Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Корыбко Ольга Геннадьевна

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:

«О вреде курения языком математики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vrede_kureniya_yazykom_matematiki.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ленинского района муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 76  имени М.Г. Галицкого»

Ленинского района города Саратова

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:

«О вреде курения языком математики»

Корыбко Ольги Геннадьевны,

учителя математики  

Саратов, 2022

Разработка урока математики в 6 классе по теме:

«О вреде курения языком математики»

Цели:

  1. Образовательная: отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа и числа по его дроби.
  2. Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы сравнения, перенос знаний в новую ситуацию, развитие внимания и памяти.
  3. Воспитательная: пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: плакат «ЗОЖ», плакат «О вреде курения», мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы «Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби». Урок у нас необычный. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Сегодня мы должны ответить на следующий вопрос, действительно ли «Курить – здоровью вредить».

Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:

  1. вы можете справиться с задачами данного урока;
  2. тема «Нахождение дроби от числа» вами усвоена;
  3. табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации.
  1. Устная работа.

Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Сейчас вы, выполнив задание, должны найти букву и составить слова, которой соответствует ваш ответ, и записать их в тетрадь.

  1.  ∙
  2.  ∙
  3.  ∙ 12

  1.  ∙
  2. +
  3.  от 20
  4.  от 15
  5.  от
  1. 0,4 от 25
  2. 5% от 10
  3. 12 ∙ 0,1
  4. 2,2 ∙ 0,01
  5. 27,4 : 10
  6. 3,9 : 0,01

Ё

С

Г

П

Е

А

Ч

Ц

Н

Л

З

Д

И

О

Р

К

Ь

9

1/8

1

6

1/4

2/3

4/5

5

10

1/16

0,5

2/9

2,74

0,022

0

1,2

390

1 слово (сердце):

1

6

3

7

8

3

2 слово (легкие):

2

5

4

14

16

3

3 слово (печень):

9

3

10

3

11

17

4 слово (глаза):

4

2

12

13

12

5 слово (почки):

9

15

10

14

16

 

Давайте вспомним: 

- Как найти дробь от числа?

- Как найти число по его дроби?

Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?

А теперь проверим, какие слова получились: «сердце», «лёгкие», «печень», «глаза», «почки»

Это основные органы, на которые пагубно влияет курение.

Что же с ними происходит под влиянием никотина?

Сердце. Сужаются кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной, в результате наступает спазм коронарных сосудов, что приводит к заболеванием: стенокардии, инфаркта миокарда.

Стенокардия у курильщиков бывает в 13 раз чаще, а инфаркт миокарда в 15 раз чаще, чем у тех,  кто не курит.

Легкие. В них имеются клетки – чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением они не справляются, поэтому у курящих людей затрудняется нормальное дыхание, развиваются различные заболевания такие,  как бронхит, туберкулез. Туберкулез легких выявлен у 95 курильщиков из 100 случаев заболевания. Раком же легких страдает 97%курильщиков. Почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, с которым связан мучительный кашель.

Печень. Курение нарушает работу печени. Печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.

Глаза. Курение может вызвать табачную амблиопию. У больного страдающего этим заболеванием наступает частичная или полная слепота. Это грозное заболевание, при котором даже интенсивное лечение не всегда бывает успешным.

Почки. В моче образуется бензапирен – канцерогенное химическое соединение, вызывающее рак. Это вещество обнаруживается у курильщиков в 5 раз чаще.

А сейчас я предлагаю посмотреть следующие слайды, где показано, как курение разрушает легкие.

Итак, при курении ухудшается внешность (у курящего человека на лице раньше появляются морщины) теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, из-за   быстрой утомляемости резко снижается успеваемость.

Трубки, сигары, сигареты, папиросы…

Многие курят даже не задумываясь, что там внутри.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм.

III. Решение задач.

Сейчас вы решите задачу и определите процентное содержание этих веществ.

Задача №1. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний – 2/3 от количества окиси углерода.

(Решаем самостоятельно, проверяем с помощью диаграммы)

Вопрос: Когда же чаще всего начинают курить?

Задача №2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40 %. Определите, сколько курящих детей в нашей школе по статистике, если в ней мальчиков – 320, девочек – 280.

(Один у доски, а остальные самостоятельно в тетради).

Вывод: 304 ученика школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах. Болезни, которые появляются в результате курения, могут появиться и у них.

Задача №3. При проверке состояния здоровья группы учеников одной школы, из 20 человек со стажем курения от 3 до 5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по одному. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному.

(Задачу решают устно)

Задача №4. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей в России, если продолжительность жизни людей, начинающих курить с детства 47,6 лет.

Вопросы:

1. Как вы думаете, нужно ли курить?
2. Почему дети начинают курить?

Задача №5. У нас в классе – 36 родителей. Из них – 4/9 курят, причем курящие мамы составляют – 5/11 от количества курящих пап. Определите, сколько курит мам и сколько курит пап.

