Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».
план-конспект урока (7 класс) по теме

Гостева Наталья Николаевна

Интегрированный урок по математике и  по русскому языку по ФГОС.Целью урока является формирование умение определять цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, определять границы знаний и незнаний, высказывать свою точку зрения, адекватно оценивать свою работу, работу одноклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc133 КБ
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_matematiki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок "русский язык + математика" по теме "Использование имен числительных в речи"

Разделы: Преподавание математикиПреподавание русского языка

Цели: добиться, чтобы учащиеся:

знали:

  • в чём состоят особенности склонения числительных в письменной и устной речи;
  • где можно услышать соответствующее языковой норме употребление числительных в устной речи;

умели:

  • грамотно записывать числительные;
  • грамотно употреблять числительные в устной речи

Задачи:

  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя разные формы работы;
  • развивать интерес к двум наукам на базе получения дополнительной информации.

Ход урока

1. Вступительное слово.

Везде и во всём человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

По частоте употребления имена числительные занимают 8-е место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных, самыми употребительными из них являются числительные, обозначающие числа первого десятка, тысяча, миллион (два последних слова имена существительные со значением числа).

Поэтому понятно, насколько важно уметь правильно употреблять в устной и письменной речи имена числительные. Это и будет темой урока.

Записать в тетради число и тему урока.

- На каких уроках вы чаще всего встречаетесь с именами числительными?

На уроках математики.

- Вот почему сегодня у нас на уроке два учителя: я и учитель математики.

На уроках русского языка мы учимся правильно писать, произносить имена числительные, а на уроках математики вы постоянно используете эти знания. Прочитать эпиграф.

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

2. Учитель русского языка.

1) Прочитайте отрывок из стихотворения польской поэтессы Ванды Хотомской (на интерактивной доске).

У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка 
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви 
Не носил никто.

(Перевод Л.Кондратенко)

- Почему трудно читать этот текст?

- В каком случае можно использовать цифры?

Если в слове есть значение числа.

- В каких словах этого отрывка содержится значение числа?

Выпишите эти слова.

- Все ли эти слова относятся к именам числительным? Какие?

- К какому стилю речи принадлежит этот отрывок?

- Какая запись числа принята в художественном стиле? Словами.

А в научном? Цифрами.

2) В правильности этого вывода мы сейчас убедимся.

Приготовьте карточку с текстом. Читаем отрывок из повести А.Н.Толстого “Детство Никиты”.

Известный русский писатель А.Н.Толстой в повести “Детство Никиты”, рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.

“Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и чёрного сукна…” - прочёл Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с жёлтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была тёмная, как, щель; на пыльной, плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

Вопросы.

- Что мешало мальчику решить задачу?

- В каком стиле написан текст? В художественном.

- Подскажите, как ему помочь.

Надо составить задачу и записать краткое решение.

- Каким должен быть стиль речи? Научным.

- Каковы основные приметы научного стиля? Точность, конкретность.

3. Учитель математики.

а) Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

- Краткое условие задачи:

10 аршин по3 р.64 к.

10 аршин по 2 р.36 к. Всего?

От восточных купцов пошла единица “аршин” - существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка “мерить на свой аршин”

1 аршин=16 вершкам=28 дюймам=71 см.

4. Учитель русского языка.

- Как записывают числа на уроках русского языка и математики?

По-разному.

- Почему по-разному?

Разные цели, задачи уроков.

- Какая основная цель на уроках русского языка?

Грамотно писать и говорить.

- Проверим правописание трудных слов по теме “Имя числительное” с использованием кроссвордов, которые вы составляли сами.

Кроссворд победителя на экране.

По горизонтали.

1. Разность чисел 600 и 300. (Триста)

2. Квадратом какого числа является число121? (11)

3. Сколько метров в километре? (1000)

4. Единица с шестью нулями? (1000000)

5. Денежная единица Франции? (Франк)

6. Сумма чисел 250 и 150? (400)

7. Собирательное числительное, однокоренное слову семь. (Семеро).

По вертикали.

8. Чёртова дюжина. (13)

9. Мера веса, равная тысяче килограммам. (Тонна)

10. Денежная единица США. (Доллар)

11. Прилагательное, образованное от сочетания “семь метров”. (семиметровый)

12. Мера веса, равная ста килограммам. (Центнер)

Автор кроссворда у доски читает вопросы, ученики угадывают слова, автор записывает в клеточки.

Все ученики записывают эти слова в тетрадь через запятую.

Триста, одиннадцать, тысяча, миллион, франк, четыреста, семеро, тринадцать, семиметровый, доллар, центнер, тонна.

-Прочитать, чётко проговаривая слова, прокомментировать орфограммы.

- Продолжаем писать “трудные слова”. (Они записаны на доске с пропущенными буквами)

Кил_метр, килогра__, ми__игра__, д_ц_метр, г_ктар, пр_цент, ми__иард, девяност_.

Помимо того, что имена числительные очень широко используются во всех школьных предметах, они часто употребляются и в повседневной жизни. Например, у телеведущих. Сейчас мы посмотрим “телепередачу”.

