Технология дифференцированного обучения: а) Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Теоретическое описание технологии дифференцированного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов
Фирсов Виктор Васильевич - кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех», г. Москва.
Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении не справившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведет к снижению уровня требований, процентомании.
В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для обучения и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки . Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Концептуальные положения:
• Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначен ных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.
• Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
• При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику .
• Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.
• Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой либо одной методической схемой.
• Мотивация, а не констатация.
• Предупредить, а не наказать незнание.
• Признание права ученика на выбор уровня обучения.
• Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
• Ученик должен испытывать учебный успех.
Особенности содержания:
Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований:
1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся;
2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой ;
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта . Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию ученья .
Особенности методики:
Особенностями методики преподавания являются:
• блочная подача материала;
• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.
Оценивание знаний:
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения ;
- двоичность в оценке обязательного уровня ;
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов ;
- возможность «дробных» зачетов;
- кумулятивность итоговой оценки .
Зачеты проводятся в учебное время, при этом:
- предусматривается резерв времени для доработки;
- возможна помощь учителя во время зачета;
- учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;
- на каждого ведется лист учета и контроля;
- в случае, если учащийся претендует на оценки 4 и 5, итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/09/picture-99261.jpg)
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка
Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-131873-1365158746.jpg)
Уровневая дифференциация обучения-технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС.
Современные требования к построению учебного процесса выделяют такие важнейшие аспекты образования, как продуктивность учебной деятельности, учебная мотивация, учет психофизиологических и индиви...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/04/picture-131400-1501848094.jpg)
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики
Современные педагогические технологии на уроках...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-1091683-1544423951.jpg)
Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова
Применение в образовательном процессе педагогическойтехнологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1083085-1543342140.jpg)
Технология дифференцированного обучения. Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик
Теоретическое описание технологии дифференцированного обучения....
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов...