Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий
статья на тему

Цой Светлана Анатольевна

 

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

• формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;

• совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;

• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;

• узнать культуроведческие реалии, в которые могут быть включены речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.

Интернет технологии призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий: в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladtsoy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий

В условиях перехода к открытому информационному обществу изучение иностранных языков становится все более необходимым. Сегодня иностранный язык является эффективным инструментом общения, с помощью которого можно лучше узнать культуру других стран, о реалиях молодежной жизни, о получении профессионального образования, а также расширить свой кругозор и узнать много нового и интересного.

В сфере межкультурной коммуникации наиболее актуальным является применение информационных и коммуникационных технологий. Данные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание человека приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию такого мышления, в котором доминируют культурные и нравственные ценности.

Основными технологиями, которые можно применить при изучении иностранного языка являются технологии синхронной и асинхронной коммуникации.

Технологии синхронной коммуникации – это интернет средства, позволяющие осуществлять синхронное общение в режиме реального времени  (чат, видео чат и аудио чат). Примерами таких средств, посредством чата и голосовой связи, являются Skype и Yahoo Messenger.

Пользователи Yahoo messenger with voice и Skype имеют возможность установить мгновенную голосовую связь с абонентом, находящимся в любой точке земного шара при наличии у него данных программ (либо позвонить на обычный стационарный телефон), или общаться посредством письменного чата. Также можно подключить и использовать вебкамеру.

При необходимости можно создать

  • свой список друзей и приглашать их в чат один-на-один
  • организовать конференцию (групповой чат);
  • найти друзей для общения, задавая параметры искомого собеседника (возраст, пол, место жительства, родной язык, интересы и др.),

Данные чат платформы, используемые в педагогических целях, открывают новые возможности в изучении иностранного языка.

Используя чат и голосовую связь, можно:

  • принимать участие в уроках-проектах с учащимися из других стран;
  • обсуждать темы с гостем-представителем другой страны, являющимся компетентным в той или иной области научного знания;
  • решать  кардинально новые, нестандартные задания. (Например, для установки первого языкового контакта обучаемого и носителя языка, задав параметры искомого собеседника решить следующую задачу: «Найти собеседника в такой-то (определяется в зависимости от изучаемого языка и целей преподавателя) стране. Узнать его имя, интересы, т.п. Рассказать о себе… и т.д.» )

Несмотря на то, что данные средства Интернет коммуникации появились сравнительно недавно, в мировой практике  уже накоплен определенный опыт их использования в учебном процессе. Так же существует 5 видов чатов, с целью обучения:

• чат на свободную тему (free topic chat); основная задача – это практика говорения, аудирования и письма на изучаемом языке;

• чат, направленный на решение определенной учебной задачи (collaborative task-oriented chat);

• чат-семинар или чат-презентация (academic seminar or presentation chat) 

• чат, направленный на отработку какого-то определенного материала или действия (practice chat); например, чат-интервью;

• оценочный чат (evaluation chat), направленный на контроль и оценку степени усвоения того или иного материала.

Интеграция Skype и Yahoo Messenger в учебный процесс позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

• формировать и совершенствовать навыки чтения, письма, говорения и аудирования;

• формировать и совершенствовать умения диалогического высказывания;

• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;

• узнать социокультурные реалии изучаемого языка (речевой этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка);

• формировать устойчивый интерес к иноязычной деятельности.

         Таким образом, можно сделать вывод что, данная технология представляет широкий выбор возможностей для вступления в аутентичное межкультурное взаимодействие с представителями изучаемого языка.

Технологии асинхронной коммуникации – это Интернет средства, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени (форумы, электронная и аудио почта, сайты, блоги, вики...).

Блог – эта страничка сайта, представленная в виде журнала-дневника или календаря, в котором информация располагается в хронологической последовательности. Блог может обновляться ежедневно/еженедельно/ ежемесячно. Правом размещения информации и редактирования блога обладает его создатель, посетители же блога могут оставить свои комментарии к статьям. В блоге можно также разместить фотографии, аудио, видео, ссылки на другие сайты, Интернет статьи, и т.п.

Эрон Кемпбелл выделяет 3 типа блогов, используемых в языковых дисциплинах:

The tutor blog (обучающий блог): поддерживается преподавателем.

The class blog (: поддерживается совместными усилиями преподавателя и студентов;

The learner blog поддерживается студентом индивидуально.

Среди блогов выделяют особый тип – аудио блоги или, так называемые подкасты (от англ. Podcast или Podcasting). Английское слово Podcast произошло от слов i-Pod (МР 3 плеер) и broadcast (радиовещание, трансляция).

Аудио блоги/подкасты - это те же сетевые дневники, только с аудиофайлами в формате MP3. Подкастинг – это создание и распространение аудио файлов в MP3 формате в Интернет сети, которые можно слушать on-line или загрузить в MP3 плеер.

Существуют различные типы подкастов:

  • аутентичные подкасты, файлы с записью носителей языка
  • подкасты, созданные преподавателями для своих учащихся;
  • студенческие подкасты (например, подкаст студентов первого курса, английское отделение ПИЮФУ  (Педагогический институт Южного Федерального университета).

Аудио блоги открывают перед студентами такие возможности, как:

  • запись собственной речи на сайте, используя средства сайта;
  • размещение звуковых файлов, записанных в других программах (например, Audacity и HandyBits), либо с диска, но в MP3 формате.
  • посредством Chinswing, Gabmail и Vaestro  можно организовывать форумы на английском языке для российских студентов и студентов из англо-говорящих стран, в котором на английском языке обсуждались бы темы, волнующие подростков, устанавливались бы дружеские связи, осуществлялась практика говорения на изучаемом языке.

Интеграция асинхронных средств коммуникации в учебный процесс:

• позволяет совершенствовать навыки письменной и устной речи, аудирования, чтения;

• обеспечивает реальную неограниченную аудиторию для исследовательских работ, что повышает мотивацию и ответственность за содержание;

• знакомит с сетевыми ресурсами, предлагающими много интересной и полезной информации по изучаемым темам, с помощью можно решать различные задачи;

• стимулирует обсуждение тем и дискуссии на изучаемом языке во внеурочное время.

Таким образом, интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для:

• вступления в живую коммуникацию с носителем языка в реальном времени и с отсрочкой во времени;

• активного участия в языковую среду и преодоления языкового барьера;

• для творческой активности;

• совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;

• мотивации к изучению иностранного языка и культуры.

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

• формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;

• совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;

• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;

• узнать культуроведческие реалии, в которые могут быть включены речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.

Интернет технологии призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий: в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с методами обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции у...

Формирование информационных компетенций на уроках иностранного языка.

Для успешного формирования компетенций необходимо создать соответствующие условия для учебной деятельности школьника.Одно из этих условий – это создание информационного поля ученика, помогающее ему ис...

Научно- исследовательский проект «Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка»

Научно-исследовательский проект на тему: "Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка" является 3 частью инновационной площадки районного методического объединения учителей...

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка и литературы. ...

Доклад на тему "Развитие речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством игровых технологий"

quot;Учись, играя!"- девиз современных и влюбленных в свой предмет педагогов. Скучные и нудные способы преподавания, как известно, вызывают у учащихся только желание отвлечься и заняться более и...