Два ученика сидят за столом перед классом. Они по очереди читают свои сообщения. Ученики записывают новые слова через запятую.

Телепередача “Исторический альманах”

1-ый. Начинаем телевизионную передачу “Исторический альманах”.

2-ой. В ней мы узнаем о старинных мерах длины и …

1-ый. …и ещё кое-что интересное о числительных.

2-ой. В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размером частей тела человека. Например: сажень, локоть (аршин), пядь, дюйм, фут.

1-ый. В Англии и США до сих пор используется:

“ступня” - фут (31 см);

“большой палец” - дюйм (2,5 см),

ярд - мера длины, появившаяся почти 900 лет назад.

2-ой. Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу “поприще”, заменённую позже верстой (от 500 до 750 саженей)=1,67 км.

Пядь - древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17-18 см) - расстояние между концами растянутых пальцев (большого и указательного).

Такое же происхождение имеет и русская сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. Косая сажень – самая длинная от подошвы ноги до конца пальцев вытянутой вверх противоположной руки. Именно поэтому сказать про человека “у него косая сажень в плечах” - то же самое, что и назвать его богатырём, великаном.

А теперь послушайте, откуда произошли названия некоторых числительных и других слов со значением числа.

Слово СОРОК первоначально было существительным и обозначало мешок, куда помещалось 40 штук собольих шкурок, бывших в то время денежной единицей. Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный “мешок” с разрезами для головы и рук.

Теперь о происхождении существительного МИЛЛИОН.

Это слово придумал знаменитый путешественник Марко Поло. Посетив в 13 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатством этой страны. Вот и образовал от итальянского слова мили (что означает тысяча) и частицы -оне ( соответствующей увеличительному суффиксу - ищ ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как тысячища.

- Посмотрим, какие слова записали и как они пишутся.

Самопроверка, на полях ставим оценку (слова на интерактивной доске).

5. Учитель математики

Знакомство с римскими цифрами.

Где встречаются римские цифры?

В учебнике по истории для обозначения времени, века, глав и разделов книги, месяцев года, для обозначения дат значительных событий, годовщин.

Вывешивается плакат с римскими цифрами, учитель комментирует.

До сих пор используются римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад.

1 - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000.

Остальные числа записываются этими цифрами с применением сложения и вычитания. Так, например, число XXV означает 25, так как 10+10+5=25.

Если меньшая по значению цифра (1,X,C) стоит перед большей, то её значение вычитается.

Например, число МСМLXXX1X означает 1989, так как

1000+ (1000-100)+50+ 10 +10 + 10 + (10 -1)=1989.

Для вычислений запись чисел с помощью римских цифр неудобна. В этом вы сможете убедиться сами, если попробуете выполнить, например, сложение чисел ССХV и XL1X.

Записать римскими цифрами со словом век время жизни великих учёных.

Николай Коперник - 1743-1543.

Джордано Бруно - 1548 – 1600.

Галилео Галилей - 1564 – 1642.

Исаак Ньютон - 1643 – 1727.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что показалось интересным?

Возвращение к эпиграфу.

7. Домашнее задание.

На выбор:

1) Из учебника математики выписать слова, в состав которых входят числительные, например, треугольник.

2) Из учебника истории выписать несколько предложений с римскими цифрами. В скобках записать их прописью.

Интегрированный урок "Алгоритм в русском языке и математике". 6–7-й классы

Разделы: Преподавание русского языка

Примечание:

  1. Урок может быть проведен и одним учителем-предметником.
  2. На уроке учителем могут быть предложены другие алгоритмы применения правила в соответствии с изучаемой темой.

Ход урока

1. Учитель русского языка. На сегодняшнем уроке мы будем говорить об алгоритме – важном для нас понятии. Но вначале мы выполним орфографическую разминку.

Словарная работа. (Приложение1)

2. Учитель математики. – Что называется программой?

(Ответ: программа – в переводе с греческого “объявление”, “предсказание”, “указание”, “распоряжение”. Это запись на языке, понятном вычислительной машине, точно сформулированного задания: выполнить работу по обработке информации.)

Понятие программы для компьютера является по существу синонимом понятия “алгоритм”, добавляется лишь требование, чтобы запись была понятна вычислительной машине, так как существуют различные языки программирования.

3. Учитель русского языка.

– Лаконичное определение слова “алгоритм” содержится в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова:

Словарная справка. (Сообщения учащихся.)

Алгоритм (спец.) Совокупность действий, правил для решения данной задачи. (Алгоритм извлечения корня.)

В “Словаре иностранных слов”:

Алгоритм – (мат.) система операций (например, вычислений), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи, например алгоритм извлечения корня из числа;

Теория алгоритмов – раздел математики, изучающий общие свойства алгоритмов.

4. Историческая справка.

– Как появилось слово “алгоритм”? (Сообщение учащегося.)

