Интегрированный урок математики и русского языка на тему "Числа в нашей жизни"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Пырьева Вера Владимировна

 

Цели урока

Русский язык

Математика

Обучающие

Вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку.

Актуализировать знания учащихся по теме «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами»

Развивающие

  1. Развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение,
  2. Развивать умение составлять задачи по готовым рисункам и ситуациям.
  3. Развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов.
  4. Развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к русскому языку и математике.
  2. Повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Числа в нашей жизни»

Цели урока

Русский язык

Математика

Обучающие

Вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку.

Актуализировать знания учащихся по теме «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами»

Развивающие

  1. Развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение,
  2. Развивать умение составлять задачи по готовым рисункам и ситуациям.
  3. Развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов.
  4. Развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к русскому языку и математике.
  2. Повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Ход урока

  1. Организационный этап. Знакомство с темой и целями урока (слайд 1).

Учитель русского языка:  А теперь я бы хотела узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Обратите внимание на эти мордочки и соотнесите их с вашим настроением (слайд 2).

Учитель математики:  Если у вас отличное настроение, вам хотелось идти на урок, то вы поднимаете первую карточку. Если настроение не очень бодрое или у вас что-то случилось, на урок вроде бы хотелось идти, а вроде бы и нет, то вы поднимаете вторую карточку. Ну и если настроения совсем нет и на урок идти не хотелось, то поднимаете третью карточку.

  1. Учитель русского языка: А теперь давайте послушаем размышление одного героя по поводу темы нашего урока. Прав ли он?

Ученик:  Кому нужны числительные? Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура!

 Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?

 Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. И только скажи, что не прав! Язык не повернется.  

  1. Учитель русского языка: Давайте поговорим о числительных и вспомним все, что вы знаете об этой части речи. Итак, терминологическая разминка.
  2. Учитель русского языка: А теперь посмотрите на схему (слайд 3). Чего здесь еще не хватает? Запишите, приведите примеры каждого вида числительных.
  3. Учитель математики:  Вы правильно заметили, что здесь не хватает дробных числительных.

А теперь вспомним с вами, какие действия мы умеем выполнять с обыкновенными дробями. Для этого вам нужно будет составить задачу по рисунку, правильно назвать все числительные, а затем решить эту задачу (слайд 4 ).

  1. Учитель русского языка: Итак, наш урок продолжается. И мы снова говорим о числительных. Я предлагаю вам послушать стихотворение и выписать все числительные, которые вы услышите. Укажите разряд каждого числительного. Приведите примеры простого,  сложного и составного числительных.

Ученица:

Только скажут: «Время спать»,

 Маше нужно почитать.

             -Ну еще одну страничку,

             ну еще минуток пять…

 В книжке двести две страницы,

 героини – две сестрицы,

 не похожие совсем.

            Им обеим- лет по семь.

Скажут каждой раз по тридцать:

«Надо, девочки, умыться».

Посвятили омовенью

ровно полтора мгновенья.

Съев по двадцать пять конфет,

 не желали есть обед;

поливали на балконе,

 два левкоя, шесть бегоний.

Три разбили баночки,

а бабушкам на лавочке

улыбнулись сорок раз.

Вот и весь о них рассказ.

Время полвторого ночи

не смыкает маша очи.

Чем же ей так нравятся

Юные красавицы?

Н. Горбачева

  1. Учитель математики:  А теперь проведем  с вами необычную зарядку для глаз и для ума.

Перед вами на доске находятся цифры. Вы должны найти их, записать в порядке возрастания, найти закономерность и продолжить последовательность.

1, 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21,… (24, 27, 30, 33 и т. д.)

  1. Учитель русского языка: А теперь я предлагаю вам тесты (слайды 5-10, слайд 11 с ответами ):
  1. Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой:

   а) семь; б) седьмой; в) семиборье.

  1. какими морфологическими признаками обладают количественные числительные:

                         а) число; б) род; в) падеж.

  1. в каких из приводимых числительных надо писать нн:

 а) 11; б) 12; в) 13.

  1. в каких из приводимых числительных надо писать ь в середине:

а) 7, 17, 30; б) 60, 80, 900.

  1. найдите правильный вариант падежной формы:

а) к полуторастам; б) к полутораста.

  1. какой частью речи являются слова тысяча, миллион, миллиард?

Конечно, все вы знаете игру «Кто хочет стать миллионером?» (слайд 12). Кто сейчас не мечтает стать миллионером и выиграть миллион. А знаете ли вы, откуда произошло это слово?

