Выступление:"Дифференциация обучения"
презентация к уроку на тему

Молоствова Алена Викторовна

"Дифференциация обучения:цели,формы, виды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon azareva.ppt97.5 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дифференциация обучения: цели, виды, формы» Учитель английского языка Азарьева А.В.

Слайд 2

Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Слайд 3

Цели дифференциации образования В социальном отношении - целенаправленное воздействие на формирование потенциала общества В психологии- создание отношений в системе «ученик- учитель» В дидактике - создание условий для выявления задатков школьника В методике - решение проблем школ

Слайд 4

Виды дифференциации Внешняя (определенные признаки отбора) Внутренняя ( случайные признаки отбора)

Слайд 5

Внутришкольные деления Классы повышенного уровня обучения Гимназические классы и гимназии Классы коррекционно-развивающего обучения Профильные классы Элективная дифференциация

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

       Выступление на педсовете по теме: «Дифференциация обучения: цели, виды, формы»

Урок занимает в деятельности учителя и учащихся основное и главное место. Он является также тем центром, который организует и объединяет все другие виды занятий. Эта форма организации учебного процесса, существует уже более 300 лет. Она имеет свои достоинства, но также имеет и ряд существенных недостатков.
      Главный из них состоит в том, что в основе этой формы занятий положен принцип одинаковости способностей обучающихся.
       Пока будет существовать классно-урочная система занятий, в школе всегда будет актуальна дифференциация обучения. Дифференциация обучения выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, обучающиеся могут усваивать материал разными способами на разных уровнях, приобретая при этом умение, самостоятельно находить способы решения задач.
         
Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение,  разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к  процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие,  задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения  главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося. Попытки дать  толкования  понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно. Чтобы отчетливее представить движение научной мысли относительно содержания рассматриваемого понятия, обратимся к определениям этого понятия, сформулированные разными учеными:

1..Калмыкова З.И.: “Дифференциация обучения -это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учете психологических особенностей школьников”.

2..Дорофеев Г.Ф,.Суворова С.Б,.Фирсов В.В,.Кузнецов П.В: “Эта такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Цели дифференциации образования мы рассматриваем с 4-х главных точек зрения:

1. В социальном отношении цель дифференциации образования — - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, стремление к наиболее полному использованию возможностей каждого члена общества.

2. С психологической точки зрения цель дифференциации образования — создание благоприятных условий для перехода на субъект-субъектные отношения в системе "ученик- учитель", когда каждый участник становится условием и средством развития другого. В основе этих отношений лежит совместная продуктивная деятельность учителя и учеников, обеспечивающая их саморазвитие.

Необходимой предпосылкой этого является формирование у учителя и учеников рефлексивного отношения к самому себе, т.е. к тому:

- что я делаю?- анализ предметного содержания своей деятельности;

- как я делаю? — анализ способов своей деятельности;

- ради чего я делаю? — определение своих ценностных ориентаций.

3. С дидактической точки зрения цель дифференциации образования — создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника путем реализации совокупности методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей учащихся.

4. С методической точки зрения цель дифференциации образования — решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы, основанной на внешней (профильной и элективной) и внутренней (уровневой) дифференциации обучения, предоставляющей возможность учащимся двигаться по индивидуальным образовательным траекториям, с единственным ограничением: каждая из них должна удовлетворять требованиям образовательных стандартов.

          Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.

 

Дифференциация широко применяется практически в каждой школе в настоящее время, это, прежде всего, выражается в создании специальных классов. Выделяют следующие внутришкольные деления, существующие в современных общеобразовательных учреждениях.

     Классы повышенного уровня обучения относятся  к такому виду

дифференциации как дифференциация по общим способностям учеников. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

     Гимназические классы и гимназии. Гимназическое образование рассчитано на детей, имеющих высокий уровень общих интеллектуальных способностей, проявляющих склонности к умственной деятельности. Это образование повышенного уровня.

     Дифференциация по психофизиологическим особенностям детей предполагает не только приспособление учебного процесса к определенным психическим и физическим особенностям детей, но и развитие недостаточно развитых психофизиологических функций. Дифференциация в такие классы осуществляется при выявлении у ребенка отклонений в умственном развитии, слабостлышаших, слабовидящих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В таких классах ведется оздоровительная работа, учебная – в соответствии с возможностями детей, работа по социальной адаптации детей (формирование простейших бытовых навыков, доступных профессиональных).

     Классы коррекционно-развивающго обучения являются формой дифференциации, в которой учитываются общие интеллектуальные способности учеников и их индивидуальные психофизиологические особенности.

Основанием для отбора служит низкий уровень подготовки ребенка, который

характеризуется слабым развитием речи, узким кругозором, несформированностью школьно-значимых психофизиологических функций.

     Классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные классы являются формами дифференциации по интересам учеников. Это – наиболее широко распространенные на практике формы дифференциации.

     Элективная дифференциация – форма дифференциации по интересам учеников, которая характеризуется предоставлением ученикам права выбора ряда предметов.

  К традиционным видам дифференциации в настоящее время добавилась

дифференциация по национальному признаку, когда создаются специальные школы для детей различных национальностей, например - это армянские,

грузинские, еврейские школы (сейчас они называются школами с этнокультурным компонентом); по социальному и имущественному положению родителей и т.д.    

Заключение:    

     Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дифференциация обучения с использованием ИКТ для повышения качества обучения.

Дифференциация обучения с использованием ИКТ для повышения качества обучения....

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»...