Термин “алгоритм” произошёл от имени ученого VIII– IX века Аль-Хорезми. Его имя говорит, что родился он в городе Хорезме, который сейчас входит в состав Узбекистана. Большую часть своей жизни Аль-Хорезми провел при дворе багдадских халифов. С его именем связывают создание в Багададе “Дома мудрости” – багдадского хранилища рукописей. Из математических работ Аль-Хорезми до нас дошли всего две – алгебраическая и арифметическая.

Вторая книга, долгое время считавшаяся потерянной, была найдена в 1857 году в библиотеке Кембриджского университета (Великобритания).

Точнее, был найден ее перевод на латинский язык. В этой книге даны четкие правила арифметических действий, практически те же самые, что используются сейчас.

Первые ее строки были переведены так: “Сказал Алгоритми: “Воздадим хвалу Богу, нашему вождю и защитнику”. Так имя Аль-Хорезми перешло в Алгоритм, откуда и появилось слово “алгоритм”. Его ввел в обиход немецкий математик Эрнст Шредер (1841–1902) для обозначения вычислительных процедур механического характера.

В двадцатых годах нашего века задача точного определения понятия “алгоритм” стала одной из центральных проблем математики.

Точное определение алгоритма дало возможность к настоящему времени доказать алгоритмическую неразрешимость более десятка математических проблем.

Если алгоритм предназначен для выполнения на вычислительной машине, то его нужно записать на языке, понятном этой машине. Такая запись называется программой, а язык, на котором записана программа, называется языком программирования. Таких языков придумано довольно много: БЕЙСИК, ФОРТРАН, ПАСКАЛЬ, АДА, СИ и другие. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, а поэтому и свою область применения: статистика, экономика, физика и т. д.

А математики и по сей день продолжают совершенствовать и уточнять понятие алгоритма.

5. Учитель русского языка. – Что же такое алгоритм?

Итак, алгоритм – это точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату.

– Является ли алгоритмом хорошо известное сказочное предписание: “Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”?

(Ответ: не является, потому что нет определенности, точности, нет направленности на получение результата.)

С алгоритмами мы часто встречаемся в жизни, например, звоня по телефону, приготавливая кофе, сажая деревья и т. д. Алгоритм можно рассматривать как последовательность приказов, а программы представляют собой алгоритмы, записанные по определенным правилам языка программирования.

Примерами алгоритмов нематематического характера могут служить различные рецепты из поваренной книги. Рассмотрим алгоритм приготовления бутерброда.

Исходные данные: хлеб (белый, черный), продукт (колбаса, ветчина, сыр, масло).

Искомый результат: бутерброд (ломтик продукта, наложенный на ломтик хлеба).

Предписание:

А) отрезать ломтик продукта;
Б) отрезать ломтик хлеба;
В) наложить ломтик продукта на ломтик хлеба.

Можно легко убедиться, что это предписание обладает всеми тремя свойствами алгоритма.

– Какими?

(Ответ: определенностью (всем понятно, что значит отрезать ломтик, положить один ломтик на другой и как все это сделать); массовостью (хлеб может быть черным или белым, продукт – колбасой, ветчиной, сыром, маслом); результативностью (при выполнении предписания получается искомый результат – бутерброд.)

Как видите, в повседневной жизни мы практически ежедневно и многократно сталкиваемся с алгоритмами.

6. Учитель математики. – А какие примеры алгоритмов математического характера вы можете привести?

(Ответ: правила выполнения арифметических операций (сложения, вычитания, умножения, деления) над многозначными числами (“столбиком”), правила выполнения таких же операций над простыми дробями, описания решений различных задач на построение в геометрии и т. д.)

Рассмотрим алгоритм деления обыкновенных дробей.

Исходные данные: первая дробь (делимое), вторая дробь (делитель).

Искомый результат: дробь – частное.

Предписание:

А) числитель первой дроби умножить на знаменатель второй;
Б) знаменатель первой дроби умножить на числитель второй;
В) записать дробь, числитель которой есть результат выполнения пункта а), а знаменатель – результат выполнения пункта б).

Все сказанное про последовательность приготовления бутерброда относится и к этому математическому алгоритму.

7. Учитель русского языка. – Вы можете спросить, какое отношение имеет алгоритм к русскому языку или литературе. Ответ прост: с алгоритмами мы встречаемся и на уроках русского языка, и на уроках литературы. О лингвистических (языковых) алгоритмах поговорим чуть позже, а сейчас мы станем на время кладоискателями. Однако если ничего не известно о возможном местоположении клада, то попытки его найти, скорее всего, окажутся безрезультатными. Другое дело, если в ваши руки попадет старинный манускрипт с таким, например, описанием.

В лесу есть поляна, на которой расположен холм. У подножия холма протекает ручей. Встав у истока ручья, иди по такому маршруту: сделай два шага на юго-восток, затем – три на восток, еще восемь шагов – на север. Копай здесь!

Имея такое описание, стоит поискать клад. Этим мы сейчас и займемся, правда, лишь в теоретическом плане (Приложение2).

8. Учитель математики. – Найдем координаты точки, в которой спрятан клад.

