Учитель сегодня – новатор, тьютор, фасилитатор
статья на тему

Родионова Ольга Анатольевна

Выступление на пленарной части районной августовской педагогической конференции работников образования Акбулакского района "Акбтуальные направления реализации муниципальной образовательной политики: от приоритетов к качеству" по теме "Учитель сегодня – новатор, тьютор, фасилитатор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель сегодня – новатор, тьютор, фасилитатор

Родионова О.А., к.п.н., учитель информатики

Роль педагога в обществе — одна из самых важнейших в современном мире. «Учитель — это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты», — говорил известный писатель Федор Александрович Абрамов.

Декларировать в школе можно все, что угодно, но формировать у детей нужные в уже измененном мире качества при сугубо традиционном подходе практически нереально.

Необходимо расширять диапазон профессиональных ролей, которые важно осваивать и осуществлять современному педагогу.

Сегодня, в 21 веке, настоящий учитель, как актёр на сцене,  живёт на уроке: он умеет устанавливать живые контакты с людьми, умеет заинтересовать своих учеников и донести до них то «разумное, доброе, вечное», что делает человека Человеком с большой буквы. Овации за красиво сыгранную пьесу учитель получает, играя в одном действии разнообразные роли:

- роль психолога, потому что ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся; Возраст ребёнка 13 – 15 лет трудный, но и интересный, богатый эмоциями и поступками, порой такими, которыми даже не ожидаешь от них. Несомненно, справиться с самим собой, с бушующем океаном своих эмоций и необдуманных поступков, влекущих за собой подчас обиды и потерю доверия со стороны одноклассников,  сам ребёнок не может. Самый первый помощник, который замечает все изменения, происходящие с ребёнком, классом – это учитель, который осторожно, не показывая в своих действиях истинные цели, помогает классу, группе ребят, родителям решить проблемы межличностных отношений при проведении совместных мероприятий.    

- роль реального исследователя, получающего доступ к специфической информации о развитии ребёнка. В рамках реализации Программы развития школы «Социокультурная образовательная среда формирования социальной компетентности воспитанников» в Акбулакской школе № 3 подобрана серия методик, позволяющих классному руководителю изучить уровень одарённости ребёнка, его познавательных интересов, межличностных отношений с той целью, чтобы в процессе работы помочь обучающемуся их развивать, определять причины его нестандартных поступков.  

- роль учителя, владеющего современными образовательными технологиями, позволяющими построить процесс обучения и воспитания творческим, интересным и в то же время, радикально новым. Результаты работы учителей Акбулакской СОШ № 3 по использованию современных образовательных технологий представлены на районный конкурс по обобщению передового педагогического опыта Пелих Е.С. в рамках работы Единого методического дня, через выпуск школьными методическими объединениями постеров «Уча других – мы учимся сами».  

- роль супервизора – инструктора, информатора, который намекает на путь исследования; Интересные идеи подают нам сами дети, очень часто задавая вопрос «почему?» Учителя нашей школы не дают готового ответа, они заинтересовывают самого ребёнка найти ответ на его же вопрос. В ходе данного исследования ученик получает  от учителя определённого рода инструкции, которые в последующем обобщаются в виде проектов. Ежегодно учащиеся Акбулакской школы № 3 являются лауреатами районного фестиваля детского творчества «Здравствуй, мир!», конференции «Дети-творцы 21 века», победителями конкурсов регионального и всероссийского уровней.

- роль фасилитатора. Такой учитель помогает обучающимся сформулировать цели и задачи, создает интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки. Овации, играя данную роль, получают в первую очередь учителя Акбулакской средней школы № 3, реализующие Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.

- роль тьютора - учителя-консультанта и координатора, который поможет ученику найти решения уже поставленных задач, самостоятельно выдвинуть новые. Учителя нашей школы помогают эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. Тьютор консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. Опыт работы учителей-тьюторов Мишниной Л.А., Тарасовой Н.Н., Дониной Н.В. представлен в рамках работы очно-заочной школы «Интеллект», при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации.

-роль информатора-эксперта, который умеет излагать и демонстрировать текстовый материал, отвечать на вопросы участников, отслеживать результаты процесса обучения и воспитания. Именно в этой роли  играют ежедневно по 5 – 6 пьес длительностью 40 – 45 минут с небольшими антрактами не только учителя Акбулакской школы № 3, но и всё педагогическое сообщество.

Но при этом, «учитель всегда должен быть ещё и внимательным учеником». Творчество – обязательная составляющая  роста учителя. Каждую роль в свой пьесе учитель преодолевает рука об руку с учеником. Ведь «вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

Стремление учиться – качество вечное, поэтому «чтобы дать ученикам искорку знаний, учитель впитывает море света». А это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимавшийся своим самообразованием.

В настоящее время для учителя предоставляются безграничные возможности не требующие денежных вложений для повышения квалификации, обмена опытом,  общения, помощи молодым специалистам - это возможность создавать бесплатные сайты на порталах и в социальных сетях, проходить дистанционные курсы повышения квалификации и провести дистанционный мастер-класс, принимать участие в бесплатных конкурсах, конференциях, форумах, вебинарах и семинарах всех уровней.

Конкурсов и мероприятий много, но детей ведь еще больше. Есть только сожаление, что мы не успеваем участвовать во всем.

Да разве есть ещё такая должность,

Где нужно столько знать, уметь, успеть,

Не растеряв энергии и веры,

Где не работать надо, а гореть?!

В канун первого сентября позвольте пожелать всему педагогическому сообществу Акбулакского района не потерять интереса к своей работе. Ведь без желания преподавать в нашей профессии делать нам с вами просто нечего.

Чтобы не пропало желание учиться самому. Ведь без этого желания никого другого ничему не научишь.

Не теряйте тяги к работе, ведь от того, на сколько мы любим преподавать, на столько дети и будут хотеть учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка

Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка...

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)

Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи...

Сертификат участника марафона «Учитель сегодня»

Сертификат участника марафона «Учитель сегодня»...

Новые функции и роли учителя: консультант, модератор, тьютор в преподавании географии

Современный учитель становится главной организационной фигурой онлайн-коммуникации, приобретая новые функции и роли: учитель-консультант, учитель-модератор, учитель-тьютор. И он нуждается в...

марафон «Учитель сегодня» (сертификат).

марафон «Учитель сегодня» (сертификат)....

Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...

Презентация "Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...