Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".
материал (7 класс)
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни; приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.docx | 29.64 КБ |
dopolnenie_k_programmezozh._roditelyam.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Основы здорового образа жизни. Здоровая семья – здоровый ребёнок"
для 7 класса
2018- 2019 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Не так давно ученые говорили о том, что образ жизни человека на 50% определяется его здоровьем. На курс внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю (34 учебных недели).
Цель:
1.Развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.
2.Приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания.
Задачи:
1. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье
2. Сформировать навыки осознанного выбора обучающимися поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье
3. Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье
4. Сформировать представление о рациональном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продукта
5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
6. Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье.
7. Сформировать навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых (научиться говорить «нет»)
8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения
9. Сформировать представление б основных компонентах культуры и здоровья и здорового образа жизни.
Предметные результаты:
1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.
2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;
3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;
4.Влияние факторов риска на здоровье человека;
5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;
6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;
7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;
8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.
9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;
10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);
11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;
12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;
Метапредметные результаты:
1. Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми
2. Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье
3. Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность
4. Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.
5. Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Личностные результаты:
1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека
2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.
3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.
Содержание курса внеурочной деятельности.
№ | Тема/раздел | Формы организации занятий | Виды деятельности | |
Введение. | ||||
1 | Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье. | Комбинированный урок | Рассказ учителя о факторах, влияющих на здоровье | |
Раздел 1.Здоровый образ жизни. | ||||
2 | Что такое здоровый образ жизни? | Комбинированный урок | Проведение мониторинга “Можно ли назвать твой образ жизни здоровым?” | |
3 | Уникальность и ценность твоей жизни: жизнь – бесценный дар! Профилактика подросткового суицида. | Урок-игра | Игры, тренинги | |
4 | Курение и его вредное влияние на организм. | Творческая мастерская. | Создание «Живой газеты» | |
5 | Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь. | Круглый стол | Встреча с врачом-наркологом | |
6 | Акция “Скажи наркотикам –НЕТ” | Творческая мастерская. | Проведение акции в школе | |
Раздел 2. Закаливание и его значение в укреплении здоровья. | ||||
7 | Как прекрасен этот мир. Профилактика подросткового суицида. | Комбинированный урок | Беседа-размышление с элементами тренинга. | |
8 | Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом. Закаливание водой и солнцем . | Экскурсия | Посещение осеннего леса. | |
9 | Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах. | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание памяток по теме «Культура здорового образа жизни» | |
Раздел 3.Рациональное питание. | ||||
10 | Понятие рационального питания и его значение . | Экскурсия | Посещение школьной столовой | |
11 | Режим питания. | Творческая мастерская. | Исследование «Почему нужен завтрак?» | |
12 | Составляем свое меню | Творческая мастерская. | Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания | |
13 | Правильное приготовление пищи. | Практическая работа №1 | Изучение правильного приготовления пищи, а также ее обработка и употребление. | |
14 | Мы выбираем жизнь! Профилактика подросткового суицида. | Творческая мастерская | Конкурс рисунков на тему «Посмотри вокруг». | |
15 | Кулинарные посиделки. | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание плакатов | |
Раздел 4. Движение – это жизнь. | ||||
16 | Роль физических упражнений. | Проектная деятельность | Исследовательский проект «Движение и здоровье» | |
17 | Утренняя зарядка. | Проектная деятельность | Исследовательский проект «Влияет ли утренняя зарядка на физическое развитие школьника» | |
18 | Систематичность и последовательность –главные принципы в спорте. | Практическая работа№2 | Квест «Спорт в моей жизни». | |
19 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | Урок-тренинг№1. | Беседа. Размышления. Тренинг. | |
20 | Составление правильного режима дня | Творческая мастерская. | Составление правильного режима дня с учетом принципа “сочетай труд и отдых”. | |
