Гахова Анна Сергеевна

педагога-психолога детского дома

вперед, вперед и только вперед - никогда не стоять на месте

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты, детская психология

Увлечения: спорт, легкая атлетика, танцы, велосипед, рисование, походы

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: р-п.Октябрьский, Ванинский район

Место работы: КГКУ ШИ 11

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gahova-anna-sergeevna
Клятва детского психолога Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне. Я не допущу, чтобы то, что я узнала о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – БЫТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТЕМ, КОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ. И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Основные направления, методы работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Вместе с тем в работе есть своя специфика, обусловленная личностными особенностями детей-сирот, условиями их проживания. Дети, воспитывающиеся  в учреждении интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод. Они оторваны от реальной жизни. Почти все воспитанники перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Условия общественного воспитания, имитация  семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.

О себе

Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна, родилась и выросла в Хабаровском крае, в п.Ванино. Замужем. Есть сын 7 лет. Образование высшее - Амурский государственно педагогический государственный университет "АмГПГУ" г.Комсомольск-на-Амуре педагог-психолог. В данный момент работаю в КГКОУ десткий дом № 16 педагогом - психологом.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Луиза Хей - Целительная сила внутри нас

Михаил Литвак - Если хочешь быть счастливым

Юлия  Гиппенрейтер - Самая важная книга для родителей 

Маргарет Митчел - Унесенные ветром

Моё портфолио

 

Цель: психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса   -  создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий (реализация основных направлений: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская, психопрофилактическая  работа).

Задачи: 

1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании обстановки  психологического комфорта и безопасности.

2. Диагностика – отслеживание динамики социального развития  личности воспитанников (изучение индивидуально-типологических и возрастно-психологических особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития), определение причин его нарушений; профдиагностика (изучение интересов, способностей и склонностей детей).

3. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками,   имеющими проблемы в обучении, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии (коррекция и развитие  познавательной и эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков; коррекция различных отклонений в поведении;  индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, помощь в переживании, преодолении психологической травмы).

4. Профориентация учащихся  8/9 классов (способствование  развитию профессионального самоопределения, жизненной перспективы).

5. Консультативно-просветительская работа  с воспитанниками, воспитателями.

6. Профилактическая работа – поддержка вновь поступивших детей (адаптация в детском доме); предупреждение  возможных нарушений в социальном развитии детей (профилактика девиантного, аддиктивного поведения); подготовка воспитанников к социализации, в том числе жизни в семье.

Основные направления, методы работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Вместе с тем в работе есть своя специфика, обусловленная личностными особенностями детей-сирот, условиями их проживания. Дети, воспитывающиеся  в учреждении интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод. Они оторваны от реальной жизни. Почти все воспитанники перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Условия общественного воспитания, имитация  семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.

Девизом моей работы в детском доме стали слова Уоррена, которые являются эпиграфом к роману братьев Стругацких «Пикник на обочине»: «Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». 

 Очень важно обладать эмпатией – даром сопереживания другим людям, быть отзывчивым и чутким к чужому несчастью, уметь слушать и слышать собеседника; иметь  немало такта, терпения и профессионализма.  И,  конечно же, самое главное – искренне любить детей, быть терпимым ко всем их проявлениям, шалостям, нарушениям психологического или физического развития, видеть в любом ребенке личность, достойную уважения и внимания.

   Система работы  складывается из  основных  направлений деятельности: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская и психопрофилактическая  работа. 

  Психологическая диагностика воспитанников проводится в двух формах: подгрупповой и индивидуальной.   По результатам диагностики составляются    заключения с рекомендациями.

Проводится обследование:  

1) вновь поступивших детей; 

2) воспитанников группы риска; 

3) диагностика воспитанников в психологическом консультировании (личностная и/или познавательная сфера); 

4) учеников 1 класса  - адаптация к школьному обучению  (изучение мотивации  к обучению, уровня самооценки, наличия тревожности. Диагностические методы и приемы:   методика «Лесенка» - определение самооценки первоклассников;  рисуночная методика «Что мне нравится в школе»);

5) учащихся начальных  классов (познавательная и эмоционально-личностная сфера) – первичная и вторичная (в том числе и детей с ЗПР);

6) четвероклассников на этапе окончания начальной школы (исследование самооценки, учебной мотивации, школьной  тревожности; анкетирование с целью выявления ожиданий при переходе в пятый класс);

7) пятиклассников в период адаптации к среднему звену  (самооценка  - модифицированная методика Дембо-Рубинштейн; методика «Мотивы учения»  («Справочник психолога средней школы»); экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников  в  период адаптации»; - «Контрольный лист пятиклассника» - незаконченные предложения; методика «Дерево» Л.П. Пономаренко;  анкета «Анализ интересов и направленности школьников»);

8) подростков (эмоционально-личностная сфера);     

9) воспитанников-учащихся 8-9 классов (профдиагностика);

Коррекционно-развивающая работа основывается на следующих программах:

1. Программа развивающих занятий «Тропинка к своему Я» (О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина «Тропинка к своему Я»);

2. Модифицированная коррекционно-развивающая  программа по развитию моторики и  графомоторных навыков  для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;  

3.Программа развивающих занятий «Тропинка к своему Я»    (О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», О.В.Хухлаева «Терапевтические сказки: лабиринт души»,  «Психологическая азбука. Начальная школа»/Под.ред. И.В.Вачкова);

4. Психологическая программа развития когнитивной сферы  учащихся 1-4 классов  «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Н. П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников»);

5.Программа формирования и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в детских домах «Ты и Я»  (Программа формирования и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в детских домах «Ты и Я»: 

методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, М.Ю. Бондарева -Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»).

