тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
план-конспект на тему
Структура тренинга
Вводная часть (на стульях)
1. Приветствие
2. Принятие правил, цели и задачи тренинга
3. Разогрев
4. Информация о СЭВ (пример)
5.Упражнение - «Как я проявляю свои чувства»
Основная часть
6. Упражнение – Диагностика стрессоустойчивости (части 1, 2)
7.Методика «10 животных»
8.Упражнение – «Маска»
9.Упражнение – «Познай самого себя» (ромашка)
10. Упражнение – «Подарок»
Заключительная часть
11.Медитация-визуализация (создание внутреннего личного места)
12.Шерринг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом
(смешанный) №16
тренинг по профилактике
эмоционального выгорания педагогов
Педагог – психолог:
Гахова Анна Сергеевна
р-п.Октябрьский
2015г.
Структура тренинга
Вводная часть (на стульях)
1. Приветствие
2. Принятие правил, цели и задачи тренинга
3. Разогрев
4. Информация о СЭВ (пример)
5.Упражнение - «Как я проявляю свои чувства»
Основная часть
6. Упражнение – Диагностика стрессоустойчивости (части 1, 2)
7.Методика «10 животных»
8.Упражнение – «Маска»
9.Упражнение – «Познай самого себя» (ромашка)
10. Упражнение – «Подарок»
Заключительная часть
11.Медитация-визуализация (создание внутреннего личного места)
12.Шерринг
Оборудование:
1. Релаксационная музыка «Море»
2. Листы А-4 (по количеству участников);
3. Шариковая ручка;
4. Карандаши (цветные, простые);
5.Готовая ромашка из бумаги (по количеству участников)
7. Фотоаппарат;
8. Бланки на «Диагностику стрессоустойчивости» (части 1, 2);
9. Смайлики (по количеству участников);
10. Вырезанные контуры маски (по количеству участников).
Тренинг
Тема: Профилактика эмоционального выгорания
Дата проведения: ___.05.2015 г.
Время проведения: 60минут (1час)
Место проведения: КГОУ детский дом № 16
Тренинг провела: педагог-психолог: Гахова Анна Сергеевна
Ход тренинга-игры
Вводная часть: (на стульях)
1. Приветствие: психолог и участники садятся на стулья в общий круг.
2.Психолог объясняет присутствующим цели и задачи данного тренинга
Цель:
Интеграция собственного «Я-образа», снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
- формирование позитивного отношения к себе и другим;
- развитие конструктивных форм сотрудничества;
- актуализация личностных ресурсов;
- снятие эмоционального напряжения.
Принятие правил:
Под руководством психолога устанавливаются правила группы:
- конфиденциальность;
- доверие;
- Я-высказывание;
- возможность сказать «нет»;
- активность.
3. Разогрев (на стульях «по кругу»).
Психолог предлагает участникам группы показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении они пришли на тренинг:
- если настроение радостное, бодрое – палец поднят вверх;
- если настроение грустное, подавленное – палец опущен вниз;
- если настроение нейтральное – палец находится в горизонтальном положении.
4. Информация о синдроме эмоционального выгорания.
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки - это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».
Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям.
5. Упражнение – «Как я проявляю свои чувства».
Участницам раздаются карточки с незаконченными предложениями, которые необходимо продолжить.
- Стараюсь уединиться, когда я чувствую...
- Не делаю домашние дела, когда я...
- Делаю глупости, когда я...
- Делаю обидные замечания мужу (и другим близким), если я...
- Хвастаюсь, когда я...
- Дарю другим людям подарки, когда я...
- Говорю другим людям гадости, когда я...
- Начинаю больше есть, когда я...
- Говорю неправду, когда я...
Обсуждение того, как различные чувства могут проявляться в поведении.
Основной этап
6. Упражнение – Методика «Диагностика стрессоустойчивости»
Инструкця: отметьте, пожалуйста, замечаете ли вы у себя появление следующих реакций по тем или иным поводам. И если отмечаете, то как часто.
3 -очень часто, 2 -время от времени, 1 - редко, 0 - никогда.
1. Супружеские или семейные конфликты | 3210 |
2. Вымещение агрессии на ком-либо | 3210 |
3. Апатия | 3210 |
4. Желание покинуть рабочее место | 3210 |
5. Нежелание поддержать коллег | 3210 |
6. Ощущение неспособности к труду | 3210 |
7. Раздражительность | 3210 |
8. Неспособность принимать решения | 3210 |
9. Лихорадочная активность по ничтожным поводам | 3210 |
10. Неспособность концентрироваться | 3210 |
11. Чувство отчужденности | 3210 |
12. Депрессия | 3210 |
13. Сильные головные боли | 3210 |
14. Чувство «вымотанности» | 3210 |
15.Злость | 3210 |
16. Состояние тревожности | 3210 |
17. Бессоница, расстройства сна | 3210 |
18.Чувство изолированности на работе | 3210 |
19. Страх | 3210 |
20. Чувство вины | 3210 |
21. Переедание | 3210 |
22. Повышенная чувствительность к критике | 3210 |
23. Боли в спине | 3210 |
Часть II
Инструкция: отметьте, пожалуйста, насколько в напряженных ситуациях вам свойственны следующие реакции:
3 - в большой степени,
2 - в небольшой степени,
1 - незначительно,
0 - не свойственно.
