Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prepodavatelya-fasilitatora.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Порохин В.И., учитель технологии

ГБОУ гимназия №406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 «Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей

(из опыта работы учителя технологии)».

«…Я посижу, подумаю,

Модель свою создам

Все чертежи исследую

И сделаю все сам…»

История моделирования, как история судостроения.

«… - Сделай себе ковчег из дерева гофер, отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега = 300 локтей, и должен он иметь три днища…». Так согласно Библии должен выглядеть Ноев ковчег, первое судно в истории человечества. Стоит отметить чрезвычайно примечательный факт, что уже Книга книг пытается ответить на вопрос о происхождении мореплавания. Само слово – Библия, возможно происходит от названия древнейшего центра судостроения города Библиоса, расположенного на сирийском побережье и называемого ныне Джебель. Здесь среди прочего древние греки познакомились с египетским папирусом, по-гречески – библиос, и соответственно назвали город. Соглашаясь с Библией. Следовало бы считать. Что первые средства передвижения по морю были изобретены, когда жизни людей стал угрожать всемирный потоп – гигантская водная стихия. Попытка спастись от потопа – таково библейское объяснение первого шага человечества в море. Инстинкт самосохранения, вот что подвигло людей обратиться к освоению новых возможностей.

История развития метода проекта.

Изготовлением моделей люди начали заниматься  очень  давно. Это подтверждают находки археологов, уже в древнем Египте делали миниатюрные модели барок, триер, храмов и пирамид. В 1929 году была обнаружена серебряная модель гребного судна, изготовленная за 4000 лет до нашей эры..Модели судов археологи находили в различных областях Италии,  Греции и Египта, возраст некоторых моделей превышает 3000 лет. В музеях Англии, Франции, Дании и Голландии хранятся модели изготовленные в древние и средние века. Использовались  подобные модели для культовых целей или украшения дворцов, соответственно для изготовления их не жалели ни золота, ни серебра, ни слоновой кости. Выглядели такие модели очень эффектно, а вот пропорции практически не соблюдались. Были, конечно, модели и более простые  – в основном это игрушки детей простолюдинов. Красота парусного судна, целесообразная стройность обводов корпуса, выработанная многовековым опытом плавания в море, всегда привлекал человека. С начала XVII века модели судов строят уже для исследовательских целей – для проверки рациональности конструкции, предлагаемой строителем. Модели строятся для проведения исследований и выбора лучшей формы корпуса, что особенно важно как в военной сфере, так и в гражданской жизни общества.

Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов сравнительно легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой частью технического конструирования, будь то строящаяся плотина, дворец, храм или корабль.

Уменьшенные копии кораблей, машин  традиционно служат отличными игрушками, помогающими детям  быстрее и лучше познакомиться с реальным миром взрослых. «Не всякая игрушка – модель, но любая модель может быть игрушкой» - принцип, следуя которому современные моделисты делают множество оригинальных моделей, овладевая трудовыми и творческими навыками, развивая фантазию и техническое мышление. Вот почему моделирование, как один из видов технического творчества, помогают проводить  досуг с пользой для себя и окружающих.

В современном обществе новые технологии формируют информационное пространство, которое, несомненно, влияет на все стороны жизни этого общества и естественным образом на самый интересующий меня вопрос – на организацию судомодельных объединений в Центрах технического творчества.

Все организации дополнительного образования, центры технического творчества - это живые организмы, чутко реагирующие на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Одна из главнейших задач центров дополнительного образования – помочь  общеобразовательной школе научить детей самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью: какие бы знания, и в каком бы объеме ни получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо сформировать и развить у детей умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов обучения. Несмотря на вековые традиции нашей образовательной системы,  центры дополнительного образования  всегда активно включаются во внедрение новых технологий. Это большое подспорье в организации учебных занятий. Безусловно, использование информационных технологий на каждом занятии будет неуместным. Однако разумное внедрение информационных технологий поможет сделать его более ярким, наглядным, запоминающимся. В настоящее время в Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Наиболее уязвимой стороной введения таких стандартов в общеобразовательную систему представляется подготовка педагога, формирование его философской позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, педагог должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно-ориентированного обучения, к постановке возможных «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационным технологиям, к интерактивным методам и активным формам обучения. В современной образовательной системе педагогам рекомендовано уделять большее внимание использованию на своих занятиях  проектной деятельности.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и может быть запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.»

(китайская пословица)

 

Актуальность исследования и применения фасилитации.

Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.

Термин фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизаций и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором. Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

В учебном процессе доминирующую роль играет познавательная активность обучающихся, инструментальную основу которой составляют знания, умения и навыки. В качестве средства стимулирования познавательной активности личности возможно использование активных методов обучения.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей. Активная модель обучения предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых. В этой модели взаимодействие учащиеся между собой, работая в группах и парах, и наличие творческих заданий обязательны.

Следовательно, при активном обучении ученики не только наблюдают за работой мысли учителя, но и сами мыслят, а значит, открывают, логически организовывают и конструируют свои знания.

Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося:

- опирается на сильные стороны учащегося;

- не подчеркивает его промахов;

- демонстрирует любовь и уважение к нему;

- предоставляет различного рода опоры (графические, лексико-грамматические, изобразительные и т.д.) и планы для того, чтобы учащийся справился с заданием;

- использует различные приемы оказания помощи, позволяющие учащемуся самому справиться с заданием;

- демонстрирует оптимизм, проявляет юмор;

-поддерживает комплиментом, похвалой, одобрением. Например: «Ты хорошо справился с заданием. Молодец!», «У тебя все получится!» и т.д.

Открытие ученика к общению помогает разбудить желание взаимодействовать, создает комфортабельные условия, снимает страх, закрепощенность, подает сигнал о положительном отношении учителя к ученику.

Реализация функции «соучастие» поддерживает взаимный контакт на протяжении всего процесса общения, помогает учащемуся преодолевать трудности. Учитель поддерживает его, стимулирует активное проявление его личностных качеств и обеспечивает результативность учебной деятельности.

С позиции «создания ситуации успеха» в обучении реализация функции «возвышения» играет ключевую роль. «Возвышение – это актуализация качеств из зоны ближайшего развития». Возвышая ученика в собственных глазах и глазах его одноклассников, партнеров, родителей и т.д., мы не завышаем оценку, а стимулируем его быть смелее, активнее, критичнее, ответственнее, креативнее, и т.д.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Кроме того фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы.

Учитель – фасилитатор должен четко представлять свою роль на каждом этапе урока, согласуя ее с деятельностью обучающихся, выбирая свой стиль работы фасилитатора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).

   Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей,...

Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».Однако мир меняется, и с ходом...

Роль элективного курса в организации системного подхода по подготовке к ЕГЭ по математике (из опыта работы).

Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу математики. Все разделы математики, изучаемой в школе, занимают определённое место в контрольно ─ измерительны...

Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий (из опыта работы)

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии

Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...

Роль преподавателя - фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей

Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности гру...

Практические приемы здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ( из опыта работы учителя)

В статье представлены некоторие приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках в средней и старшей школе....