Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Данный урок решает следующие проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при решении задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок математики и русского языка
В 6 классе на тему
«Все работы хороши, выбирай на вкус!»
(тема по математике «Нахождение числа по его дроби. Решение задач»
тема по русскому языку «Текст. Способы и средства связи. Редактирование»)
Урок разработали:
учитель математики
Алексеева Татьяна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
Волосухина Ирина Яковлевна,
пгт Холм-Жирковский
2013
Тип урока: интегрированный урок, урок формирования и применений знаний, умений и навыков.
Технологии: личностно ориентированного обучения, анализ результатов проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, парной и групповой деятельности, здоровьесберегающие, ИКТ.
Решаемые проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при решении задач.
Виды деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, работа в парах, работа у доски и в тетрадях; комплексный анализ текста, составление синквейнов.
Планируемые результаты:
Предметные – научиться применять нахождение числа по его дроби при решении задач; осознают роль прилагательных в текстах разных стилей, осуществляют подбор синонимов и антонимов, производят анализ текста, составляют синквейны согласно теме урока, находят орфограммы, объясняют постановку знаков препинания.
Личностные – формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, познавательного интереса к изучению нового способом общения и систематизации знаний, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные:
Познавательные – структурируют знания по математике, русскому языку; ориентируются на разнообразие способов решения, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; читают и слушают тексты разных стилей, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы по русскому языку и математике.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, удерживают цель деятельности до получения полного результата, осознают уровень и качество усвоения результата, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, коллективной работы, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, точно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование, наглядность: компьютер, интерактивная доска, презентация, интерактивная игра «Собери фразеологизмы, содержащие старинные меры длины».
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Постановка проблемы.
Учитель математики- Ребята! У нас с вами сегодня необычный урок, потому что вести его будут два учителя: учитель русского языка и учитель математики.
Учитель р.я. – Мы назвали наш урок фразой из детского стихотворения, которое вам всем хорошо знакомо. Как вы думаете, почему? (потому что мы будем изучать две дисциплины в единстве).
Учитель математики – Ребята! Чем мы занимаемся на уроках математики? (считаем примеры, решаем задачи). Какие виды задач вы знаете? (задачи на движение, на переливание, на работу, задачи со старинными мерами длины и т. д.). Как вы думаете, зачем к нам на урок пришла учительница русского языка? (чтобы помочь нам грамотно записывать решения задач, исправлять нашу речь при устных ответах и т. п.). В результате дискуссии формулируется тема урока: «Учимся решать задачи с применением теории нахождения числа по его дроби ».
Учитель р.я. -На примерах текстов математических задач мы будем находить разные способы и средства связи предложений, а если нужно, и редактировать их.
- Устная работа. Разминка.
Интерактивная игра «Собери фразеологизмы со старинными мерами длины».
Учитель р.я. проверяет правильность выбранных фразеологизмов.
Учитель математики задает примеры устного счета по каждой найденной мере (вычислить в см – три сажени, пять аршинов, семь пядей, две косых сажени, четверть маховой сажени, одна десятая аршина, половина версты, три коломенских версты и т.д.). В это время у доски ученик выполняет карточку:
Вычислите (индивидуальная работа)
а) 14 ∙ , б) (5 + ) ∙ 6, в) ∙ ∙ , г) 1 ∙ 2.
После интерактивной игры класс проверяет правильность выполнения карточки.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель математики – Ирина Яковлевна пришла к нам не с пустыми руками. Она приготовила для вас несколько задач. Посмотрим, как вы справитесь с 1-м заданием.
Слайд 1. Учитель р.я. зачитывает условия 1-й задачи.
Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на ветвистое дерево. 1/5 числа бабушек была в платочках, 3/8 бабушек была в фартучках, остальные – с корзиночками. Сколько бабушек было с корзиночками?
Учитель р.я. – Внимательно вчитайтесь в текст. Первое впечатление – смешно. Но нас интересует другое:
- Можно ли назвать эту задачу текстом? Докажите.
