Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uroka.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Курсы «Тьюторское сопровождение реализации
Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020годы.»
Модель деятельности учителя
в качестве тьютора
на уроке русского языка
Учитель:
Кравцова Светлана Семеновна
2016
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;
3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя, выявляя индивидуальные особенности обучающихся;
Для детей с неродным русским языком
4) -создать условия для «мягкого» включения в процесс обучения, скорректировать имеющиеся и сформировать новые знания в области русского языка, а также учить видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму);
- прививать интерес к русскому языку;
- создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
- научить строить высказывания на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
Цель тьютора — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме в рамках урока.
Основные функции учителя-тьютора в отношении обучающихся:
· диагностика индивидуальных особенностей обучающихся;
· осуществление целеполагания;
· мотивация обучающихся и вовлечение их в образовательный процесс;
· сопровождение и коррекция деятельности обучающихся;
· контроль выполнения заданий;
· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Структура урока
1.Организационный этап.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3. Актуализация знаний с целью применения предметных умений.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
5. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На уроке применены такие виды деятельности учащихся, как :
1.работа с учебником;
2.конструирование словосочетаний и предложений;
3.самостоятельная работа с текстовым материалом;
4.монологические высказывания;
5.составление текста
Предметные результаты: обобщение знаний обучающихся о безударных гласных в корнях слов, формирование навыков правописания а-о в корнях лаг-лож.
Метапредметные результаты: употребление слов с корнями лаг-лож на уроках математики, географии.
Формирование УУД
Личностные УУД: повторение теоретического материала дома,
Регулятивные УУД: уметь определять цель;
уметь точно выражать свои мысли;
уметь определять успешность выполнения заданий.
Познавательные УУД: уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма,
систематизировать правила в ходе практической деятельности, приводить
свои примеры.
Коммуникативные УУД: совершенствовать навыки организации учебного сотрудничества;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Функции тьютора | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. | · Определение целей и задач совместной деятельности. · Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, · Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом. · Создание комфортной и безопасной атмосферы. | Внутренне организуются, мобилизуются на работу Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового материала |
Основной этап. Мотивация учебной деятельности учащихся | Учитель предлагает начать урок с психологического упражнения: Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. У вас сейчас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Скажите, для всех ли из вас русский язык является родным? (нет) А почему мы учим его все? (ответ детей) Мы с вами продолжаем наше путешествие по «Орфографии». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма). Что такое орфограмма? (место с выбором буквы). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). | · Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Определение собственной роли и позиции в группе. · Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. | Определяют цели и задачи учебного занятия; предполагают, что нужно узнать о правописании новых корней. Дети с неродным рус яз. В монологической речи объясняют роль рус. языка в своей жизни. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - определять критерии изучения темы |
Этап актуализации ранее изученного | Учитель активизирует познавательный интерес учащихся. Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием каких корней вы познакомились на предыдущих уроках? (проверяемые непроверяемые). Предлагаю вам выполнить следующее задание: рсавните записанные на доске слова (грозовой, календарь, сложить, предлагать)разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, объясните,где можно правописание корней). Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ). Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока). | · Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. · Включение обучающихся в активную работу. · Создание мотивации. · Выделение индивидуальных проблем обучающихся. · Поддержка мотивации. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, · позволяющих активизировать обучающихся. | Актуализируют опорные знания о порядке нахождения орфограммы в корнях Работа со словами, определение видов орфограмм в корнях, обоснование ответа | Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; использование знаково-символических средств(выделение корней) для решения задач; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей и чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. |
Объяснение нового материала | Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации. -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности). Предлагаю следующее задание выполнить в парах. Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании. Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать. Все ли справились с заданием? (да) Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных. Чтобы наглядно представить алгоритм действий, я прочитаю зарифмованное правило, а вы повторите его потом хором Ответьте на вопрос: как вы понимаете значение слова «полог» Прочитайте отрывок из текста, найдите слово «полог», попробуйте объяснить это слово через контекст Очнулась я, молодчики, В богатой, светлой горнице, Под пологом лежу; Против меня - кормилица, Нарядная, в кокошнике, С ребеночком сидит. Найдите в толковом словаре значение данного слова (ПОЛОГ — ПОЛОГ, а, муж. Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова) Сообщение учителя: (полог — склон , псковск., тверск. (Даль), обычно занавеска , диал. парус , донск., грубая мешковина , вост. русск. (Даль). Из по и лог, как и пологий. Связано чередованием гласных с лежать, ложить (см.). Невероятно сближение с пола (Преобр. II, 95), с… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера) | Объяснение сложных вопросов, концепций, · Демонстрация связи темы с реальной практикой· обучающихся. · Обучение обучающихся умениям видеть и формулировать проблему. Организация межгруппового взаимодействия. | Систематизация имеющихся знаний. Выполнение заданий, данных учителем. Работа в группах с предложенными словами. Работа с фрагментом поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», объсняют значение слова «полог» Работа со словарями толковым и этимологическим. | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Этап применения знаний и способов деятельности | Организует деятельность по переводу знаний в систему. Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма. -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). (выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»). А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются). Выполним упражнение на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку. Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно). | · · Представление более полного и более широкого, чем· в материалах курса, взгляда на изучаемую область. · Организация дискуссии. · Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Обучение обучающихся навыкам эффективного общения | Составление алгоритма на доске , работа с учебником, самостоятельное выполнение упражнения по алгоритму | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Регулятивные: коррекция; оценка. |
Первичная проверка понимания изученного | Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия. Сообщение дополнительного материала по культуре речи. Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать». Подберите устно к данному глаголу приставки и назовите эти слова (положить, сложить, предложить, возложить и др.) Составьте с этими словами словосочетания , проговорите их вслух, объясняя разницу в их лексическом значении. ( приводят примеры словосочетаний) Задание: написать два предложения, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ, передающие математические действия, также, два предложения на тему ориентирования по географии, используя слова с данными корнями. Время пошло. Проверяем. Какие слова и с какими корнями написали в предложениях и почему? | Выполняют работу по составлению предложений на заданную тему с использованием слов по изучаемой орфограмме корректируют работу. Определяют значение слов, используемых на уроках математики и географии. ( Я выполняю математическое сложение) | Познавательные: определение роли и значения лингвистического явления Регулятивные: сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | |
Этап контроля и самоконтроля | Выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям. Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ. 1.изложить, положить, изложение 2.выложить, излагать, заложить 3.приложить, прилагательное, наложить. Диктант-пазл. Вставьте нужное слово в цепочку предложенных примеров: Цветы я к обелиску …(возлагаю) Я на тебя надежду … (возлагаю) Объясните разницу в значении слов. | Организация обратной связи. · Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. · Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития. · Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. · Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. | Выполняют задания, проводят взаимоконтроль с опорой на выработанный алгоритм; сопоставляют полученный результат с критериями. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: активность во взаимодействии для решения познавательных задач |
Подведение итогов, рефлексия | Рефлексия деятельности Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала. Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.). | Контроль динамики изменения обучающихся от начала занятия к концу занятию. · Проведение рефлексии собственной деятельности. | Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения цели в правописании корней лаг-лож | Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: умение строить речевое высказывание. |
Этап предъявления домашнего задания | Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания. Информация о домашнем задании (по выбору): Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.
2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях);
3. Написать небольшой рассказ «В гостях у бабушки», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ. | Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. · Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок. | - Коррекция знаний
- Написание связного текста с применением знаний, полученных на уроке. | Познавательные: формулирование проблемы; умение строить речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: целеполагание. Личностные: нравственно-этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка
Использование на уроках русского языка и литературы инновационных методов оценивания....
Доклад "Воспитание нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка"
Доклад и презентация по теме "Воспитание нравственных каччеств обучающихся на уроках русского языка"....
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка
Описание опыта работы по технологии В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" на уроках русского языка....
Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...
«Модель деятельности учителя по коррекции плоскостопия на уроках физической культуры».
Итоговая работа по курсам повышения квалификации....
«Мотивация учебной деятельности - одно из слагаемых работы учителя по повышению качества знаний на уроках русского языка»
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориенти...
Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»
Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...