Исходная позиция, исток ручья, – это точка с координатами 5;3. Теперь точно выполним каждое действие, указанное в описании.

Сделав два шага на юго-восток, придем в точку 7;1. Три шага на восток приведут в точку 10; 1. Последние восемь шагов на север заканчиваются в точке 10;9. Это и есть координаты точки, в которой спрятан клад.

Итак, выполняя каждый шаг описания (алгоритма), из точки 5; 3 мы переместились в точку 10; 9.

Уточним понятие алгоритма: алгоритм – это правило, указывающее действия, в результате которых осуществляется переход от исходных данных к искомому результату. Цепочка действий называется алгоритмическим процессом, а каждое действие – шагом алгоритма.

А теперь представьте, что между моментами, когда клад был спрятан и когда его ищут, произошло землетрясение, в результате которого поляна исчезла и превратилась в овраг. Тогда, двигаясь по описанному маршруту, вы натолкнетесь на непреодолимые препятствия. Удастся ли вам исполнить вышеназванный алгоритм?

(Ответ: нет.)

– Почему?

(Ответ: неизвестны искомые данные, есть только искомый результат. Цепочка действий разрушилась, “рассыпалась”.)

Вывод: этот алгоритм исполнить не удастся.

В случае, когда алгоритмический процесс безвозвратно обрывается, говорят о неприменимости заданного алгоритма.

Таким образом, при составлении алгоритмов ошибок быть не должно, важны предельная точность и четкость.

Итак, алгоритм может помочь в поисках клада. Попробуйте дома подробно записать алгоритм поиска клада, который имеется в рассказе Эдгара По “Золотой жук” или в повести Стивенсона “Остров сокровищ”.

9. Учитель русского языка. – Конечно, интересно искать спрятанные сокровища, да и еще по определенным правилам, с применением алгоритма. Но алгоритм может пригодиться и на уроках русского языка. Правда, это будет своеобразный алгоритм, составленный с помощью слов и нацеленный на практическое применение какого-либо правила. Вы знаете, что часто бывает так: ученик знает правило, а использовать на письме не может. Из-за этого и возникают ошибки, а ведь их можно избежать, если приучить себя составлять алгоритмы по изученным правилам.

Сейчас мы с вами составим алгоритм применения одного из самых трудных правил в теме “Причастие” – Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий.

– Расскажите правило. Приведите примеры.

(Ответ. В полных страдательных причастиях с суффиксами -ЕНН-, -НН– пишется НН, если:

  1. причастие имеет приставку (кроме НЕ): сваренная рыба, вспаханное поле;
  2. причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в масле рыба;
  3. причастие образовано с помощью суффиксов -ОВА, -ЕВА-: маринованные грибы, асфальтированное шоссе;
  4. причастие образовано от глагола совершенного вида: решенный пример.

Если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним Н: вареная рыба, жареная рыба)

– С чего должен начинаться любой алгоритм применения правила по русскому языку?

(Ответ: с определения части речи и части слова.)

– Почему?

(Ответ: потому что можно допустить ошибку, то есть применить какое-либо правило неверно, будто не по адресу доставить письмо.)

– Допустим, мы определили часть речи и часть слова: это суффикс причастия, орфограмма “Н-НН в суффиксах полных страдательных причастий”. Что дальше? Какие действия, “команды” надо выполнить?

10. Составление алгоритма.

Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий.

I. Найди приставку в слове (кроме НЕ).

 

ДА

 НЕТ

Вывод: пиши НН

 II. Определи, имеется ли у причастия зависимое слово.

ДА

НЕТ

Вывод: пиши НН

 III. Определи, есть ли в причастии суффиксы -ОВА-, -ЕВА-

ДА

НЕТ

Вывод: пиши НН

 IV. Определи, от глагола какого вида образовано причастие. Если от глагола

совершенного вида

 несовершенного вида

Вывод: пиши НН

 Вывод: пиши Н

Примените данный алгоритм при написании словосочетаний:

Смешанная со снегом, вязанная крючком, маркированный груз, купленная вещь, плетеная корзина.

11. Тестирование. Самостоятельная работа (Приложение 3).

12. Учитель математики. – Наш урок подошел к концу. Я думаю, что вы поняли: алгоритм – широкое понятие. И в математике, и в информатике, и в русском языке, да и в обычной жизни, оказывается, мы не можем обойтись без алгоритмов.

Домашнее задание:

1. Опишите алгоритм поиска клада, который имеется в рассказе Эдгара По “Золотой жук” или в повести Стивенсона “Остров сокровищ”;

2. Составьте алгоритм применения правила правописания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ (или другого изучаемого правила)

Используемая литература:

  1. А.Б. Горстко, С.В. Кочковая. Азбука программирования. – М.: Знание, 1988.
  2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989.
  3. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1990.
  4. А.П. Савин. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985.
  5. Я познаю мир. Математика. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, 1999.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№35»

Интегрированный урок литературы и математики

по теме « Писатели-математики»

Подготовили: учитель математики Ершова М.В.,

I квалификационная категория;

учитель русского языка и литературы

Крылова Т. Н.,

I квалификационная категория.

Братск, 2012

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию познавательных,

регулятивных и коммуникативных УУД:

Результаты освоения УУД

Познавательные УУД, аспект обработка информации:

 критический уровень: обучающийся извлекает необходимую информацию и

фиксирует еѐ в таблице;

 достаточный уровень: обучающийся самостоятельно отбирает информацию,

необходимую для сообщения и решения практической задачи;

 творческий уровень: обучающийся анализирует информацию из нескольких

источников и делает вывод на еѐ основе, подтвердив его аргументами.

Регулятивные УУД, аспект планирование и организация деятельности по достижению

цели:

 критический уровень: обучающийся организует свою деятельность с помощью

учителя;

 достаточный уровень: обучающийся планирует свою деятельность с помощью

учеников группы и самостоятельно организует еѐ;

 творческий уровень: обучающийся самостоятельно планирует и организует свою

деятельность.

Коммуникативные УУД, аспект работа в группе:

 критический уровень: обучающийся принимает участие в обсуждении задания,

задает вопросы и отвечает на них;

 достаточный уровень: обучающийся принимает активное участие в обсуждении

предложенных идей и предлагает свои;

 творческий уровень: обучающийся координирует работу участников группы и

представляет результаты деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Форма урока: творческая мастерская

Оборудование: учебник «Русский язык» 7-8 класс (автор М.М. Разумовская), учебник

«Алгебра» 8 класс (автор А.Г. Мордкович 8), учебник «Геометрия» 7 – 9 класс (автор Л.С.

Атанасян), распечатанные материалы о писателях-математиках, 2 ноутбука и медиа-

проектор.

 Ход урока

I. Погружение в проблему – «индукция» - учитель русского языка

1. Анализ стихотворения.

 Послушайте стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики»

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

дело в мировом законе.

Значит, что-то не раскрыли

мы, что следовало нам бы!

Значит, слабенькие крылья -

наши сладенькие ямбы,

и в пегасовом полете

не взлетают наши кони...

То-то физики в почете,

то-то лирики в загоне.

Это самоочевидно.

Спорить просто бесполезно.

Так что даже не обидно,

а скорее интересно

наблюдать, как, словно пена,

опадают наши рифмы

и величие степенно

отступает в логарифмы.

 1959

 Как вы думаете, люди каких профессий скрыты под масками «лириков» и

«физиков»? (лирики: писатели, поэты, художники, одним словом, - гуманитарии;

физики: математики, физики, химики, инженеры – то есть технари).

 О чѐм пойдѐт речь на занятии? Определите тему занятия (Физики и лирики).

 Уточним: «Писатели и математики».

2. Слово учителя:

 Наука и искусство, математика и художественная литература, казалось бы, такие

далекие области человеческого интеллекта, и их обладатели осуждены на вечное

противостояние… Согласны?

 Сформулируйте проблемный вопрос по теме. (Может ли талант писателя и

математика сочетаться в одной личности?)

3. Целеполагание.

Исходя из проблемного вопроса, определите гипотезу в рамках данной темы в

форме противоречия с союзом НО. (Математика и литература - это разные способы

познания жизни, НО сочетание талантов математика и писателя в одной

личности возможно) – гипотеза.

1) Какова же цель данного занятия? (Обработав найденную информацию, доказать,

что сочетание талантов математика и писателя в одной личности возможно).

II. Организация деятельности – учитель математики.

Учитель: Вы нашли информацию о таких личностях? (Да. Нашли)

- О ком? (Л. Кэролл, Софья Ковалевская, Блез Паскаль).

Учитель: Проанализируйте задания и обсудите в группах план действий.

Учитель: Ваши предложения?

План действий:

1. Отобрать факты для сообщения и доказательства гипотезы.

2. Составить текст сообщения.

3. Подготовить материал для буклета и презентации.

4. Заполнить обобщающую таблицу «Писатели-математики».

5. Сделать вывод.

III. Осуществление деятельности – учитель русского языка

Учитель: Переходим к работе в группах:

1. Комментирование заданий учителем:

Учитель: Сегодня на занятии у нас будет действовать 6 групп, задания на столах:

Литературоведы – готовят сообщение о личностях как о писателях;

Математики - готовят сообщения о личностях как о выдающихся математиках;

Публицисты – пишут материалы в жанре статьи или репортажа;

Лингвисты - готовят научный комментарий к выступлению публицистов об

особенностях публицистического стиля и его жанров;

Математики-практики - готовят практическое решение какой-то задачи;

Группа компьютерной поддержки – готовит презентацию и отвечает за выпуск

буклета о математиках-писателях.

2. Распределение обязанностей и ролей в группах.

Учитель: обобщив найденную информацию, литературоведы и математики

договорятся, о каких личностях поведѐм разговор.

3. Социоконструкция. Работа в группах.

 Литературоведы – готовят сообщение о личностях как о писателях :

Сахароварова Нина, Дроздецкая Рита, Климович Роман, Савченко Сергей,

Гнатюк Яша.

 Математики - готовят сообщения о личностях как о выдающихся

математиках: Санников Вася, Черненко Регина, Шкляев Саша, Князева

Настя, (Сорокина Настя).

 Публицисты – обобщают изученные сведения о публицистических

жанрах в таблице и пишут материалы в жанре статьи или репортажа:

Савельева Полина, Иванова Оля, Бочкарѐва Алина, Антипина Ксюша,

(Каменских А.).

 Группа компьютерной поддержки – готовит презентацию и отвечает за

выпуск буклета о математиках-писателях: Першин Максим, Чупров

Артѐм, (Углев Костя).

 Лингвисты - готовят сообщение о лингвисте-математике и показывают

решение одной лингвистической задачи: Смирнова Лиза, Гузенко

Кристина, Столопов Дима, Антипин Никита.

 Математики-практики - готовят научный комментарий (практическое

решение) к выступлению математиков: Фролов Роман, Яковлев Андрей,

Кучер Коля, Мешков Коля, Борищук В.

IV. Предъявление результата деятельности – совместно учителя математики и

литературы.

1. Социализация.

1) Выступление представителей групп по заданиям (сообщения, математические и

лингвистические задачи, публикация, буклет, таблица)в сопровождении

презентацией.

 Учитель русского языка: Слово литературоведам.

 Учитель математики: Группа математиков, дополните сведения

литературоведов.

 Учитель русского языка: Публицисты и лингвисты, какие интересные сведения

о сочетании различных способностей в одной личности нашли вы?

 Учитель математики: Математики-практики, подтвердите информацию ваших

коллег.

 Учитель русского языка: Только ли математики могут решать задачи?

Слово лингвистам.

2) По ходу выступлений: занести информацию в таблицу;

3) После: дополнить свою таблицу недостающей информацией и внести

необходимые исправления.

2. Афиширование - вывешивание таблиц, иллюстративного материала на доске;

демонстрация буклета и презентации – учитель математики.

Учитель: Предлагаем поместить заполненные таблицы на доску, а группе компьютерной

поддержки предъявить буклет.

3. Инсайт

1Вопрос учителя математики: К какому выводу мы пришли, доказывая гипотезу:

математика и литература - это разные способы познания жизни, НО сочетание талантов

математика и писателя в одной личности возможно.

 (Приведя примеры из жизни математиков, ставших писателями, и писателей, любивших

математику, мы доказали, совмещение таких разных, на первый взгляд, талантов не

только возможно, но и закономерно).

2Вопрос учителя русского языка: Почему стало возможным сочетание в одной личности

качеств, присущих и писателю и математику? Что объединяет, на первый взгляд, такие

разные сферы деятельности?

( Творческое начало, богатая фантазия, способность к прогнозированию, умение

мыслить логически и последовательно, но нестандартно).

 Учитель русского языка:

Логичным будет представить слово публицистам: очерк по теме.

V. Рефлексия – учитель математики.

Учитель: Ребята, предлагаю оценить свою деятельность на занятии, используя методику

« Лестница успеха».

- Ответьте на вопросы, в соответствующей графе поставив знак +,

и сдайте мне.

«Лестница успеха» – регулятивные УУД: оцените умение планировать свою

деятельность на занятии; познавательные УУД: оцените умение извлекать и

обрабатывать информацию; коммуникативные УУД: оцените умение работать в

группе, выбрав соответствующее качество из следующих: ученик (критический

уровень), мастер ( достаточный уровень), профи (творческий уровень). Предлагается

ученикам заполнить лист самооценки: напротив каждого оцениваемого действия в

соответствующей графе поставь знак +:

Действия для оценки Ученик/2б. Мастер/3б. Профи/5б.

1. Планирование и

организация

деятельности

2. Отбор информа-

ции и еѐ обработка

3. Взаимодействие в

группе

Количество баллов

ФИ учащегося

VI. Итоги урока.

1. Заключительное слово учителя русского языка:

 Объявленный в шестидесятых годах спор между физиками и лириками можно

считать законченным, а нашу гипотезу доказанной. Тем более что и математики и

писатели доказали, что могут быть талантливы и в «противоположной» сфере.

Думаем, деление на физиков и лириков в корне неправильное: ибо технарю всегда на

пользу творческий подход к работе, а к творчеству полезно относиться с холодной

головой, как к решению математической задачи. Успех в любом деле зависит от

совмещения тех и других качеств в нужной пропорции.

- Вот как говорит об этом поэт Алексей Сисакян — российский учѐный, доктор

физико-математических наук:

2. Выразительное чтение стихотворения учеником:

Мертва наука

без искусства,

оно ей прибавляет чувства.

В загоне – лирики,

в почѐте – физики,

мне кажется, что это – ерунда,

придумали, наверно, это циники…

мы в жизни друг без друга –

никуда…

Здесь жизнь – строка,

дыханье – рифма,

сердцебиенье –

ритм, угаданный меж строк,

и строгости

здесь нету алгоритма.

