Программа саморазвития
статья на тему
Представлена моя программа саморазвития с использованием определенных методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
Силиверстовой Анны Николаевны,
учителя английского языка.
г. Краснодар
2015 г.
Программа саморазвития педагогического работника МАОУ средней образовательной школы № 96 г. Краснодара Силиверстовой Анны Николаевны, учителя английского языка.
Самооценка относится к центральным свойствам личности, является регулятором поведения и деятельности, в значительной степени определяет социальную и профессиональную компетентность.
Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. Самооценка педагога во многом определяет восприятие им учащихся, оценку достижений учащихся, планирование условий развития детей. Используя различные диагностические методики, я пытаюсь решить актуальнейшие проблемы оценки своего профессионализма и уровня своей профессиональной компетентности. Данные диагностические материалы по изучению, анализу, оценке компетентности саморазвития позволяют определить конкретные параметры педагогической деятельности. В целом же материалы помогут выработать правильный подход и систематизировать работу по саморазвитию. По вопросу самосозидания предполагается формирование эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и решительности.
Схема реализации программы.
1 этап
Определение основных задач. Выбор методики определения уровня самооценки.
2 этап
Применение выбранной методики на практике.
3 этап
Анализ полученных результатов
4 этап
Внесение корректировок в педагогическую деятельность, уточнение задач.
5 этап
Педагогическая деятельность со внесенными изменениями.
6 этап
Повторная диагностика. Изучение динамики.
Для наилучшей реализации данной программы с определением оптимальных сроков использую диаграмму Ганта.
Диаграмма Ганта
№ п/п | Мероприятия | 2015 год | 2016 год | |||||||||||||||
Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | ||
1. | Определение задач | + | трудовой отпуск | трудовой отпуск | ||||||||||||||
2. | Выбор методики | + | + | |||||||||||||||
3. | Применение методики | + | ||||||||||||||||
4. | Анализ результатов | + | ||||||||||||||||
5. | Внесение корректировок | + | ||||||||||||||||
6. | Педагогическая деятельность со внесенными изменениями | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
7. | Повторная диагностика | + |
Ход реализации программы:
1 ЭТАП – определение задач, выбор методики.
Проанализировав свою педагогическую деятельность, были определены следующие задачи:
1. Актуализация проблем развития профессиональной деятельности.
2. Мотивация к освоению системных оснований профессионально-педагогической деятельности.
3. Осмысление и анализ системных оснований, обеспечивающих современную профессионально-педагогическую деятельность.
4. Освоение системных оснований профессионально-педагогической деятельности объектов образовательного процесса.
Мною будут использованы стратегии: индивидуальна, совместная с учащимися, совместная с коллегами. По выбору основных направлений самосовершенствования я делаю ставку на саморазвитие и изучение практического опыта своих коллег.
В течение 2х месяцев мною были изучены некоторые методики определения уровня самооценки педагога. Наиболее подходящей для себя я определила «Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста «ХиМ» (автор – Александр Бадак, педагог-психолог МОУ СОШ № 1 пос. Пограничный Приморского края) - адаптированный тест «МиФ», использующийся при судебно-психологической экспертизе (автор- Ткаченко А.А.).
Изучая самооценку педагога, способность к самоанализу, рефлексии, целесообразно изучить самооценку желания заниматься преподавательской деятельностью (хочу-не хочу работать) и самооценку способности выполнять данную работу (могу-не могу работать). В связи с этим самооценка педагога может находиться в 4 зонах, представленных на рисунке № 1.
Рис. 1.
Зоны размещения профессиональных
позиций педагога
Норма профессиональной самооценки (себя как реального учителя) находится в правой верхней зоне (ХМ — хочу и могу работать). В левой верхней зоне находится самооценка педагогов, которые хотят работать, но не могут (ХнМ) в силу разных причин. Например, выпускник вуза, не имеющий опыта практической работы, но имеющий желание работать, или пожилой учитель, который хочет продолжать преподавательскую деятельность, но не может этого делать в связи с ослабленным здоровьем. Правую нижнюю зону занимают учителя, оценивающие себя как способных, но не желающих работать (нХМ). Чаще всего — это немотивированные на преподавательскую деятельность люди. И левую нижнюю зону занимают педагоги, не желающие и не умеющие работать в школе (нХнМ).
Если подобная самооценка проводится на протяжении многих лет, то можно проследить динамику позиций самооценок в зависимости от возраста учителя и его профессионального стажа.
Рис. 2. |
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ХИМ
Методика представляет собой набор из 5 незаконченных предложений, которые нужно завершить словами, стоящими в левом ряду (Приложение 1). При этом оценивается степень приемлемости каждого слова (всегда, обычно, иногда, никогда) для каждого предложения. Слова под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 оценивают умение педагога («могу») работать. Слова под номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 оценивают желание («хочу») работать. Остальные слова — нейтральные. Ответы суммируются отдельно по степени проявления каждого критерия «хочу» и «могу». При этом расчет стандартных баллов проводится отдельно, в зависимости от степени приемлемости слова — так, как представлено в таблице.
