[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов
статья ( класс) на тему
Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции студента
средствами иностранного языка
на основе метода проектов
Современный многоголосый мир требует от человека умения общаться на разных языках. Запросы современного общества и технологий предполагают подготовку конкурентно способного специалиста с хорошим владением и профессиональной и повседневной иноязычной лексикой. Современные подходы к преподаванию иностранного языка ставят перед педагогом цель - формирование коммуникативной (лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной и социальной) компетенции.
Возможность изучить иностранный язык дает учебное заведение, но, несмотря на то, что на протяжении нескольких лет студенты изучают иностранный язык, говорить, общаться на нем они не начинают. Разрешение данного противоречия возможно при использовании педагогических технологий, которые дают возможность решать дидактические проблемы по точно заданным целям с гарантированным достижением результата. Технологичным является применение метода проектов на занятии английского языка.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП /б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в обучающей практике. Вместе с тем в зарубежном образовании он активно и весьма успешно развивался.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Таким образом, учебный проект - сформулированное задание для студентов, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности. Фактически задается тема, цель и результат, условия организации самостоятельно-групповой творческой деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую. Как педагогическая технология, он предполагает использование в работе совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотез, их решение;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформления результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на наш взгляд, следующих рекомендаций:
- Поскольку проектная работа дает возможность студентам выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать, желательно поощрять их самостоятельность.
- Проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополни тельный материал.
- Большинство проектов может выполняться отдельными студентами, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей, выдвижении ряда гипотез по той или иной проблеме и другой работе подобного рода.
- Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома. На некоторые из проектных заданий затрачивается часть занятия в колледже, на другие – целое занятие, поэтому в аудитории желательно также держать необходимый для работы над проектом либо его этапом материал (старые журналы, ножницы, клей).
- Для анализа результатов предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются с тем, чтобы студенты могли выполнять их на английском языке. Поощряется сначала черновой вариант, а потом - чистовик. Первые проекты должны быть достаточно простыми, тогда у обучающихся создается впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся:
- Разнообразие как необходимая черта любого хорошего обучения, способствующего поддержанию интереса к учебе.
- Проблемность означает, что студенты используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и для овладения новыми способами его достижения.
- Безусловно, важно, чтобы студент учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость.
- Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем студенты думают, о своих планах.
Работа над проектами сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых.
Существенно, что в проектной методике разграничиваются два вида навыков, так называемых навыков пользования языком. Для развития первого вида навыков в учебнике достаточное количество фонетических и лексическо-грамматических упражнений тренировочного характера (на имитацию, подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов). Они проводятся в занимательной форме: в виде игр, загадок, головоломок, часто сопровождаемых фонограммами.
Для достижения второй цели - пользоваться языком - важно, чтобы подросток привык рисовать, продолжал читать и слушать текст, когда встречаются непонятные слова; пытался выражать свои собственные идеи также хорошо, как только возможно в возникшей ситуации. Для практики в использовании языка в учебнике имеется достаточное количество стимулов, в виде ситуаций, создаваемых с помощью вербальной и предметно-образной наглядности. Кроме этого преподаватель может и должен создавать дополнительные ситуации с учетом особенностей группы и индивидуальных особенностей обучающихся.
Рассмотренная нами методика обучения - проектная работа - получила широкое распространение во многих странах. Преподаватели, использующие этот опыт работы, подтверждают его высокую эффективность. Проектная методика может быть успешно использована и в практике обучения английскому языку в учебных заведениях страны, что уже происходит. Она дает самые широкие возможности для творчества как обучающегося, так и преподавателя. Проектная работа обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже с опорой на минимальный языковой материал. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет студентам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. Проектное обучение, или метод проектов, способствует формированию у обучающихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений:
- умения работать с текстом (выделять главное, опускать второстепенное, найти необходимую информацию);
- анализировать информацию;
- делать обобщения и выводы;
- сравнивать и создавать подобное;
- уметь работать с разнообразной справочной литературой;
- умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника;
- лаконично излагать свои мысли.
А главное - овладеть иностранным языком, приобщиться к новой культуре.
Литература:
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 1.
Машина Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации. – М.: НВИ – Тезаурус, 1998.
Корякрвцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. – М.: Аркти, 2002.
Плигин А.А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе – 2008 - № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка" ( печатный вариант + компьютерная презентация) педагогический проект...
Презентация "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ори...
Видеореклама как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку.
Данная статья рассматривает вопрос возможности использования видеорекламы на уроках иностранного языка с точки зрения ее ценности в формировании коммуникативной компетенции. В статье уделено внимание ...
Применение ИКТ для формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку
рекомендации по применению ИКТ для формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку...
Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"
Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...
Стратегия работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка
Стратегия работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка...