Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий
статья на тему

Цой Светлана Анатольевна

 

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

• формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;

• совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;

• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;

• узнать культуроведческие реалии, в которые могут быть включены речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.

Интернет технологии призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий: в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladtsoy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий

В условиях перехода к открытому информационному обществу изучение иностранных языков становится все более необходимым. Сегодня иностранный язык является эффективным инструментом общения, с помощью которого можно лучше узнать культуру других стран, о реалиях молодежной жизни, о получении профессионального образования, а также расширить свой кругозор и узнать много нового и интересного.

В сфере межкультурной коммуникации наиболее актуальным является применение информационных и коммуникационных технологий. Данные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание человека приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию такого мышления, в котором доминируют культурные и нравственные ценности.

Основными технологиями, которые можно применить при изучении иностранного языка являются технологии синхронной и асинхронной коммуникации.

Технологии синхронной коммуникации – это интернет средства, позволяющие осуществлять синхронное общение в режиме реального времени  (чат, видео чат и аудио чат). Примерами таких средств, посредством чата и голосовой связи, являются Skype и Yahoo Messenger.

Пользователи Yahoo messenger with voice и Skype имеют возможность установить мгновенную голосовую связь с абонентом, находящимся в любой точке земного шара при наличии у него данных программ (либо позвонить на обычный стационарный телефон), или общаться посредством письменного чата. Также можно подключить и использовать вебкамеру.

При необходимости можно создать

  • свой список друзей и приглашать их в чат один-на-один
  • организовать конференцию (групповой чат);
  • найти друзей для общения, задавая параметры искомого собеседника (возраст, пол, место жительства, родной язык, интересы и др.),

Данные чат платформы, используемые в педагогических целях, открывают новые возможности в изучении иностранного языка.

Используя чат и голосовую связь, можно:

  • принимать участие в уроках-проектах с учащимися из других стран;
  • обсуждать темы с гостем-представителем другой страны, являющимся компетентным в той или иной области научного знания;
  • решать  кардинально новые, нестандартные задания. (Например, для установки первого языкового контакта обучаемого и носителя языка, задав параметры искомого собеседника решить следующую задачу: «Найти собеседника в такой-то (определяется в зависимости от изучаемого языка и целей преподавателя) стране. Узнать его имя, интересы, т.п. Рассказать о себе… и т.д.» )

Несмотря на то, что данные средства Интернет коммуникации появились сравнительно недавно, в мировой практике  уже накоплен определенный опыт их использования в учебном процессе. Так же существует 5 видов чатов, с целью обучения:

• чат на свободную тему (free topic chat); основная задача – это практика говорения, аудирования и письма на изучаемом языке;

• чат, направленный на решение определенной учебной задачи (collaborative task-oriented chat);

• чат-семинар или чат-презентация (academic seminar or presentation chat) 

• чат, направленный на отработку какого-то определенного материала или действия (practice chat); например, чат-интервью;

• оценочный чат (evaluation chat), направленный на контроль и оценку степени усвоения того или иного материала.

Интеграция Skype и Yahoo Messenger в учебный процесс позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

• формировать и совершенствовать навыки чтения, письма, говорения и аудирования;

• формировать и совершенствовать умения диалогического высказывания;

• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка;

• узнать социокультурные реалии изучаемого языка (речевой этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка);

• формировать устойчивый интерес к иноязычной деятельности.

         Таким образом, можно сделать вывод что, данная технология представляет широкий выбор возможностей для вступления в аутентичное межкультурное взаимодействие с представителями изучаемого языка.

Технологии асинхронной коммуникации – это Интернет средства, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени (форумы, электронная и аудио почта, сайты, блоги, вики...).

Блог – эта страничка сайта, представленная в виде журнала-дневника или календаря, в котором информация располагается в хронологической последовательности. Блог может обновляться ежедневно/еженедельно/ ежемесячно. Правом размещения информации и редактирования блога обладает его создатель, посетители же блога могут оставить свои комментарии к статьям. В блоге можно также разместить фотографии, аудио, видео, ссылки на другие сайты, Интернет статьи, и т.п.

Эрон Кемпбелл выделяет 3 типа блогов, используемых в языковых дисциплинах:

The tutor blog (обучающий блог): поддерживается преподавателем.

The class blog (: поддерживается совместными усилиями преподавателя и студентов;

The learner blog поддерживается студентом индивидуально.

Среди блогов выделяют особый тип – аудио блоги или, так называемые подкасты (от англ. Podcast или Podcasting). Английское слово Podcast произошло от слов i-Pod (МР 3 плеер) и broadcast (радиовещание, трансляция).

Аудио блоги/подкасты - это те же сетевые дневники, только с аудиофайлами в формате MP3. Подкастинг – это создание и распространение аудио файлов в MP3 формате в Интернет сети, которые можно слушать on-line или загрузить в MP3 плеер.

Существуют различные типы подкастов:

  • аутентичные подкасты, файлы с записью носителей языка
  • подкасты, созданные преподавателями для своих учащихся;
  • студенческие подкасты (например, подкаст студентов первого курса, английское отделение ПИЮФУ  (Педагогический институт Южного Федерального университета).

Аудио блоги открывают перед студентами такие возможности, как:

  • запись собственной речи на сайте, используя средства сайта;
  • размещение звуковых файлов, записанных в других программах (например, Audacity и HandyBits), либо с диска, но в MP3 формате.
  • посредством Chinswing, Gabmail и Vaestro  можно организовывать форумы на английском языке для российских студентов и студентов из англо-говорящих стран, в котором на английском языке обсуждались бы темы, волнующие подростков, устанавливались бы дружеские связи, осуществлялась практика говорения на изучаемом языке.

Интеграция асинхронных средств коммуникации в учебный процесс:

• позволяет совершенствовать навыки письменной и устной речи, аудирования, чтения;

• обеспечивает реальную неограниченную аудиторию для исследовательских работ, что повышает мотивацию и ответственность за содержание;

• знакомит с сетевыми ресурсами, предлагающими много интересной и полезной информации по изучаемым темам, с помощью можно решать различные задачи;

• стимулирует обсуждение тем и дискуссии на изучаемом языке во внеурочное время.

Таким образом, интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для:

• вступления в живую коммуникацию с носителем языка в реальном времени и с отсрочкой во времени;

• активного участия в языковую среду и преодоления языкового барьера;

• для творческой активности;

• совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;

• мотивации к изучению иностранного языка и культуры.

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

• формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;

• совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;

• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;

• узнать культуроведческие реалии, в которые могут быть включены речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.

Интернет технологии призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий: в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с методами обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции у...

Научно- исследовательский проект «Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка»

Научно-исследовательский проект на тему: "Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка" является 3 частью инновационной площадки районного методического объединения учителей...

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка и литературы. ...

Доклад на тему "Развитие речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством игровых технологий"

quot;Учись, играя!"- девиз современных и влюбленных в свой предмет педагогов. Скучные и нудные способы преподавания, как известно, вызывают у учащихся только желание отвлечься и заняться более и...

"Формирование речевой компетенции на уроках английского языка"

Хорошо сформированная речевая компетенция по английскому языку очень важна для дальнейшего оьучения в вузе....