Информационные технологии как одна из новых тенденций социализации подростков с нарушением развития
компьютерная программа (информатика и икт) по теме

Чернова Тамара Васильевна

Информационные технологии (ИТ) не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, социализацию подростков, построить образовательную систему,  в которой подросток был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности, особенно дети с нарушением развития, у которых понижен познавательный интерес и преобладает наглядная функция мышления.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernova_t._v.docx25.44 КБ
Office presentation icon chernova_t.v._-1.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии как одна из новых тенденций социализации подростков с нарушением развития

Чернова Тамара Васильевна,

заместитель директора по ИКТ,

учитель информатики.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –

специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат № 115  г.о.Самара

е-mail:mscou_115@mail.ru

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является основой рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационных технологий. 

Информационные технологии (ИТ) не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, социализацию подростков, построить образовательную систему,  в которой подросток был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности, особенно дети с нарушением развития, у которых понижен познавательный интерес и преобладает наглядная функция мышления.      

 Использование компьютера значительно  повышает возможности коррекции и развития детей с нарушением развития,  даёт возможность сформировать у них образовательные навыки, способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные ИТ и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов, учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала.

Используемые методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения. Немаловажен психологический аспект применения компьютера для обучающихся: при любых неудачах это видит только компьютер, можно повторить объяснение сколько угодно раз.

Проникновение современных ИТ в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к жизни в условиях информационного общества это:

  • развитие различных видов мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в различных жизненных  ситуациях;
  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
  • подготовка информационно грамотной личности;
  • подготовка пользователя компьютерными средствами.

Изучение социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения ИТ приобретают в настоящее время особую актуальность. Среди психологических особенностей можно выделить:  упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев,  склонность к творческой деятельности.

Учителю очень важно иметь ясное представление о дидактической цели используемых игровых программ. В содержание обучающей программы, целью которой является практическая отработка или коррекция навыков и умений,  вводится короткая игра после каждого правильно выполненного задания. Это означает, что компьютер способен вознаграждать ученика, а честно заработанный перерыв становится источником мобилизации интеллектуальных усилий. Всё это говорит о повышении мотивации, стимулировании инициативы и творческого мышления, включении в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретении опыта сотрудничества и совместной работы, установлении межпредметных связей, создании неформальной среды для обучения. Проведенная повторная диагностика по изучению мотивации учения подростков показала рост уровня  школьной мотивации  у 23,7%  учащихся (7-9-х классов) с интеллектуальной недостаточностью.

Компьютеризированная детская игра по своей организации не имеет аналогов в повседневной жизни ребёнка, поэтому овладение способами взаимодействия с компьютером определяется во многом динамикой протекания различных психических процессов. В условиях компьютеризации игровой деятельности происходят существенные изменения в познавательной сфере ребёнка. Компьютер позволяет «уравновесить» неравномерность динамики развития психических процессов (восприятия, образного, вербального, логического мышления) и перевести действие с предметом на более обобщенный уровень. У ребенка появляется представление об условности, нереальности перемещения игровых элементов. Это означает, что освоение компьютера как средства требует полноценности уже сформированных у ребенка способов действия с реальными предметами на уровне наглядно-практического действия, т.е. обобщения. Таким образом, с одной стороны, игры  требуют наличия определенного уровня познавательной активности и её интенсивности, а с другой стороны - сам компьютер является важнейшим и мощным источником развития интеллектуальных чувств ребенка - любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, волевых качеств личности, эмоционально-эстетических чувств.

Уроки и мероприятия  с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и  являются одним из важных результатов работы по социализации подростков с нарушением развития.

Литература

  1. Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб:Изд-во Политехнического ун-та, 2007.
  2. Р.Вильямс и К. Маклин  «Компьютеры в школе»,2009г.
  3. Здоровьесберегающее образование//Научно-практический журнал. - 2010. - №4. – С.97-99.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка

Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса. Использование новых информационных технологий расширяет ра...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Общество, экономика, культура: перспективы научных исследований в информационную эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 июня 2019 г. : в 2-х ч. /...

Информационные технологии на уроках обществознания – новые подходы в подготовке к государственной итоговой аттестации

Система подготовки к сдаче учащимися  единого государственного экзамена, из опыта работы....

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...

Из опыта работы по использованию цифровых технологий на занятиях с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), обучающимися на дому

В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования пла...