Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Алексеева Татьяна Алексеевна

Данный урок решает следующие проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при решении задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок математики и русского языка

В 6 классе на тему

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

(тема по математике «Нахождение числа по его дроби. Решение задач»

тема по русскому языку «Текст. Способы и средства связи. Редактирование»)

Урок разработали:

учитель математики

Алексеева Татьяна Алексеевна

учитель русского языка и литературы

Волосухина Ирина Яковлевна,

пгт Холм-Жирковский

2013

Тип урока: интегрированный урок, урок формирования и применений знаний, умений и навыков.

Технологии: личностно ориентированного обучения, анализ результатов проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, парной и групповой деятельности, здоровьесберегающие, ИКТ.

 Решаемые проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при решении задач.

Виды деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, работа в парах, работа у доски и в тетрадях; комплексный анализ текста, составление синквейнов.

Планируемые результаты:

Предметные – научиться применять нахождение числа по его дроби при решении задач; осознают роль прилагательных в текстах разных стилей, осуществляют подбор синонимов и антонимов, производят анализ текста, составляют синквейны согласно теме урока, находят орфограммы, объясняют постановку знаков препинания.

Личностные – формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, познавательного интереса к изучению нового способом общения и систематизации знаний, формирование устойчивой мотивации к обучению.

Метапредметные:

Познавательные – структурируют знания по математике, русскому языку; ориентируются на разнообразие способов решения, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; читают и слушают тексты разных стилей, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы по русскому языку и математике.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, удерживают цель деятельности до получения полного результата, осознают уровень и качество усвоения результата, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, коллективной работы, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, точно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование, наглядность: компьютер, интерактивная доска, презентация, интерактивная игра «Собери фразеологизмы, содержащие старинные меры длины».

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Постановка проблемы.

Учитель математики- Ребята! У нас с вами сегодня необычный урок, потому что вести его будут два учителя: учитель русского языка и учитель математики.

Учитель р.я. – Мы назвали наш урок фразой из детского стихотворения, которое вам всем хорошо знакомо. Как вы думаете, почему? (потому что мы будем изучать две дисциплины в единстве).

Учитель математики – Ребята! Чем мы занимаемся на уроках математики? (считаем примеры, решаем задачи). Какие виды задач вы знаете? (задачи на движение, на переливание, на работу, задачи со старинными мерами длины и т. д.). Как вы думаете, зачем к нам на урок пришла учительница русского языка? (чтобы помочь нам грамотно записывать решения задач, исправлять нашу речь при устных ответах и т. п.). В результате дискуссии формулируется тема урока: «Учимся решать задачи с применением теории нахождения числа по его дроби ».

Учитель р.я. -На примерах текстов математических задач мы будем находить разные способы и средства связи предложений, а если нужно, и редактировать их.

  1. Устная работа. Разминка.

Интерактивная игра «Собери фразеологизмы со старинными мерами длины».

Учитель р.я. проверяет правильность выбранных фразеологизмов.

Учитель математики задает примеры устного счета по каждой найденной мере (вычислить в см – три сажени, пять аршинов, семь пядей, две косых сажени, четверть маховой сажени, одна десятая аршина, половина версты, три коломенских версты и т.д.). В это время у доски ученик выполняет карточку:

Вычислите (индивидуальная работа)

         а)  14 ∙ ,    б) (5 + ) ∙ 6,   в)   ∙  ∙ ,    г)  1 ∙ 2.

После интерактивной игры класс проверяет правильность выполнения карточки.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель математики – Ирина Яковлевна пришла к нам не с пустыми руками. Она приготовила для вас несколько задач. Посмотрим, как вы справитесь с 1-м заданием.

Слайд 1. Учитель р.я. зачитывает условия 1-й задачи.

Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на ветвистое дерево. 1/5 числа бабушек была в платочках, 3/8 бабушек была в фартучках, остальные – с корзиночками. Сколько бабушек было с корзиночками?

Учитель р.я. – Внимательно вчитайтесь в текст. Первое впечатление – смешно. Но нас интересует другое:

- Можно ли назвать эту задачу текстом? Докажите.

- Как осуществляется связь предложений в тексте?

- Какие средства выразительности используются, чтобы нам было смешно? (гротеск).

Учитель математики предлагает решить задачу и узнать: сколько же все-таки бабушек были с корзинками.

  1. 40 ∙ =8(б.) в платочках.
  2. 40 ∙ =15(б) в фартучках.
  3. 40 – ( 8 + 15 )= 17(б) с корзинками.

                                      Ответ: 17 бабушек.

Слайд 2. Учитель р.я. читает условие следующей задачи.

Кате подарили 24 конфеты.За завтраком она съела ¼ всех конфет, а во время обеда половину оставшихся конфет. Сколько конфет осталось у Кати?

- В тексте у нас встречается речевой повтор. Оправдан ли он? Давайте попробуем его убрать. Изменился ли текст? Прокомментируйте.

- Какой способ связи реализуется в тексте?(последовательный).

- Как он осуществляется? (с помощью местоимений, лексического повтора).

Учитель математики – Ребята! Перед вами решение данной задачи. Оцените, правильно ли оно?

  1. 24 ∙  = 6(к) съела Катя за завтраком.
  2. 24∙  =12(к) съела Катя за обедом.
  3. 24 – ( 6 + 12 ) = 6(к) осталось.

                    Ответ: 6 конфет.

Учащиеся находят ошибку, допущенную в решении, и предлагают записать верное решение.

  1. 24 ∙  = 6(к) съела Катя за завтраком.
  2. 24 – 6 =18(к) осталось после завтрака.
  3. 18 ∙  = 9(к) съела Катя за обедом.
  4. 24 – ( 6 + 9 ) = 9(к) осталось.

                      Ответ: 6 конфет.

           Учитель математики – Какое слово в этой задаче является ключевым?

           Дети – Половина оставшихся конфет.

           Учитель математики – Итак, прежде чем начать решать задачу, необходимо внимательно прочитать ее вопрос, затем проанализировать данные, предложить способ решения и записать ответ. Теперь, когда мы обговорили основные моменты, вы без труда справитесь со следующей задачей

Слайд 3.Учитель р.я. зачитывает условие задачи.

Представьте, что вы пилот самолета. Расстояние между городами А и В равно 420 км. Самолет, вылетев из города  А  через ½ часа приземлится в городе В. Сколько лет пилоту?

Учитель р.я. – Можем ли мы назвать эту задачу текстом? Почему?

- Какой жанр из курса литературы напоминает вам эта задача? (загадку-шутку)

- Какой в ней смысл? (заинтересовать, рассмешить)

Учитель математики – А с точки зрения математики? (развивает логическое мышление, внимательность)

Учитель математики – Исходя из данных задачи, что бы мы с вами вычисляли? (скорость)

Учитель р.я. – Давайте правильно сформулируем вопрос к задаче. (С какой скоростью должен лететь самолет?)

Учитель математики – Итак, мы лишний раз убедились в том, что каждое слово в задаче важно. А сейчас проведем физкультминутку.

Ф И З М И Н У Т К А для глаз ( проводит учитель математики).

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторяем 3-4 раза.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть  вдаль, считать до 5). Повторяем 3-4 раза.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами , не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторяем 3-4 раза.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-5. Повторяем 1-2 раза.

Учитель математики – Ребята! Задача, которую вы сейчас будите решать, носит прикладной характер. В ваших руках будут находиться судьбы людей, пусть и на бумаге. Проверьте себя, насколько вы внимательны.

Слайд 4.Учитель р.я. читает условие задачи.

Катер рассчитан на 25 человек пассажиров и 5 человек команды. Спасательная шлюпка вмещает в себя 8 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на катере, чтобы в них разместить в случае необходимости всех пассажиров и всех членов команды?

Учитель математики решает с классом задачу. У доски работает ученик.

  1. 25 + 5 = 30(ч.) всего на борту.
  2. 30 : 8 = 3 (ост. 6)

Значит, потребуется 4 шлюпки.

                   Ответ: 4 шлюпки.

Учитель математики – А можно ли в ответе указать 5 шлюпок?

Ученики – Нет, в задаче спрашивается о наименьшем числе шлюпок.

Учитель математики – А можно ли в ответ указать смешанное число 3шлюпок?

Ученики – Нет. Количество шлюпок должно быть натуральным числом.

Учитель р.я. – Ребята, вы с легкостью решаете задачи, понимаете текст, но на традиционном уроке русского языка, при написании подобного упражнения в чем состояла бы трудность восприятия? (стиль, орфограммы)

- Какой стиль используется в данном тексте? (научный). Докажите принадлежность данного текста к научному стилю.

Слайд 5.Учитель р.я. читает условие задачи.

Портрет дяди Степы разместили на стенде. Сколько зубов у дяди Степы, если на фотографии видно 15, что составляет 3/8 от всех зубов дяди Степы?

Учитель математики решает с учениками задачу и делает вывод, что 40 зубов у человека быть не может.

15 : 3 ∙8 = 40(з.) у дяди Степы.

Учитель русского языка – Найдите в тексте речевые ошибки. (повторы, смешение стилей).

Вывод: И решение, и построение текста с точки зрения русского языка некорректно.

           Самостоятельная работа по математике. (Учитель р.я. проверяет грамотность записей в тетрадях по математике, исправляет орфографические и др. ошибки).

Задача записана на обратной стороне доски. Ребята работают в парах.

Туристы прошли за два дня 40км. В первый день они прошли пути. Сколько километров  прошли туристы во второй день?

  1. 40 ∙  = 16(км) прошли туристы в первый день.
  2. 40 – 16 = 24(км) прошли туристы во второй день.

                         Ответ: 24км.

Учитель математики – Ребята, кто составил выражение для решения этой задачи? (Идет взаимопроверка)

- Итак, математическая задача – это текст. Для того, чтобы ее решить необходимо:

1) внимательно прочитать ее условие и вопрос;

2) проанализировать данные;

3) предложить способ решения;

4) записать ответ и оценить его правдоподобность.

Урок показал, что вы можете решать задачи на нахождение числа по его дроби. А можете ли вы составить задачу, которая решалась бы с помощью этого числового выражения?

Творческое задание. Составить для выражения  40 – 40 ∙   свою задачу. (Заслушиваются отдельные учащиеся)

 IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель р.я. – Подводя итоги урока, мы предлагаем составить вам по два синквейна. Один – «математический», другой – «литературный». Тема 1-го – «цифра», 2-го – «слово».

Ученики работают в парах, затем зачитывают свои работы.

  1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

На партах учащихся лежат сигнальные карточки. Предлагаем им выбрать одну и  сделать вывод одним предложением.

Слайд 6.

Я научился…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрел…

Я понял, что…

Сегодня я узнал…

Учащиеся, уходя, приклеивают карточки  на «дерево знаний».

  1. Домашнее задание:

По русскому языку (Слайд 7.)

  1. Нарисовать рисунок к любой сегодняшней задаче.
  2. Выписать из учебника математики задачу № 532 и выполнить следующие задания:
  • Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения;
  • Разобрать по составу все прилагательные текста;
  • Подчеркнуть все орфограммы.

По математике: № 532,534(в, г)                         *  Повторить п. 14, 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...

Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

Этот урок разработан совместно с учителем математики Гостевой Н.Н., соответствует требованиям ФГОС....

Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

Интегрированный урок по математике и  по русскому языку по ФГОС.Целью урока является формирование умение определять цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, определять границы зн...

Занятие на тему "Все работы хороши-выбирай на вкус"

Занятие по профориентации воспитанников...

Занятие на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Цели:1. Продолжать профориентационную работу с учащимися;2. Расширять знания и представления воспитанников о различных профессиях.3. Создавать условия для формирования у несовершеннолетних сознательно...