Программа летнего оздоровительного лагеря «Звездный» с дневным пребыванием детей
материал на тему
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prishkolnogo_lagerya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6”
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Программа летнего
Оздоровительного лагеря «Звездный»
с дневным пребыванием детей
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: лето
1. Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №6». В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления «Звездный» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы «Звездный» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой две смены. Первая смена общей численностью 80 человек, будет делиться на 4 отряда Вторая смена общей численностью 40 человек будет делиться на 2 отряда. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Основными в организации воспитательной деятельности «Звездный» являются принципы:
-безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
-личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря;
-гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
-конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
-единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Сроки реализации программы: лето 2013 года: две лагерных смены, 21 день.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Критерии оценки результатов программы:
- Поведение ребенка.
- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.
- Отношение ребенка к себе и окружающим.
- Эмоциональное состояние ребенка.
- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в лагере «Звездный» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности .
Формы и методы работы
4. Механизм реализации
«Звездный» - лагерь дневного пребывания, который подразделяется на 4 отряда в первой смене и 2 отряда во второй смене .
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный (июнь-июль):
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (21 день):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-патриотическое воспитание;
-трудовая деятельность;
-методическая работа с воспитателями, вожатыми.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видео-дневника.
Образовательная деятельность в рамках лагеря «Звездный» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», «Живи, родник» и т.д.
Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и села, работу на пришкольном участке.
Отрядные дела:
ПЛАН РАБОТЫ
1- 2 отряда
№ дня | Мероприятия |
1 день «Здравствуй, лагерь» | Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня. Деление на отряды. Проведение инструктажа по ТБ. День защиты детей Поход в кинотеатр «Иллюзион» (в 10 часов) Поход на спортивную площадку «Майдан»(в 12.30 ) |
2 день «О, спорт, ты – жизнь!» | Поход в бассейн в 10.30 Оформление уголка отряда. Открытие первой смены! (представления отрядов) |
3 день «День хороших манер под лозунгом «Защити окружающую среду»» | Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета. Весёлые старты «Весёлая универсиада» Конкурс талантов «Минута славы» |
4 день «Секреты домовенка» | Диагностика здоровья в 9.30 Спартакиада по футболу среди 1-2 отрядов в 10.30 Конкурс рисунков «В летнем лесу». Игры на свежем воздухе. Конкурс рисунков «все дети на свете мои друзья» |
5 день «Час веселых испытаний» | Открытие универсиады в 10 часов Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов Конкурс рисунков на асфальте «Эра Гагарина». Конкурс креатива «Космическая эра» |
6 день «Пушкинский день» | Соревнования по пионерболу среди 1-2 отрядов в 10 часов Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов Пушкинский день в России. Чтение стихов, сказок. Конкурс рисунков «Чтобы не было беды» |
7 день «Мистер и миссис лагеря» | Интеллектуальный марафон «Кто самый умный». Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря». |
8 день «День ПДД» | Поход в кинотеатр «Иллюзион» Правила дорожного движения – должны знать все. (Практическое занятие). Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука в загадках. 12 июня – день независимости России (беседа, конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце»). |
9 день «Сабантуй» | «Сабантуй» традиционные соревнования Шахматно-шашечный турнир. Конкурс летних кроссвордов «КЛИК». |
10 день «Внимание, будь осторожен и знай как оказать первую помощь» | День МЕДИКА. (соревнования, тесты) Беседа о правилах пожарной безопасности. Мастер класс от школы ЛИБЕРА в 11 часов Конкурс плакатов «Встань на защиту леса». Экскурсия по лесу. |
11 день «День России» | Конкурс Агитбригад «Мы за чистую планету» День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Смотр строя и песен «Строен, статен - уважения достоин» Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!» |
12 день «В гостях у сказки» | «В гостях у сказки». Инсценировка отрывков из Русских народных сказок. Конкурс на лучшую аппликацию из природного материала. |
13 день «Знаешь ли ты себя?» | Знаешь ли ты себя? Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов Охрана и укрепление здоровья. Анкета «Режим дня». |
14 день «День героев ВОВ» | Экскурсия в музей «Медаль за бой, медаль за труд». Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов Видео-урок «Герои России - Герои нашего двора». |
15 день Моя будущая профессия | Конкурс сочинений и представлений «Моя будущая профессия» |
16 день «День родного города» | Беседа «Живи, природа!» Мастер класс от школы ЛИБЕРА в 11 часов Экскурсия природным местам Елабуги. Просмотр видеофильма о городе. |
17 день «В объективе – МЫ!»» | Соревнования «Кто в «Звёздном» сильнее и быстрее» Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Оформление альбома. Конкурс талантов «Мы встречаем артистов» |
18 день «День именинника» | Закрытие «Универсиады 2013» Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов Праздничная программа «День именинника». Шефская работа. |
19 день «День семьи» | Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» Беседа «Моя семья в истории моей страны». Возложение цветов к памятнику погибших воинов. Беседа «Начало войны», конкурс рисунков «Была война». |
20 день «Азбука здоровья» | Игра-путешествие «Все нам лето подарило!». Листок динамики здоровья (зачет). Праздничный концерт «Мы - Звёздочки» |
21 день «День памяти и скорби» | Закрытие лагерной смены. Игра – путешествие по станциям. Конкурс сочинений «Как я провел лагерную смену», «Интересные дни в лагере». |
Кадровое обеспечение программы:
- Начальник лагеря.
- Зам. Начальника лагеря.
- 19 вожатых.
- Медицинский работник.
- Учителя-предметники (по согласованию).
Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря и зам. начальника лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Функции вожатого заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Вожатый несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
6. Финансовое обеспечение
Лагерь содержится за счет средств местного бюджета и спонсорской помощи.
7. Схема управления программой
Программа разработана заместителем директора по воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 14 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
-составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений работы.
Схема управления программой
8. Список используемой литературы
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2011 г.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2010 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2010 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2011 г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием детей на базе детского клуба "Факел" "Счастливые дети-счастливая Дубна!"
Цель и задачи программы. Содержание, направленность программы....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...
Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....
"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Воспитать патриота"
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живе...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Алые паруса"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ДОД ДДТ...