Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах.
статья по английскому языку по теме

В данной статье вы прочитаете о ключевых образовательных компетенциях, узнаете, как формировать учебно-познавательные компетенции на уроке и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся старших классов»

«Мы слишком часто даем детям      

        ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,    которые надо решить».

    Конец XX — начало XXI века принесли  изменения в характере образования. Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на  методы и технологии, позволяющие обеспечить формирование  компетенций, способствующих общему развитию личности ребенка и смелому вхождению в самостоятельную взрослую жизнь. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.  Наша задача – воспитать лидера, способного к самореализации в любой области деятельности, неординарно мыслящего, творческого, умеющего нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. Исходя из этого, можно сделать вывод, что знаниевый подход уходит в прошлое, уступая место современному компетентностному подходу в обучении и воспитании. 
Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими. 
А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 


1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. 


С данных позиций  А.В. Хуторской  выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции. 

          3. Учебно-познавательные компетенции. 


 4. Информационные компетенции.

           5. Коммуникативные компетенции


6. Социально-трудовые компетенции


7. Компетенции личностного самосовершенствования 

Учебно-познавательная компетенция включает в себя совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающая элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно - ориентированное обучение являются такие современные технологии, как: исследовательская технология проблемного обучения;  технология проектного обучения, интерактивные технологии, проектный метод. Ребята успешно создают различные рефераты, стендовые доклады, проводят виртуальные экскурсии и  интерактивные уроки для младших классов. Самым удачным средством,  помощником в данном деле является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция).

1. Формирование учебно-познавательной компетенции в рамках урочной деятельности - это

  • Обучение по интегрированным учебникам
  • Использование современных мультимедийных технологий (компьютерные программы).
  • Проведение нетрадиционных уроков.

Одним из  путей формирования учебно-познавательной компетенции являются нетрадиционных уроки: уроки – лекции, уроки – семинары,  уроки – деловые и ролевые игры, уроки – пресс – конференции, уроки – суды, уроки – слёты специалистов, уроки – ярмарки. Особо любимыми уроками учеников являются уроки – деловые игры и уроки -  ролевые игры. Именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентностью, умение не только найти и обработать материал, но и сформулировать собственную точку зрения и аргументировать её.

  • Система индивидуальных и творческих заданий на уроках.  

 Для решения заданий различного уровня, им необходимо использовать как уже имеющиеся знания, так и самостоятельно приобрести новые, используя различные источники информации.

Например: сделай карточку соседу, составь диктант, подготовь проблемные вопросы для дискуссии, напиши текст с ошибками объясни, почему так, а не иначе. Все они помогают организовать работу в классе или на этапе объяснения или закрепления нового материала

  • Создание учащимися цифровых образовательных ресурсов по предмету.

Современный школьник намного лучше ориентируется во всевозможной компьютерной технике, чем в книгах и другой литературе. В такой ситуации педагогу необходимо соединить сферу интересов ребенка и изучаемый материал.

 2. Внеурочная деятельность.

 

  • Участие в предметных олимпиадах
  • Участие в творческих интеллектуальных  и интернет конкурсах
  • Театральные постановки
  • Использование английской песни
  • Участие в английских праздниках

Реализация учебно-познавательной компетенции имеет много общего с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности. Этому способствует совместное с детьми целеполагание в начале урока, самопроверка собственных работ, применение заданий, дифференцированных по уровню сложности.

Момент совместного целеполагания должен присутствовать на каждом уроке. Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.

Типичные вопросы при  обсуждении:

  • В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?
  • Какими способами я буду достигать цели?
  • Какие средства мне для этого понадобятся?

Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка.

На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.

Формированию этого навыка способствует и самопроверка учащимися собственных работ.

Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.

Опытные педагоги рекомендуют использование в обучении иностранному языку дифференцированного подхода, конкретно уровневой дифференциации. Ведь обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники способны усваивать материал на разных уровнях, определяющим является при этом минимум образовательного стандарта. Однако ученики должны видеть перспективу своего роста, результат своей работы на каждом этапе усвоения материала, иметь возможность планировать свою деятельность.

Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из них – составление опорных схем и конспектов учителем и учащимися.

Школьник   приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать варианты решения. Учебный курс, построенный на данном методе, характеризуется высокой коммуникативностью, предлагает выражение учащимися своих мнений и чувств, активное включение в реальную деятельность. Современные УМК дают широкие возможности применения проектной методики, начиная уже со среднего звена. Например, учащиеся 7 класса (УМК М. 3.Биболетовой) работают над проектом «Идеальная школа», описывая идеальные, с их точки зрения, взаимоотношения с учителями, выбор учебных предметов, планировку школы (кабинетов), школьные правила, иллюстрируя свои работы, стараясь как можно более привлекательно представить свой проект.

Формы работы, необходимые для реализации компетентностного подхода:

  •  метод проектов
  •  метод дебатов и дискуссий
  •  игровые технологии
  •  проблемное обучение
  •  технология интерактивного обучения
  •  технология модульного обучения

Не должны использоваться:

  • Монолог учителя
  • Фронтально-индивидуальный опрос
  • Информирующие беседы
  • Демонстрация фильмов без обсуждения
  • Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя.

                 

             Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила:

  • Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием  обучения.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, практикуйте творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  • Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Подведем итог. В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Достижение метапредметных результатов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

Универсальные учебные действия способствуют достижению метапредметных результатов обучающихся....

«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах. В настоящее время на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся с наличием серьезных недост...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старших классах

В сознании обучающихся старших классов наиболее сформировано такое понятие, как правильность речи, соотносящееся с нормами ударения и произношения.   Богатство, логичность, точность речи выд...

Концептуальное изложение опыта работы по теме: «Формирование 4 К компетенций на уроках иностранного языка».

В данной работе мне бы хотелось поделиться методами и приемами формирования 4К Компетенции на уроке английского языка...