А каждая неискренность – подлог.

Науке – лирик предназначен,

Без рифмы – формулы сухи.

Душа должна быть тоже зрячей,

И ей, как свет, нужны стихи…

3.Учитель математики: Обратите внимание на результаты рефлексии:

Учеников –

Мастеров –

Профи -

VII. Домашнее задание комментирует учитель русского языка :

1. Подготовить материалы для публикации на школьном сайте и в газете «Школьный



Предварительный просмотр:

МБОУ Артемовская СОШ №2

Учитель русского языка Турчанова Светлана Николаевна

Учитель математики Гостева Наталья Николаевна

Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

Метапредметные цели:

Регулятивные: формировать умение определять цель, планировать свою деятельность, определять границы знаний и незнаний, проводить рефлексию

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге, слушать, понимать других, высказывать свою точку зрения

Личностные: формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, формировать уважительное отношение к сверстникам, развивать интерес к двум наукам, показывать взаимосвязь этих наук

Предметные цели:

Создать условия для усвоения, изучения видов треугольников, выяснить, какие разряды частиц бывают в русском языке, какова роль каждого разряда.

Ход урока

1.Этап мотивации

1.Показ ролика. Спор учеников 11 класса. «Зачем мне математика, если я поступаю в гуманитарный вуз, зачем мне русский язык, если мне нужна математика?»

2.Кто согласен нужна математика, не нужен русский, поднимите руки, А кто другого мнения ? Какую проблему можно обозначить?

3.На этом уроке по теме: «Разряды частиц.  Виды треугольников по углам» мы попробуем решить эту проблему. Для этого нам понадобятся две группы: математиков и лингвистов (Выбор групп, расходятся по разным кабинетом). Для работы лингвистам необходим дополнительный материал, предлагаю одному ученику остаться и записать на диктофон речь учащихся во время обсуждения учебного материала.

2.Работа группы математиков(группа математиков остается в этом кабинете, группа лингвистов в соседний переходит кабинет, уважаемые гости, у вас свобода перемещения)

1. Этап актуализации. Выявление причин затруднений, целеполагание

Что я знаю по этой теме?

Что я могу?

Что мне нужно?

Создание схемы треугольник. Речь записывает на диктофон, в ней обязательно будут частицы формообразующие, смысловые, отрицательные.

Образец схемы.

Треугольник

-Элементы треугольника

-Виды треугольников по сторонам

-Виды треугольников по углам

-С помощью, каких инструментов можно построить треугольник

-Сумма углов треугольника

Тема :  виды треугольников по углам

Мы с вами повторили понятия. Которые понадобятся нам сегодня на уроке, ответили на вопрос, что я знаю по этой теме

Что я могу? Найти углы в треугольнике.

-   Выполнение карточки. Проверка консультантами.

-Выявление проблемы, формулировка цели после выполнения и проверки диктанта

Диктант

1.Может ли треугольник иметь 2 прямых угла?

2.2 тупых угла

3.1 прямой, 1 тупой

4.3 острых угла

5.1 прямой, 2 острых?

6.1 тупой, 2острых?

7.3 тупых угла?

8. В равностороннем треугольники углы по….

9.В равнобедренном прямоугольном треугольнике…

10.В равнобедренном треугольники углы при основании...

Проблема: я не знаю, сколько градусов углы в равностороннем треугольнике, в прямоугольном равнобедренном или я не знаю доказательство, почему 1 тупой угол..

2.Этап решения учебной задачи по плану деятельности

 А)Заполнение таблицы, выполнение чертежей, доказательства.

 Пути заполнения:

-п.31

              -сайты   виды треугольников таблицы

Виды треугольников

По сторонам

равнобедренный

равносторонний

разносторонний

Опр

Доказательство

Вывод

По углам

прямоугольный

тупоугольный

остроугольный

Образец

Б)Проверка таблицы консультантами и мной

3.Этап первичного контроля. Таблицу рассказать 3 человекам, поставить оценки

1

2

3

4.Показ слайдов «Тайны треугольников»

1).Бермудский треугольник - легендарная область Атлантического океана между Пуэрто-Рико, Флоридой и Бермудскими островами, в которой, согласно мнению многих исследователей, происходит множество необъяснимых явлений. Действительно, здесь довольно часто находили дрейфующие суда, как с мертвыми экипажами, так и без них. Зафиксированы также бесследные исчезновения самолетов и судов, выход из строя навигационных приборов, радиопередатчиков, часов и т.д.

2).На дне Бермудского треугольника…

 На расстоянии семистах метров от кубинского побережья, на глубине сто восемьдесят метров ученные отыскали огромный затонувший город с пирамидами, тоннелями, дорогами и иными постройками. Исследователи считают, город схож с древними латиноамериканскими культурами. Предполагают, что затонувший город построили 1,5-2 тысячи лет назад.

3).Ученые определили, что две гигантские пирамиды, возможно, сделаны из чего-то типа толстого стекла. Считают, что раскрытие тайны странных подводных пирамид, расположенных, кстати, в самом центре условного треугольника, прольет свет на то страшное и загадочное, что связано с Бермудским треугольником.

