статья Роль игровых технологий в формировании познавательной компетенции на занятиях иностранного языка
статья на тему
Индивидуальный подход и совметсная работа - успех овладения профкомпетенциями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_davydenkol._n._rol_igr_tehn_v_form_pozn_komp_word_2.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая технология в формировании познавательной компетенции на занятиях иностранного языка
Давыденко Любовь Николаевна
преподаватель
ИТТриС, Иркутск
Новая модель образования – это student-centered model and collaborative approach, т. е. индивидуальный подход и совместная работа. Востребован новый тип личности, обладающий такими компетенциями как социальная, коммуникативная, познавательная, информационная, компетенция, реализующая желание учиться.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность обучающегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; игровая технология обучения и другие.
Как показало проведенное анкетирование среди 1 и 2 курсов СПО, уровень формирования познавательной компетенции по иностранному языку не высокий. Этому есть объяснение. Дисциплина «Иностранный язык» является одной из самых трудных, мотивация изучения низкая.
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя является повышение мотивации к изучению английского языка. Следует отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что студенты сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на занятиях иностранного языка игровых технологий.
Игровые технологии – действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Анализируя разные источники методической литературы о способах формирования всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности студентов, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий. Сухомлинский В.А. писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Раскрывая роль игровой технологии, следует отметить, что она создает особый тип партнерских взаимоотношений между преподавателем и студентами. Игровая технология связана со свободным проявлением сил в процессе человеческой активности и достижением результата, не имеющего утилитарного характера. Актуализация личностного потенциала, формирование познавательной компетенции хорошо обеспечивается через игру. Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому студенту. Есть возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Исследования – наблюдения за игрой и конечным результатом показали, что время игровой деятельности должно быть определенным и занимать по времени не более 30 процентов времени учебного занятия.
Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов) фонетическими (разучивание и театрализация стихотворений), орфографическими (ребусы), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение крылатых выражений). Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности обучающихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр я применяю в работе над любым из видов речевой деятельности (при обучении говорению, аудированию, чтению, а также при развитии различных навыков). Помимо дидактических игр, использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. Ниже приведены примеры игровые элементов на занятиях иностранного языка:
1. Настольная игра - Разрезная грамматика (составить отрицательные, вопросительные предложения по предложенной временной форме, работа в паре по разрезным карточкам)
Пример: Present Simple Passive, отрицательное и вопросительное предложения.
2. Игра – музыкальное «Поле чудес» (в течение 1 семестра на занятиях переводим и слушаем разных английских исполнителей песен, изучаем их биографию, в конце семестра или к праздничному дню проводим игру, включаем музыкальный отрывок, кратко зал комментирует о чем песня, а игроки угадывают исполнителя)
3. Создание речевых игровых ситуаций (купе из 4 человек, все едут и в свободное время каждый занят своим делом: решают кроссворд, обсуждают статью из газеты о чрезвычайной ситуации на железной дороге, общаются-знакомятся, посещение кабины машиниста)
Общение диалоги | Кроссворд | Газета новости | Посещение кабины машиниста |
-Excuse me, it’s a bit stuffy here -YES -May I open the window? - Ok. -Look! What a beautiful place - See. That is the best place in this route. I travel this way one a month on business. | Локомотив, место, касса, билет, зал ожидания | 7 October 2014 – Canada – A train hauling dangerous goods derails near Clair, Saskatchewan. Twenty six of the 100 rail cars derail, two of which leaky petroleum distillate and catch fire. The approximately 50 residences of Clair and surrounding farms are evacuated and Highway 5 is shut down. | (интерактивный словарь с изображением и произношением частей кабины машиниста по ноутбуку) Locomotives’ driver cabs выписать ассоциативный ряд из 5 слов |
4. Игра соревнование «День Валентина» (Загадки - 5, запутанные слова 10, вопросы-5, играют несколько команд по 3 человека, все соревнуются, необходимо набрать для получения оценки минимум 10 баллов – каждый правильный ответ 1 балл, та команда, которая набирает 20 баллов, получает приз)
Пример загадки
This is symbol of a red colour. Pierced with an arrow, denotes eternal love.
….. heart
Пример слова
Orwar - arrow
Пример вопроса
Who was a Valentine who lived 300 years ago? priest
5. Компьютерные игры «Профессор Хиггинс» - грамматика, Интерактивная игра «Транспорт» - профессиональная лексика, «Свободное общение» - разговорные фразы (можно работать одновременно со всей группой или каждой подгруппе выделить время для решения поставленной задачи с помощью компьютерной программы, в то время как остальные работают с преподавателем).
6. Дидактическая игра – кроссворд профессиональной направленности по темам «Система охлаждения», «Устройство локомотива», «Электричество и механика» составляется студентами самостоятельно, используется на разных уровнях. Лучшие кроссворды отправляем на Всероссийские конкурсы и имеем призовые места. Кроссворд профессиональной направленности, эмоционально стимулируя деятельность студентов, придает личностную значимость содержанию изучаемого материала и ориентирует на будущую роль в обществе.
В заключение хотелось бы отметить особую роль игровых технологий в формировании познавательной компетенции. Игровая технология несет в себе следующие компоненты: мотивационный (отношение и интерес к игре, мотивация закладываются в процессе), ориентационный (нравственные установки регулируют поведение студента), содержательно-операционный (способность опираться на имеющиеся знания, умения, способы деятельности), ценностно-волевой (обеспечивает внимание, эмоциональную окрашенность), оценочный (оценка собственных достижений). Все эти компоненты оказывают положительное влияние на формирование познавательной компетенции на занятиях иностранного языка.
Список использованной литературы:
- Борисов Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку. ИЯШ. – 2002. -№ 3. – с. 29-31.
- Ганина Н. С. Игровые технологии. Альманах школы № 139. – 2007. – с. 67 - 68.
- Иванцова Т. Ю. Игры на английском языке. ИЯШ. – 2008. - № 4.
- Конышева Игровой метод в обучении иностранным языкам. СПб.: КАРО «Четыре четверти», 2008.
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск ,2001.
- Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка. Английский язык , № 11 , 2008 – с. 5-6.
- Пукина Т.В. Английский язык. Игровые технологии на уроках и на досуге. Волгоград: Учитель,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА «Игровые технологии в формировании иноязычной компетенции школьников»
В соответствии с нормативным документом Министерства образования и науки РФ целью обучения иностранному языку является «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и ре...
Методический проект «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для формирования познавательного интереса обучающихся к иностранному языку».
Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно...
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах.
В данной статье вы прочитаете о ключевых образовательных компетенциях, узнаете, как формировать учебно-познавательные компетенции на уроке и во внеурочное время....
статья на конференцию"Формирование професиональных компетенций на уроках иностранного языка
Интегрированные занятия как одна из форм формирования профессинальных компетенций....
Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий
Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:• формировать и...
[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов
Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов...
Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"
Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...