Выступление:"Дифференциация обучения"
презентация к уроку на тему
"Дифференциация обучения:цели,формы, виды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azareva.ppt | 97.5 КБ |
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
Цели дифференциации образования В социальном отношении - целенаправленное воздействие на формирование потенциала общества В психологии- создание отношений в системе «ученик- учитель» В дидактике - создание условий для выявления задатков школьника В методике - решение проблем школ
Виды дифференциации Внешняя (определенные признаки отбора) Внутренняя ( случайные признаки отбора)
Внутришкольные деления Классы повышенного уровня обучения Гимназические классы и гимназии Классы коррекционно-развивающего обучения Профильные классы Элективная дифференциация
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме: «Дифференциация обучения: цели, виды, формы»
Урок занимает в деятельности учителя и учащихся основное и главное место. Он является также тем центром, который организует и объединяет все другие виды занятий. Эта форма организации учебного процесса, существует уже более 300 лет. Она имеет свои достоинства, но также имеет и ряд существенных недостатков.
Главный из них состоит в том, что в основе этой формы занятий положен принцип одинаковости способностей обучающихся.
Пока будет существовать классно-урочная система занятий, в школе всегда будет актуальна дифференциация обучения. Дифференциация обучения выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, обучающиеся могут усваивать материал разными способами на разных уровнях, приобретая при этом умение, самостоятельно находить способы решения задач.
Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие, задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося. Попытки дать толкования понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно. Чтобы отчетливее представить движение научной мысли относительно содержания рассматриваемого понятия, обратимся к определениям этого понятия, сформулированные разными учеными:
1..Калмыкова З.И.: “Дифференциация обучения -это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учете психологических особенностей школьников”.
2..Дорофеев Г.Ф,.Суворова С.Б,.Фирсов В.В,.Кузнецов П.В: “Эта такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Цели дифференциации образования мы рассматриваем с 4-х главных точек зрения:
1. В социальном отношении цель дифференциации образования — - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, стремление к наиболее полному использованию возможностей каждого члена общества.
2. С психологической точки зрения цель дифференциации образования — создание благоприятных условий для перехода на субъект-субъектные отношения в системе "ученик- учитель", когда каждый участник становится условием и средством развития другого. В основе этих отношений лежит совместная продуктивная деятельность учителя и учеников, обеспечивающая их саморазвитие.
Необходимой предпосылкой этого является формирование у учителя и учеников рефлексивного отношения к самому себе, т.е. к тому:
- что я делаю?- анализ предметного содержания своей деятельности;
- как я делаю? — анализ способов своей деятельности;
- ради чего я делаю? — определение своих ценностных ориентаций.
3. С дидактической точки зрения цель дифференциации образования — создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника путем реализации совокупности методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей учащихся.
4. С методической точки зрения цель дифференциации образования — решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы, основанной на внешней (профильной и элективной) и внутренней (уровневой) дифференциации обучения, предоставляющей возможность учащимся двигаться по индивидуальным образовательным траекториям, с единственным ограничением: каждая из них должна удовлетворять требованиям образовательных стандартов.
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).
Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.
Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.
Дифференциация широко применяется практически в каждой школе в настоящее время, это, прежде всего, выражается в создании специальных классов. Выделяют следующие внутришкольные деления, существующие в современных общеобразовательных учреждениях.
Классы повышенного уровня обучения относятся к такому виду
дифференциации как дифференциация по общим способностям учеников. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Гимназические классы и гимназии. Гимназическое образование рассчитано на детей, имеющих высокий уровень общих интеллектуальных способностей, проявляющих склонности к умственной деятельности. Это образование повышенного уровня.
Дифференциация по психофизиологическим особенностям детей предполагает не только приспособление учебного процесса к определенным психическим и физическим особенностям детей, но и развитие недостаточно развитых психофизиологических функций. Дифференциация в такие классы осуществляется при выявлении у ребенка отклонений в умственном развитии, слабостлышаших, слабовидящих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В таких классах ведется оздоровительная работа, учебная – в соответствии с возможностями детей, работа по социальной адаптации детей (формирование простейших бытовых навыков, доступных профессиональных).
Классы коррекционно-развивающго обучения являются формой дифференциации, в которой учитываются общие интеллектуальные способности учеников и их индивидуальные психофизиологические особенности.
Основанием для отбора служит низкий уровень подготовки ребенка, который
характеризуется слабым развитием речи, узким кругозором, несформированностью школьно-значимых психофизиологических функций.
Классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные классы являются формами дифференциации по интересам учеников. Это – наиболее широко распространенные на практике формы дифференциации.
Элективная дифференциация – форма дифференциации по интересам учеников, которая характеризуется предоставлением ученикам права выбора ряда предметов.
К традиционным видам дифференциации в настоящее время добавилась
дифференциация по национальному признаку, когда создаются специальные школы для детей различных национальностей, например - это армянские,
грузинские, еврейские школы (сейчас они называются школами с этнокультурным компонентом); по социальному и имущественному положению родителей и т.д.
Заключение:
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дифференциация обучения с использованием ИКТ для повышения качества обучения.
Дифференциация обучения с использованием ИКТ для повышения качества обучения....
Технология дифференцированного обучения: а) Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов
Теоретическое описание технологии дифференцированного обучения...
Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»
Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»...