Всегда | Обычно | Иногда | Никогда |
Сумма сырых баллов по данной колонке х 4 = стандартные баллы | Сумма сырых баллов по данной колонке х 3 = стандартные баллы | Сумма сырых баллов по данной колонке х 2 = стандартные баллы | Сумма сырых баллов по данной колонке х 1 = стандартные баллы |
Полученные стандартные баллы откладываются по оси «Хочу работать» и по оси «Могу работать». Таким образом, получаем позиции самооценок педагога. Позиции различных самооценок обозначаются сокращенно.
Значения сокращений:
1.Учитель должен быть — УДБ
(представление об учителе).
2. На самом деле как учитель я ... — ЯР
(я — реальный).
3. Коллеги считают, что как учитель я ... — КС
(коллеги считают).
4. Ученики считают, что как учитель я ... — УС
(ученики считают).
5. Хотелось бы, чтобы я была учителем, который ... — ЯИ
(я — идеальный).
6. На самом деле как учитель Герасимова А.Н. … - ЭС
(эксперты считают).
2 ЭТАП – применение методики.
№ п/п | Учитель должен быть… | На самом деле как учитель я… | Коллеги считают, что как учитель я… | Ученики считают, что как учитель я… | Хотелось бы, чтобы я была учителем, который… | На самом деле как учитель Герасимова А.Н. … | |||||||||||||||||||
Всег-да | Обыч-но | Иног- да | Никог-да | Всег-да | Обыч-но | Иног- да | Никог-да | Всег-да | Обыч-но | Иног- да | Никог-да | Всег-да | Обыч-но | Иног- да | Никог-да | Всег-да | Обыч-но | Иног- да | Никог-да | Всег-да | Обыч-но | Иног- да | Никог-да | ||
1. | Терпимый | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
2. | Знающий | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
3. | Увлеченный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
4. | Ответственный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
5. | Способный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
6. | Трудолюбивый | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
7. | Здравомысля-щий | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
8. | Компетентный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
9. | Самосовершен-ствующийся | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
10. | Справедливый | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
11. | Грамотный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
12. | Активный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
13. | Великодушный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
14. | Вдумчивый | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
15. | Целеустремлен-ный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
16. | Самостоятель-ный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
17. | Эрудированный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
18. | Ищущий | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
19. | Доброжела-тельный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
20. | Успешный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
21. | Заинтересо-ванный | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
22. | Волевой | + | + | + | + | + | + |
3 ЭТАП – анализ полученных результатов.
После проведенного исследования мною были получены следующие результаты:
Рис. 3.
Позиции самооценки Силиверстовой А.Н.
Общие выводы:
- Все позиции, в том числе реальное представление о себе, находятся в ХМ-зоне, что соответствует норме.
- Имеется большой разрыв между ЯР и ЯИ-позициями, что свидетельствует о том, что я не полностью реализовываю свои потенциальные возможности.
- У меня снижена скорее мотивация к труду, нежели уровень профессионализма.
- Сниженная оценка по УС-позиции (я глазами учеников) может свидетельствовать о том, что я понимаю, что уделяю учащимся недостаточно своего «эмоционального» внимания, хотя уровень передаваемых знаний достаточен (выше среднего значение по шкале «Могу»).
- Высокое положение УДБ-позиции свидетельствует о том, что я уважительно отношусь к профессии учителя. А близкое расположение УДБ и ЯИ-позиций говорит о том, что данная профессия мне нравится, я дорожу своей работой и ценю ее.
- Я полагаю, что коллеги уважают меня как профессионала (положение КС выше ЯР по обоим параметрам). Не слишком высокое положение КС-позиции рядом с ЯИ и УДБ-позициями свидетельствует о недостаточном уровне коммуникативного взаимодействия с коллегами.
4 ЭТАП – внесение корректировок.
Исходя из полученных данных, мною были внесены следующие коррективы в свою дальнейшую педагогическую деятельность:
- Повысить требования к себе как к учителю, искать новые формы реализации собственного потенциала, в том числе создание своей странички в интернете, организация интернет-общения с носителями языка, ведение научно-методической работы с учащимися и др.
- Активизировать деятельность по вовлечению учащихся в реализацию совместных проектов с целью повышения собственной мотивации.
- Для установления более тесного коммуникативного взаимодействия с коллегами чаще проводить открытые уроки, совместные мероприятия, изучать опыт их работы и применять в собственной практической деятельности.
В настоящее время идет реализация 5 этапа программы – педагогическая деятельность со внесенными изменениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития учителя математики, методиста Гимназии г. Лабытнанги Лазаренко Л.С.
Программа саморазвития представляет собой систему моей деятельности по теме "Реализация компетентностного подхода через использование приемов обучения, развивающих продуктивное творческое мышлен...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
Три кита, на которых я строю свою деятельность: личность, творчество, отечество. Каждое из оснований значимо само по себе, но все вместе они образуют образовательную платформу моей дополнительно...
Проект программы саморазвития профессиональной компетентности учителя
программа саморазвития профессиональной компетентности учителя...
Программа саморазвития учителя английского языка Нагорновой И.И.( МБОУ "Гимназия" г. Моршанска)
Данная программа саморазвития составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО в рамках работы по экспериментальному введению новых стандартов в основной школе....
Программа саморазвития учителя
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная законом...
Программа саморазвития учителя
Индивидуальная программа профессионального развитияучителя русского языка и литературы Хакимовой Ираиды Джурабаевны...
Программа саморазвития центра. и Рабочие общеразвивающие программы педагога дополнительного образования
Печатный материал: программы разработанные педагогом...