Главные вкладки
Гахова Анна Сергеевна
педагога-психолога детского дома
Профессия: педагог-психолог
Профессиональные интересы: арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты, детская психология
Увлечения: спорт, легкая атлетика, танцы, велосипед, рисование, походы
Регион: Хабаровский край
Населенный пункт: р-п.Октябрьский, Ванинский район
Место работы: КГКУ ШИ 11
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gahova-anna-sergeevnaКлятва детского психолога Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне. Я не допущу, чтобы то, что я узнала о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – БЫТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТЕМ, КОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ. И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.
Основные направления, методы работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Вместе с тем в работе есть своя специфика, обусловленная личностными особенностями детей-сирот, условиями их проживания. Дети, воспитывающиеся в учреждении интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод. Они оторваны от реальной жизни. Почти все воспитанники перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.
О себе
Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна, родилась и выросла в Хабаровском крае, в п.Ванино. Замужем. Есть сын 7 лет. Образование высшее - Амурский государственно педагогический государственный университет "АмГПГУ" г.Комсомольск-на-Амуре педагог-психолог. В данный момент работаю в КГКОУ десткий дом № 16 педагогом - психологом.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Луиза Хей - Целительная сила внутри нас
Михаил Литвак - Если хочешь быть счастливым
Юлия Гиппенрейтер - Самая важная книга для родителей
Маргарет Митчел - Унесенные ветром
Моё портфолио
Цель: психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий (реализация основных направлений: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская, психопрофилактическая работа).
Задачи:
1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании обстановки психологического комфорта и безопасности.
2. Диагностика – отслеживание динамики социального развития личности воспитанников (изучение индивидуально-типологических и возрастно-психологических особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития), определение причин его нарушений; профдиагностика (изучение интересов, способностей и склонностей детей).
3. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии (коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков; коррекция различных отклонений в поведении; индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, помощь в переживании, преодолении психологической травмы).
4. Профориентация учащихся 8/9 классов (способствование развитию профессионального самоопределения, жизненной перспективы).
5. Консультативно-просветительская работа с воспитанниками, воспитателями.
6. Профилактическая работа – поддержка вновь поступивших детей (адаптация в детском доме); предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей (профилактика девиантного, аддиктивного поведения); подготовка воспитанников к социализации, в том числе жизни в семье.
Основные направления, методы работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Вместе с тем в работе есть своя специфика, обусловленная личностными особенностями детей-сирот, условиями их проживания. Дети, воспитывающиеся в учреждении интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод. Они оторваны от реальной жизни. Почти все воспитанники перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.
Девизом моей работы в детском доме стали слова Уоррена, которые являются эпиграфом к роману братьев Стругацких «Пикник на обочине»: «Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать».
Очень важно обладать эмпатией – даром сопереживания другим людям, быть отзывчивым и чутким к чужому несчастью, уметь слушать и слышать собеседника; иметь немало такта, терпения и профессионализма. И, конечно же, самое главное – искренне любить детей, быть терпимым ко всем их проявлениям, шалостям, нарушениям психологического или физического развития, видеть в любом ребенке личность, достойную уважения и внимания.
Система работы складывается из основных направлений деятельности: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская и психопрофилактическая работа.
Психологическая диагностика воспитанников проводится в двух формах: подгрупповой и индивидуальной. По результатам диагностики составляются заключения с рекомендациями.
Проводится обследование:
1) вновь поступивших детей;
2) воспитанников группы риска;
3) диагностика воспитанников в психологическом консультировании (личностная и/или познавательная сфера);
4) учеников 1 класса - адаптация к школьному обучению (изучение мотивации к обучению, уровня самооценки, наличия тревожности. Диагностические методы и приемы: методика «Лесенка» - определение самооценки первоклассников; рисуночная методика «Что мне нравится в школе»);
5) учащихся начальных классов (познавательная и эмоционально-личностная сфера) – первичная и вторичная (в том числе и детей с ЗПР);
6) четвероклассников на этапе окончания начальной школы (исследование самооценки, учебной мотивации, школьной тревожности; анкетирование с целью выявления ожиданий при переходе в пятый класс);
7) пятиклассников в период адаптации к среднему звену (самооценка - модифицированная методика Дембо-Рубинштейн; методика «Мотивы учения» («Справочник психолога средней школы»); экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации»; - «Контрольный лист пятиклассника» - незаконченные предложения; методика «Дерево» Л.П. Пономаренко; анкета «Анализ интересов и направленности школьников»);
8) подростков (эмоционально-личностная сфера);
9) воспитанников-учащихся 8-9 классов (профдиагностика);
Коррекционно-развивающая работа основывается на следующих программах:
1. Программа развивающих занятий «Тропинка к своему Я» (О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина «Тропинка к своему Я»);
2. Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
3.Программа развивающих занятий «Тропинка к своему Я» (О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», О.В.Хухлаева «Терапевтические сказки: лабиринт души», «Психологическая азбука. Начальная школа»/Под.ред. И.В.Вачкова);
4. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников» (Н. П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников»);
5.Программа формирования и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в детских домах «Ты и Я» (Программа формирования и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в детских домах «Ты и Я»:
методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, М.Ю. Бондарева -Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»).
В начале учебного года составляю программу работы с каждой группой, в конце года подвожу результаты.
Для индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов использую:
- с младшими школьниками: Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Школа внимания. Методики развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет», «Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7- 9 лет»;
- со школьниками 1-6 классов книгу Н.П. Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику»; Г.М. Зегебарт «Не просто лабиринты».
В индивидуальной коррекционно-развивающей и консультативной работе с воспитанниками использую элементы сказкотерапии, арттерапии, игру, руководствуюсь программами, методиками следующих авторов:
- Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»,
- О.В. Хухлаева «Терапевтические сказки: лабиринт души», «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе» (5-6/ 7-8 классы),
- И.А. Агеева «Коррекционные техники в школе»,
- Е.В.Емельянова «Проблемы современного подростка и решение их в тренинге»,
- «Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка» / Под. ред. А.К. Колеченко,
- С.А. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры»,
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии», «Игры в сказкотерапии», «Развивающая сказкотерапия»,
- Н.Е. Пурнис «Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии»,
- Е.К. Прудис «Сказкотерапия трудного детства. Сказки с дельфиньего хвоста»,
- Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников»,
- И.В. Стишенок «Тренинг уверенности в себе»,
- Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»,
- Ю.В. Василькова «Быть мужчиной, быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков» и другие.
Стараюсь, чтобы мои занятия вызывали и поддерживали у детей познавательный интерес, были разнообразны по видам, методам и формам, использую разнообразную наглядность (часто использую компьютерные презентации, цифровые физминутки), создаю условия для смены видов деятельности (использование презентации Microsoft Office PowerPoint см. в занятии для сиблингов по программе «Ты и я»).
При разработке индивидуальных маршрутов коррекции и развития обязательно учитываю психофизиологические особенности ребенка, провожу углубленную диагностику, составляю: представление на ребенка с рекомендациями.
Также очень важный вид деятельности - это профилактическая работа:
– поддержка вновь поступивших детей в процессе адаптации в детском доме детей;
- предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей (профилактика девиантного, аддиктивного поведения; нервных срывов и психического напряжения у детей): составление индивидуальных планов работы с «группой риска», создание условий для выплеска негативных эмоций, обучение приемам саморегуляции, пропаганда здорового образа жизни через использование брошюр ГУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр «Контакт», видеороликов «Анти курево», «Алкоголь», «Год молодежи», видеофильма «Дорога к счастью», «психологические игр» - «Sigarette killer», «Game alko», «Game child болеющие дети»;
В детском доме почти все воспитанники подросткового возраста активно занимаются спортом: посещают спортивные секции в школе и за ее пределами. Многие занимаются спортом достаточно серьезно: участвуют в школьных выездных соревнованиях, олимпиадах, занимают призовые места.
Подготовка воспитанников к социализации, в том числе жизни в семье осуществляется по следующим программам:
«Программа подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни: методические рекомендации». Авторы-составители: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, О.Б. Цой, Т.И. Гут, О.В. Отрокова, А.А. Соляник, Е. С. Андрианова, Д. А. Науменко, Ю.В. Безручко; под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».
«Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» III ступень (13-14 лет): методическое пособие»/автор-сост. Н.И. Паршина, Е.С. Адрианова, Д.А. Науменко, М.Ю. Бондарева, О.О. Олифер -Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».
Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» II ступень (8-12 лет): методическое пособие/автор-сост. Н.И. Паршина, Е.С. Адрианова, М.Ю. Бондарева - Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».
К социальной адаптации можно отнести: адаптацию к школе учащихся первых классов и адаптацию пятиклассников к среднему звену. С целью профилактики дезадаптации провожу с детьми следующие мероприятия:
- с будущими первоклассниками: беседы о школе, игра в настольную игру «Правила поведения в школе»; провожу подготовку к школе, используя программу О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» - цикл занятий «Школа – это радостный и трудный путь к знаниям», также программу Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой «Приключения будущих первоклассников» («Цветик – семицветик»);
- с учащимися первого класса программу О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - цикл занятий «Я – школьник»;
- с воспитанниками-учащимися четвертого класса провожу беседы об обучении в пятом классе, психологическую игру «Дорога» в 5-ый класс»;
- с учащимися пятого класса - консультация «Три главных испытания».