1. Нервозность | 3210 |
2. Ухудшение самочувствия | 3210 |
3. Ухудшение результатов своей деятельности | 3210 |
4. Понижение работоспособности | 3210 |
5. Появление нехарактерных ошибок | 3210 |
6. Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, «шмыгание» носом) | 3210 |
7. Изменение обычной, привычной позы | 3210 |
8. Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) | 3210 |
9. Изменения в речи | 3210 |
10.Ухудшение памяти (что-то забываю) | 3210 |
11. Ухудшение внимания (невнимательность) | 3210 |
12. Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) | 3210 |
Обработка результатов
Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста:
0-35 баллов - высокая стрессоустойчивость;
36-70 баллов - средняя стрессоустойчивость;
71-105 баллов - низкая стрессоустойчивость.
7. Методика «10 животных».
Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вышей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.
- Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?
- Где он находится в списке? На каком месте?
Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка. Если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя. Если же в середине – вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка – залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.
8. Упражнение – «Маска»
Психолог предлагает участникам на контуре маски нарисовать свой портрет: изобразить себя таким, каким вы представляете себя. Автопортрет. Что вы хотели показать этим портретом?
9. Упражнение – «Познай самого себя».
Древние греки когда-то изрекли: «Познай самого себя», и до сих пор человечество считает эту задачу самой сложной и самой важной.
Выполняется на ромашке
- ответьте на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» Следующим образом: в центре ромашки написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лепестков написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаешь;
- по очереди участники рассказывают о том, тяжело ли было «познать самого себя», выделить хорошие качества, много или мало они о себе знают.
10. Упражнение – «Подарок».
Инструкция: подарить подарки членам своей группы (находящимся с право от тебя). Нарисовать.
Дарить можно все что угодно: дворцы, виллы, картины великих художников, личностные качества или символы потребностей данного человека: счастье, удачу и прочее.
После выполнения рисунка – дарят друг другу с пожеланиями.
Заключительная часть
11.Упражнение – «Создание внутреннего личного места» (медитация-визуализация) – запись на диск.
Займите удобное положение (сесть, закрыть глаза, руки в удобной для вас позе, расслабиться). Закройте глаза и расслабьтесь.
Представьте себя в каком-нибудь прекрасном уголке на природе. Это может быть любое место, которое вам больше нравится: лужайка, вершина горы, лес, морской берег. Оно может быть даже глубоко в океане или на другой планете. Где бы оно ни было, вам там должно быть удобно. Приятно и удобно. Принимайтесь за исследование окружающей обстановки, подмечая все детали, звуки, запахи и возникающие у вас чувства и впечатления.
А теперь займитесь обустройством этого места, чтобы сделать его обстановку комфортной и домашней. Может быть, вы захотите построить дом или другое пристанище, а, может быть, просто окружите это место золотым светом, который будет защищать вас.
Создавайте и расставляйте по местам необходимые вам вещи так, как вам будет удобнее и приятнее…
Можете совершить какой-нибудь ритуал, чтобы обозначить свое личное место.
С этих пор это ваше собственное личное внутреннее место, куда вы можете возвращаться всегда, когда закроете глаза и захотите оказаться там. Это место особой энергии, и вы можете посещать его каждый раз, занимаясь созидающей.
Может оказаться, что ваше личное место время от времени изменяется независимо от вас или, может быть, вы захотите внести какие-либо изменения и дополнения. В вашем месте вы можете свободно творить, но помните, что оно должно сохранять основные качества – быть местом мира, спокойствия и абсолютной безопасности.
12. Шерринг.
Психолог: наш тренинг закончился. Я надеюсь, он вам понравился. Мне было приятно работать с вами.
А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу тренинга.
- Что вы обо всем, что мы делали, думаете?
- Какие чувства испытали вначале тренинга, и какие они у вас сейчас?
- Как изменилось ваше состояние?
А сейчас, я прошу вас, возьмите пожалуйста смайлик и напишите с другой стороны отзыв о данном тренинге.
Я желаю вам удачи и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...
Психологический тренинг "Личностный рост педагога"
Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....
Занятие с элементами тренинга "Коммуникативная компетентность педагога"
Занятие с элементами тренинга проводится с педагогами школы с целью повышения коммуникативной компетентности. Педагоги занимаются самопознанием личности, изучают личностные особенности, влияющие ...
Тренинг "Эмоциональное благополучие педагога"
Данный тренинг способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Направлен на формирование положительн...
Тренинг толерантности для педагогов
Тренинг толерантности для педагогов...
Тренинг общения для педагогов
Помощь педагогам в налаживании эффетивного взаимодействия с окружающими, развитии коммуникативных навыков....
Тренинг: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА
Тренинг: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГАИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКА Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков вы...