Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Исаева Елена Петровна

Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».

Тип урока: урок рефлексии.

Цели:

1)обеспечить осознанное закрепление алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей и тренировать способность к его практическому использованию;

2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия и закрепления материала: сравнение, анализ, синтез,  обоснование;

3)организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения;

4)развить познавательный интерес;

5)формировать предметные учебные действия: личностного, познавательного, коммуникативного, регулятивного характера.

Задачи:

1)согласовать цель и тему урока;

2)оценить  методический  подход , с целью создания возможности формирования универсальных учебных действий;

3)структурировать учебный материал, подлежащий закреплению ;

4)проанализировать  и составить систему упражнений с учетом дифференцированного уровня подготовленности учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

1.Вводно-мотивационная часть.

Задачи этапа:

1.Подготовка учащихся к работе на уроке.

2.Оределение содержательных рамок урока.

3.Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности к работе.

4.Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.

- Здравствуйте.  Садитесь. Проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

-Какой серьезной темой мы занимались на прошлом уроке?

-Чему мы уже научились?

-Как вы думаете,  мы уже хорошо изучили эту тему или нам надо еще над ней поработать?

- Сформулируйте тему урока.

- Что нам надо вспомнить?

- Как  сложить или отнять две десятичные дроби?

- А где мы можем применять сложение и вычитание десятичных дробей?

Слайды 1-3.

Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют цели урока. Составляют план урока.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задачи этапа:

1. Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия.

3.Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения (по необходимости).

1. Выявить место затруднения.

2.Зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

4. Этап коррекции выявленных затруднений.

5.Групповая работа.

6. Физминутка.

7.Самостоятельная работа.

8. Работа у доски (включение в систему знаний и повторения).

Вы уже догадались, что наш урок будет не обычный,  и он не зря называется: « Путешествие по родному краю».

- А где мы живем?

- В какой  стране?

-В какой области?

- В каком районе?

- А знаете каком году образовалась Саратовская область? (1934г.)

-Выполните а)- сложение и вы узнаете, в каком году образовалась наша область;

б)- вычитание и узнаете, когда было основано наше село(1862г.)

- А кто знает, как село называлось раньше? ( Новички). Разгадайте кроссворд и узнаете.

По горизонтали: 1.Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. 2. Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство. 3.Арифметическое действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. 4. Как называют числа, которые перемножают? 5. Как называют число, получающееся при делении? 6. Одна из единиц измерения площади (10000 м2). 7. Число, стоящее над дробной чертой.

Слайд 4-5.

- А как вы думаете, есть ли в Саратовской области горы?

- Как называются самые высокие горы нашей области? (Хвалынские)

- Какова их абсолютная высота?

- А хотите узнать?

-Поднимитесь в гору - и вы ее узнаете.(379 м.)

Конечно горы не самые высокие, но подышать чистым воздухом и зимой покататься на лыжах  можно.

Слайд 6-7.

Пока мы поднимались в гору растерями все запятые. Расставьте их по своим местам.

Слайд 8.

- Молодцы.

Слайд 9-10.

-А теперь поработаем в парах над интересным заданием. Вам надо выполнить действия сложения или вычитания, вычеркнуть буквы, соответствующие правильным ответам и прочитать оставшееся слово.

(раздаю карточки)

- Знаете, что означает слово – сырт?

Слайд 11.

«Сырт» с тюркского – находящийся в стороне; с турецкого – пустынная местность.

- Каменный Сырт – вытянутая невысокая плоская возвышенность, сложенная твердыми каменистыми породами.

- Как вы думаете, почему я загадала эти два слова.

- На Каменном сырте расположен Пугачевский район, а значит и наше село.

- А на берегу  какой реки, стоит наше село?

 Поэтому окружающая нас природа не такая уж и бедная.

Куда бы мы не пошли: - в лес, на речку, в поле  везде можно увидеть различные растения. В окрестностях села Успенка насчитывается более 30 видов лекарственных трав. Наиболее распространены : крапива, чистотел,  ромашка и одуванчик. Слайд 12-16.

- А теперь ребята встали,

  Быстро руки вверх подняли,

   В стороны, вперёд, назад.

   Повернулись вправо, влево,

   Тихо сели, вновь за дело!

. Слайд 17.

-А сейчас самостоятельно заполните таблицу.

-Поменяйтесь карточками и оцените работу друг друга.

Слайд 18-19.

Вызываю к доске 3 учащихся,

Раздаю карточки..

 Слайд20-21.

Отвечают  на поставленные вопросы.

Включаются в устную работу.

Отвечают на вопросы.

Разгадывают кроссворд.

( уравнение,   корень, вычитание, множители, частное, гектар, числитель).

Включаются в устную работу.

Определяют место запятой в предложенных примерах.

Работают в парах над предложенным  заданием. Решение записывают в тетради..

Читают слово - а) сырт;

б) каменный.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают о лекарственных травах (дома надо было подготовить сообщение).

Выполняют физические упражнения.

Заполняют таблицу на карточках. Проверяют заполнение карточек друг у друга по слайду. Ставят оценку.

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

Познавательные: анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция.

Личностные: перспективная мотивация.

Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение интегрироваться, аргументация своего мнения.

Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные:аргументация своего мнения.

Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция и взаимооценка.

Коммуникативные: умение интегрироваться, аргументация своего мнения.

9. Рефлексия.

Задачи:

1.Организация самооценки учащихся.

2.Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения.

3. Систематизировать изученные числа (физминутка).

-Как вы сможете оценить свою работу? В течение всего урока вы получали разноцветные геометрические фигуры( у кого больше красных-«5»; синих-«4»; желтых-«3».

