Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»
классный час (8 класс) по теме
Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, - побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Для достижения этих задач на классном часе используются групповая работа, работа в группе, Я-задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest_-_eto_nash_vnutrenniy_sudya.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Междуреченская средняя общеобразовательная школа № 6»
Личностно-ориентированный классный час
«Совесть – это наш внутренний судья»
Разработала: Онякова Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»
п. Междуреченский
2013 год
Личностно-ориентированный классный час
«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)
Цель:
Помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»
Задачи:
- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,
- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.
Возрастная категория: 8 класс
Оборудование и материалы: толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, карточки для групповых заданий и заданий в парах, записные книжки учащихся, музыка для релаксации при выполнении заданий.
Ход классного часа
- Организационно-мотивационный момент.
Классный руководитель (читает начало стихотворения):
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?..
Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?
Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др. Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали?
Классный руководитель (продолжает чтение стихотворения):
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
- Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
Как обычно, в ходе нашего классного часа вы можете делать для себя записи в своих записных книжках.
2. Актуализация первичного опыта.
Слово классного руководителя: Как вы понимаете значение этого слова?
(Свободные высказывания детей) Давайте обратимся к словарям.
Выступление учащихся, подготовивших сообщения по словарным статьям
словарей С.И. Ожегова и В.И.Даля.
1 ученик: В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
Слово классного руководителя: Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).
2 ученик: В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».
- Актуализация обогащаемого опыта.
Слово классного руководителя: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле. Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете?
Учащиеся называют известные пословицы и поговорки.
Работа в группах:
Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.
1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
2. От человека утаишь, от совести не утаишь
3. Волосом сед, а совести нет.
4. Платье черненько, да совесть беленька.
5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.
7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.
8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.
9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.
11. Есть слезы - есть и совесть.
12. Говори по делу, живи по совести.
Слово классного руководителя: Вспомним уроки русского языка. Прошу вас подобрать однокоренные слова к слову «совесть». (Учащиеся называют слова: совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо). На какие две группы можно разделить все эти слова по значению? (по наличию или отсутствию совести).
Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра. Ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете? (Обращаются к записи на доске:
- бедность своих родителей;
- неряшливый вид;
- аккуратная, но не модная одежда;
- пренебрежение к окружающим;
- высокомерие;
- физические недостатки;
- некрасивые поступки;
- непрестижная работа родителей;
- твое «простое» происхождение;
- невежество, необразованность, безграмотность;
- вульгарная внешность;
-нецензурные выражения.
Чего-то ещё)
Вычеркните лишнее и дополните получившийся список. (Учащиеся дополняют список, делают записи в своих записных книжках).
А какие качества человеческого характера совместимы с понятием «совесть», а какие нет?
Работа в парах.
Классный руководитель организует работу в парах: учащиеся получают карточки с качествами характера: честность, трудолюбие, взаимопомощь, бескорыстие, милосердие, эгоизм, корыстолюбие, жестокость, равнодушие, леность, лживость, грубость и др. Учащиеся должны выбрать те, что совместимы с понятием «совесть»
- Актуализация закрепляемого опыта.
Слово классного руководителя: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?
Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:
Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.
Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.
Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?
Учащиеся представляют результаты обсуждений, высказывают свою точку зрения.
Слово классного руководителя: Вспомните теперь о таком случае из своей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? (ответы учащихся)
Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести, а какие – когда поступил не по совести. Выберите эти качества, дополните их список.
Работа в группах.
Задание: полученные карточки с названиями чувств и их проявлением разложите на две группы. Слова на карточках: умиротворение, радость, беспокойство, раздражительность, прямо смотришь людям в глаза, отводишь взгляд, неуверенность в себе, уверенность в себе.
- Рефлексивный этап.
«Я-задание» (не проверяется):
Проанализируйте свои чувства, которые вы испытываете, совершая хорошие или плохие поступки, заполните карточку.
Поступил хорошо | Я | Поступил плохо |
Слово классного руководителя: Можно ли развивать свою совесть?.. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло. А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы (Санина) (Притчу читает заранее подготовленный ученик).
Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал...
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:
- Здесь я...
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: монах Варнава (Санин)
Литература:
- М. А. Алоева, В. Е. Бейсова, Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах, Ростов – на – Дону, Феникс, 2007.
- Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2.
- http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyy-chas-sovest-vnutrenniy-sudya-cheloveka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть - внутренний судья человека
совесть...
Классный час "Совесть – внутренний судья человека»
Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....
"Совесть - внутренний судья человека"
Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....
"Совесть - внутренний судья человека"
Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....
Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.Обучающая...
Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"
Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести...
Совесть-это наш внутренний судья
Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию...
Комментарии
Нравственное воспитание школьников.
К сожалению, в современной школе всё чаще озабочены образовательным процессом, и всё реже говорят о доброте, искренности, честности и альтруизме. Спасибо, что Вы ведёте работу по воспитанию нравственных начал человека и делитесь своими разработками с коллегами. Очень интересный и нужный материал.
Спасибо за внимание и отзыв.
Спасибо за внимание и отзыв.