- Как осуществляется связь предложений в тексте?
- Какие средства выразительности используются, чтобы нам было смешно? (гротеск).
Учитель математики предлагает решить задачу и узнать: сколько же все-таки бабушек были с корзинками.
- 40 ∙ =8(б.) в платочках.
- 40 ∙ =15(б) в фартучках.
- 40 – ( 8 + 15 )= 17(б) с корзинками.
Ответ: 17 бабушек.
Слайд 2. Учитель р.я. читает условие следующей задачи.
Кате подарили 24 конфеты.За завтраком она съела ¼ всех конфет, а во время обеда половину оставшихся конфет. Сколько конфет осталось у Кати?
- В тексте у нас встречается речевой повтор. Оправдан ли он? Давайте попробуем его убрать. Изменился ли текст? Прокомментируйте.
- Какой способ связи реализуется в тексте?(последовательный).
- Как он осуществляется? (с помощью местоимений, лексического повтора).
Учитель математики – Ребята! Перед вами решение данной задачи. Оцените, правильно ли оно?
- 24 ∙ = 6(к) съела Катя за завтраком.
- 24∙ =12(к) съела Катя за обедом.
- 24 – ( 6 + 12 ) = 6(к) осталось.
Ответ: 6 конфет.
Учащиеся находят ошибку, допущенную в решении, и предлагают записать верное решение.
- 24 ∙ = 6(к) съела Катя за завтраком.
- 24 – 6 =18(к) осталось после завтрака.
- 18 ∙ = 9(к) съела Катя за обедом.
- 24 – ( 6 + 9 ) = 9(к) осталось.
Ответ: 6 конфет.
Учитель математики – Какое слово в этой задаче является ключевым?
Дети – Половина оставшихся конфет.
Учитель математики – Итак, прежде чем начать решать задачу, необходимо внимательно прочитать ее вопрос, затем проанализировать данные, предложить способ решения и записать ответ. Теперь, когда мы обговорили основные моменты, вы без труда справитесь со следующей задачей
Слайд 3.Учитель р.я. зачитывает условие задачи.
Представьте, что вы пилот самолета. Расстояние между городами А и В равно 420 км. Самолет, вылетев из города А через ½ часа приземлится в городе В. Сколько лет пилоту?
Учитель р.я. – Можем ли мы назвать эту задачу текстом? Почему?
- Какой жанр из курса литературы напоминает вам эта задача? (загадку-шутку)
- Какой в ней смысл? (заинтересовать, рассмешить)
Учитель математики – А с точки зрения математики? (развивает логическое мышление, внимательность)
Учитель математики – Исходя из данных задачи, что бы мы с вами вычисляли? (скорость)
Учитель р.я. – Давайте правильно сформулируем вопрос к задаче. (С какой скоростью должен лететь самолет?)
Учитель математики – Итак, мы лишний раз убедились в том, что каждое слово в задаче важно. А сейчас проведем физкультминутку.
Ф И З М И Н У Т К А для глаз ( проводит учитель математики).
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторяем 3-4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считать до 5). Повторяем 3-4 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами , не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторяем 3-4 раза.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-5. Повторяем 1-2 раза.
Учитель математики – Ребята! Задача, которую вы сейчас будите решать, носит прикладной характер. В ваших руках будут находиться судьбы людей, пусть и на бумаге. Проверьте себя, насколько вы внимательны.
Слайд 4.Учитель р.я. читает условие задачи.
Катер рассчитан на 25 человек пассажиров и 5 человек команды. Спасательная шлюпка вмещает в себя 8 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на катере, чтобы в них разместить в случае необходимости всех пассажиров и всех членов команды?
Учитель математики решает с классом задачу. У доски работает ученик.
- 25 + 5 = 30(ч.) всего на борту.
- 30 : 8 = 3 (ост. 6)
Значит, потребуется 4 шлюпки.
Ответ: 4 шлюпки.