(Решение совместное на доске)

Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4 – 5 раз чаще болеют простудными заболеваниями,  хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Доказано: дети курящих женщин примерно до 11 лет отстают в развитии. У курящих матерей почти всегда дети пробуют курить. В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков, 78% девочек. Люди, которые в детстве подвергались воздействию табачного дыма, но сами не курили, все равно имеют шанс заболеть раком (до 60 %).

Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если курит мама.

Задача №6. Определите вес новорожденного ребенка, если у него курит мама и вес при этом уменьшается на 1/11 от среднего веса новорожденного ребенка, что составляет 300 г.

Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично. Для здоровья вредно.

Вопрос: Может быть кто – то из вас считает, что курить полезно?

Так вот во всем мире идет борьба с курением. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам.

Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годах в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с четырьмя курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак легких. Компанию принудили выплатить родственникам умершей женщины денежную компенсацию на основании решения суда.

Знаете ли вы, что:

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин, а каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. Отсчитайте 13 секунд – и нет жизни. За год – это 2,5 млн. человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Это просто астрономическая цифра. Общая масса окурков – 2520000 тонн. Это 504000 грузовых машин грузоподъемностью 5 т.

Вопрос:

1. После всего услышанного и увиденного здесь, что вы решили? Стоит ли курить?

2. Что бы вы пожелали курящему человеку? Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих граждан на чистый воздух выше права курящего на курение».  Не пора и нам задуматься серьезно над вопросом: «Жить или курить?»

3.Как бы вы продолжили предложение 
а) Прежде чем курить – …
б) Курить – …

Какой бы вы поставили знак в конце предложения?  Правильно - восклицательный.

Решая проблему «Курить или не курить», мы с вами решали еще одну задачу: как найти дробь от числа и число по его дроби.

IV. Итог урока (рефлексия).

О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно написал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!». Читает ученик:

Граждане,

       у меня

            огромная радость.

Разулыбьте

         сочувственные лица.

Мне

   обязательно

             поделиться надо,

стихами

      хотя бы

            поделиться.

Я

 сегодня

       дышу как слон,

походка

      моя

        легка,

и ночь

     пронеслась,

              как чудесный сон,

без единого

           кашля и плевка.

Неизмеримо

        выросли

              удовольствий дозы.

Дни осени -

            баней воняют,

а мне

    цветут,

         извините,-

                   розы,

и я их,

     представьте,

               обоняю.

И мысли

      и рифмы

            покрасивели

                      и особенные,

аж вытаращит

            глаза

                редактор.

Стал вынослив

            и работоспособен,

как лошадь

        или даже -

                  трактор.

Бюджет

     и желудок

            абсолютно превосходен,

укреплен

       и приведен в равновесие.

Стопроцентная

            экономия

                    на основном расходе -

и поздоровел

          и прибавил в весе я.

Как будто

        на язык

              за кусом кус

кладут

    воздушнейшие торта -

такой

    установился

              феерический вкус

в благоуханных

             апартаментах

                        рта.

Голова

     снаружи

            всегда чиста,

а теперь

      чиста и изнутри.

В день

     придумывает

               не меньше листа,

хоть Толстому

            ноздрю утри.

Женщины

      окружили,

              платья испестря,

все

   спрашивают

            имя и отчество,

я стал

     определенный

                весельчак и остряк -

ну просто -

            душа общества.

Я

 порозовел

        и пополнел в лице,

забыл

    и гриппы

            и кровать.

Граждане,

        вас

          интересует рецепт?

Открыть?

        или...

              не открывать?

Граждане,

        вы

          утомились от жданья,

готовы

      корить и крыть.

Не волнуйтесь,

            сообщаю:

                    граждане -

                               я

сегодня -

бросил курить.


Итак, ребята, давайте этими словами, подведём итог нашего урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Какое задание было интереснее всего решать?
  3. Как бы вы продолжили предложение?
  • Прежде чем закурить - … (подумай)
  • Курить - … (или не курить) (здоровью вредить) (не модно).
  1. Оценки за урок.

V. Домашнее задание:

1. Определить сколько процентов своего дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 110 рублей, а ежемесячная зарплата 25000 рублей. В месяце 30 дней.
2. Нарисовать плакат о вреде курения, рисунки, листовки о вреде курения и пропаганде здорового образа жизни.

Список литературы:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/ Математика. 6класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ – М.: Мнемозина, 2014 г.
  2. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1986 г.
  3. В.В. Деларю. Губительная сигарета. - М.: Медицина,  1987 г.
  4. П.А. Петров. Курение и болезни. – Якутск. Кн. изд-во, 1981 г.
  5. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. Почему это опасно. - М. Просвещение, 1989 г.
  6. http://eclassic.com.ua/russkie_stihi/vladimir_mayakovskiy/ya_schastliv.mp3.1349


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....

Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник ».

На уроке учащиеся знакомятся с процедурой измерения отрезков, с различными единицами измерения длины и инструментами для измерения отрезков, узнают, как измерять без инструментов....