методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.
Обычаи чистого понедельника, бытовые ограничения, постное меню - основные аспекты изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по ТРКМЧП: стратегии "ЗХУ" и "Инсерт" | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕРХНЕТОЕМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» «АВНЮГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» |
Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» |
Методическая разработка урока |
Автор: Редчук Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы |
2016 г. |
Пояснительная записка
Предмет: литература
Целевая аудитория: 8 класс
Автор УМК: В.Я. Коровина
Место урока в изучаемой теме: 1-й урок по творчеству И.С. Шмелёва
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: практикум
Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо, стратегии «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ), «Инсерт»; здоровьесберегающая
Методы и приемы: проблемный, исследовательский, интерактивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с творчеством И.С.Шмелёва (роман И.С. Шмелёва «Лето Господне», глава «Великий пост»);
развивающая: развивать общеучебные навыки работы с текстовой информацией, аналитические процессы, учиться обобщать изученные факты;
воспитательная: воспитывать духовную культуру обучающихся через знакомство с русскими христианскими традициями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторский медиапродукт - презентация к уроку, толковые словари, раздаточный текстовый материал, бланки для составления проекта «постное меню», картинки-смайлики трёх цветов для распределения по группам
Урок по теме «Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» (глава «Великий пост»)" проводится после изучения рассказа «Как я стал писателем». Он призван не только расширить представление обучающихся о творчестве писателя Русского Зарубежья, но и знакомит с некоторыми забытыми русскими христианскими традициями. Актуальность урока обусловлена ещё и тем, что в календарном планировании уроков литературы в 8 классе по УМК В.Я. Коровиной знакомство с творчеством И.С. Шмелёва приходится на время начала Великого поста. Занятие построено по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее ТРКМЧП), направленной на развитие самостоятельного оценочного мышления путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. Стратегии «Знаю – хочу узнать – узнал» и «Инсерт» формируют умение соотносить известное и новое, обеспечивают внимательное, вдумчивое чтение, стимулируют стремление выражать свою позицию, презентовать «открытие».
Проектная деятельность на уроке формирует умение сотрудничать, отстаивать своё мнение и принимать чужое.
Урок сможет способствовать формированию следующих УУД: личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, осознание важности полученного знания для национальной самоидентификации и потребности сохранения русских традиций; регулятивных: способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, осуществление самопроверки по эталону, способность к самооценке и её корректирование; коммуникативных: осуществление деятельности в рамках сотрудничества, способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, умение воспроизводить прочитанный текст с разной степенью развёрнутости, стремление к выражению своих мыслей; познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
Ход урока
Среди зарубежных русских писателей
Шмелёв – самый русский.
Ни на минуту в своём душевном горении
он не перестаёт думать о России.
К. Бальмонт
I. Организационный момент
- Добрый день.
Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с творчеством русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Прочитайте эпиграф к уроку. Что мы узнаём об этом человеке из высказывания поэта К. Бальмонта? (Ответы детей) Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать о нём? (Ответы детей) Прожив в эмиграции 28 лет, он был и остаётся истинно русским писателем. Роман «Лето Господне» (1933—1948), даёт широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Такие произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.
Запишите тему урока и эпиграф.
II. Целеполагание
Сформулируйте проблемный вопрос, получение ответа на который будет целью нашей работы на уроке. (Какие русские традиции связаны со временем Великого поста? Что о русских православных традициях можно узнать из романа И.С. Шмелёва «Лето Господне»? Выяснить, какие обычаи Великого поста сохраняются в современном мире.)
III. Вызов (актуализация проблемы)
Отгуляла широкая масленица, наступил Великий пост.
• Словарная работа
Какие значения имеет слово «пост»?
- стоять на посту. (Что это значит?)
- занимать высокий пост (строго регламентированная ответственная должность)
- пост (время отказа от скоромной пищи)
Что объединяет все толкования? (строгое соблюдение правил)
• Что вам известно, об этом периоде? Сейчас начнём работу с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал».
(Ученики уже знакомы со стратегией ЗХУ, знают правила заполнения таблицы. Чтобы работа шла быстрее, задаю вопросы.)
Заполните 1 столбец таблицы.
З (знаю) | Х (хочу узнать) | У (узнал) |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
Источник информации | ||
(Второй столбец заполнится во время ответов на вопросы, третий - на этапе рефлексии.)
Вопросы учителя: (на слайде)
- Какова продолжительность Великого поста?
- Какова цель Великого поста?
- Как называется первый день поста и каковы его традиции?
- Допускает ли Великий пост отмечание светских праздников?
- Каковы бытовые ограничения в этот период?
- Что такое ефимоны?
- Можно ли в Великий пост есть конфеты, сладости, рыбу?
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ (осмысление)
Попытаемся углубить знания о русских христианских традициях, связанных с Великим постом, познакомившись с отрывками из романа Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне».
Класс делится на 3 группы по цвету смайликов. (Дети перемещаются по классу, меняют положение за столами вместо физкультминутки)
1-я группа «Лексикографы». Ваша задача в процессе чтения выделить незнакомые слова, определить с помощью толковых словарей их лексические значения, записать и представить результат своей работы.
2-я группа «Хранители традиций»
(Стратегия «ИНСЕРТ» обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение.)
Прочитайте текст, делая маркировку знаками, указанными в таблице.
«V» - уже знал | «+» - новое | «-« думал иначе | «?»- не понял, есть вопросы |
Затем кратко занесите эти сведения в третий столбец таблицы, и у вас получится отчёт об изучении новой темы.
3-я группа « Составители постного меню» (парная работа).
Ваша задача представить проект постного меню на один день. Для этого используйте названия блюд и продукты из текста главы «Великий пост». Если захотите дополнить рацион своими блюдами, помните, что нельзя употреблять продукты животного происхождения: мясо, молоко,сливочное масло, сыр, яйца, кстати, майонез сделан на основе яичного желтка – нельзя.
V. Рефлексия (открытие нового знания, обмен мнениями)
«Лексикографы»
Говеть – (у верующих) поститься и ходить в церковь, готовясь к исповеди и причастию.
Скоромный - запрещенный церковными правилами к употреблению в постные дни (о мясной, молочной пище).
Кутья́, коли́во, кану́н - ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья.
К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко (сочиво), которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, иногда из миндаля.
Гречишник - печеное изделие, изготовленное из гречневой муки.
Ефимоны - мн. вечерняя церковная служба в великий пост; мефимон (с нами Бог). (Толковый словарь Даля)
«Хранители традиций» представляют результаты своего исследования, дописываются сведения в 3 столбец таблицы ЗХУ, дополняют ответы товарищей.
1) Какова продолжительность Великого поста? | 40 дней |
2) Какова цель Великого поста? | Очистить душу |
3) Как называется первый день поста и каковы его традиции? | Чистый понедельник: в доме всё чистят, «выкуривают масленицу», до рассвета нужно сходить в баню, намаслить голову |
4) Допускает ли Великий пост отмечание светских праздников? | грех смеяться и веселиться, |
5) Каковы бытовые ограничения в этот период? | Нельзя гневаться, одеваются в «затрапезное», », в доме «по-бедному»: снимают красивые шторы, закрывают яркие картины, убирают красивую посуду; |
6) Что такое ефимоны? | Стояние – покаяние со слезьми. Скорбение… Стой и шепчи: «Боже, очисти мя, грешного!» |
7) Можно ли в Великий пост есть конфеты, сладости, рыбу? | «насушил себе чёрных сухариков с солью и весь пост будет с ними пить чай – «за сахар», «великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой» |
Что ещё нового узнали из текста?
Ответим на один из вопросов, который вы сформулировали в начале занятия: - Какие христианские обычаи Великого поста сохраняются в современном мире? (мнения учеников)
«Составители постного меню» представляют проект меню одного дня. Возможны разные варианты.
- Ребята, как вы поняли, обязывает ли пост обычных людей голодать? Так ли страшно ограничение в пище?
VI. Оценочная рефлексия (ученики по цепочке высказывают своё мнение)
Ребята, мне хочется думать, что в ходе работы вы узнали новое, сделали для себя какие-то открытия. Поделитесь своим открытием.
Продолжи фразу:
Сегодня я узнал …
Я понял, что …
Меня удивило, что…
Мне понравилось на уроке …
Мне было интересно …
Свою работу на уроке я оцениваю на …, потому что …
VII. Домашнее задание: стр.96-97 (краткий конспект),
Стр.97-105 читать, ответы на вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
И.С. Шмелёв. «Лето Господне» гл. «Великий пост» (в сокращ.)
Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый понедельник, и всё у нас в доме чистят. Теперь уж «душа начнётся»,- Горкин вчера сказывал: «Душу готовить надо» Говеть, поститься, к Светлому дню готовиться. Вчера был Прощённый день. И Василь Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках: «Всех прощаю!» Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и поднимается кислый пар – священный. Я и теперь слышу его из дали лет. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. Необыкновенный, священный запах. Это пахнет Великий пост.
И Горкин совсем особенный – тоже священный будто. Он ещё до свету сходил в баню, попарился, надел всё чистое – Чистый сегодня понедельник!- только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, «так по закону надо». И грех смеяться, и голову надо намаслить, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, для молитвы. Я знаю, что он насушил себе чёрных сухариков с солью и весь пост будет с ними пить чай – «за сахар».
– А почему папаша сердитый… на Василь Василича так? – А за грехи… - со вздохом говорит Горкин. – Тяжело переламываться, теперь всё строго, пост. Ну и сердится. А ты держись, про душу думай. Такое время, всё равно что последние дни пришли… по закону-то! Читай «Господи Владыко живота моего». И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.
В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни… по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина - «Красавица на пиру»- закрыта простынёю. Преосвященный так посоветовал. Покачал головой и прошептал: «Греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится – такой шик! Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатками – и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий пост: раскатишься – и сломаешь ногу. В буфете остались самые расхожие тарелки, бурыми пятнышками – щербинками, - великопостные.
Я иду к ефимонам с Горкиным. Это первое моё стояние, и оттого мне немножко страшно. То были службы, а теперь стояния. - Стояние – покаяние со слезьми. Скор – бе – ние… Стой и шепчи: «Боже, очисти мя, грешного!»
В храме как-то особенно пустынно, тихо. Свечи с паникадил убрали, сняли с икон венки и ленты: к Пасхе всё будет новое. Убрали и сукно с приступов, и коврики с амвона. Канун и аналои одеты в чёрное. И риза на престоле – великопостная, чёрная с серебром. И на великом Распятии серебряная лента с чёрным. И начались ефимоны, стояние. Я слушаю страшные слова: «увы, окаянная моя душе», «конец приближается», «скверная моя, окаянная моя … душа-блудница … во тьме остави мя, окаянного!..» … Ефимоны кончаются. Выходит на амвон батюшка, долго стоит и слушает, как дьячок читает и читает. И вот начинает воздыхающим голосом: «Господи и Владыко живота моего…» Все падают трижды на колени и потом замирают, шепчут. Шепчу и я – ровно 12 раз: «Боже, очисти мя, грешного.» И опять падают.
Я даю себе слово не скоромиться весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут варить компот и делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, маковый хлеб красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки … Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… , а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а … великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! …а мочёные яблоки по воскресеньям…, а гречишники с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с тёплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! Поедем на Постный рынок, где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был. Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают: «Пост, не смей! Сломаешь ногу».
Приложение 2.
Дал Бог ротик, даст и кусочек.
Постное меню
Завтрак: Каков у хлеба, таков и у дела.
Обед: Ужин не нужен, был бы обед.
Ужин: Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"
В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"
Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...
Методическая разработка открытого занятия "Традиции встречи весны. Лепка "жаворонков"
Данный материал является обобщением моего практического опыта знакомства обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет с приемами лепки и моделирования "жаворонков" и народными традициями встречи весны. Матер...
Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»
В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Традиции чаепития в Англии, Германии и России»
Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для студентов 1-го курса СПО, обучающихся по специальности «Технолог продукции общест...
Учебно-методическая разработка. Презентация "Мысль семейная" по роману "Война и мир" Л.Н. Толстого
Учебно-методическая разработка...
Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....