4).Вывод: Треугольник на протяжении многих веков занимал умы людей и широко применялся ими.

5.Этап рефлексии. У кого все «5» тот выступает перед всеми. Советы выступающему

3.Работа группы лингвистов

1 Актуализация, целеполагание

На доске записаны предложения:

Мы в?поход не?пойдем.

Что?бы мне почитать?

Сгруппируйте слова по какому-либо признаку.

Заслушать ответы, дополнительные вопросы

Почему решили, что что бы не союз?

Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

На какие группы разделите частицы?

Значит, у нас проблема.

2 Решение учебной задачи по плану действия

Запишем цель урока – Разряды частиц.

Определите пути решения проблемы.

Работайте, только я предлагаю переложить материал параграфа в схему, используя геометрические фигуры. Обсуждение схем в группах, презентация схемы от группы.

Как бы вы теперь сгруппировали частицы в задании на доске?

3 Первичный контроль

Рассказать правило по схеме трем ученикам, заполняем табличку

1

2

3

1б или 0 б

Работа с записью на диктофоне

Выписать частицы, используемые в речи учеников.

Выяснить, какую роль они сыграли в речи, как бы изменилось значение сказанного, если бы их не было.

4.Встречаются две группы,

А) Выступает со своим сообщением представитель математиков

«Мы познакомились с видами треугольников по углам» тупоугольный(1 тупой,2острых), прямоугольный(1 прямой, 2 острых), остроугольный(3угла острые). Доказательство этого    

опирается на теорему о сумме углов треугольника»

Б) Выступает со своим сообщением представитель лингвистов

4.Встречаются две группы,

А) Выступает со своим сообщением представитель математиков

«Мы познакомились с видами треугольников по углам» тупоугольный(1 тупой,2острых), прямоугольный(1 прямой, 2 острых), остроугольный(3угла острые). Доказательство этого    

опирается на теорему о сумме углов треугольника»

Б) Выступает со своим сообщением представитель лингвистов

В)Учитель математики. 3Группы частиц, 1 намного больше, 2 очень маленькая, более подойдет тупоугольный треугольник с моей точки зрения

Г)Диктофон….В вашей речи…

5.Работа в парах математик учит лингвиста и наоборот

6.Вопросы друг другу, математик задает вопросы о разрядах частиц, лингвист о видах треугольника

7.Контроль(тест итоговый), проверка в парах

8.Рефлексия

Лист рефлексии

Какие были затруднения

Причина затруднений

Пути решения

Домашняя работа

Математика

-Выучить схему

-выучить пункт 31

-выполнить №228,№224

-У кого нет затруднений подготовить сообщение «Треугольники -вокруг нас»

Выучить схему

выучить пункт 31

выполнить №228,№224

Русский

выучить памятку

выучить п. 63,64,67

выполнить упр. на выбор из п. 63, 64, 67

9. Ответное слово 11 классу( пример)

«11класс считает, что по русскому языку учат много лишнего, например частицы. А в жизни для них важнее математика. Наш урок-ответ выпускникам. Мы выяснили, что лингвисты использовали математическую символику, а математики частицы в своей речи. Поэтому, дорогие выпускники, учите русский и математику, это важные предметы».

Тест итоговый

1. Укажите предложения с ошибками в употреблении формообразующих частиц.

а) Давай напишите заметку в газету.
б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.
в) Только сейчас я понял причину неудачи.
г) Как бы мне хотелось бы увидеть это  своими глазами .

2.В треугольнике АВС угол А равен 60 градусов, угол В равен 30 градусов. Установите вид треугольника

3.Установите соответствие:

1.бы(б)

2.самый

3. разве

4. более

5.неужели

6.именно

А.формообразующие

В. смысловые

Ответ: 1 __2__3__4__5___6___.

4.Исключи лишний треугольник, с углами

а)130,30,20градусов

б)60,40,80

в)60,60,60

г)70,70,40

  1. Выпишите из текста частицы

Только если все три угла треугольника острые, то треугольник называется остроугольным. Если один из углов треугольника тупой, то треугольник именно тупоугольный. Если один из углов треугольника прямой, то треугольник как раз прямоугольный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и русского языка на тему "Числа в нашей жизни"

Цели урока Русский язык Математика Обучающие Вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку. Актуализировать з...

Интегрированный урок математики и русского языка

Конспект интегрированного  урока математики по теме "Умножение и деление дробей" и русского языка "Суффиксы имен существительных"...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Данный урок решает следующие проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при ре...

Интегрированный урок математики и русского языка по теме «Эти трудные, трудные числительные. Сложение и вычитание чисел с разными знаками».

          Тема: «Эти трудные, трудные числительные» Цели:Развивать вычислительные навыки учащихся.  Научить учащихся различать имена числительные и числа...

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

Этот урок разработан совместно с учителем математики Гостевой Н.Н., соответствует требованиям ФГОС....