Классный час "Совесть – внутренний судья человека»
классный час (11 класс) по теме
Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
data_provedeniya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Совесть – внутренний судья человека»
Цель: помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»
Задачи:
-формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,
-побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Форма: классный час - размышление.
Сопровождение классного часа: презентация
ХОД классного часа:
Стихотворение Александра Яшина СЛАЙД 1
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
И есть еще – Совесть и Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!
Наш сегодняшний разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
Совесть – понятие морального сознания, внутреннего убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.
Предлагаю вам прочитать рассказ (карточки с текстом рассказа на партах)
«Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла — и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня, — сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, — ответил слепой.
- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа? СЛАЙД 2
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)
О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок, высказываний известных людей. Вот некоторые из них.
- В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) СЛАЙД 3
- Совесть без зубов загрызет.
- Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау) СЛАЙД 4
- Совесть-это наш внутренний судья. (Гольбах).
- Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж. Ж. Руссо)
6. «Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от
других, ты не скроешься от своей совести» ( Исократ) СЛАЙД 5
Конкурс "Народная мудрость" СЛАЙД 6
Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл (работа в группах)
1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
2. От человека утаишь, от совести не утаишь
3. Волосом сед, а совести нет.
4. Платье черненько, да совесть беленька.
5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.
7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.
8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.
9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.
11. Есть слезы - есть и совесть.
12. Говори по делу, живи по совести.
«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Игра «Чего нужно стыдиться?» СЛАЙД 7
Задание: разложить карточки по сопкам «стыдно», «не стыдно»
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?
- бедность своих родителей;
- неряшливый вид;
- аккуратная, но не модная одежда;
- пренебрежение к окружающим;
- высокомерие;
- физические недостатки;
- некрасивые поступки;
- непрестижная работа родителей;
- твое «простое» происхождение;
- невежество, необразованность, безграмотность;
- вульгарная внешность;
-нецензурные выражения.
Упражнение «Нравственная дилемма» СЛАЙД 8
(работа в микрогруппах по 3-5 человек)
Обучающимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:
1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».
Оцените действия мальчиков.
3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.
4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?
Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой и т.п. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу, можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка, прочитать чужое
письмо, анонимно отправить оскорбительную SMS-ку, не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину, а можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.
Вопросы без ответа вслух.
Я задам вам вопросы, вы обдумайте их и мысленно ответьте на них. СЛАЙД 9
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
СЛАЙД 10 У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом»
Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «люди с чистой совестью», «угрызение совести», «спокойная совесть».
- Многие подростки не включают совесть в число жизненных ценностей. Им кажется, что совесть мешает жить по законам современного общества. Доказательство этому они видят на экранах телевизоров и в окружающей жизни. Примером служит совершенно жуткий лозунг «Хочешь жить - умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!» СЛАЙДЫ 11-15
Может быть, в современном мире и в самом деле легче прожить без совести?
Прежде всего заглянем в историю слова совесть. Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.
Вот перед нами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. СЛАЙД 16 Совершая дурной поступок, ты остаёшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.
НАЕДИНЕ С САМИМ СОБОЙ. СЛАЙД 17
- Ты размышляешь над тем, что совершил;
- Эта мысль тебя преследует;
- Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;
- Ты исправляешь положение
- Наступает мир с самим собой.
Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.
Однажды предрассветною порой СЛАЙД 18
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, , скромность, тактичность.
– Конечно, разум – первый мне ответил. СЛАЙД 19
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть, СЛАЙД 20
Но главное у человека – совесть!
У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.
Прочитайте рассказ или притчу о совести.
Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий...
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал...
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:
- Здесь я...
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: Монах Варнава (Санин)
А.П. Гайдар «Совесть»
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Притча о Совести
Жил-был человек, хорошо себе жил, благополучно жил, вопросами высокими не рушил себя. А тут какой-то прохожий возьми и скажи ему: «Совесть ты потерял!» - «Совесть? А что такое совесть? Я совести не знаю…» И огорчился человек: «Всё у меня есть, а совести нет, потерял я её… А какая она – эта самая совесть? Какой вид имеет?» Печалился, печалился да и пошёл по свету совесть свою искать. Бродил, бродил, раз видит – человек на дороге лежит, грязный, израненный, окровавленный – смотреть страшно… Все мимо него спешат – подойти боятся. А искатель этот остановился – как человека на смерть оставить? Поднял его, раны его омыл, на себе понёс… Так он и нашёл свою совесть, грязную, окровавленную, измученную…
Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.
Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». СЛАЙД 21 Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами.
Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть - внутренний судья человека
совесть...
Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»
Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...
"Совесть - внутренний судья человека"
Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....
"Совесть - внутренний судья человека"
Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....
Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.Обучающая...
Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"
Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести...
Совесть-это наш внутренний судья
Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию...