Классный час "Свобода совести"
классный час (9 класс) на тему
В нашей стране за два последних десятилетия произошло много изменений, которые привели к тому, что возникла необходимость в пересмотре места и роли личности в обществе и государстве, что нашло свое отражение и в Конституции РФ: человек, его права и свободы были объявлены высшей ценностью. Соответственно проблема свободы человека вышла сегодня на первый план.
Понятие «свободы человека» весьма ёмкое. Одной из его составляющих является свобода совести. Формулировка этого понятия претерпела за последнее время наибольшие изменения по сравнению с другими правами и свободами. В современной интерпретации свобода совести - это право свободно выбирать и менять, иметь и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними. Это наиболее распространенное толкование свободы совести, которое сводится к свободе индивида в мировоззренческой и поведенческой сферах и выражает современные тенденции в построении демократического общества в Российской Федерации.
Нами был проведен опрос студентов, которые обучаются в колледже. По его результатам около 40% опрошенных студентов затрудняются определить понятие «свобода совести», а 60% считают, что это свобода выбора религии. Следовательно, подрастающее поколение не знает, что заложено Конституцией РФ в это понятие, следовательно, проведение классногго часа на данную тему стало необходимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_-_svoboda_sovesti_v_rf.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Авторская разработка
классного часа на тему:
«Свобода совести в Российской Федерации
на современном этапе развития»
Разработчик:
преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО «ТППК» Самошкина Н.И.
Трубчевск,
2015
Пояснительная записка
В нашей стране за два последних десятилетия произошло много изменений, которые привели к тому, что возникла необходимость в пересмотре места и роли личности в обществе и государстве, что нашло свое отражение и в Конституции РФ: человек, его права и свободы были объявлены высшей ценностью. Соответственно проблема свободы человека вышла сегодня на первый план.
Понятие «свободы человека» весьма ёмкое. Одной из его составляющих является свобода совести. Формулировка этого понятия претерпела за последнее время наибольшие изменения по сравнению с другими правами и свободами. В современной интерпретации свобода совести - это право свободно выбирать и менять, иметь и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними. Это наиболее распространенное толкование свободы совести, которое сводится к свободе индивида в мировоззренческой и поведенческой сферах и выражает современные тенденции в построении демократического общества в Российской Федерации.
Нами был проведен опрос студентов, которые обучаются в колледже. По его результатам около 40% опрошенных студентов затрудняются определить понятие «свобода совести», а 60% считают, что это свобода выбора религии. Следовательно, подрастающее поколение не знает, что заложено Конституцией РФ в это понятие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение данного классного часа является необходимым условием реализации важнейшего конституционного права – свободы совести.
Цель классного часа – сформировать представление о свободе совести как системообразующем праве, которое является основой построения гражданского общества и правового государства в Российской Федерации на современном этапе.
Задачи:
- Раскрыть содержание понятия «свобода совести».
- Систематизировать и обобщить накопленные знания о свободе совести.
Классный час можно проводить в учреждениях общего образования (8-11 классы), учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (все курсы).
Форма реализации: данное мероприятие проводиться в форме классного часа.
Для участия в нем можно привлекать несколько классов (групп) одного потока.
Для успешного проведения классного часа необходима предварительная подготовка, к которой привлекаются и учащиеся (студенты). Они занимаются поиском и отбором необходимой информации по заданной теме. Учитель (преподаватель) координирует их поисковую деятельность (указывает источники, помогает выбирать нужный материал и приводить его в систему).
В качестве ведущих выступают учитель (преподаватель) и учащиеся (студенты).
Методы реализации: словесные методы (рассказ, беседа, обсуждение) и наглядный метод (метод иллюстраций, демонстрации видеоряда).
Оборудование: компьютерная презентация, цитаты.
Ожидаемые результаты:
- Утверждение понимания необходимости правовой защиты людей, которые придерживаются различного мировоззрения.
- Углубление знаний и расширение кругозора в вопросах международного гуманитарного права.
Ход классного часа
- Организационный момент
- Беседа.
Свобод российских не понять,
Чужим аршином их не смерить,
У них особенная стать,
В свободы наши надо верить!
Ф. Куликов. Наши свободы. 1905 г.
Учитель (преподаватель). Сегодня мы поговорим о таком понятии как «свобода совести». Провозглашение свободы совести на современном этапе является одним из самых значимых завоеваний человечества. Кроме того, это понятие имеет тенденцию к расширению, освобождаясь от привязки к таким понятиям как «религия», «вероисповедание». Проблема соотношения свободы совести и свободы вероисповедания является дискуссионной,. Многие люди отождествляют и смешивают эти понятия. А ведь свободу вероисповедания следует рассматривать лишь составной частью свободы совести.
Когда мы говорим о свободе совести в морально-философском смысле, то имеем в виду возможность человека поступать согласно велениям своей совести, не нарушая при этом социальных, в том числе правовых норм. В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политическом плане осуществление свободы совести – один из аспектов демократии. В юридическом плане свобода совести рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы
Так что же такое свобода совести?
Учащиеся (студенты) должны постараться ответить на этот вопрос. Учитель (преподаватель) выслушав все ответы, даёт слово первому ведущему из числа учащихся (студентов).
Первый ведущий. Давайте начнем с такого понятия как «совесть». В словаре В.И. Даля можно прочитать, что совесть - нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.
А современный философский словарь дает следующую формулировку этого понятия. Совесть – это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В условиях сакрализованных обществ духовная жизнь человека целиком формировалась на основе той или иной религии. И проблема совести была исключительно религиозной проблемой. В религии понятие «совесть» связано с Богом. «Совесть - глас Божий в человеке», - говорил христианский проповедник Иоанн Богослов. Поэтому исторически вопрос о свободе совести сформировался как вопрос о праве человека на выбор того или иного вероисповедания, на основе которого он мог формировать свои нравственные принципы. Таким образом, первоначально свобода совести означала свободу вероисповедания. И в понимании наших современников свобода совести - это право каждого человека исповедовать ту религию, которую он свободно выбирает. Если человек не верит в Бога, то есть он атеист, - это тоже реализация его права на свободу совести.
Свобода совести - это возможность человека проявлять свои убеждения, действовать в соответствии с ними, это сфера внутренней свободы личности, сфера духовной жизни, это независимость человека в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей.
Свобода совести является стержнем идентичности человека – можно сказать, что это право быть человеком. Свободный мировоззренческий выбор является основой свободного политического выбора, правовой демократии и социального государства.
Второй ведущий. Между тем, «свобода совести» и «свобода вероисповедания» не тождественны. Свобода вероисповедания предполагает свободу выбора той религии, которой человек может следовать. А вот свобода совести - это совершенно иное. В этическом плане - это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями. Со временем понятие свободы совести приобрело более узкий смысл - как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или нет. Иначе говоря, свобода совести стала выражать отношение человека к религии. Оно может выражаться в нескольких вариантах - человек может верить в Бога, может не верить ни в каких богов и относиться к религии нейтрально, а может отрицать существование Бога (атеизм).
Получив общее представление о том, что такое свобода совести, мы с вами можем посмотреть теперь, что должно включать в себя право на свободу совести.
Во-первых, это право включает возможность каждому человеку иметь свое внутреннее отношение к Богу. Также это право человека нейтрально относиться к вопросам веры.
Во-вторых, это право предполагает, что человек исповедует наиболее близкую ему религию.
В третьих, право на свободу совести включает возможность отправлять религиозные культы или совершать обряды (например, посещать богослужения, крестить своих детей, заключать брак, хоронить умерших) в соответствии с канонами своей веры, носить какие-либо религиозные атрибуты или иметь их дома и т. д.
Третий ведущий: К числу важнейших гарантий реализации свободы совести относятся конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений, равенства прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений и др. Согласно Конституции РФ, наше государство является светским. Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не изолирована от остальной системы общественных отношений, а становится ее частью. Религиозные объединения являются институтами гражданского общества, а верующие являются полноправными гражданами Российской Федерации. На основании вышесказанного принцип светского характера государства – это:
- свобода вероисповедания;
- равноправие граждан независимо от их отношения к религии;
- отделение религиозных объединений от государства;
- отсутствие в органах государственной власти и органах местного самоуправления структур религиозных объединений;
- отсутствие в судебной системе РФ религиозных или конфессиональных судов;
- светский характер системы государственного образования;
- равенство религий, религиозных объединений перед законом.
Государство, его органы и должностные лица не должны вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений.
Четвертый ведущий: На современном этапе в РФ происходит формирование гражданского общества. Большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений между людьми, которые придерживаются различных мировоззренческих ориентаций, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями друг с другом и их отношений с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими. Определённые проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Так в частности, предпринимаются попытки поставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, изучение которых предполагает привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих ориентаций, неверующие, представители различных вероисповеданий - ислама, иудаизма, православия и т.д.
Правовой основой разрешения этих проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Совесть - это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовной жизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации. Реализация принципа свободы совести означает признание необходимости установления в социальном взаимодействии принципа толерантности (терпимости).
Вывод
Первый ведущий: Итак, в современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни.
Второй ведущий: Как правовое понятие, свобода совести означает разрешенное и гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка. Сущность свободы совести сводится к наличию для человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так, как он считает необходимым в соответствии с его убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка.
Третий ведущий: Свобода совести и вероисповедания закреплена в ст.28 Конституции РФ. В нашем государстве правом на свободу совести может пользоваться любой человек независимо от его государственной принадлежности. Субъектом данного права выступает и иностранец, и лицо без гражданства (апатрид) или имеющее два гражданства и более (бипатрид) и гражданин данного государства. Гражданам РФ гарантируется право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, если их убеждения и вероисповедание противоречат несению военной службы.
Четвертый ведущий: Свобода совести и вероисповедания включает в себя:
- право лица не сообщать о своем отношении к религии;
- свободно участвовать в отправлении религиозных обрядов;
- право на тайну исповеди.
Таким образом, если трактовать свободу совести в узком смысле, то данное право сводится всего лишь к отсутствию ограничений в вопросах вероисповедания и отношения человека к религии.
Если рассматривать свободу совести в широком смысле, то получается, что это понятие включает в себя помимо свободы вероисповедания еще и право иметь и иные (нерелигиозного характера) убеждения.
На этом наш классный час окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "О совести"
Разработка классного часа "О совести"...
Классный час "Как совесть Незнайку мучила..."
Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…». Ребята вместе с классным руководителем попытаются помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответст...
Классный час "Забота о родителях - дело совести каждого"
Классный час направлен на формирование у учащихся семейных ценностей, самоопредение в своей семье. Содержит презентацию....
Классный час "Совесть – внутренний судья человека»
Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....
Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»
Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»
Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»...