Дьячкова Н.Л. Реализация исследовательской технологии обучения на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения.
статья на тему
Дьячкова Надежда Львовна, учитель физики
ГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Выборгского района Санкт-Петербурга
На современном этапе в области образования: охрана здоровья школьников требует особого отношения к выбору содержания учебных программ по предмету, а также использование на уроке современных технологий, направленных на развитие индивидуальных особенностей учащихся.
В ГБОУ школе № 6 Выборгском районе Санкт-Петербурга обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи и получают основное общее образование. Программа по физике в нашей школе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования представленных в ФГОС. Учебный план на 2013-2014 учебный год утверждён на 2 часа физики в неделю.
Уроки физики направлены не только на реализацию учебной программы и её усвоение детьми, но и на развитие их речи, памяти, постановку логики. Практика последних лет работы с учащимися показывает, что реально это задачи можно осуществить при внедрении, не только компьютерных технологий на уроках, но и при включении учащихся в исследовательскую технологию обучения. Наиболее популярными у учащихся являются: урок-лаборатория, урок-исследование, творческий отчёт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация исследовательской технологии обучения
на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения
Дьячкова Надежда Львовна, учитель физики
ГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Выборгского района Санкт-Петербурга
На современном этапе в области образования: охрана здоровья школьников требует особого отношения к выбору содержания учебных программ по предмету, а также использование на уроке современных технологий, направленных на развитие индивидуальных особенностей учащихся.
В ГБОУ школе № 6 Выборгском районе Санкт-Петербурга обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи и получают основное общее образование. Программа по физике в нашей школе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования представленных в ФГОС. Учебный план на 2013-2014 учебный год утверждён на 2 часа физики в неделю.
Уроки физики направлены не только на реализацию учебной программы и её усвоение детьми, но и на развитие их речи, памяти, постановку логики. Практика последних лет работы с учащимися показывает, что реально это задачи можно осуществить при внедрении, не только компьютерных технологий на уроках, но и при включении учащихся в исследовательскую технологию обучения. Наиболее популярными у учащихся являются: урок-лаборатория, урок-исследование, творческий отчёт.
Исследовательская деятельность учащихся организована во всех параллелях, где ведётся преподавание физики. В 7 классе исследовательская технологии обучения внедряется только со второго полугодия, так как физика для учащихся является новым предметом, дети его изучают впервые. К данному виду работы привлекаются учащиеся независимо от диагноза их заболевания, с которым они поступили в нашу школу. В основу исследовательской технологии обучения заложены алгоритмы, по которым действуют учащиеся под руководством учителя:
- формирование проблемы (выбор темы исследования),
- постановка целей и задач,
- выдвижение гипотезы,
- поиск предложений возможных вариантов решения,
- сбор материала,
- обобщение полученных данных,
- формулировка вывода.
Ни все учащиеся справляются с действиями, которые предложены в данных алгоритмах. Наибольшие трудности для учащихся в нашей школе – постановка целей, поиск предложений возможных нескольких вариантов решения и составление формулировки вывода.
Для достижения учащимися положительного результата при использовании учителем исследовательской технологии на уроке, необходимо выполнение двух условий:
І. Обеспечение каждого учащегося на уроке индивидуальным техническим, лабораторным оборудованием. В 2013 году школа закупила современное лабораторное оборудование индивидуального пользования. В настоящее время кабинет физики располагает раздаточным оборудованием и материалами для каждого ученика, по всем изучаемым темам, в том числе: «Основы молекулярной физики», «Электрические и электромагнитные явления», «Оптические явления» и др. Современное оборудование небольших размеров и свободно уменьшается на рабочем месте ученика.
ІІ. Проведение дополнительных занятий по предмету во вторую половину дня. На занятия учащиеся приглашаются по индивидуальному графику, по мере окончания уроков. Например – пятница: 15-00, 9а-Аббясова Анастасия (часто болеющая девочка); 15-20, 7а - Чаликов Павел (инициативный ребёнок); 15-40, 8кл-Лобанов Алексей (успевающий по предмету, но требующий особого внимания со стороны учителя). Школьники получают бесплатное питание в школе два раза в день. Старшеклассники обедают на перемене в 13-45 часов, поэтому не продолжительное по времени дополнительное занятие значительно снижает их предельно допустимую недельную нагрузку.
При организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики, актуальным остаётся для учителя реализация метапредметных и межпредметных связей с другими предметами: географией, биологией, химией, технологией и другими науками. Так при изучении в 7 классе рычагов, учащиеся с интересом изучают скелеты птиц, животных, человека.
Они находят множество рычагов в скелетах птиц, животных и человека. Рассматривают рычаги в технических устройствах, в частности легковых и грузовых автомобилях. С удивлением обнаруживают рычаги в инструментах повседневного пользования: лопаты, молотка, топора, ножниц и т.п.
При выполнении поисковых и исследовательских заданий обучающиеся получают знания не только с использованием интернет ресурсов, словарей и справочников, но и из бесед с родителями и другими представителями старшего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока для 8 класса в соответствии с ФГОС второго поколения: "Life is a miracle!"
Урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами и направлен на формирование умения применять новые знания. Spotlight, Module 3, Across the Curriculum...
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе в соответствии с ФГОС второго поколения
Презентация учебного курса «Юный исследователь и виртуальное пространство»...
Применение ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения"
Материал подготовлен дляСеминара-практикума учителей информатики по теме: «Использование инновационных педагогических технологий на уроках информатики» на тему: " Применение ЭОР на уро...
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...
Урок в соответствии с ФГОС второго поколения " Три среды обитания"
разработка урока в соответствии с ФГОС второго поколения для 5 класса по биологии к учебнику Сонина...
Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока: «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...
Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...