Программа проектной деятельности по обществознанию для 10 класса
рабочая программа (10 класс) на тему
Программа проектной деятельности "Твоя стратегия жизненного успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proektnoy_deyatelnosti_2014_god_10_a.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развивающемуся обществу необходим культ знаний. Это должно стать духовной потребностью личности. Самостоятельно работающий ученик включен в процесс обучения и достигает лучших результатов. В последнее время возрос интерес к курсам, ориентирующих обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованы курсы, развивающие у обучающихся исследовательские навыки. При этом учитывается, что школьники не получат объективно новый результат как ученые. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика. Данный элективный учебный предмет ориентирует учащихся на овладение определенными видами деятельности.
- Оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников;
- Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
Задачи
- Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов;
- Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности;
- Развитие умений и навыков познавательной и исследовательской деятельности;
3. Общая характеристика курса
Роль и значимость предмета
Программа курса предназначена для учащейся 10 класса, занимающейся исследовательской деятельностью. Предполагаются теоретические и практические индивидуальные занятия.
Преемственность курса
Данная программа подразумевает наличие интереса и способностей учащейся. Учащаяся обучается в социально- гуманитарном классе, где обществознание является профильным предметом. В ходе освоения курса реализуется предметная связь с курсами обществознания, социологии, право. Исследования курса т применяются для углубления знаний профильного предмета и носят профориентационный характер.
Акценты в осуществлении связи теоретического материала с практикой и актуальными проблемами современности
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
4. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Данный элективный кур будет реализован за счет часов школьного компонента, в 10а классе, для учащейся, мотивированной на выбор профессии в социально- гуманитарной сфере, а соответственно и на сдачу государственной итоговой аттестации по предмету обществознание. Данный кур не является обязательным, реализуется во внеурочное время, рассчитан на 35 учебных часов, т.е. 1 час в неделю.
5. Ценностные ориентиры предмета
Описание важности учебного курса.
Данный курс способствует определению места в обществе и выработке жизненной стратегии, формированию отношения к себе как к Гражданину Российской Федерации и достойному представителю мировой цивилизации. Изучение курса призвано создать условия для успешного выполнения выпускником экзаменационных заданий, способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Ценностными ориентирами при изучении курса являются:
1. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
2. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, а так же умение противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
3. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях.
Особенности обучающихся.
Данная программа будет реализована с обучающейся 10а класса с привлечением к работе и в качестве субъектов исследования всего класса. Основная масса учеников обладает средними учебными возможностями, достаточно мотивированна на освоение программного материала. Все обучающиеся обладают достаточными мыслительными и коммуникативными способностями, владеют навыками работы с текстом, статистическими данными, графической информацией и информационными ресурсами.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные УУД:
- владеть основными понятиями социально-гуманитарного профиля
Личностным УУД:
- Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
- Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
- Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выявлять и формулировать проблему;
- планировать этапы выполнения работ;
- выбирать средства реализации замысла,
- работать с разными источниками информации;
- обрабатывать информацию;
- структурировать материал;
- контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта
- выдвигать гипотезу
- находить доказательства
- формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
7. Содержание курса
- Введение – 4 часа.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
- Методология научного творчества – 10 часов.
Основные понятии научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.
- Этапы работы в рамках научного исследования – 8 часов
Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.
- Оформление исследовательской работы – 8 часов.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.
- Представление результатов научно-исследовательской работы – 2 часа.
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
- О.А Северина. Обществознание 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вебрум-М, 2001
- Огоновская И.С. Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся. Методические рекомендации для учителя. Екатеринбург, ИРРО, 2005
- Голуб ГБ, Перелыгина ЕА, Чуракова ОВ. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы./ под ред. Когана ЕЯ -0 Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
- Ривкин ЕЮ. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС осовного образования. Теория и тхнологии. – Волгоград: Учитель, 2013.
- http://virmk.narod.ru/U-DISCIPLINA/pol-process/U-posobie
- http://sbiblio.com/biblio/archive/baranov_polit/06.aspx
- http://anopremier.ru
Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет.
Формы организации учебной деятельности
- Лекции
- Практикумы
- Индивидуальная работа над проектом
- Практические занятия
9. Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Способности к творческому мышлению и исследовательской деятельности;
- Коммуникативные способности – опыт выступления перед аудиторией;
- Навыки использования литературы, библиографических указателей, библиотечных фондов;
- Навыки работы с информацией, представленной в различных видах и различных источниках;
Итоговый контроль и система оценивания
Выполнение практических заданий
Курс завершается защитой проекта, учащиеся получают «зачет», в случае выполнения практических заданий и «незачет», в случае пропусков более 50 % занятий и отсутствии проекта.
10.Календарно – тематический план
№ | дата | Тема занятия |
1 | Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования исследованию. | |
2 | Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. | |
3 | Учебный проект. Определение темы проекта. Технология составления плана работы. | |
4 | Особенности монопроекта и межпредметного проекта. | |
5 | Знакомство с алгоритмом работы с литературой | |
6 | Исследовательский проект и практико-ориентированный проекты | |
7 | Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. | |
8 | Определение цели, задач проекта. Индивидуальные занятия | |
9 | Определение проблемы, выдвижение гипотезы. Индивидуальные занятия | |
10 | Знакомство с требованиями оформления письменной части работы | |
11 | Знакомство с требованиями оформления письменной части работы | |
12 | Анализ, оценка письменной части проекта | |
13 | Планирование: от цели к результату | |
14 | Критерии внешней оценки проекта | |
15 | Методы исследования | |
16 | Итоговое занятие: вопросы и ответы. | |
17 | Навыки делового партнерского общения | |
18 | Учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог. | |
19 | Умение использовать различные средства наглядности при выступлении | |
20 | Организация малых групп сотрудничества | |
21 | Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров. | |
22 | Умение отвечать на незапланированные вопросы. | |
23 | Навыки монологической речи | |
24 | Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров. | |
25 | Оценка защиты выполненного проекта. | |
26 | Оценка защиты выполненного проекта. | |
27 | Представление работы, защита проекта. | |
28 | Представление работы, защита проекта | |
29 | Представление работы, защита проекта | |
30 | Представление работы, защита проекта | |
31 | Представление работы, защита проекта | |
32 | Составление архива проекта | |
33 | Составление архива проекта: электронный вариант. | |
34-35 | Анализ достижений и недостатков. Планирование работы на следующий учебный год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Реальная математика", 6 класс
Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности....
Рабочая программа "Проектная деятельность по биологии" 7 класс
Программа рассчитана на 8,5 часов....
Проектная деятельность учащихся 10-11 классов, как способ самореализации, на примере дисциплины обществознание
Современной школе нужны приемы и методы обучения, адекватные вызовам времени. Одним из таковых является метод учебного проекта. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знан...
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по математике", 8 класс
Программа курса предназначена для учащихся 8 класса, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий инт...
Статья. "Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования"
Использование проектов для улучшения ключевых компетенций на уроках обществознания....
Учебная рабочая программа курса "Проектная деятельность по обществознанию", 9 класс
Курс направлен на свободное развитие личности ребенка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование ценностно-смысловой, учебно-познавательной компетенции....
Программа проектной деятельности во 2 - 4 классах
Внеурочные занятия в начальных классах...