Обсуждаю вместе с учениками и записываю домашнее задание.

Слайд – 22.

- Какую тему мы повторяли на уроке?

- Какая дробь называется десятичной?

- Любую ли обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной?

- Как сложить две десятичные дроби?

- Как вычесть две десятичные дроби?

-Какие числа называются натуральными?

-Какие числа нам еще известны?

-Какая обыкновенная дробь называется правильной?

-Какая обыкновенная дробь называется неправильной?

-Что показывает знаменатель дроби, а что числитель?

- Давайте оценим наш урок с помощью сигнальных карточек.

 Прошу их прикрепить на доске сигнальные карточки.

Слайд- 23-24.

- Вот звенит уже звонок.

- Всем спасибо за урок.

Слайд-25.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя (подсчитывают количество разноцветных геометрических фигур).

Записывают домашнее задание.

Обсуждают его решение.

Ловят мяч,  отвечают на вопрос и возвращают мяч учителю.

Прикрепляют  карточки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самоопределение своей деятельности.

Регулятивные: коррекция и оценка качества уровня усвоения.

Приложение.

Слагаемое

7,39

6,03

 

7,891

90,507

Слагаемое

7,39

6,03

 

7,891

90,507

Слагаемое

4,48

7,65

3,9

1,12

Слагаемое

4,48

7,65

3,9

1,12

Сумма

11,87

14,537

206,48

15

Сумма

11,87

14,537

206,48

15

Слагаемое

7,39

6,03

 

7,891

90,507

Слагаемое

7,39

6,03

 

7,891

90,507

 Слагаемое

4,48

7,65

3,9

1,12

Слагаемое

4,48

7,65

3,9

1,12

Сумма

11,87

14,537

206,48

15

Сумма

11,87

14,537

206,48

15

Слагаемое

7,39

6,03

 

7,891

90,507

Слагаемое

7,39

6,03

 

7,891

90,507

Слагаемое

4,48

7,65

3,9

1,12

Слагаемое

4,48

7,65

3,9

1,12

Сумма

11,87

14,537

206,48

15

Сумма

11,87

14,537

206,48

15

Реши уравнение

а) (х-28,2)+3,8 =15,6;

Реши уравнение

б) 10,3 - (t + 2,9) = 4,9;

в) Реши и узнаешь,  сколько рек впадает в Волгу.

((253,16-125,86)+(123,4+29,3)) ∙ 25 =

               

   

                       

                                   

Карточка № 1.

  к

  р

  а

 м

  и

  е

   т

 н

 н

    о

 ы

Й

45,7

18,9

32,1

5,47

12,41

3,1

37,05

8,5

0,7

422,36

13,9

42,7

  1. 3,5 + 15,4 =
  2. 9,24 + 3,17=
  3. 37,2 -  0,15 =
  4. 425 - 2,64 =

Карточка №2.

с

е

п

ы

н

р

т

О

23,7

26,1

12,82

52,9

43,22

127,1

9,3

822,73

                      1. 2,8 + 23,3 =

                     2. 8,15 + 4,67 =

                     3. 43,6 - 0,38 =

                      4. 826 - 3,27=

Карточка № 3.

п

р

у

ф

г

а

н

ч

и

е

в

16,3

17,1

12,5

11,75

42,7

16,5

52,18

51,18

628,24

43,5

1,28

  • 1. 4,3 + 12,8 =
  • 2. 7,26 + 4,49 =
  • 3. 52,3 - 0,12 =
  • 4. 634 - 5,76 =

Куда бы мы не пошли : - в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок везде можно встретить лекарственные растения.  В окрестностях села Успенка насчитывается более 30 видов лекарственных растений. Наиболее распространены: крапива, чистотел,  ромашка,  полынь и одуванчик.

Крапива – один  из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог.  Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином.  Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам,  сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Чистотел – наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Одуванчик – старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов.

Полынь – считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку  «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.    

  • Тысячелистник -растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Используется для остановки кровотечения при порезах, при зубной боли, так же его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Трава тысячелистника обладает бактерицидными, кровоостанавливающими и противовоспалительными свойствами, тысячелистник способствует заживлению и восстановлению тканей при порезах, ожогах. Снимает воспалительные процессы кожи. 
  • Тысячелистник очень полезен для пищеварительной системы, он стимулирует аппетит, улучшает пищеварение. 
  • Тысячелистник проявляет полезные и целебные свойства при лечении простуды и гриппа.
  •   
  •  

По горизонтали: 1.Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

 2. Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

3.Арифметическое действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое.

 4. Как называют числа, которые перемножают?

 5. Как называют число, получающееся при делении? 6. Одна из единиц измерения площади (10000 м2).

7. Число, стоящее над дробной чертой.

По вертикали: 1. Прежнее название села.

1

р

а

в

1.н

е

н

и

е

2

  о

р

е

н

ь

3.в

ы

ч

и

т

а

н

и

е

4.м

н

о

ж

  и

т

е

л

и

5.ч

а

с

т

н

о

е

6.г

е

  к

т

а

р

7

  и

с

л

и

т

е

л

ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе по теме: " Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тип урока-урок обобщения и систематизации знаний. Урок составлен по программе специальной (коррекционной)  школы  VIII вида.Задачи урока:1. Закрепить алгоритм сложения и вычитания, сравнения...

Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...

Разработка урока в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Приводится технологическая карта урока, дополнительный материал к уроку и презентация....

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" учебник "Математика 6 класс", авторы: Г.К.Муравин, О.В. Муравина....