              В начале учебного года составляю программу работы с каждой группой, в конце года подвожу результаты. 

   Для индивидуальной коррекционно-развивающей работы  по развитию познавательных процессов использую:

-  с младшими школьниками: Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Школа внимания. Методики развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет», «Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7- 9 лет»; 

- со школьниками 1-6 классов книгу Н.П. Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику»; Г.М. Зегебарт «Не просто лабиринты».

     В индивидуальной коррекционно-развивающей и  консультативной работе с воспитанниками  использую элементы сказкотерапии, арттерапии, игру,  руководствуюсь программами, методиками следующих авторов:

- Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»,

- О.В. Хухлаева «Терапевтические сказки: лабиринт души»,  «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе»,   «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе» (5-6/ 7-8 классы), 

- И.А. Агеева «Коррекционные техники в школе»,

- Е.В.Емельянова «Проблемы современного подростка и решение их в тренинге»,

- «Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка» / Под. ред. А.К. Колеченко,

- С.А. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры»,

- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии», «Игры в сказкотерапии», «Развивающая сказкотерапия»,

- Н.Е. Пурнис «Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии»,

- Е.К. Прудис «Сказкотерапия трудного детства. Сказки с дельфиньего хвоста»,              

- Н.Н. Амбросьева  «Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников»,

- И.В. Стишенок «Тренинг уверенности в себе»,

- Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения», 

- Ю.В. Василькова «Быть мужчиной, быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков» и другие.

Стараюсь, чтобы мои занятия вызывали и поддерживали у детей познавательный интерес, были разнообразны по видам, методам и формам,  использую разнообразную наглядность (часто использую компьютерные презентации,  цифровые физминутки),  создаю условия для смены видов деятельности (использование презентации Microsoft Office PowerPoint см. в занятии для сиблингов по программе «Ты и я»).      

При разработке индивидуальных маршрутов коррекции и развития обязательно учитываю психофизиологические особенности ребенка, провожу углубленную диагностику, составляю:  представление на ребенка с рекомендациями.

Также очень важный вид деятельности  -  это профилактическая работа:

 – поддержка вновь поступивших детей в процессе адаптации в детском доме  детей;

-  предупреждение  возможных нарушений в социальном развитии детей (профилактика девиантного, аддиктивного поведения; нервных срывов и психического напряжения у детей): составление индивидуальных планов работы с «группой риска»,    создание условий для выплеска негативных эмоций, обучение  приемам саморегуляции,  пропаганда здорового образа жизни через использование брошюр ГУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический  центр «Контакт», видеороликов «Анти курево», «Алкоголь», «Год молодежи», видеофильма «Дорога к счастью», «психологические игр» - «Sigarette killer», «Game alko», «Game child болеющие дети»; 

В детском доме почти все воспитанники подросткового возраста активно занимаются спортом: посещают спортивные секции в школе и за ее пределами. Многие занимаются спортом достаточно серьезно: участвуют в школьных выездных соревнованиях, олимпиадах, занимают призовые места.

              Подготовка воспитанников к социализации, в том числе жизни в семье  осуществляется по следующим программам:

«Программа подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни: методические рекомендации». Авторы-составители: О.О. Олифер,  М.Ю. Бондарева, О.Б. Цой, Т.И. Гут,    О.В. Отрокова, А.А. Соляник,  Е. С. Андрианова, Д. А. Науменко, Ю.В. Безручко; под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».

«Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» III ступень (13-14 лет): методическое пособие»/автор-сост. Н.И. Паршина, Е.С. Адрианова, Д.А. Науменко, М.Ю. Бондарева, О.О. Олифер  -Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».

Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» II ступень (8-12 лет): методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, Е.С. Адрианова, М.Ю. Бондарева  - Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».

К социальной адаптации можно отнести:  адаптацию к школе учащихся первых классов и адаптацию пятиклассников к среднему звену. С целью профилактики дезадаптации провожу с детьми следующие мероприятия:

- с будущими первоклассниками:  беседы о школе, игра в настольную игру «Правила поведения в школе»; провожу подготовку к школе, используя программу О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» - цикл занятий «Школа – это радостный и трудный путь к знаниям», также программу Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой «Приключения будущих первоклассников» («Цветик – семицветик»);

- с учащимися первого класса программу  О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - цикл занятий «Я – школьник»;

- с воспитанниками-учащимися четвертого  класса провожу беседы об обучении в пятом классе, психологическую игру «Дорога» в 5-ый класс»;

- с учащимися пятого класса   - консультация  «Три главных испытания».

  

Мои публикации:
Разное
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы