Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»
план-конспект

Корнева Елена Геннадьевна

Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.
  2. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
  3. Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу, через ознакомление со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30комбинированного вида Курортного района

 Санкт-Петербурга

                     

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского  «Как аукнется, так и откликнется»

Воспитатель: Корнева Е.Г.

Зеленогорск

2021 год

Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.
  2. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
  3. Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу, через ознакомление со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».

Развивающие:

  1. Развивать интерес к театрализованной деятельности.
  2. Продолжать учить пересказывать, используя в речи простые и сложные предложения. 
  3. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

     4) Развивать умение высказывать свое мнение.

     5) Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание басни; понимать характер героев;

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

развивать стремление быть внимательным к окружающим людям;

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Заучивание стихов и загадок по теме.

Словарная работа: званый пир; куманёк; потчевала; не обессудь; окрошка; пава; и так, и эдак; взяла досада; как аукнется, так и откликнется; дружба врозь; не солоно хлебавши, с ухмылкой, заманчивый.

Материал к занятию: Журавль и лиса (игрушки); кувшин с узким горлышком; блюдце; бумага; разноцветные бусины; геометрические фигуры, маски, опорные картинки.
Методы и приемы: игра на слуховое внимание, поисковые вопросы, ТРИЗ — творческое рассказывание (изменение концовки сказки), физкультминутка, игровые приемы, метод наглядности, музыкальное сопровождение, чтение сказки, ручной труд (изготовление поделок).

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Дети, ко мне утром подошел Петя из соседней группы, плачет, его обидел друг….

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как поступить Пете в этой ситуации?

Воспитатель: Поговорка «Злом отвечать на зло – плохо». Согласны?

Воспитатель: Ребята, скажите, почему так говорят: «Делай добро и тебе будет добро»?

Дети: Добрые дела делать хорошо, добро возвращается добром, а зло-злом.

2. «Открытие» нового знания.

Воспитатель: Дети, я вам сейчас раздам картинки, но у всех они будут разные. И вы попробуете загадать загадку или составить небольшой рассказ по этой картинке для своего соседа. А ваш сосед должен догадаться по описанию, кто это?

Воспитатель: Как вы думаете, могут в природе лиса и журавль дружить?  А где бы они могли подружиться? (в сказке)

Дети: Нет, не могут. Только в сказке.

Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости? А принимать гостей? Я познакомлю вас со сказкой Константина Дмитриевича Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».

 Выразительное чтение текста. (Сопровождается показом иллюстраций)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова? Потчевать – угощать; не обессудь – извини, или: не суди строго; несолоно хлебавши – не получить того, что хотелось.

Беседа по сказке:

Воспитатель: Как называется сказка?

Дети: «Как аукнется, так и откликнется»

Воспитатель: Кто ее написал?

Дети: Константин Дмитриевич Ушинский

Воспитатель: Как лиса в гости журавля приглашала?

Дети: Хотела подружиться, звала его сладким, хитрым голосом.

Воспитатель: Чем потчевала?

Дети: Наложила кашу в тарелку.

Воспитатель: Что журавль приготовил для кумушки?

Дети: Окрошку в кувшине с узким горлышком

Воспитатель: Чем закончилась дружба лисы и журавля?

Дети: Рассорились лиса и журавль.

Упражнение «Наоборот» (дети подбирают прилагательные-антонимы, характеризующие персонажей сказки)

У лисы ноги короткие, а у журавля (длинные)

У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка (короткая)

Кувшин глубокий, а тарелка (мелкая)

Журавль высокий, а лиса (низкая)

Лиса хитрая, а журавль (глупый)

 Повторное чтение сказки с составлением мнемотаблицы. Выразительное проговаривание слов героев за воспитателем. Пересказ с опорой на мнемотаблицы.

Физкультминутка.

Норка лисоньки в земле, (показываем рукой вниз)

Спит хитрющая в тепле (изображаем, как спит лиса)

Рядом с ней лисята (ручки прижимаем к голове)

Два забавных брата (показываем два пальчика).

Только солнышко взойдёт (складываем ладошки, поднимаем руки вверх и

раскрываем ладони),

На охоту их ведёт, (дружно шагаем)

Рыжая плутовка, (изображаем лису)

В ловле есть сноровка (грозим пальцем).

Воспитатель: Дети, давайте придумаем новое название для сказки.

 Дети: хитрая лиса и глупый журавль, месть, лживая дружба, кто кого перехитрил, не плюй в колодец)

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «нет друга - ищи, а нашел – береги»?

Воспитатель: Попробуйте объяснить пословицу: «как аукнется, так и откликнется»

Воспитатель: Вспомните и назовите другие пословицы о дружбе. Объясните их смысл? (« Друзья на дороге не валяются», «Друга ищи, а найдёшь-береги», «Мягко стелет, да жестко спать»)

Упражнение. «Измените сказку»

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем подружить лису и журавля. Как это можно сделать?

Дети: Придумать другой конец в сказке.

Воспитатель: А что мы можем изменить в сказке?

Дети: У лисы и журавля будет удобная посуда, другое угощение.

3. Осмысление.

Воспитатель:  Ребята, а вот если бы, вы были сказочными героями (лисой или журавлем), и к вам в гости пришел медведь. Как бы вы его встретили, чтобы не обидеть? А если придет зайчик? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нужно встречать гостей?

Воспитатель: Как вы умеете дружить?

Дети: Если кого-то пригласили в гости, нужно позаботиться, чтобы ему было удобно и интересно.

Предложить детям из пластилина, глины или соленого теста вылепить посуду для лисы и журавля.

Воспитатель: Скороговорка «На крыше у Шуры жил журавль Жура». Скажите громко, тихо,

медленно, быстро.

Воспитатель: Дети, с какой сказкой мы с вами познакомились?

Воспитатель: Какие выводы можно сделать?

Дети: Дорожить дружбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Тема: «Как козочка и волк разговаривали» (сказка).

                  ЦЕЛЬ: 1. Учить пересказывать начало сказки и придумывать ее окончание.      2. Упражнять в подборе увелич...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Закрепление знаний детей о русских народных сказок. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навык...

Конспект занятия по развитию речи ПРОФЕССИИ.(Подготовительная группа)

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР. ПРОФЕССИИ....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...

Конспект занятия по развитию речи для младшей группы «Сочиняем сказку»

1. Вид ООД: Приоритетная образовательная область «Речевое развитие».2. Цель ООД: научить составлять небольшой рассказ по картинкам.- учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая п...