Учитель математики – А можно ли в ответе указать 5 шлюпок?
Ученики – Нет, в задаче спрашивается о наименьшем числе шлюпок.
Учитель математики – А можно ли в ответ указать смешанное число 3шлюпок?
Ученики – Нет. Количество шлюпок должно быть натуральным числом.
Учитель р.я. – Ребята, вы с легкостью решаете задачи, понимаете текст, но на традиционном уроке русского языка, при написании подобного упражнения в чем состояла бы трудность восприятия? (стиль, орфограммы)
- Какой стиль используется в данном тексте? (научный). Докажите принадлежность данного текста к научному стилю.
Слайд 5.Учитель р.я. читает условие задачи.
Портрет дяди Степы разместили на стенде. Сколько зубов у дяди Степы, если на фотографии видно 15, что составляет 3/8 от всех зубов дяди Степы?
Учитель математики решает с учениками задачу и делает вывод, что 40 зубов у человека быть не может.
15 : 3 ∙8 = 40(з.) у дяди Степы.
Учитель русского языка – Найдите в тексте речевые ошибки. (повторы, смешение стилей).
Вывод: И решение, и построение текста с точки зрения русского языка некорректно.
Самостоятельная работа по математике. (Учитель р.я. проверяет грамотность записей в тетрадях по математике, исправляет орфографические и др. ошибки).
Задача записана на обратной стороне доски. Ребята работают в парах.
Туристы прошли за два дня 40км. В первый день они прошли пути. Сколько километров прошли туристы во второй день?
- 40 ∙ = 16(км) прошли туристы в первый день.
- 40 – 16 = 24(км) прошли туристы во второй день.
Ответ: 24км.
Учитель математики – Ребята, кто составил выражение для решения этой задачи? (Идет взаимопроверка)
- Итак, математическая задача – это текст. Для того, чтобы ее решить необходимо:
1) внимательно прочитать ее условие и вопрос;
2) проанализировать данные;
3) предложить способ решения;
4) записать ответ и оценить его правдоподобность.
Урок показал, что вы можете решать задачи на нахождение числа по его дроби. А можете ли вы составить задачу, которая решалась бы с помощью этого числового выражения?
Творческое задание. Составить для выражения 40 – 40 ∙ свою задачу. (Заслушиваются отдельные учащиеся)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель р.я. – Подводя итоги урока, мы предлагаем составить вам по два синквейна. Один – «математический», другой – «литературный». Тема 1-го – «цифра», 2-го – «слово».
Ученики работают в парах, затем зачитывают свои работы.
- Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
На партах учащихся лежат сигнальные карточки. Предлагаем им выбрать одну и сделать вывод одним предложением.
Слайд 6.
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрел…
Я понял, что…
Сегодня я узнал…
Учащиеся, уходя, приклеивают карточки на «дерево знаний».
- Домашнее задание:
По русскому языку (Слайд 7.)
- Нарисовать рисунок к любой сегодняшней задаче.
- Выписать из учебника математики задачу № 532 и выполнить следующие задания:
- Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения;
- Разобрать по составу все прилагательные текста;
- Подчеркнуть все орфограммы.
По математике: № 532,534(в, г) * Повторить п. 14, 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"
Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...
Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».
Этот урок разработан совместно с учителем математики Гостевой Н.Н., соответствует требованиям ФГОС....
Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».
Интегрированный урок по математике и по русскому языку по ФГОС.Целью урока является формирование умение определять цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, определять границы зн...
Открытый классный час по профориентации учащихся в 9 классе на тему: "Все профессии хороши – выбирай на вкус".
Цель урока: помочь учащимся в выборе профессии....
Занятие на тему "Все работы хороши-выбирай на вкус"
Занятие по профориентации воспитанников...
Занятие на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус"
Цели:1. Продолжать профориентационную работу с учащимися;2. Расширять знания и представления воспитанников о различных профессиях.3. Создавать условия для формирования у несовершеннолетних сознательно...