21 | Туризм развивает твоё тело и душу. | Практическая работа№3 | Изучение различных видов туризма | |
22 | Правила поведения в природе. | Практическая работа №4 | Оказание первой помощи пострадавшим | |
Раздел 5.Виды травм и первая медицинская помощь. | ||||
23 | Что такое первая доврачебная помощь, её роль | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание плакатов | |
24 | Ушибы , ожоги: твои действия. | Практическая работа№5 | Оказание первой помощи пострадавшим | |
25 | Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении. | Практическая работа№6 | Оказание первой помощи пострадавшим | |
26 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | Урок-тренинг№2. | Беседа. Размышления. Тренинг. | |
27 | Переломы ,вывихи , растяжения- сумей не навредить | Практическая работа№8 | Разработка памятки. | |
Раздел 6.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. | ||||
28 | Понятие профилактики. Грипп и его профилактика. | Творческая мастерская | Творческое задание «Создание памяток по профилактике гриппа и ОРВИ» | |
29 | Мудрость царя Соломона: все проходит, пройдет и это… Профилактика подросткового суицида. | Комбинированный урок. | Просмотр видео. Обсуждение. Разрешение ситуаций. Размышление. | |
Раздел 7. Чистота – залог здоровья. | ||||
30 | Соблюдай чистоту жилища | Практическая работа№9 | Составление правил для соблюдения чистоты в классе | |
31 | Гигиена одежды и обуви | Круглый стол | Проведение классного часа на данную тему | |
32 | В чистом теле -здоровый дух | Круглый стол | Групповое обсуждение и создание плакатов | |
Раздел 8.Живые организмы и их влияние на здоровье. | ||||
33 | Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир! Профилактика подросткового суицида. | Урок-тренинг. | Беседа. Размышления. Тренинг. | |
34 | Лекарственные растения и их применение. | Семинар. | «Исследование лекарственных растений нашей местности» |
Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
"Основы здорового образа жизни"
7 класс
2018-2019 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
№ | Тема | Запланировано | Фактически проведено | ||
Кол-во часов | Дата | Кол-во часов | Дата | ||
Введение (1ч) | |||||
1 | Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье. | 1 | 07.09.18 | 1 | |
Раздел 1.Здоровый образ жизни (5ч) | |||||
2 | Что такое здоровый образ жизни? | 1 | 14.09.18 | 1 | |
3 | Уникальность и ценность твоей жизни: жизнь – бесценный дар! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 21.09.18 | 1 | |
4 | Курение и его вредное влияние на организм. | 1 | 28.09.18 | 1 | |
5 | Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь. | 1 | 05.10.18 | 1 | |
6 | Акция “Скажи наркотикам -НЕТ” | 1 | 12.10.18 | 1 | |
Раздел 2. Закаливание и его значение в укреплении здоровья (3ч) | |||||
7 | Как прекрасен этот мир. Профилактика подросткового суицида. | 1 | 19.10.18 | 1 | |
8 | Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом. Закаливание водой и солнцем . | 1 | 26.10.18 | 1 | |
9 | Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах. | 1 | 09.11.18 | 1 | |
Раздел 3.Рациональное питание.(6ч) | |||||
10 | Понятие рационального питания и его значение . | 1 | 16.11.18 | 1 | |
11 | Режим питания. | 1 | 23.11.18 | 1 | |
12 | Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания | 1 | 30.11.18 | 1 | |
13 | Правильное приготовление пищи. | 1 | 07.12.18 | 1 | |
14 | Мы выбираем жизнь! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 14.12.18 | 1 | |
15 | Кулинарные посиделки. История русского чаепития. | 1 | 21.12.18 | 1 | |
Раздел 4. Движение – это жизнь.(7ч) | |||||
16 | Роль физических упражнений. Физкультура и здоровье. | 1 | 28.12.18 | 1 | |
17 | Утренняя зарядка. | 1 | 18.01.19 | 1 | |
18 | Систематичность и последовательность –главные принципы в спорте. | 1 | 25.01.19 | 1 | |
19 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 01.02.19 | 1 | |
20 | Составление правильного режима дня с учетом принципа “сочетай труд и отдых”. | 1 | 08.02.19 | 1 | |
21 | Туризм развивает твоё тело и душу. | 1 | 15.02.19 | 1 | |
22 | Правила поведения в природе. | 1 | 22.02.19 | 1 | |
Раздел 5.Виды травм и первая медицинская помощь.(5ч) | |||||
23 | Что такое первая доврачебная помощь, её роль | 1 | 01.03.19 | 1 | |
24 | Ушибы , ожоги: твои действия. | 1 | 15.03.19 | 1 | |
25 | Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении. | 1 | 22.03.19 | 1 | |
26 | Все в жизни можно исправить, пока ты жив! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 05.04.19 | 1 | |
27 | Переломы, вывихи, растяжения - сумей не навредить. | 1 | 12.04.19 | 1 | |
Раздел 6.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. (2ч) | |||||
28 | Понятие профилактики. Грипп и его профилактика | 1 | 19.04.19 | 1 | |
29 | Мудрость царя Соломона: все проходит, пройдет и это… Профилактика подросткового суицида. | 1 | 26.04.19 | 1 | |
Раздел 7. Чистота – залог здоровья.(3ч) | |||||
30 | Соблюдай чистоту жилища | 1 | 03.05.19 | 1 | |
31 | Гигиена одежды и обуви | 1 | 10.05.19 | 1 | |
32 | В чистом теле -здоровый дух | 1 | 17.05.19 | 1 | |
Раздел 8.Живые организмы и их влияние на здоровье.(2ч) | |||||
33 | Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир! Профилактика подросткового суицида. | 1 | 24.05.19 | 1 | |
34 | Лекарственные растения и их применение | 1 | 31.05.19 | 1 |
Предварительный просмотр:
Дополнение к программе.
«Здоровая семья – здоровый ребенок». Работа с родителями.
Цель: формирование у обучающихся и их родителей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.
Задачи:
- сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;
- приобщить обучающихся к санитарно-гигиеническим знаниям, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту, желание и умение родителей следить за выполнением требований гигиены;
- информировать обучающихся и родителей о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек;
- обогатить знаниями о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов;
- помочь семьям осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.
Прогнозируемые результаты.
- Постепенное снижение уровня заболеваемости детей.
- Повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья (курение, токсикомания, пивной алкоголизм)
- Создание благоприятного психологического климата в семье.
Пояснительная записка.
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно в семье закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
В то же время многие специалисты считают, что здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой» на здоровье. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. Семья это основа психологического и физического здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах детства. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни: поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание, радостное ощущение своего существования в этом мире. ФЗ «Об образовании» (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность. Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Педагогическая поддержка.
- Ознакомление родителей с результатами диагностики детей.
- Привлечение родителей к мероприятиям по оздоровлению обучающихся и самих родителей.
- Анкетирование родителей с целью выявления проблем в воспитании правильного отношения к здоровью детей.
- Целенаправленная просветительская работа по формированию ЗОЖ среди детей, родителей, педагогов.
- Ознакомление родителей с оздоровительно-профилактическими мероприятиями в школе, районе. Их участие в этих мероприятиях.
Основные положения совместной работы класса и семьи.
- Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только классному руководителю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в школе.
- Систематичность и последовательность работы в соответствии с тематическим планом.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь классного руководителя и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в школе.
Критерии оценки эффективности программы.
Классный руководитель.
- Сформированность у обучающихся позитивного отношения к ЗОЖ.
- Развитие произвольных и непроизвольных привычек ЗОЖ.
- Повышение профессиональной компетенции, овладение активными методами обучения и воспитания ЗОЖ.
Обучающиеся.
- Наличие знаний о строении собственного тела, основных элементов личной гигиены. Умение выделить признаки здоровья. Знать правила заботы о своём здоровье, правила безопасного поведения дома и на улице.
- Сформированность элементарных привычек ЗОЖ.
- Пробуждение желания следовать ЗОЖ.
Родители.
- Усвоение знаний о ЗОЖ.
- Формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.
Тематическое планирование.
№ | Тема. Содержание. | Форма. | Дата. |
1 | Здоровая семья – здоровая нация. https://youtu.be/hNQIBBu6SQ8 притча о здоровье для родителей | Родительское собрание. | сентябрь |
2 | День здоровья. Осенний кросс. | Соревнование | октябрь |
3 | Растите удачника. Советы психолога. | Консультация психолога. | ноябрь |
4 | Вакцинация против гриппа: «за» и «против». | Консультация медицинского работника. | декабрь |
5 | В здоровом теле здоровый дух! Лыжная вылазка. | Катание на лыжах. | январь |
6 | О вредных привычках: снижение поведенческих рисков: курение, токсикомания, алкоголь. | Родительское собрание. | февраль |
7 | Гигиена питания. Овладение приемами аутотренинга. | Родительское собрание. | март |
8 | Спортивный праздник «Папа, мама, я!» | Соревнование. | апрель |
9 | Безопасное поведение в лесу, на водоеме. | Памятки для родителей (сеть интернет). | май |
10 | Организация и проведение однодневного похода. | Совместный поход | начало июня |
11 | Посещение квартир обучающихся. | Рейд. | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...
Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»
В данной статье представлена разработка проекта по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»...
Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...
Воспитательское занятие по пропаганде здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом...