Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…» (по произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова) содержит материал к уроку по теме войны в соответствии с программой по литературе и отражает характер историко-литературного подхода в изучении художественного произведения.
Работа над произведениями направлена на подготовку учащихся к выполнению рецензии на произведение с использованием современных информационных технологий и метода проекта в технологии личностно-ориентированного обучения: «Нужно ли современным учащимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?» (презентация проекта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 287.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский машиностроительный техникум»
Методическая разработка урока литературы
Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.
«Нам общая слава России
солдатской наградой была…»
Преподаватель высшей квалификационной категории
Дорина Елена Павловна
2013
ТЕМА: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.
«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).
ЦЕЛЬ: исследовать тему войны через призму событий, произошедших в жизни писателей, показать гуманистическую ценность человеческой жизни и смерти героев произведений;
совершенствовать работу над выполнением проекта по теме;
формировать чувство глубокого уважения к памяти прошлого Родины и старшего поколения.
ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы и подготовки презентаций; урок – семинар.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, работа над текстом повести; диалогический, исследовательский.
НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой», Ю.В. Бондарева «Батальоны просят огня» и роман «Горячий снег», В.В. Быкова «Знак беды»; презентации по теме урока; кадры военной хроники; песни на военную тематику.
ЭПИГРАФ: По словам Чингиза Айтматова, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ: Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой… В.П. Астафьев
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: оксюморон, рецензия, метафора.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…» (по произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова) содержит материал к уроку по теме войны в соответствии с программой по литературе и отражает характер историко-литературного подхода в изучении художественного произведения.
Работа над произведениями направлена на подготовку учащихся к выполнению рецензии на произведение с использованием современных информационных технологий и метода проекта в технологии личностно-ориентированного обучения: «Нужно ли современным учащимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?» (презентация проекта).
Самостоятельная работа в малых группах на основе опережающих заданий
Основными условиями для работы учащихся в составе малых групп являются:
- на группу дается одно задание;
- в группе рядом с сильным учащимся работают средний и слабый;
- в группе предусмотрены определенные роли, выполнение которых обязательно для всех учащихся (ведущий, редактор, лидер и оформитель).
Основные правила работы в малых группах:
- выполнять задание, данное всей подгруппе;
- участвовать в обсуждении (дискуссии);
- говорить тихо, чтобы не мешать работе других учащихся;
- внимательно выслушивать ответы учащихся других подгрупп.
Технология выполнения самостоятельных заданий в малых группах
Метод обучения в сотрудничестве является одним из методов личностно-ориентированных технологий, направлен на работу субъекта (учащегося) и опирается на его жизненный опыт. Задача преподавателя состоит в том, чтобы, используя мировой опыт по литературе и опираясь на личностный опыт, сформировать у учащихся потребность в самостоятельной деятельности.
Подготовительная работа в группе:
1. Группа делится на 4 подгруппы, в которых каждому учащемуся отведена определенная роль:
1-й учащийся читает фрагмент, в котором обозначена основная тема рассказа;
2-й учащийся отвечает на вопросы, ответы на которые необходимо обсудить внутри подгруппы;
3-й учащийся готовит 2 вопроса другой подгруппе;
4-й учащийся составляет размышление на тему;
5-й учащийся отвечает за подготовку своей подгруппы и является консультантом для слабых учащихся.
Ход работы обучения при выполнении проекта в технологии личностно ориентированного обучения:
1. В течение недели учащиеся работают над выполнением задания, данного подгруппе.
2. В течение всего урока учащиеся неоднократно возвращаются к произведению, выписывают цитаты по теме, объясняют те или иные события, собственным трудом готовят материал для выполнения письменной работы.
3. Каждый учащийся в подгруппе выполняет задание самостоятельно, слабый учащийся может получить консультацию только в том случае, если возникают проблемы с подготовкой устного выступления.
4. В течение 10 минут обсуждают предстоящие выступления внутри подгруппы.
5. Заслушивание ответов всех подгрупп продолжается 40 минут, в течение которых каждый учащийся представляет свое задание и участвует в обсуждении темы урока.
6. Баллы выставляются за все виды деятельности каждой подгруппе. При максимальном количестве баллов подгруппа получает «5 баллов» (такую же оценку получает каждый учащийся в подгруппе), при выполнении заданий от 75% до 90% - получает «4 балла», при выполнении заданий от 60% до 75% - получает «3 балла».
Цель самостоятельной работы в малых группах на основе опережающих заданий:
- Прочитав произведение по теме, доказать, что в современной литературе продолжаются традиции русской литературы в изображении войны;
- Выполнить задание, данное группе, и сделать выводы;
- Завершить работу по отдельным произведениям подготовкой устного выступления и выполнением презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Оргмомент.
1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
I. Актуализация знаний на основе самостоятельной работы обучающихся (представление презентации).
- Вступительное слово преподавателя
Лев Толстой, пройдя серьезный и долгий путь к пониманию истины жизни, считал, что человеческая природа устроена так: тело – душа - духовное богатство. Философский подход к человеку позволил писателю соединить эти понятия в конкретных образах. Герои романа «Война и мир» переживают глубокие чувства радости жизни, испытывают разочарования и потери, но это путь серьезных убеждений и поиска новых идеалов. Что для них важно? Почему они страдают?
Мы неоднократно говорили о поисках идеала человека из дворянской среды. Сегодня поведем разговор об идеалах поколения, которое в истории XX века получило название «военного поколения». Среди них имена писателей и поэтов, которые свои идеалы формировали на фронте: на передовой, в тылу врага, в разведке. Это Ю.В. Бондарев, К.Д. Воробьев, Б.Л. Васильев, В.В. Быков, В.П. Астафьев, К.М. Симонов, А.А. Фадеев, А.Т. Твардовский и др.
Перед нами стоит один проблемный вопрос: «Нужно ли современным учащимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?»
Слайд № 3
II. Опережающие задания по теме урока
1. Опережающие задания к повестям Б. Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» (1-я группа)
№ п/п | Вопросы и задания к повести |
Повесть «А зори здесь тихие…» | |
1. | 1. Расскажите кратко биографию писателя. Как они связаны с повестью с творчеством? |
2. | 1. Какие основные события изображены в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»? Кто герои повести, как их характеризует автор? 2. Выбрать по тексту повести эпизоды, характеризующие девушек-зенитчиц, их поступки, взаимоотношения друг с другом. а) Какова Рита Осянина? Что привлекает вас в изображении героини? Как она показана в начале и в финале повести? О чем знает Рита, что пока неизвестно старшине Васкову? б) Как показаны другие девушки: Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина? в) В какой момент происходит осознание неизбежности встречи с врагом? |
3. | 1. Какую роль в повести играют описания природы? 2. Найти и выписать на карточки описания природы (индив. задания). Как они характеризуют жизнь на войне? |
4. | Как показаны сцены гибели девушек-зенитчиц? В чем заключается смысл их борьбы против немецких диверсантов? |
Повесть «В списках не значился» | |
1. | В чем заключается основной смысл повести Б. Васильева «В списках не значился»? |
2. | Какие значительные перемены происходят в жизни героя, так и не приступившего к военной службе после окончания военной училища? |
3. | Какие черты характера несет образ Николая Плужникова? В чем состоит смысл противостояния героя? |
4. | Что стоит за словами автора: «Он был выше славы, выше жизни и выше смерти»? |
5. | В какой момент Николай Плужников понимает, что может выйти из крепости: когда ничего не было известно о битве за столицу или когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? |
6. | Почему на требование назвать свою фамилию и имя, он заявляет: «Я – русский солдат»? |
2. Опережающие задания к повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»
(2-я группа)
№ п/п | Вопросы и задания к повести |
1. | 1. Расскажите кратко биографию писателя. Как она связана с повестью «Убиты под Москвой»? |
2. | 1. Какие основные события изображены в повести «Убиты под Москвой»? Кто герои повести, как их характеризует автор? 2. Выбрать по тексту повести эпизоды, характеризующие кремлевских курсантов, их поступки, взаимоотношения друг с другом (1 – 3 гл.): а) Каков капитан Рюмин? Что привлекает вас в изображении капитана? Как показан командир роты Рюмин в начале и в финале повести? О чем знает капитан, что пока неизвестно его курсантам? б) Как показан Алексей Ястребов? Почему война не воспринимается командиром взвода как реальность? в) В какой момент происходит смена исторической роли командира взвода в финале повести? |
3. | 1. Какую роль в повести играют описания природы? 2. Найти и выписать на карточки описания природы (индив. задания). Как они характеризуют жизнь на войне? |
4. | 1. В чем смысл гибели роты? Как автор показывает это событие? 2. По тексту повести найти отрывки, свидетельствующие о безысходности и гибельном положении роты – работа с центральной главой 7. |
5. | 1. Как поступает командир взвода Ястребов и другие бойцы? Почему они простили своего капитана? 2. На основе карточки-информатора показать великую силу умения прощать, даже если для этого нет никакой возможности. |
6. | 1.Докажите на основе текста, что стоит за словами генерала Переверзева, что происходит в момент последней схватки Алексея с фашистским танком. 2. Прочитайте последнюю главу повести. «Не столь страшно быть «убитыми», сколько стать… без вести пропавшими». |
7. | 1. В чем смысл гибели капитана Рюмина? Самоубийство капитана Рюмина – это искупление вины перед невинно убиенными курсантами. |
3. Опережающие задания к повести В. Быкова «Знак беды» (3-я группа)
№ п/п | План раскрытия темы | Опережающие задания |
1. | Слово о писателе В. Быкове (индивидуальное задание) | На основе материала биографии и творчества писателя назовите основную тему повести «Знак беды» |
2. | Назовите основные события повести, определяющие ее содержание (события истории: Степанида в комбеде, коллективизация, война. Итог – за всеми событиями, связанными с судьбой Степаниды и Петрока, встает трагедия всего белорусского народа) – групповые задания. | В чем трагедия главных героев Степаниды и Петрока Богатьков? «На счастье или на беду, она знала, в чем ее хватит с избытком, от чего она не отречется хотя на краю погибели». (гл. 22, с. 621) «…воля случая едва не вовлекла Петрока Богатьку в самый эпицентр человеческой драмы» (гл. 22, с. 601) |
3. | История жизни героев повести – уничтожение привычного, устоявшегося. Степанида-батрачка в имении пана Яхимовского, потом на выделенной земле. Проводили коллективизацию, выполняли пятилетки, боролись с классовым врагом, а тут война… (гл. 14) | Что стоит за словами Степаниды: «Привыкла судить о большом по малому, о мире по своей деревне»? «Она знала, что хорошие люди не поступают подло ни по своей воле, ни по принуждению» (гл. 25, с. 621) |
4. | Ощущение, близкое к страху. 1) Степанида и Петрок испили чашу унижения и неволи и не смирились с ней: «Плохие предчувствия терзали душу, но она не собиралась сдаваться» (гл. 7, с. 491) 2) Гуж, Колонденок, Недосека. Гуж – раскулачили в коллективизацию, куда-то удрал, а теперь появился снова с винтовкой в руках, чтобы пить водку, да мстить людям за прошлое (гл. 3, с. 464). | Что изменилось в людях с приходом немцев? Почему одни «от природы слепы ко всякому проблеску человечности, заботятся лишь о себе», «дальше своего корыта им не дано видеть, а другие сжигают себя на костре, лишь бы не попасть в руки немцев»? (гл. 25) Каковы истоки предательства? Учитель Свентковский. |
5. | «Героическая ненависть» - оружие исторической, нравственной правоты. Гл. 27 - зачитать вслух. Учащаяся читает стихотворение М. Джалиля «Варварство» | Почему, осознав свою обреченность, не покидает Степаниду мысль о неотвратимости гибельного исхода? В чем заключается смысл названия повести В. Быкова «Знак беды»? |
4. Опережающие задания к произведениям Ю.В. Бондарева «Горячий снег» и «Батальоны просят огня» (4-я группа)
Роман «Горячий снег» (1969) | |
1. | О каком исторической событии идет речь в романе «Горячий снег»? Какие трагические моменты истории нашли свое воплощение на страницах романа? |
2. | Почему постоянно идет борьба двух молодых офицеров Кузнецова и Дроздовского? Это выяснение личных отношений на почве влюбленности в Зою Елагину или попытка предотвратить бессмысленные жертвы войны? |
3. | Каким изображен генерал Бессонов? Какие идеалы олицетворяет кадровый военный, на ответственности которого лежит победный исход сражения? |
4. | Какие эпизоды романа открывают нам истинное лицо войны – с потерями и неоправданными жертвами, с победой над врагом и необъяснимым страхом не только за свою, но и за чужую жизнь? |
5. | В чем заключается смысл названия романа «Горячий снег»? Какие идеалы защищает каждый из участников сражения и какие идеалы они защищали на этом пятачке земли? |
6. | Где та грань, о которой говорит лейтенант Кузнецов, нарушив которую человек никогда не изменит свою жизнь? Какими принципами, по его мнению, нельзя жертвовать во имя очередных наград и званий? Какую ситуацию из романа «Война и мир» это напомнило? |
Повесть «Батальоны просят огня» (1957) | |
1. | О каком событии идее повествует Ю. Бондарев в повести «Батальоны просят огня»? |
2. | Какие события повести свидетельствуют о безысходности батальонов, оказавшихся не по своей воле в центре противостояния? |
3. | В чем вы видите героизм одних и малодушие других? |
4. | Какие нравственные уроки извлекают каждый участник события и как это отражается на участи батальона? |
5. | Кто из героев вызывает у вас симпатии и почему? |
III. Обсуждение повестей, выполнение заданий по теме урока
1. Заслушивание ответов 1-й группы Слайд № 4-11
1. Краткий материал биографии и творчества Б.Л. Васильева
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса. В 1943г. направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Истинный успех пришел к писателю после публикации повести «А зори здесь тихие...». В этом произведении автор выразил трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью. В его романах и повестях на первый план выдвигаются проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга, жертвенной преданности высокому делу: «Иванов катер», «В списках не значился», «Завтра была война», «Встречный бой», «Кажется, со мной пойдут в разведку» и многие другие. В 1997 писатель был удостоен премии им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество».
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии). Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса "Танкисты" (1954) - о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений.
Первая книга писателя - сборник сценариев "Клуб веселых и находчивых" (М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи.
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева "Иванов катер" (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в "Новом мире". Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№ 8-9). К этому времени в журнале "Юность" (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора - "А зори здесь тихие...". Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. "Зори..." многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5). Повесть "Завтра была война" - наверное, одно из наиболее жестких произведений писателя. Роман "Не стреляйте в белых лебедей" (авторское название "Не стреляйте белых лебедей" - "Юность", 1973, № 6-7), перекликающийся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, занимает в творчестве писателя особое место. Б.Л. Васильев умер 11 марта 2013 года.
2. Заслушивание ответов 2-й группы Слайд № 12-18
1. Краткий материал биографии и творчества К.Д. Воробьева (заслушивание сообщений).
Родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Медведенского района курской губернии. Его отец Дмитрий Матвеевич Воробьев в 1916 году ушел на войну, попал в плен, и 5 лет от него не было вестей. В этот период у Марины Ивановны родился сын (Письменов). Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. С 1935 года – селькор районной газеты, увлекался историей. В октябре 1938 года призван на действительную службу в Красную Армию, с декабря 1940 года – литературный редактор газеты Военной Академии им. М.В. Фрунзе, откуда получил направление на учебу в Кремлевское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 года попал на фронт, в декабре под Клином – в плен. Рота была почти полностью уничтожена.
Об этом рассказал в повестях «Это мы, господи!» и «Убиты под Москвой».
Умер К.Д. Воробьев 2 марта 1975 года.
Метод исследования в технологии личностно-ориентированного обучения
Нужна ли нам правда о войне? (презентация проекта)
- Как вы понимаете такие понятия как долг, воинский долг? В чем состоит их отличие?
- В чем состоит смысл гибели роты кремлевских курсантов в повести
К. Воробьева «Убиты под Москвой»?
- Почему капитан Рюмин скрыл от курсантов истинную правду об окружении роты и покончил жизнь самоубийством?
- Как поступает командир взвода Алексей Ястребов и другие курсанты? Почему они простили своего капитана?
- Как история бесславной гибели роты кремлевских курсантов повлияла на ваши знания об истории битвы под Москвой?
На фоне песни А. Пахмутовой «Ты - моя надежда, ты – моя отрада» учащиеся начинают представлять свой материал по теме урока.
2. Работа над текстом повести «Убиты под Москвой»
1. Главные герои повести. «Рота кремлевских курсантов шла на фронт». а) Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать. Они богатыри и внешне, и внутренне похожи на былинных героев: «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт». Вызывающе-игровой аристократизм, суперменство, презрение к гибельным обстоятельствам. Рота воюет лишь тем, что гордо не обращает внимания ни на что. Выразительные средства: стилистическая фигура – курсанты идут не с убеждением в победе, а с презрением к смерти. |
2. Командир роты капитан Рюмин. а) Капитан Рюмин с надменно-иронической улыбкой, фуражкой, сдвинутой на висок, - отчасти уже несет в себе обреченность. Первая растерянность Рюмина проявилась в момент, когда рота натолкнулась на заградоотряд, стушевался перед усмешкой майора, робко держит себя перед измученным подполковником, командиром полка московских ополченцев: «Разве рота не получит хотя бы несколько пулеметов?» - тихо спросил Рюмин. Двести сорок винтовок в роте – «увел глаза в сторону и как-то недоуменно-неверяще молчал». В поведении Рюмина обнаруживается предчувствие беды. Ощущение безысходности усиливается в момент встречи с генералом Переверзевым, «вдруг побледнел и сказал чуть слышно». Исчезают стек, перчатки, бравада, чувствуется, что осознание начала совсем иной войны капитану не под силу. |
б) «Неожиданно и просто», «немного не своим и невоенным тоном», «не приказал, а посоветовал выставить за кладбищем усиленный пост, порывисто сжал руку». |
в) Состояние усталости, безволия возникают вопреки усилиям капитана. Увидев убитого курсанта, «Рюмин издал птичий крик горлом». Оставляя раненых в селе, он же «таинственно сказал» хозяину, что «мы вернемся через три дня». В канун ночной атаки он идет уже перед ротой «зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе». За действиями Ястребова Рюмин следит уже отрешенно, «с неестественно пристальным, почти тупым любопытством». «Треснул приглушенный, до конца не окрепший выстрел» (с. 170-171). |
3. Изменение роли капитана Рюмина а) Совершается процесс превращения войны из войны таких специалистов, как Рюмин, с их парадным великолепием, с холодным профессионализмом, в войну народную, свирепую и беспощадную. Фантастическое решение Рюмина атаковать деревню ночью и затем идти назад к своим родилась в сложном состоянии:
б) Скрытый спор Рюмина и Ястребова происходит в момент, когда капитан утратил всякую способность сопротивляться бессмысленному безумию уничтожения роты. Свершается смена лидеров, стержневых людей роты. в) Кульминационные сцены повести: - первая «венчает» процесс неумолимого старения Рюмина (с. 169); - вторая связана с Ястребовым, предшествует его первой трудной осознанной победе (с. 171, 174). |
4. Командир взвода Алексей Ястребов. а) Командир взвода лейтенант Алексей Ястребов не верит в то, что произведен в лейтенанты и назначен на должность командира взвода (с. 128). Природа человека противостоит реальности войны. б) Мучительные воспоминания о родном доме вызывают у Алексея чувства «жалости и близости ко всему», «стыдясь больно навернувшихся слез, он крикнул исступленно» (с. 137). в) Чувство единения с общей массой в первом боевом крещении Алексея позже сменяется борьбой с самим собой и с законами войны, а потом с ощущением страха и бессмысленностью действий: «…там у него (Анисимова) была вся боль и смерть» (с. 142-143). Выразительные средства: оксюморон – «стволы осин светились белыми ранами» (гл. 5, с. 145). |
5. Глава 7 – «трудная тишина затаенного ожидания». «Все казалось угрожающе непрочным, опасным и зыбким», «хищно окинул взглядом и обещающим и виноватым голосом прокричал», «взвод просто заорал бессловесно и жутко», «он все еще пытался командовать». Финал 7-й главы: «Это нужно было не им, здоровым и живым, а семнадцати раненым и еще одиннадцати, что навсегда остались в горящем селе». |
6. Глава 8. «Плюгавенький недоносок неба – день! О, если б мог Рюмин загнать его в черные ворота ночи!» (с. 161) |
7. Глава 10. Усталость физическая и усталость души. а) Усталость физическая и усталость души обнаруживается в капитане Рюмине в тот момент, когда он понял, что «больше никого» в живых нет – шестеро. «Все. Все… За это нас нельзя простить. Никогда!» «Курсанты понуро сидели кружком у своего скирда. Они сидели и ждали от него (Ястребова) чего-то другого» (с. 168-169). «Они не этим должны нас. Не этим!» |
б) Ястребов «почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью», «теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство, дед Матвей, Бешеная лощина» (с. 171). «Им владело одновременно несколько чувств: осиротелое удивление перед тем, чему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость тому, что остался жив» (с. 174). |
в) «Несколько минут они молчали. Лицо Рюмина сохраняло прежнее выражение… он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь или силясь постигнуть ускользающую от него мысль, и как только это удалось ему, черты лица его сразу обмякли и он как-то сожалеюще-любовно посмотрел в глаза Алексею» (с. 169). |
г) «Ситуация, неподходящая для жизни, - похороны, кроме отталкивающего ужаса смерти и тайного отчуждения к убитым, не вызывает ни у кого. Чувство мести растет из сердца, как первая любовь у не знавших ее» (с. 149). |
Жестокая реальность войны устами старика: «Хозяин теперь всему война». Всему!– с.150. |
Впервые судьба каждого курсанта и всей роты предстает перед капитаном Рюминым средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой (с.152). |
Гл. 8 – «Роту ожидало единственное и неминуемое - разгром» (с.153). |
3. Заслушивание ответов 3-й группы
1. Краткий материал биографии и творчества В.В. Быкова (заслушивание сообщений). Слайды №19-26
Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».
Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 году были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы: на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Демобилизовался в 1955 году, жил в Гродно (Белоруссия).
В 1949 г. В «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведет с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 году на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война – эпоха «колоссальных усилий народа». Уже в ранних повестях «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Мертвым не больно» (1966), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших благословение А. Твардовского, отчетливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.
Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называется лейтенантская проза). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства – с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970), «Обелиск» и «Дожить до рассвета» (обе в 1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976) и др.
В произведениях 80-90х годов (повести «Знак беды» - 1982, «Карьер» - 1986, «Облава» - 1990, «Стужа» - 1993) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.
По словам Ч. Айтматова, «судьба сберегла Быкова для того, чтобы он жил и писал от имени целого поколения».
Умер 22 июня 2003 года в Минске.
2. Ход выполнения проекта.
1) Прочитать главы повести, рассказывающие о характере главной героини Степаниды.
2) Выписать цитаты, подтверждающие мысль автора о желании героини сопротивляться немцам и полицаям даже на краю погибели.
3) Дать ответ на вопрос: «В чем истинная красота и величие женщины?»
- провести исследование темы жизни и смерти в произведении;
- объяснить роль картин природы в книге о войне;
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь. (Б. Пастернак)
- сравнить две точки зрения на понимание жертвенности, обусловленной разными ситуациями (групповые задания).
3. Выступления учащихся
1. Смысл повести «Знак беды» определил сам автор, Василий Быков: «Наверно, все остальное здесь принадлежало прошлому, покоренному тленом и небытием. Все, кроме неподвластной времени всеохватной памяти, наделенной известной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим».
По словам русского писателя Ю. Бондарева, «без памяти не существует ни государство, ни искусство, ни само человечество».
По словам Чингиза Айтматова, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».
Выступления учащихся
События повести В. Быкова относятся к первым месяцам войны, происходят на территории Белорусского хутора, который стоит на пути оккупантов. Герои ее уже старые люди, менее всего помышляющие о войне. В повести обозначены по-новому проблемы ответственности и нравственного выбора, свидетельствующие о силе таланта писателя. Здесь показаны не только события войны, ее трагедии и конфликты, но и более ранние факты истории и между ними устанавливается связь: «Наверно, все остальное принадлежало здесь прошлому, покоренному тленом и небытием. Все, кроме неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделенной извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим»…
Война для героев повести стала критерием нравственной ценности человека, его внутреннего богатства, мужества и стойкости. Для Степаниды и Петрока испытания обрушились в тот момент, когда их жизнь уже устоялась, мечты осуществились и жизненный путь почти завершен. Требования «новой власти» для быковских героев не просто нарушение их жизненного пространства, но и посягательство на землю, на которой они батрачили. Их поступки продиктованы только одним стремлением: не могут допустить, чтобы их землю топтали враги. Чувства сопричастности и патриотизма развиты в героях настолько, что каждый свой шаг они выверяют, заранее просчитывая результат, которым можно навредить немцам.
Повесть В. Быкова «Знак беды» - произведение историческое, вместившее в себя события военной поры, героические страницы белорусского народа, а более всего раскрывающего проблему исторической памяти.
Выступления учащихся
В центре внимания автора Петрок и Степанида Богатьки, жители небольшого белорусского хутора, уже старые люди, занятые мирным трудом и менее всего помышляющие о войне. Приход немцев, нарушивший устоявшиеся привычки и обычаи хуторян, жестокость со стороны полицаев, «своих же», местных жителей, события ранней истории 20 – 30-е годы, которые своеобразно вплетаются в биографии героев.
Одна из важных тем быковского творчества – тема ответственности – представлена в «Знаке беды» новой гранью: в повести предстают не только события войны, ее трагедии и конфликты, но и более ранние этапы истории и между ними устанавливается связь. Действие в повести разворачивается в первые месяцы фашистской оккупации. Задача автора – показать течение жизни, уготованные временем испытания, которые не проходят для них бесследно. Обширное временное пространство потребовалось писателю еще и для того, чтобы выявить одну из главных идей повести, которая могла обнаружить себя лишь в длинной череде событий.
Первые главы повествуют о том, что среди хуторян появились те, кто готов служить новой власти. Это Гуж, Колонденок, Антось Недосека. У них свои «счеты» с яхимовцами. Именно поэтому автор рассказывает об эпохе коллективизации, времени, когда создавались колхозы, и эти эпизоды проливают свет на будущее полицаев Гужа и Колонденка. Нравственная неустойчивость и бесхребетность Недосеки приводят его к измене. Вполне справедливо возникает вопрос: «Почему одни от природы слепы ко всякому проблеску человечности, заботятся лишь о себе, дальше своего корыта им не дано видеть», а другие сжигают себя на костре?
Петрок и Степанида прожили долгую жизнь – да еще какую! – горестями и испытаниями судьба их не обделила. Всю жизнь Степанида провела в деревне, вместе с Петроком батрачила в имении пана Яхимовского, а потом на своих двух десятинах земли. Всем своим существом она принимает новое в жизни деревни, одна из первых вступает в колхоз и первая же протестует против перегибов: выступает против раскулачивания середняков, пытается спасти несправедливо оклеветанного председателя колхоза. А когда не может сама ехать в город, посылает туда мужа: «Сколько лет батрачила она у пана Жулеги и строго шляхтича Яхимовского, трудилась на чужой земле, потому как своей не имела! Кто хоть раз попробовал хлеба из милости, из чужих рук, тот до конца своих дней не забудет, что такое чужая земля».
«Кажется, она вынесла отпущенное ей сполна, пережила свою судьбу. Хотя вроде бы еще и не жила на этом трудном, богом созданном свете. Все собиралась, откладывала на потом, потому что долгие годы были словно подступом, подготовкой к лучшему будущему. Жить было трудно, и думалось: только бы поставить на ноги детей. Но вот выросли дети, да тут война».
На счастье или на беду, она знала, в чем ее хватит с избытком, от чего она не отречется хотя бы на краю погибели». Вот уже кого судьба в самом деле, по известной поэтической формуле А. Твардовского, «не обошла тридцатым годом. И сорок пятым. И иным…» Писатель поведал думу о жизни людей, которые испили горькую чашу унижения, неволи и не смирились с ней.
Выступления учащихся
Значительное место в повести автор отводит Степаниде, которая «не боялась полицаев, потому что презирала, более того, она их ненавидела». Ведь именно ей пришлось слишком дорого заплатить за право работать на земле. Картины крестьянского труда Степаниды и Петрока помогают понять характеры людей, для которых труд – главное в жизни, а вместе с ним приходит чувство собственного достоинства и твердое убеждение, что только с людьми и для людей надо жить и бороться: воспоминания Петрока о том, чем жили в Яхимовщине раньше (гл. 4). И в каждом поступке героев обнаруживается желание бороться за справедливость. Казалось бы, зачем им это надо? Ведь немцы все равно не оставят их в покое, да еще и неприятностей себе накличут или беду.
Для Степаниды жить по-доброму означает прежде всего бороться за справедливость, за попранную правду, проявляя душевное мужество и нравственный максимализм: «Она привыкла судить о большом по малому, о мире – по своей деревне. И она не ошибалась. Она знала, что хорошие люди не поступают подло ни по своей воле, ни по принуждению. Подлость – оружие подлецов. Уже одно то, что немцы пришли на ее землю с оружием, значило, что правда не на их стороне. У кого правда, тому не надобно оружия. Опять же достаточно посмотреть, кто с ними заодно, чтобы понять, кто они сами. До последней минуты она не покорится им, потому что она человек, а они звери».
Иное дело – Степанида. Она не Петрок, который легче уступит, чем добьется своего. Деятельная и решительная, она не скрывает своей враждебности к оккупантам и полицаям, стремится, чем только можно, навредить, досадить «непрошеным гостям».
Значительное место в художественном полотне повести занимают детальные описания, приобретающие символический смысл. Неоднократно писатель упоминает слово «Голгофа». Голгофа – это участок земли, проклятый богом. Земля, на которой работали Петрок и Степанида, надеясь, что она принесет им богатство и счастье, вся жизнь героев, в каком-то смысле, - тоже Голгофа. Неся этот крест, они восходили к нравственной Голгофе, где даже смерть становится не трагедией и бедой, а продолжением жизни во имя будущего.
В повести символом беды является изуродованная липа, на которую прилетавшие из леса птицы никогда не садились, а вороны своим древним инстинктом чуяли в уродливом дереве дух несчастья, знак давней беды. И каждый раз Степанида с чувством затаенной тревоги старалась отогнать эти мысли. Земля, на которой не было урожая, получила название Голгофа. Чтобы отогнать нечистую силу от своего участка, Петрок поставил огромный крест на ее вершине, а впоследствии сжег его.
Выступления учащихся
Война, по мнению В. Быкова, - школа для жертв агрессии. Но даже в этих испытаниях герои не теряют человечности и сострадания (Степанида угощает щами Недосеку, удивившись, что полицай просит поесть, «такое сейчас услышишь не часто»; в беседе с Корнилой о бомбе – а ведь случай чуть было не свел ее судьбу с этим человеком – она верит в то, что он остался человеком; встреча с учителем Свентковским у полицейской управы несколько привела ее в замешательство, в его словах она услышала угрожающий смысл, но не от злости, скорее из сочувствия к ней) (гл. 26). Разумеется, ничего хорошего Петрок и Степанида не ждали от вражеской армии, понимали, что предстоят им тяжкие дни, но действительность оказалась ужаснее самых мрачных предчувствий – бесчеловечность гитлеровцев не знала границ: «Забот было множество, как и тревог, плохие предчувствия неотступно терзали душу, но Степанида терпела и внешне казалась спокойной. Она была не из тех баб, которые при первой же беде бросаются в слезы, понимала, что бед будет с избытком для ее скупых, в свое время немало уже невыплаканных слез».
Впервые в своей жизни она испытала страх, но это ощущение быстро сменилось чувством боли и унижения.
Война принуждает своих героев сделать свой выбор – принять участие в сопротивлении оккупантам. Петрок по своему психологическому типу существенно отличается от Степаниды. О нем говорится в повести, что он не злой, только мало проворный и не очень удачливый в жизни, что у него нет твердости, мужской самостоятельности, со всяким он готов согласиться, каждому поддакнуть. Однако уступчивость Петрока, его склонность к житейским компромиссам далеко не беспредельны. Они кончаются там, где за них приходится платить человеческим достоинством, отказом от своей личности. Высокий гуманистический потенциал, присущий герою, как и Степаниде, не позволяет ему покорно сносить издевательства полицаев. Петрок переступил даже через страх, когда понял, что фашистские порядки не дают никакой возможности для человеческой жизни: «Вот, брат, жизнь настала! Собак бьют, как людей, и людей стреляют, как собак. Род человеческий уподобили скотине».
Судьбами Степаниды и Петрока, я считаю, писатель утверждает, что у человека, сколь бы неумолимы ни были тиски обстоятельств, всегда остается возможность последнего выбора – предпочесть смерть бесчестию, подлости, трусости, предательству. «Не раз ей даже снилось ночью, как горит ее Яхимовщина. Но спустя годы, дело примет такой оборот, что именно она собственноручно запалит родное подворье, а вместе с ним предаст огню и самое себя…».
Последнее восхождение на Голгофу герои совершают тогда, когда окончательно понимают, что «такое распроклятое время – подходящее для смерти и совсем не подходящее для сносной человеческой жизни». О Петроке автор пишет, что он «пропал, исчез с этого света, как и для него пропали хутор, жена Степанида, Голгофа, пропал целый мир».
Думаю, что показать смерть обоих героев, писатель не решился, уж слишком много горя и бед испытала белорусская земля во время Великой Отечественной войны, а неизвестность судьбы Петрока оставляет надежду для читателя. Это новый художественный прием для быковских произведений, ибо все предыдущие повести завершались торжеством добра над злом, справедливости над жестокостью. Финал повести «Знак беды» необычен – в огне родного дома сгорает Степанида. Женщина идет на костер, чувствуя, что иного пути не, но ее смерть олицетворяет силу и могущество народного характера.
Выступления учащихся
Историзм повести «Знак беды» состоит в углубленном развитии темы нравственного падения человека, лишенного духовного опыта, становящегося предателем. Человек всегда находится в системе социальных связей и отношений. В экстремальных условиях войны все скрытое в этих связях обнажается. И не может понять Петрок: «Как же можно, чтобы свои своих! Ведь в деревне испокон веков ценились добрые отношения между людьми, редко кто, разве выродок только, решался поднять руку на соседа, враждовать или ссориться с таким же, как сам, землепашцем».
Необычность повествования заключается в том, что писатель-фронтовик решил всмотреться в ту жизнь, что вершилась в отдалении от солдатских окопов и партизанских троп, услышать биение сердец тех своих сограждан, коим довелось испить до дна чашу страданий и унижений под пятой оккупантов и их прихвостней. Впервые в произведениях В. Быкова герои – уже пожилые люди, прожившие долгую жизнь, но не сломившиеся перед испытаниями войной.
Как предупреждение из прошлого звучат последние слова повести: «Но бомба дожидалась своего часа». Когда же этот час настанет или уже настал?! Это тоже образ-символ занимающегося пожара, каким было партизанское движение на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Автор статьи «Непокоренные» Николай Потапов называет повесть Василия Быкова «героической ненавистью». Мы согласны с ним: то, что защищают герои, принадлежит им по праву. Не должны затеряться в памяти людской хутора и деревни, ведь «знаком беды», бескрайним пепелищем может стать вся наша Земля – прекрасная колыбель человечества.
4. Заслушивание ответов 4-й группы
1. Краткие сведения биографии и творчества Ю. Бондарева
Слайды № 27-31
Юрий Васильевич Бондарев, родился 15 марта 1924 года, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 – 1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор книг: «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег»(1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление».
Выступления учащихся
Роман «Горячий снег» создан художником, судьба которого была определена судьбой всего его поколения. В ранней юности командир противотанкового орудия Бондарев воевал под Сталинградом, там был ранен. Потом дороги его дошли по Украине (он участвовал в легендарном форсировании Днепра), в 1945, после второго ранения при освобождении Польши, был демобилизован. Вряд ли в те годы помышлял он о том, что добывает безграничное читательское доверие, о котором мечтает каждый художник. Вряд ли думалось тогда лейтенанту Бондареву, что получил он высокую награду-право говорить от имени целого поколения. Это право принесло ему непреходящую, вечную тревогу. Писательский талант-способность одушевлять прошедшее – стал гражданской обязанностью воскрешать в памяти фронтовых товарищей, словно бы возвращая их в жизнь.
Мир «Горячего снега» широк и значителен – человек и общество, человек и обстоятельства, предложенные ему жизнью. «Мы писали о человеке, очутившемся в самой нечеловеческой обстановке. Мы искали добро и пытались увидеть будущее» (Ю.Бондарев). Художественная сила романа «Горячий снег» заставляет нас подняться от изображённых в них событий времени Великой Отечественной войны к широким обобщениям, даёт ощущение движения истории, обогащает наше понимание не только прошедшей войны, но и всей жизни. Духовное становление человека в горниле суровых испытаний составляет его тему.
Нравственный опыт прошлого – вот что привлекает к литературе о войне сегодня. Война – это ситуация, когда резко появляется существо человека, существо народа, когда добро и зло, благородство и низость, геройство и трусость с возможностью противостоят друг другу.
«Современный культурный человек – это тот, кто живёт в заботе не только о людях, доверенных ему, но и самом себе, о собственном будущем жизни, о собственной совести», - так рассуждал один из парней. – Вспомните лейтенанта Кузнецова в «Горячем снеге» Бондарева. Вот он был настоящим человеком. И сегодня можно следовать всему, что он делал, что думал. Совесть его вела. Гражданская, личная. Он знал – не сможет потом жить спокойно, если не сделает того, что ему подсказывала. В том же «Горячем снеге» есть персонаж – некто Дроздовский. Тоже лейтенант и даже окончил одно военное училище с Кузнецовым. – Тут выступающий посмотрел в сторону, где, видимо, сидели те, для кого он выбрал эту литературную параллель. Я поняла, что в отряде есть какие-то неизвестные мне аналоги литературным характером и даже ситуациям. – Дроздовский что? Из-за него люди терпят лишние трудности, а ему лишь бы выставиться, покрасоваться, награду получить. Он не за дело болеет, а только за себя. На него нельзя положиться, это не Кузнецов. Но я хочу заметить, что в конце и Дроздовский многое понял. Кое – кому надо бы этот роман перечитать…»
Секрет большого по его выходу (1969 г) ошеломляющего успеха романа «Горячий снег», конечно, в высочайшем мастерстве, с которым написана здесь, правда, войны, в убедительности, яркости характеров героев. И в энергии внутреннего обращения автора к современникам: посмотрите, это вы сами! В том, как сообщается читателю вера в стойкость человека перед напором жизни.
Выступления учащихся
Пристальный, зоркий взгляд художника в своё военное прошлое в «Горячем снеге»- это взгляд писателя, уже переступившего порог зрелости. Приняло внимание к философской стороне и проходящий перед ним, и прожитой уже жизни. Склонность к обобщению, к всё более глубинным раздумьям, стремление соотнести опыт своего поколения с опытом других поколений, свою мысль с мыслью предшественников ко времени появления «Горячего снега» стала заметна в публицистических выступлениях писателя, его статья интервью.
Мыслью о величии своего народа, с такой силой появившимся в суровое и трагическое время войны, определён замысел «Горячего снега», свойственная ранее писателю панорамность в изображении событий. Мир народной нравственности встает за поступками героев романа, за судьбами командующего армией Бессонова и члена Военного совета Веснина, лейтенанта Кузнецова, и санинструктора Зои, Сергуненкова, Уханова, Давлатяна, Косымова… Их жизнеспособность от народной основы их характеров, от истовой убеждённости в правоте своего дела, придающий им силы стать победителями.
В страшных картинах сражения, казалось бы, почему человеческому нет и не, может быть места, показывает писатель, как люди становились больше самих себя, процесс рождения в этой купели человека мужественного, постигающего истинный смысл жизни. Всего сутки боя для лейтенанта Кузнецова и его боевых товарищей стали временем становления на всю жизнь. Это понимает Давлатян, который из-за ранения в первый же схватке не смог участвовать в боях. Разговор Кузнецова с Давлатянам в конце романа будто подводит итоговую черту под всем описанным выше.
Всего сутки боя – как это много, мы видим из описания чувствований героев в каждое мгновение сражения. «Всё, что теперь думал, чувствовал и делал Кузнецов, вроде бы думал и делал не он, а не кто другой, потерявший прежнюю меру вещей, - всё изменилось, перевернулось за день, измерялось иными категориями, чем сутки назад», - так много вместил один только бой, перетряхнул, заставил видеть по-новому, иным зрением всё окружающее. И главным было «узнанное в то мгновение братство».
Стремясь быть правильно понятым, Бондарев однажды заметил, что Кузнецов и Дроздовский – не антагонисты. Имея, очевидно, в виду, что оба героя постигают себя и оба выходят из сложных ситуаций жизни каждый со своим опытом, что нет резких светотеней.
В сопоставлении опыта Кузнецова и Дроздовского – ответ на вопрос о возможностях человека. Сила Кузнецова – в чувстве родства к людям вокруг: он «вдруг почувствовал эту всеобщую объединённость десятков, сотен, тысяч людей в ожидании еще неизвестного скорого боя и не без волнения подумал, что теперь, именно с этих минут начала движение к передовой он сам связан со всеми ними надолго и прочно». Это чувство все укрепляется в Кузнецове по мере нарастания боя. Отсюда и его понимание Сергуненкова, Чибисова, Нечаева… Дроздовский не испытывает ничего подобного – в этом его поражение. Всё повествование подводит к мысли: будь индивидуалистическое создание наиболее распространенной формой в людях – оно не выдержало бы тех испытаний, которые предложила жизнь военному поколению. Победили крепостью создания общественного – об этом, в частности, образ Дроздовского в его соотнесении с другими. Не случайно подлинным командиром для батарейцев становиться Кузнецов с его нравственным авторитетом. Но писатель идет ещё дальше, в глубину проблемы, намекая на то, что Дроздовский после всего пережитого в финале романа входит в конфликт с самим собой. Поколебалась его твёрдая убежденность в том, что сила человека – в нем самом. Нет, доказала ему жизнь, - не собою, но общностью, осознанием себя частью целого силён человек.
Сила характера Бессонова очень ярко выражена хотя бы сценой в Ставке, в беседе со Сталиным, в его отношениях с подчинёнными, которые они анализируют, - с полковником Деевым, начальником щтаба армии Яценко… Присущая Бессонову рефлекторность, казалось бы, несовместимая с его положением, его должностью, помогает ему жить, побеждать. Размышления Бессонова над своей судьбой, судьбой сына, батарейцев Дроздовского, воспоминания о разным моментах жизни, мучительные сомнения: слишком многое, представляется ему, должен был он в своей жизни делать и сделать, построить не так, как сложилось, - всё это способствует постоянному развитию, совершенствования его как личность.
Юный Кузнецов идёт к тому же, в его поведении, в том, как он должен в безумия боя стремиться охватить свои чувства и поступки разумом, мы видим начало становления человека того же склада.
В Веснине, Бессонова, Кузнецова – излюбленный Бондаревым тип личности высокого достоинства, чести, строгой требовательности к себе.
Читаю роман, воспринимая такие зримые, чувственно воплощённые образы, забываешь о том, что перед тобой не сама жизнь, а лишь её художественное отражение. Таково высокое искусство художника. Здесь словно разлит сам воздух незабываемого времени, от каждого из героев исходит своя сила – любви и ненависти, веры и совести, мужества, жажды, преодоления страха… Всё это, сливаясь, придает непрекословную достоверность атмосфере исторического момента.
Выступления учащихся
Повесть «Батальоны просят огня» опубликована в 1957 году. Эта книга, как и последующие, словно бы логически продолжающие «Батальоны…», — «Последние залпы», «Тишина» и «Двое» — принесла автору их Юрию Бондареву широкую известность и признание читателей. Каждое из этих произведений становилось событием в литературной жизни, каждое вызывало оживленную дискуссию. Книги эти переведены на многие языки мира, выдержали более шестидесяти изданий. Среди многих ярких, прекрасных произведений Юрия Бондарева большое впечатление производит повесть “Батальоны просят огня”. Это одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем война показана предельно правдиво, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи. Читатель вместе с героями участвует в бою, вытирает с закопченного пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей...
Название повести очень простое — это обычная фраза одного из героев произведения. Но в выборе ее названия заключен глубокий смысл: за этим будничным высказыванием скрывается авторская позиция — показывать не парадную сторону войны, а ее внутреннюю сущность: каждодневный, обыденный подвиг русских солдат.
Сюжет повести внешне предельно прост: двум батальонам дивизии, которой командует полковник Иверзев. предстоит прорвать оборону южнее города Днепрова, занять деревни Ново-Михайловка и Белохатка и, удерживая их, создать у немцев впечатление, что главный удар дивизии будет нанесен в этом направлении, тогда как в действительности основные ее силы были нацелены севернее Днепрова. Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки. Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою.
Выступления учащихся
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего особенно занимательного: это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года... Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном — героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле. Он реалист в изображении войны, и реализм писателя чем-то напоминает реализм Льва Толстого в его изображении Бородинской битвы. Так же, как и герои Толстого, главные герои повести Юрия Бондарева — это “маленькие великие люди”. Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают свое дело — защищают Родину. Они просто каждодневно выполняют свою работу — трудную, грязную, кровавую работу солдата. И при этом не замечают, что это и есть настоящий подвиг, потому что герой не только тот, кто бесстрашно бросается в атаку и кра- сиво погибает, но и тот, кто ежедневно, ежечасно приближает победу. Эту истину, гениально простую и вечную, убедительно доказал Лев Толстой на страницах романа “Война и мир”.
Героев повести Бондарева, как мне кажется, очень многое роднит с героями Толстого. Прежде всего это “скрытая теплота патриотизма”. И капитан Борис Ермаков, главный герой повести, и все остальные герои романа никогда не задумываются над вопросом, что такое патриотизм. Для них Родина — это понятие как бы само собой разумеющееся, они впитали чувство любви к Родине вместе с молоком матери. И когда это стало необходимо, они пошли ее защищать, не задумываясь.
Верность долгу, присяге также объединяет этих таких разных внешне, но так похожих внутренне людей. Когда батальон Бульбанюка попал в окружение и был буквально раздавлен гусеницами немецких танков, никто из бойцов не помышлял о личном спасении или сдаче в плен. Все понимали: от них, от их мужества и стойкости теперь зависит судьба всей операции. И бойцы батальона до конца выполнили свой долг, заплатив самым дорогим, что есть у человека,— жизнью.
Но при этой внутренней схожести в любви к Родине герои Бондарева совершенно разные люди. У каждого из них есть свое прошлое, каждый обладает только ему присущими чертами характера, индивидуальными особенностями, даже речь героев во многом отлична. Мы видим неторопливого, рассудительного, по-крестьянски основательного Бульбанюка. лихого и бесшабашного Жорку Витьковского, романтичного и наивного лейтенанта Ерошина, волевого и решительного капитана Ермакова, обаятельную Шурочку, трусливого Цигичко. Эти герои становятся нам близкими и понятными.
Выступления учащихся
Герои Бондарева проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека. Все герои проходят через это испытание с честью. Но отношение к гибели батальонов разное у капитана Ермакова и полковника Иверзева. Именно между ними возникает главный конфликт повести. Можно сказать, что в произведении показаны две правды — правда Ермакова и правда Иверзева. Борис Ермаков обвиняет комдива в гибели батальонов, и его обвинения звучат справедливо: действительно, батальоны, оставленные без поддержки полковой артиллерии, были обречены на гибель. Ермаков считает Иверзева тупым солдафоном, готовым бессмысленно посылать людей на верную смерть ради выполнения приказа, готовым жертвовать сотнями жизней ради своей карьеры.
Да, полковник Иверзев производит вначале на нас не самое благоприятное впечатление. Он кажется излишне жестким по отношению к подчиненным, даже жестоким, черствым душевно. Но мы знаем, что заставило его принять такое решение — перебросить всю артиллерию на северный плацдарм, и поэтому у нас складывается более сложное отношение к этому герою. Мы понимаем, что при всей субъективной честности Ермаков объективно оказывается прав не во всем. Мы видим, как мучается внутренне Иверзев. понимая суровую необходимость своих приказов, но в то же время осознавая, что этими приказами он обрекает батальоны Бульбанюка и Максимова на гибель. Иверзев знает, что он не может не выполнить приказ командующего армией — взять Днепров во что бы то ни стало. И поэтому, когда атакующий батальон залег под кинжальным огнем немецкого пулемета, он сам поднимает его в атаку, думая в эту минуту не о смертельной опасности, а о необходимости взять этот рубеж обороны.
Важное место в повести занимает тема любви. Любовь и война — два понятия, казалось бы, несовместимые. Но жизнь оказывается сложнее простых понятий. Пока человек живет, он может и должен любить. Любовь в повести является символом жизни, и поэтому она сильнее смерти. Любовь Шурочки и Бориса Ермакова освещает романтическим светом суровую военную действительность. Сложные взаимоотношения лейтенанта Кондратьева, Шурочки и Ермакова позволяют нам лучше понять этих героев. Закончить рассказ о повести хотелось бы тем, что люди всегда будут с благодарностью вспоминать солдат, в далекие уже годы войны защитивших нашу Родину; им они обязаны своей жизнью и своим будущим. И об этих солдатах написал Юрий Бондарев в повести “Батальоны просят огня”, которая является любимой книгой многих читателей.
IV. Подготовительная работа по выполнению рецензии на прочитанное произведение.
Толкование – рецензия.
А) План рецензии.
- Произведение рассматривается в контексте современной жизни и современного литературного процесса.
- Четко указывать выходные данные рассматриваемого произведения.
- Значительное место должно быть уделено изложению содержания:
а) основные идейные линии произведения;
б) необычность изложения материала или событий;
в) особенность стиля автора;
г) анализ самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии;
д) субъективная оценка произведения, составляющая основную часть любой рецензии (собственное мнение).
VII. Заключительный этап урока
- Домашнее задание.
- Выполнить рецензию на одно из произведений.
- Выставление оценок.
- Подведение итогов урока.
Литература
- Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. – М., «Современник», 1984.
- Быков В.В. Знак беды. – М., «Советский писатель», 1988. – С. 443 – 647
- Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. – М., «Художественная литература», 1982.
- Воробьев К.Д.. «Это мы, господи!» Повести. Ижевск «Удмуртия», 1990, С. 123-176.
- Журнальные публикации за 2008-2013 годы.
- Литература XX века. Учебник для 11 класса. Под редакцией В.П. Журавлева, «Просвещение», 2006.
- Статья Юрия Томашевского «Право на возвращение». К книге «К.Д. Воробьев. «Это мы, господи!» Повести. Ижевск «Удмуртия», 1990, С.427-447
- Потапов Н. Непокоренные. (О повести В. Быкова «Знак беды»). - М., «Советский писатель», 1988. – С. 648 – 652
- Презентация по теме урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""
Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»
Цели урока:· показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;· изучить жизненные источники рассказа “После...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
Методическая разработка урока литературы: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».
Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэ...
Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова – результат поисков ответов...