Статья. "Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования"
статья по обществознанию (5, 6 класс) на тему
Использование проектов для улучшения ключевых компетенций на уроках обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2018.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Толстых Нурия Халиловна ГБОУ 612
Статья.
"Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования"
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Конфуций, древнекитайский мыслитель
Знания, добытые в ходе собственного вывода самые прочные. Для реализации данной задачи можно использовать на уроках обществознания проектный метод. Как учитель я должна научить детей всему , что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования.
Проектная методика позволяет реализовать эти цели. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
Актуальность темы.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью, тогда уровень мотивации к проектированию повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у учащихся воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность . Итоги их работ могут стать материалами для обсуждения.
Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; --учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные навыки работы в группах;
-развивают исследовательские умения ;
-развивают системное мышление.
Задачи:
-определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
-выявить степень обученности проектной деятельности;
-апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.
Проекты побуждают учащихся к овладению общеучебными умениями, развитию интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.
Виды проектов:
Некоторые проекты можно применить для создания мини – проектов:
- исследовательские проекты (приближены к подлинно научному исследованию. Целесообразно применять в старшей школе);
- творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры. Можно рекомендовать к применению в 5-7 классах);
- игровые проекты (это игра, в результате которой создаётся новый продукт, квест»;
- практико-ориентированные проекты (их результат имеет конкретное общественно-полезное значение: выставки творческих работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера)
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) задания должны учитывать индивидуальные особенности учащегося;
3) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
4) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и учащихся. Существуют несколько стадий разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Критерии оценки на разных проектах оцениваем по разным критериям (актуальность, качество содержания, качество презентации, выступление);
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Используя метод проекта, я остановилась на мини – проектах и подготовке в домашних условиях.
Что такое мини – проект? Это любое самостоятельное дело, которое предполагает:
- постановку цели
- выполнение работы не требует большого количества времени
- конкретный результат (презентация, рисунок).
Примеры мини – проектов в 5 – 7 классе на уроках обществознания.
Самооценка проекта.
Каждому ученику необходимо уметь оценивать свою работу. Ее может делать один ученик или коллективно.
1. Главный результат проекта.
2. Что в проекте удалось, а что не получилось?
3. Как помогли тебе одноклассники и, как ты им помог?
4. Вызвал ли удовлетворение выполненный проект?
Анализируя результаты качества преподавания обществознания в 5-6 классах, позволили сделать вывод - применения методов проектов позволило повысит качество образования по предмету обществознание.
Общие методические рекомендации педагогам по руководству проектной деятельностью
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы.
3. Не делайте за ученика то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
4. Избегайте прямых инструкций.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
Список литературы.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.
- Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.
- Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.
- Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"
В данной статье говорится о проектной деятельности в лицее....
Сведения к аттестации 9 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.
методические разработки по методической темесистема работы по методической темеметоды фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материаловновые цифровые образовате...
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"
В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"
Школьный музей - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников в процессе совместной деятельности...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
Анализ деятельности по повышению качества образования в МБОУ ТСОШ №1 имени А.А. Мезенцева
Из опыта работы по повышению качества образования...