача обновления
образования на компетентностной основе. Компетентность и деятельность неразрывно связаны между собой. Деятельностный подход в образовании – это процесс учения и деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.
Основным результатом учебной деятельности неслышащих школьников
по химии должен стать набор основных компетенций. В ходе учебно-воспитательного процесса у учащихся формируются ключевые, общепредметные и предметные компетенции. К ключевым относятся интеллектуальные, гражданско-правовые коммуникационные, информационные. Формирование этих компетенций у неслышащих учащихся способствует приобретению ими социального опыта. К общепредметным компетенциям относятся речевые, мыслительные, практические, компетенции внимания и памяти, владение логическими операциями. Эти компетенции формируются в процессе изучения любой учебной дисциплины, в том числе и химии.
Предметные компетенции формируются в рамках определенного предмета.
В процессе преподавания химии формирую такие предметные компетенции как:
- Понятие о химии, как о неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира.
- Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям.
- Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
- Понимание роли химии в повседневной жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества (экологической, энергетической, продовольственной).
- Химически осознанное, критическое отношение к веществам в быту; умение управлять химическими процессами.
Деятельностно-компетентностный подход к обучению химии осуществляю
через технологии развивающего, личностно-деятельностного и личностно-ориентированного обучения. Для того чтобы урок сделать развивающим:
- заменяю вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Это проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдение решение практических задач, выполнение исследовательских заданий;
- привлекаю учащихся к постановке задач урока, разработке плана урока, его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности;
- учу на уроках химии учащихся анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.
В связи с этим основными интеллектуальными компетентностями,
формируемыми в технологиях развивающего обучения считаю развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Для формирования воображения – использую прием образного представления отсутствующего химического объекта. Обучаю изображать химические объекты или информацию о них в виде символов, схем, условных обозначений, моделей.
Развитие памяти требует реализации приемов запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки учащимися химической информации. Это приемы – запоминание без записей, запоминание путем повторения информации, установление связей между запоминаемым химическим объектом и конкретными символами, графическими изображениями, осмысленное запоминание, эмоциональное запоминание. Одной из важнейших задач стоящих перед образованием, является овладение информационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Реализация этой задачи не возможна без включения информационной компетенции в систему химического образования. Применяю компьютерные технологии для моделирования химических процессов и явлений, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения.
Важной, для неслышащих школьников, в плане выбора будущей
профессии является предпрофильная подготовка. Ее можно осуществлять через организацию элективных курсов. Это один из путей расширения возможностей неслышащего школьника выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. В связи с этим мною разработана программа элективного курса «Химия в быту». Программа (34ч.) предназначена для учащихся 10-11 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"
Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...
Современные образовательные технологии на уроках математики в специальной (коррекционной) школе-интернате I вида
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем д...
Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.
Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...
Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида.
Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида. ...
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...