Психологический анализ урока по русскому языку
материал на тему

Трифонова Маргарита Сергеевна

Психологический анализ урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                  ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

                  ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

                             (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА )

               

                                                             

                                                        Владимир,  2015

Психологтческий анализ урока, построенный на основе наблюдений

Цель: овладеть навыками психологического анализа деятельности учителя и учащихся на уроке, необходимыми педагогу для работы в школе.

        Школа: МКОУ Перовская ООШ

        Класс: 6

        Предмет: русский язык

        Учитель: Трифонова Маргарита Сергеевна

        Дата: 16.03.2015

        № урока по расписанию: нулевой, открытый урок (8:20-9:00)

        Тип урока: изучение нового материала

        Тема: «Притяжательные местоимения»

 Общие цели урока:

1.Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания  о местоимении;

– дополнить полученные ранее знания новыми;

– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть  речи.

2. Развивающие:

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и  письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

3.Воспитательные:

– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское” отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного   получения новой информации по изучаемой теме.

        Психологические цели урока:

 1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета (русского языка) и конкретного урока (по заданной теме);

  2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

   3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

        Общие цели доведены до учащихся в виде конкретных задач по теме урока, соответствуют его основному содержанию

Структура, основные этапы урока (см. технологическую карту урока)

         Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Урок четко проходил 3 этапа: стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии.

Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Эпиграф к уроку ««Мой верный друг! Мой враг коварный!Мой царь! Мой раб! Родной язык!, сообщение по подготовленной карточке «Местоимение в речи», а также наводящие вопросы учителя позволили детям самостоятельно определить тему урока и цель.

        На данном уроке не применяли ИКТ, т.к. кабинет не оснащен оборудованием.

        Просматривались межпредметные связи литературы и русского языка.

Для лучшего восприятия материала дети сами искали необходимую информацию в схеме на доске, в дополнительных карточках по заданной  теме (отмечали на полях знаками новую информацию) и заполняли таблицу «Я знала/Новое/Сомнение/Вопросы».

Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова .

На уроке осуществлялся контроль за выполнением заданий. Дети менялись карточками и оценивали работу друг друга, т.е. была работа в парах. Также в конце урока дети оценивали друг друга, сам урок и методы, которые применялись на всех этапах. Учитель похвалил детей и оценил работу отметками «5» и «4».

Творческое домашнее задание повысило интерес к данной теме урока    ( сочинение-сказка о местоимении).

        Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание.

Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке.

        Общая оценка работы класса (учителя и проводящего анализ) – «хорошо».На работе сказалось то, что это был  : 1) нулевой урок, дети не проснулись до конца; 2) открытый урок, на котором присутствовали все учителя школы; 3) урок проводился по ФГОС, что никогда в этом классе не проводилось. Поэтому дети были немного скованы.

        Интерес к предмету – средний, но близкий к высокому.

        Активность класса – близка к высокой ( обычно очень высокая),т.к. это был открытый урок.

        Особенно высокая работоспособность учащихся отмечалась на этапе усвоения новых знаний и рефлексии, т.к. детям представилась возможность побыть в роли учителя и оценить друг друга и использовать воображение.

        Все учащиеся выполняли единые требования учителя, т.к. дети класс достаточно сильный.

        Дисциплинированность класса – высокая, т.к. класс состоит из 2 девочек, хорошо воспитанных.  Учителю не приходилось повышать голос. Поддержанию отличной дисциплины в классе на уроках русского языка способствовали уместное применение им юмора и дружеские отношения между учителем и девочками.

Качество знаний, умений и навыков.

        Степень владения практическими навыками по предмету в классе довольно высокая. Виды проверки знаний, умений и навыков на анализируемом уроке: диалог (вопросно-ответная форма), постановка проблемных вопросов, использование таблицы «Инсерт» и кластера для изучения и закрепления нового материала.

Анализ домашнего задания.

        Домашнее задание четко  прокомментировано учителем («Сочинение-сказка о местоимении»), поэтому трудностей при его выполнении не возникло.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

        Классная доска пригодна для работы мелом, для закрепления наглядности.

        Мебель соответствует возрасту учащихся, на каждой парте наклеены таблички с именами учащихся в соответствии с их физическими данными

        Классное помещение чистое, светлое, уровень освещённости достаточный. Класс регулярно проветривается.

        Размещение учащимся в классе соответствует особенностям их здоровья. Учитель делает замечания тем школьникам, которые не следят за своей осанкой.

        Физкультминутки в 6 классе не предусмотрены.

Психологический анализ урока (анализ развивающего компонента урока)

Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе него.

        Все учащиеся были готовы к уроку, рабочее настроение – отличное, уровень утомления – небольшой (нулевой урок), наблюдался эмоциональный отклик на происходящее на занятии, но т.к. на уроке присутствовали учителя всей школы,  дети были немного смущены и скованы, боясь, что неправильно ответят.

Психологическое состояние учителя перед началом урока и в ходе него. Поведение учителя на уроке.

        Учитель был хорошо подготовлен к уроку, отлично владел учебным материалом, держался немного неуверенно, т.к. учителя оценивали его работу в рамках ФГОС (это первый урок по ФГОС), просто, поддерживая теплую атмосферу на уроке улыбкой и уместной шуткой. Был внимателен ко всем и тактичен, в отношении коррекции ошибок проявил себя демократично. Учитель говорил часто эмоционально, выразительно, его речь была стилистически правильна, голос приятен для слуха. Учитель редко повышал голос и не  прибегал к неприятной интонации. Это всё создавало ситуацию непринуждённого общения. Урок проходил с некоторыми паузами из-за скованности детей перед учителями, переход от  этапа к этапу был плавным и оправданным. Психологическое состояние учителя перед уроком и в ходе него соответствовало психологическим целям, не менялось в течение урока.  

Рекомендации: необходимо быть менее эмоциональным, избегать долгих пауз путем быстрого нахождения нужного вопроса по данной теме.

Внимание.

        Учителю в принципе удалось завладеть вниманием учащихся на целый урок. Ученики внимательно следили за ходом урока: смотрели на учителя и на доску, записывали основные мысли, часто вовремя давали ответы, понимая суть вопроса. Иногда присутствовали паузы из-за непонимания вопроса учеником и неопытности учителя выходить из данного положения. Были редкие случаи отвлечения внимания из-за боязни неправильного ответа перед другими учителями. Для привлечения внимания учитель использовал шутки при необходимости; контролировал деятельность учащихся взглядом (наблюдение за учащимися), действиями (перемещался по классу); делал акцент на том, что нужно исправить ошибки других; изменял виды деятельности учащихся: кластер, таблица, взаимопроверка. Учитель  в ходе урока постоянно выделял голосом основные мысли. Таким образом, предпочтение на уроке отдавалось непроизвольному, произвольному и послепроизвольному вниманию. Для развития непроизвольного внимания учителем использованы яркость, образность, эмоциональность речи, богатое интонирование; обращение к потребностям и интересам учащихся; использование внешних особенностей учебного материала (новый метод проведения урока по ФГОС ). Устойчивость внимания от первого до последнего этапа сохранялась. Вниманием учителя был охвачен весь класс в одинаковой степени. На уроке преобладало положительное вербальное внимание учителя.

Память.

        Организация урока способствовала развитию всех видов памяти: механической (ответы детей при фронтальном опросе), смысловой (заполнение таблицы «Инсерт»), произвольной( при целеполагании, заполнении кластера), непроизвольной (заполнении кластера и фронтальном опросе), зрительной (при работе с индивидуальными карточками, таблицей и кластером), слуховой (выделение основных смысловых отрезков текста карточек, сопоставление их с ранее полученными сведениями по теме «Местоимение»;; выделение и запоминание главного из речи учителя и др.). Учителем были использованы приёмы эффективной организации основных процессов памяти: восприятие (речи учителя и текста), запоминание (произвольное и непроизвольное), сохранение и воспроизведение информации (запись в таблицу «Инсерт», при выполнении упражнения в тетради и воспроизведение полученной информации на стадии рефлексии). Материал на уроке был сгруппирован по смыслу согласно плану учителя. Важные факты записывались или особо проговаривались, т. к. учитель знает, что лучше всего использовать на уроке наглядно-образные или словесно-логические средства запоминания. Учитель использовал на уроке сведения, которые дети получили на уроках  литературы, тем самым подчеркнул важность знания русского языка в жизни человека.

Мышление.

        Для развития мышления учащихся учителем были созданы проблемные ситуации ( местоимение его - притяжательное или личное), использован приём постановки проблемных вопросов, а также задания, формирующие параметры мыслительных операций: анализ (анализ информации индивидуальных карточек, таблица), синтез (составление кластера), сравнение (роль местоимений ее, его, их в предложениях), обобщение (рефлексия). Были созданы условия для развития творческого мышления: сочинить сказку о местоимении. Как показали результаты домашнего задания, творческое мышление у детей развито хорошо. Для развития логического мышления учитель предлагал составить кластер (схема полученных знаний: ….)

местоимение

общее грамматическое значение                  постоянные признаки           непостоянные признаки

 вопрос       указывает на…                                            разряд                    род      число    падеж

                                    синтаксическая роль

Воображение.

        Для развития воображения на уроке также были использованы кластер (способы отображения информации разные), а также задания, предлагающие составить предложения по данной теме и творческое домашнее задание. Ответы учащихся показали, что произвольное воображение у них развито в значительной степени. Однако воспроизводящая деятельность учащихся на уроке преобладала над творческой, что можно объяснить присутствием учителей на уроке. Обычно у девочек преобладает творческая деятельность.

Восприятие.

        Большое значение учитель придавал качественному восприятию материала, т.к. на тему «Притяжательное местоимение» отводится 2 часа. Маргарите Сергеевне важно было осмысленное восприятие. Поэтому каждый этап урока, каждое задание рассматривались подробно, так, чтобы у детей не оставалось вопросов по данной теме. Но по количеству материала было усвоено достаточно, не успели доделать упражнение, что было сделано на следующем уроке. Материал ученики усвоили хорошо.

Эмоции.

        Учитель был умеренно эмоционален на уроке (редко эмоции преобладали над разумом), умело использовал улыбку и шутку, когда это было уместно. Дети были менее эмоциональны, т.к. их действия сковывал страх перед другими учителями.

Учёт индивидуальных особенностей.

        Маргарита Сергеевна учитывала индивидуальные особенности некоторых учащихся: зная, что у Беликовой Марины плохая сосредоточенность, она  особенно чётко выделял некоторые заключения; произносила довольно чётко и громко, зная, что Марина могут не расслышать; делала акцент на важных моментах. Учитывая личностные особенности и предметные предпочтения девочек, учитель часто первой спрашивал Беликову Марину, зная, что она может дать неполный ответ на поставленный вопрос. Гамзина Валерия, более сильная ученица, всегда готова дать полный ответ, поэтому учитель ее ответом дополнял информацию, полученную от Марины.

Развитие личности.

        Занятие, на мой взгляд, внесло определённый вклад в формирование личности учащихся, потому что, опираясь на материал темы урока, учитель пытался воздействовать на интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Дети не просто получали информацию, они добывали ее сами, сами формулировали тему и цель урока. Кроме того, у девочек хорошо работает воображение, поэтому творческие задания лишь развивали его в особой степени. Они могли сами оценить себя и своего товарища, а также весь урок, который им очень понравился .

Организация коллектива.

        В ходе урока учитель показал умение организовать класс для работы по заявленной теме. Хотя в течение урока были небольшие паузы, учитель смог с некоторой         задержкой выйти из этого положения, задавая наводящие вопросы. Маргарита Сергеевна  способна организовать как собственную деятельность, так и коллективную познавательную деятельность учащихся, а также поддерживать дисциплину и порядок на уроке. Следует учитывать, что она молодой специалист.

Контакт учителя с классом.

        При установлении контакта учителя с классом на уроке никаких проблем не возникало. Учащиеся воспринимают  Маргариту Сергеевну как интересную личность, им достаточно просто в общении с ней, т.к. она молодой учитель, может вовремя пошутить, поддержать и поощрить. Стиль урока – демократический: учитель всегда готов выслушать и понять каждого, а также признать возможные ошибки и за собой, при необходимости может пойти на компромисс. На данном уроке их стиль общения был традиционен, т.к. присутствовали другие учителя. Обычно на уроке более теплая атмосфера.

Рекомендации по недостаткам урока, выявление сильных его сторон.

        Положительные стороны урока (психолого-педагогические): урок был построен в соответствии с ФГОС по модели «Критическое мышление через чтение и письмо». Все этапы урока четко продуманы. Немного изменена модель: кластер в традиционной системе применяется на стадии вызова. На данном уроке кластер использовался на стадии рефлексии. Использовались различные приемы и методы усвоения, осмысления и получения информации. Просматривались  межпредметные связи. Применялись различные формы контроля (проверка учителем, взаимопроверка, что очень понравилось детям). Учащиеся сами ставили цели, называли тему урока, сами искали необходимую информацию, сопоставляли с уже имеющейся.

        Рекомендации по психолого-педагогическим недостаткам урока: на уроке необходимо было поставить не только цель, но конкретные задачи для более четкой работы учеников, например, цель - притяжательные местоимения, задачи – постоянные признаки, непостоянные признаки, синтаксическая роль, а также проблемные вопросы, которые были поставлены учителем, а не учеником. Учитель придавал большое значение качественному восприятию, поэтому для практики времени было отведено недостаточно на данном уроке. Также учителю необходимо быть менее эмоциональным, более четким в поставленных вопросах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Образец анализа урока по русскому языку по ФГОС

Анализ урока по требованию ФГОС поможет каждому преподавателю подойти к своему уроку более требовательно....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Анализ урока учителя русского языка и литературы

Анализ урока учителя русского языка...

Анализ урока по русскому языку по теме "Такое разное рассуждение", 7 класс

Образец анализа открытого урока Бобылевой В. С. по русскому языку в 7 классе. Указаны виды деятельности учителя и обучающихся по ФГОС на каждом этапе урока....