Ученик (рассказывает историю числа миллион): Знаменитый путешественник Марко Поло (слайды 13-14), посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего тысяча, и оне, соответствующему русскому увеличительному суффиксу  -ищ-, (например: домище, ручища, лесище ). Таким образом, слово миллион дословно соответствует не существующему в русском языке слову тысячища.

Учитель математики: А что вы знаете еще интересного о числе миллион с уроков математики? О каких еще числах вы можете рассказать интересные факты?

Ученик: Слово «миллион» в первоначальном значении обозначало «десять бочонков с золотом».

Ученица: В глубокой древности, на одной из начальных стадий развития счета  число 7 долгое время считалось неопределенно большим количеством. Религия окутала его таинственной оболочкой древние вавилоняне считали его священным, от них религиозное почитание числа 7 перешло и к другим народам. В царской России оно применялось в колдовстве и заклинаниях. Следы таких представлений сохранились и по сей день. Сегодня число 7 используется во многих пословицах и поговорках. Например, «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь» и др.

Ученица: Нуль – это единственное число, которому поставлен памятник. Стоит этот памятник в Венгрии, в центре Будапешта: большая цифра 0 и две буквы на пьедестале км. От этого памятника отсчитываются все расстояния (слайд 15).

  1. Учитель математики: (слайд 16) Великий ученый, математик, писатель, философ М. В. Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Сейчас мы с вами проверим, насколько в порядке у вас ум. Немного занимательной математики.

Занимательные задачи.

  1. У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала и между братьями наступило равенство? (5)
  2. На грядке сидели 4 воробья. К ним подлетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
  3. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
  4. По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
  5. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
  6. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
  7. Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольких дней отрежут последний кусок? (7)
  8. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
  9. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему  сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает раз в четыре года)
  1. Учитель русского языка: А теперь немного разомнемся.
  1. Встаньте все мальчики первого ряда. Сосчитайте их количество и назовите как одно целое.
  2. Встаньте все девочки первого ряда. Назовите их количество как одно целое.
  3. А теперь посмотрите на картинки и составьте словосочетания (слайды 17-19).

       

  1. А теперь совместный урок математики и русского языка.

      Нужно решить примеры, но при этом правильно их прочитать (слайды 20-21).

1)  К 364+116=480

2)  К 480+240= 720

3)  Из 184-112=72

4)  К 320+180=500

5)  

6)  

7)  

  1. А теперь поиграем в «Третий лишний». Один вопрос из математики, другой – из русского языка.
  1. Один, одиночка, одиночество.
  2.  ( - неправильная дробь)
  3. Пять, пятерка, пятерня.
  4.  ( - несократимая дробь)
  5. Четырехугольник, четыре, четверка.
  6. 0,75; 11; ,98,125 (11-натуральное число)
  7. Троеборье, три, тройка. (Т.к. остальные слова - существительные).

8.   2, 3, 4 (3 – нечетное число или 4 – составное число).

  1. Учитель русского языка: А теперь я предлагаю вам составить задачу на тему нашего совместного урока (дифференцированное задание по рядам), а учитель математики проверит, можно ли решить эту задачу (слайд 22).

  1. Чип побежал на помощь в школу к 6б классу, а в это время Дейл тоже решил помочь, только 6а классу…
  2.  Пес очень любил охотиться. Однажды в выходной он отправился на охоту…
  3. В лесной школе все звери любили писать сочинения. А заяц не любил, так как совершал множество ошибок…

  1. Учитель математики: А теперь снова вернемся к нашим мордочкам, и посмотрим, какое у вас настроение к концу урока (слайд 23).

  1. Подведение итогов урока и оценивание учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и русского языка

Конспект интегрированного  урока математики по теме "Умножение и деление дробей" и русского языка "Суффиксы имен существительных"...

Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Данный урок решает следующие проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при ре...

Интегрированный урок математики и русского языка по теме «Эти трудные, трудные числительные. Сложение и вычитание чисел с разными знаками».

          Тема: «Эти трудные, трудные числительные» Цели:Развивать вычислительные навыки учащихся.  Научить учащихся различать имена числительные и числа...

Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

Этот урок разработан совместно с учителем математики Гостевой Н.Н., соответствует требованиям ФГОС....

Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

Интегрированный урок по математике и  по русскому языку по ФГОС.Целью урока является формирование умение определять цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, определять границы зн...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...

интегрированный урок математики и русского языка

урок показывает связь математики и русского языка...