тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
план-конспект на тему

Гахова Анна Сергеевна

Структура тренинга

 

 

Вводная часть (на стульях)

1. Приветствие

2. Принятие правил, цели и задачи тренинга

3. Разогрев

4. Информация о СЭВ (пример)

5.Упражнение  - «Как я проявляю свои чувства»

 

Основная часть

6. Упражнение  – Диагностика стрессоустойчивости (части 1, 2)

7.Методика «10 животных»

8.Упражнение  – «Маска»

9.Упражнение – «Познай самого себя» (ромашка)

10. Упражнение  – «Подарок»

 

Заключительная часть

11.Медитация-визуализация (создание внутреннего личного места)

12.Шерринг

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом

(смешанный) №16

 тренинг по профилактике

эмоционального  выгорания педагогов

Педагог – психолог:

Гахова Анна Сергеевна

р-п.Октябрьский

2015г.

Структура тренинга

Вводная часть (на стульях)

1. Приветствие

2. Принятие правил, цели и задачи тренинга

3. Разогрев

4. Информация о СЭВ (пример)

5.Упражнение  - «Как я проявляю свои чувства»

Основная часть

6. Упражнение  – Диагностика стрессоустойчивости (части 1, 2)

7.Методика «10 животных»

8.Упражнение  – «Маска»

9.Упражнение – «Познай самого себя» (ромашка)

10. Упражнение  – «Подарок»

Заключительная часть

11.Медитация-визуализация (создание внутреннего личного места)

12.Шерринг

   

Оборудование:

1. Релаксационная музыка «Море»

2. Листы А-4 (по количеству участников);

3. Шариковая ручка;

4. Карандаши (цветные, простые);

5.Готовая ромашка из бумаги (по количеству участников)

7. Фотоаппарат;

8. Бланки на «Диагностику стрессоустойчивости» (части 1, 2);

9. Смайлики (по количеству участников);

10. Вырезанные контуры маски (по количеству участников).

Тренинг

Тема: Профилактика эмоционального выгорания

Дата проведения: ___.05.2015 г.

Время проведения: 60минут (1час)

Место проведения: КГОУ детский дом № 16

Тренинг провела: педагог-психолог: Гахова Анна Сергеевна

Ход тренинга-игры

Вводная часть: (на стульях)

1. Приветствие: психолог и участники садятся на стулья в общий круг.  

2.Психолог объясняет присутствующим цели и задачи данного тренинга

Цель:

Интеграция собственного «Я-образа», снятие эмоционального напряжения.

Задачи:

  • формирование позитивного отношения к себе и другим;
  • развитие конструктивных форм сотрудничества;
  • актуализация личностных ресурсов;
  • снятие эмоционального напряжения.

Принятие правил:

Под руководством психолога устанавливаются правила группы:

  • конфиденциальность;
  • доверие;
  • Я-высказывание;
  • возможность сказать «нет»;
  • активность.

3. Разогрев (на стульях «по кругу»).

Психолог предлагает участникам группы показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении они пришли на тренинг:

  • если настроение радостное, бодрое – палец поднят вверх;
  • если настроение грустное, подавленное – палец опущен вниз;
  • если настроение нейтральное – палец находится в горизонтальном положении.

4. Информация о синдроме эмоционального выгорания.

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки - это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям.

5. Упражнение  – «Как я проявляю свои чувства».

Участницам раздаются карточки с незаконченными предложениями, которые необходимо продолжить.

  • Стараюсь уединиться, когда я чувствую...
  • Не делаю домашние дела, когда я...
  • Делаю глупости, когда я...
  • Делаю обидные замечания мужу (и другим близким), если я...
  • Хвастаюсь, когда я...
  • Дарю другим людям подарки, когда я...
  • Говорю другим людям гадости, когда я...
  • Начинаю больше есть, когда я...
  • Говорю неправду, когда я...

Обсуждение того, как различные чувства могут проявляться в поведении.

Основной этап

6. Упражнение – Методика «Диагностика стрессоустойчивости»

Инструкця: отметьте, пожалуйста, замечаете ли вы у себя появление следующих реакций по тем или иным поводам. И если отмечаете, то как часто.

3 -очень часто,    2 -время от времени,    1 - редко,      0 - никогда.

1. Супружеские или семейные конфликты

3210

2. Вымещение агрессии на ком-либо

3210

3. Апатия

3210

4. Желание покинуть рабочее место

3210

5. Нежелание поддержать коллег

3210

6. Ощущение неспособности к труду

3210

7. Раздражительность

3210

8. Неспособность принимать решения

3210

9. Лихорадочная активность по ничтожным поводам

3210

10. Неспособность концентрироваться

3210

11. Чувство отчужденности

3210

12. Депрессия

3210

13. Сильные головные боли

3210

14. Чувство «вымотанности»

3210

15.Злость

3210

16. Состояние тревожности

3210

17. Бессоница, расстройства сна

3210

18.Чувство изолированности на работе

3210

19. Страх

3210

20. Чувство вины

3210

21. Переедание

3210

22. Повышенная чувствительность к критике

3210

23. Боли в спине

3210

Часть II

Инструкция: отметьте, пожалуйста, насколько в напряженных ситуациях вам свойственны следующие реакции:

3 - в большой степени,

2 - в небольшой степени,

1 - незначительно,

0 - не свойственно.

1. Нервозность

3210

2. Ухудшение самочувствия

3210

3. Ухудшение результатов своей деятельности

3210

4. Понижение работоспособности

3210

5. Появление нехарактерных ошибок

3210

6. Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, «шмыгание» носом)

3210

7. Изменение обычной, привычной позы

3210

8. Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение)

3210

9. Изменения в речи

3210

10.Ухудшение памяти (что-то забываю)

3210

11. Ухудшение внимания (невнимательность)

3210

12. Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности)

3210

Обработка результатов

Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста:

0-35 баллов - высокая стрессоустойчивость;

36-70 баллов - средняя стрессоустойчивость;

71-105 баллов - низкая стрессоустойчивость.

7. Методика «10 животных».

Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вышей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных.

  • Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?
  • Где он находится в списке? На каком месте?

Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка. Если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя. Если же в середине – вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка – залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.

 8. Упражнение  – «Маска»

Психолог предлагает участникам на контуре маски нарисовать свой портрет: изобразить себя таким, каким вы представляете себя. Автопортрет. Что вы хотели показать этим портретом?

9. Упражнение – «Познай самого себя».

Древние греки когда-то изрекли: «Познай самого себя», и до сих пор человечество считает эту задачу самой сложной и самой важной.

Выполняется на ромашке

- ответьте на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» Следующим образом: в центре ромашки написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лепестков написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаешь;

- по очереди участники рассказывают о том, тяжело ли было «познать самого себя», выделить хорошие качества, много или мало они о себе знают.

10. Упражнение – «Подарок».

Инструкция: подарить подарки членам своей группы (находящимся с право от тебя). Нарисовать.

Дарить можно все что угодно: дворцы, виллы, картины великих художников, личностные качества или символы потребностей данного человека: счастье, удачу и прочее.

После выполнения рисунка – дарят друг другу с пожеланиями.

Заключительная часть

11.Упражнение  – «Создание внутреннего личного места» (медитация-визуализация) – запись на диск.

Займите удобное положение (сесть, закрыть глаза, руки в удобной для вас позе, расслабиться). Закройте глаза и расслабьтесь.

Представьте себя в каком-нибудь прекрасном уголке на природе. Это может быть любое место, которое вам больше нравится: лужайка, вершина горы, лес, морской берег. Оно может быть даже глубоко в океане или на другой планете. Где бы оно ни было, вам там должно быть удобно. Приятно и удобно. Принимайтесь за исследование окружающей обстановки, подмечая все детали, звуки, запахи и возникающие у вас чувства и впечатления.

А теперь займитесь обустройством этого места, чтобы сделать его обстановку комфортной и домашней. Может быть, вы захотите построить дом или другое пристанище, а, может быть, просто окружите это место золотым светом, который будет защищать вас.

Создавайте и расставляйте по местам необходимые вам вещи так, как вам будет удобнее и приятнее…

Можете совершить какой-нибудь ритуал, чтобы обозначить свое личное место.

С этих пор это ваше собственное личное внутреннее место, куда вы можете возвращаться всегда, когда закроете глаза и захотите оказаться там. Это место особой энергии, и вы можете посещать его каждый раз, занимаясь созидающей.

Может оказаться, что ваше личное место время от времени изменяется независимо от вас или, может быть, вы захотите внести какие-либо изменения и дополнения. В вашем месте вы можете свободно творить, но помните, что оно должно сохранять основные качества – быть местом мира, спокойствия и абсолютной безопасности.

12. Шерринг.

Психолог: наш тренинг закончился. Я надеюсь, он вам понравился. Мне было приятно работать с вами.

А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу тренинга.

  • Что вы обо всем, что мы делали, думаете?
  • Какие чувства испытали вначале тренинга, и какие они у вас сейчас?
  • Как изменилось ваше состояние?

А сейчас, я прошу вас, возьмите пожалуйста смайлик и напишите с другой стороны отзыв о данном тренинге.

Я желаю вам удачи и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Занятие с элементами тренинга "Коммуникативная компетентность педагога"

Занятие с элементами тренинга проводится с педагогами школы с целью повышения коммуникативной компетентности. Педагоги занимаются самопознанием личности, изучают личностные особенности, влияющие ...

Тренинг "Эмоциональное благополучие педагога"

Данный тренинг способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. Направлен на формирование положительн...

Тренинг толерантности для педагогов

Тренинг толерантности для педагогов...

Тренинг общения для педагогов

Помощь педагогам в налаживании эффетивного взаимодействия с окружающими, развитии коммуникативных навыков....

Тренинг: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА

Тренинг:  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГАИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКА Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков вы...