Методическая статья "Нестандартные уроки математики"
статья (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ
Подтыкан О.Н. Санкт - Петербург
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в стремлении овладения новыми знаниями.
Основная цель школьного образования заключается в том, чтобы научить ребенка объективно оценивать сложившуюся ситуацию, понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе. Выпускник школы должен быть способен объективно подойти к определению своего дальнейшего пути становления в соответствии со своими способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ученику стать личностью - образованной, творческой , ответственной.
Если ученик перепишет задачу с доски, он ее тут же забудет. Если он решит задачу с помощью учителя, он ее забудет на следующий день. Если задача будет решена учеником самостоятельно, она останется в его памяти.
Конечно, для учителя быстрее и удобнее рассказать, объяснить, показать, чем создать для учеников ситуацию, при которой они смогут самостоятельно ставить цели, находить решения, сопоставлять, анализировать, оценивать, делать выводы. А именно этому и необходимо учить детей в школе, именно таким и должен быть современный урок.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы .
Нестандартный урок для учащихся – это возможность для каждого проявить себя, раскрыть свои творческие способности и личные качества, это другой стиль общения, положительные эмоции. Стараюсь ставить детей в ситуацию «успеха», что побуждает их к активности и на уроке, и в подготовке домашних заданий. Нестандартный урок и обучает, и воспитывает. .
Нестандартные уроки – это творческие уроки. Они позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.
Я использую в работе уроки по составлению практически- ориентированных задач. Данная технология помогает формированию компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе с помощью средств математики. Считаю актуальным развитие интеллектуальных навыков конструирования и моделирования математических задач.
Уже в пятом классе знакомлю детей с практически-ориентированными задачами. Совместно с учениками ставим цели, составляем алгоритм, определяем источники информации. Наибольший интерес вызывают задания с практическим содержанием, представляющие реальные жизненные ситуации: расчет суммы кредита, расчет наиболее выгодного варианта отдыха всей семьей, используя рекламу туристического агентства, расчет стоимости питания семьи на неделю и т.п. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности человека, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету. А именно интерес является катализатором всей учебной деятельности.
Практика показывает, что систематическая работа по решению и конструированию практически- ориентированных задач обеспечивает довольно стабильные результаты учебной деятельности по предмету, отмечается положительная динамика уровня познавательной активности . Появляется умение видеть причину возникшего затруднения при решении задач и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках. Целью и результатом каждого урока является формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Урок-соревнование – это урок, который дает большие возможности для развития логики, творческих способностей детей, тренировки памяти. Вниманию учащихся предлагается лист с заданиями, включающий задачи, связанные между собой каким- либо событием или явлением. Процесс решения, отгадывания, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Кто справляется первым, в дальнейшем получает право объяснить суть заданий остальным. Затем анализируется событие или явление, с которым связаны задания. Здесь учащимся приходится вспоминать уже пройденный ранее материал. В качестве домашних заданий предлагаю детям самим поработать над составлением кроссвордов, математических ребусов, логических задач. Учащиеся для выполнения таких заданий используют самостоятельно ИКТ, что само по себе и является поисковой и исследовательской деятельностью.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, помогает сформировать у учеников информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. У учащихся развивается любознательность, познавательный интерес.
Уроки с использованием ИКТ строятся на деятельной основе с применением проблемно-исследовательского подхода. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом — применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель — пробуждение интереса к изучению.
Стараюсь использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. ИКТ позволяют усилить мотивацию обучения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех.
Использование программ обработки результатов тестирования позволяет осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи учащимся, для достижения намеченных результатов.
Использование общения по скайпу (в случае болезни учащихся) дает также положительный результат. Дистанционный урок ничем не хуже обычного. В результате – материал усвоен, отставания по программе нет.
При организации исследовательской деятельности учащиеся используют сеть Интернет для поиска необходимой информации, готовят презентации для защиты работы. Целенаправленно используемые ИКТ способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике, существенно повышают уровень индивидуализации обучения.
Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не просто «потребителями» готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает, раскрывает и расширяет собственные возможности учащихся и, как следствие, готовит учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...
Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».
Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....
Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».
Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...
Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).
Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...
Методическая разработка урока математики на тему «Проценты. Применение дидактических игр на уроке математики»
План урока...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...