Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных классах VIII вида)
рабочая программа (5, 8 класс) на тему
Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5 специального (коррекционного) класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник №1) под редакцией В.В.Воронковой, Издательство «Владос», 2011г. Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Основной образовательной программы 4-11 классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» (приказ № 242 от 30.08. 2014 г.).
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с. и Рабочую тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном классе VIII вида.
Цели обучения математике:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи преподавания математики:
- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь обучающихся, обогащая ее математической терминологией;
- воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
- приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
- овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
- освоение компетенций: математической, коммуникативной, ценностно-ориентированной, информационной, нравственной и учебно-познавательной.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математическое образование в специальном (коррекционном) классе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Трудовое обучение. Построение чертежей, расчеты при построении.
СБО. Арифметические задачи, связанные с социализацией.
В данную программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников.
В 5 классе школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, а так же умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, на разностное и кратное сравнение.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету подбираются разнообразные по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что обучающиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы обучающихся.
Систематический и регулярный опрос является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с обучающимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии школьники учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Исходя из уровня подготовленности учеников по предмету, происходит дифференциация. Слабоуспевающие ученики решают легкие примеры, повторяют вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывают с доски, работают у доски с помощью учителя. При написании самостоятельных, контрольных работ выполняют облегченные задания.
Выбор последовательности и содержания изложения планирования определяется в соответствии с изложением материала в учебнике «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2010.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по математике обусловлена требованиями к результатам освоения образовательной программы, определенных ГОС, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности.
Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
Объектом изучения математики в 5 классе являются числа, буквенные и числовые выражения, математическое моделирование, геометрические фигуры, уравнения.
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану школы-интерната всего на изучение предмета в 5 классе отводится 204 часа из расчета 6 часов в неделю.
Предмет «Математика» в 5 классе включает в себя арифметический и геометрический материал.
Для реализации программы выбран учебник, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы специального (коррекционного) образования, имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу математики: «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2010.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Базовый уровень
Обучающиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
Примечания
Обязательно:
- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
На уроках математики используются следующие методы обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (классификация методов по характеру познавательной деятельности):
- объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считается создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнять следующие условия:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
В работе наиболее эффективны следующие формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями:
- индивидуально – дифференцированный подход;
- проблемные ситуации;
- практические упражнения.
Интерес к предмету прививается с помощью: занимательных заданий, загадок и ребусов, наглядных средств обучения, таблиц-подсказок.
Форма организации образовательного процесса: урочная система.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:
- Технология исследовательской направленности;
- Здоровьесберегающая технология ;
- Технология игрового обучения;
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология проблемного обучения.
Основными видами контроля знаний, умений и навыков являются:
Входной контроль в начале учебного года.
Промежуточный: самостоятельные, проверочные работы, контрольные работы.
Итоговый: контрольные работы в конце четверти.
Основные формы и средства контроля:
- Контрольная работа
- Математический диктант
- Самостоятельная работа
- Проверочная работа
- Тематический кроссворд
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Контрольные работы | 3 | 3 | 3 | 2 |
Другие виды контроля | 4 | 2 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак ≈.
Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.) устно.
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.
Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
| 12 | |
1 | Нумерация в пределах 100. Таблица разрядов | 1 |
2 | Порядок действий в примерах с двумя арифметическими действиями | 1 |
3 | Решение примеров с табличным умножением и делением | 1 |
4 | Решение простых арифметических задач на нахождение длины | 1 |
5 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
6 | Нахожденние неизвестного уменьшаемого | 1 |
7 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
8 | Решение составных арифметических задач на нахождение пути | 1 |
9-10 | Устное сложение чисел с переходом через разряд | 2 |
11 | Решение составных арифметических задач | 1 |
12 | Проверочная работа по теме «Сотня» | 1 |
| 4 | |
13 | Линия, отрезок, луч | 1 |
14 | Углы. Виды углов | 1 |
15 | Обобщающее повторение по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" | 1 |
16 | Контрольная работа №1 по теме: "Сложение и вычитание натуральных чисел" | 1 |
| 26 | |
17 | Чтение и запись чисел в пределах 1000 | 1 |
18 | Таблица разрядов | 1 |
19 | Разложение чисел на разрядные слагаемые | 1 |
20 | Округление чисел до десятков | 1 |
21 | Округление чисел до сотен | 1 |
22 | Римская нумерация | 1 |
23 | Меры измерения длины | 1 |
24 | Меры измерения массы | 1 |
25 | Меры измерения стоимости, массы | 1 |
26 | Контрольная работа №2 "Арифметические действия в пределах 1000" | 1 |
27 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
28 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины | 1 |
29 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины и стоимости | 1 |
30 | Сложение круглых сотен и десятков | 1 |
31 | Вычитание круглых сотен и десятков | 1 |
32 | Решение составных арифметических задач на нахождение массы | 1 |
33 | Контроль и проверка знаний | 1 |
34 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд | 1 |
35 | Порядок действий в примерах с двумя действиями | 1 |
36 | Решение составных арифметических задач на нахождение длины | 1 |
37 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Обобщение | 1 |
38 | Проверочная работа | 1 |
39 | Решение составных арифметических задач на нахождение массы | 1 |
40 | Порядок действий | 1 |
41-42 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд | 2 |
| 12 | |
43 | Треугольники. Периметр треугольника | 1 |
44 | Треугольники. Различение треугольников по видам углов | 1 |
45 | Различение треугольников по длинам сторон | 1 |
46 | Проверочная работа | 1 |
47 | Разностное сравнение чисел | 1 |
48-49 | Кратное сравнение чисел | 2 |
50 | Контрольная работа №3 "Сравнение чисел. Треугольники" | 1 |
51 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
52-53 | Кратное сравнение чисел | 2 |
54 | Обобщающий урок. Закрепление знаний за 1 четверть | 1 |
| 16 | |
55-57 | Сложение многозначных чисел с переходом через разряд | 3 |
58 | Проверочная работа | 1 |
59-60 | Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. | 2 |
61 | Нахождение разности многозначных чисел | 1 |
62 | Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. | 1 |
63 | Вычитание чисел из круглых десятков, сотен, тысячи | 1 |
64 | Решение задач на разностное сравнение | 1 |
65 | Порядок действий в примерах с двумя, тремя арифметическими действиями | 1 |
66 | Решение задач на кратное сравнение | 1 |
67 | Все действия с натуральными числами | 1 |
68 | Нахождение неизвестного числа | 1 |
69 | Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд». | 1 |
70 | Работа над ошибками. Коррекция знаний | 1 |
| 12 | |
71 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа | 1 |
72 | Образование дробей | 1 |
73 | Сравнение дробей | 1 |
74 | Правильные и неправильные дроби | 1 |
75 | Проверочная работа | 1 |
76 | Образование дробей. Числитель и знаменатель. | 1 |
77-78 | Сравнение дробей | 2 |
79 | Сравнение обыкновенных дробей с единицей. | 1 |
80 | Правильные и неправильные дроби | 1 |
81 | Контрольная работа №5 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 |
82 | Работа над ошибками | 1 |
| 6 | |
83 | Умножение чисел на 10,100 | 1 |
84 | Деление на 10 | 1 |
85 | Деление на 10. Решение задач. | 1 |
86 | Деление чисел на 100 | 1 |
87 | Деление чисел на 100. Решение задач | 1 |
88 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 |
| 8 | |
89-90 | Преобразование чисел, полученных при измерении. Замена крупных мер мелкими | 2 |
91-92 | Преобразование чисел, полученных при измерении. Замена мелких мер крупными | 2 |
93 | Обобщение по теме: Преобразование чисел, полученных при измерении. | 1 |
94 | Контрольная работа № 6 по теме "Преобразование чисел, полученных при измерении". (за 2 четверть) | 1 |
95 | Работа над ошибками | 1 |
96 | Меры времени. Год | 1 |
| 10 | |
97-98 | Умножение круглых десятков на однозначное число | 2 |
99 | Решение задач на кратное сравнение | 1 |
100 | Умножение круглых сотен на однозначное число.. | 1 |
101 | Деление круглых сотен на однозначное число. | 1 |
102 | Решение задач на нахождение стоимости. | 1 |
103 | Порядок действий в примерах с 2-мя,3-мя арифметическими действиями. | 1 |
104 | Умножение круглых сотен на однозначное число | 1 |
105 | Деление круглых сотен на однозначное число. | 1 |
106 | Решение задач на нахождение массы, стоимости. | 1 |
| 25 | |
107 | Умножение двузначных чисел на однозначное число | 1 |
108 | Деление двузначных чисел на однозначное число | 1 |
109 | Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число | 1 |
110 | Решение текстовых арифметических задач | 1 |
111 | Порядок действий в примерах с двумя –тремя арифметическими действиями | 1 |
112 | Контрольная работа №7 по теме "Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число". | 1 |
113 | Работа над ошибками | 1 |
114 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
115 | Деление трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
116 | Уменьшение, увеличение чисел в несколько раз. | 1 |
117 | Решение составных задач на кратное сравнение | 1 |
118 | Порядок действий в примерах с двумя –тремя арифметическими действиями | 1 |
119 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
120 | Умножение круглых десятков на однозначное число | 1 |
121 | Деление круглых десятков на однозначное число | 1 |
122 | Решение составных задач на разностное сравнение | 1 |
123 | Порядок действий при решении примеров | 1 |
124 | Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
125 | Решение составных задач на кратное сравнение | 1 |
126-127 | Решение примеров с 2-3 мя арифметическими действиями | 2 |
128-129 | Проверка умножения и деления | 2 |
130 | Контрольная работа №8 по теме: "Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд" | 1 |
131 | Работа над ошибками | 1 |
| 34 | |
132 | Письменное умножение двухзначных чисел на однозначное число | 1 |
133 | Решение примеров с 2-3 мя арифметическими действиями | 1 |
134 | Решение составных задач на кратное сравнение | 1 |
135-137 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число | 3 |
138 | Порядок действий при решении примеров | 1 |
139 | Решение текстовых арифметических задач на кратное сравнение | 1 |
140 | Деление трёхзначных чисел на однозначное чи. | 1 |
141 | Деление многозначных чисел на однозначное число | 1 |
142-143 | Деление многозначных чисел на однозначное число. Решение задач | 2 |
144 | Порядок действий при решении примеров | 1 |
145 | Решение составных арифметических задач на нахождение части числа | 1 |
146 | Нахождение части числа | 1 |
147 | Решение задач на нахождение части числа | 1 |
148 | Порядок действий в примерах с двумя-тремя арифметическими действиями. | 1 |
149-150 | Деление многозначных чисел на однозначное число | 2 |
151 | Сложение и вычитание чисел полученных при измерении | 1 |
152-153 | Деление многозначных чисел на однозначное число | 2 |
154 | Деление многозначных чисел на однозначное число. Решение задач | 1 |
155 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
156 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
157-158 | Деление многозначных чисел на однозначное число | 2 |
159 | Порядок действий в примерах с двумя-тремя арифметическими действиями | 1 |
160 | Решение текстовых арифметических задач на кратное сравнение. | 1 |
161-162 | Деление многозначных чисел на однозначное число | 2 |
163 | Деление многозначных чисел на однозначное число. Решение задач и примеров | 1 |
164 | Контрольная работа №9 по теме "Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд" | 1 |
165 | Работа над ошибками | 1 |
| 6 | |
166-167 | Построение треугольников | 2 |
168-169 | Круг. Окружность | 2 |
170-171 | Масштаб | 2 |
| 28 | |
172 | Нумерация чисел в пределах 1000 | 1 |
173 | Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы | 1 |
174 | Таблица классов и разрядов | 1 |
175 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | 1 |
176 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач и примеров. | 1 |
177 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 |
178 | Умножение и деление чисел на однозначное число | 1 |
179 | Составление задач по краткой записи и их решение | 1 |
180 | Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз | 1 |
181 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 |
182 | Решение задач на кратное сложение | 1 |
183 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 1 |
184 | Нахождение неизвестного числа | 1 |
185 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | 1 |
186 | Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз | 1 |
187 | Умножение двухзначных чисел на однозначное число | 1 |
188 | Письменное умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное с переходом через разряд | 1 |
189 | Совместные действия на умножение и деление | 1 |
190 | Порядок действий в примерах | 1 |
191 | Проверка умножения и деления | 1 |
192 | Образование дробей. | 1 |
193 | Решение простейших задач на нахождение части от числа | 1 |
194 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Решение задач и примеров. | 1 |
195 | Составление задач по краткой записи и их решение | 1 |
196-197 | Обобщающее повторение за год | 2 |
198 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | 1 |
199 | Работа над ошибками | 1 |
| 5 | |
200 | Многоугольники | 1 |
201 | Прямоугольник. Квадрат | 1 |
202 | Куб. Брус. Шар. | 1 |
203 | Урок-смотр знаний (игра) | 1 |
204 | Урок-викторина (обобщающий) | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства: мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный; сканер; оборудование компьютерной сети.
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; редактор подготовки презентаций.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2011. – 224 с.
- Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.
3. Рабочая тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
- Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
- Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
- Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008..
- Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
1990.— 191 с. - Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
Мультимедийные пособия:
- Электронное приложение к журналу «Первое сентября». Математика.
Адреса Интернет-ресурсов
- Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
- http://rus.1september.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.matedu.ru
- http://www.edu.ru
- http://www.sarviki.ru
- urokimatematiki.ru
- prosholu.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по математике понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.
Содержание обучения математике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются математическая, коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, нравственная компетенции.
Математическая – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Информационная – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации
Автономизационная – умение саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
Социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;
Нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам
Обучающиеся должны усвоить базовые представления о (об):
• способах получения трехзначных чисел и 1000;
• разрядных единицах (сотни, единицы тысяч) и их соотношениях; классе единиц;
• округлении чисел до десятков, сотен;
• единицах измерения длины, массы, времени (1 км, 1 т, 1 год) и о соотношениях мер измерения этих величин;
• умножении и делении на 10, 100;
• делении 0;
• образовании обыкновенных дробей, числителе и знаменателе дроби; видах дробей;
• диагоналях прямоугольника (квадрата) и их свойствах;
• взаимно перпендикулярных и взаимно параллельных прямых;
• кубе, брусе и названии элементов этих тел;
• цилиндре, конусе на уровне узнавания, называния.
1-й уровень
• считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1000 и равными группами в прямой и обратной последовательности;
• читать, записывать, откладывать на микрокалькуляторе, счетах, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1000; пользоваться знаком округления;
• выделять и называть разрядные единицы;
• читать и записывать римские цифры и числа I—XII;
• устно складывать и вычитать круглые сотни, сотни и десятки в пределах 1000; делить 0 и делить на 1; умножать 10 и 100, а также на 10 и 100; делить на 10 и 100;
• письменно выполнять сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число, выполнять проверку всех действий;
• измерять длину в мм, см, дм, м; измерять массу в г, кг;
• записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения; длины, стоимости, массы;
• представлять числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в более мелких или более крупных мерах;
• выполнять устно сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;
• получать, записывать, читать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель, сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями;
• решать простые текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого по известной разности и вычитаемому, на нахождение неизвестного вычитаемого по известному уменьшаемому и разности; задачи в 2—3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
• сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон;
• строить треугольники по заданным длинам сторон;
• строить диагонали прямоугольника (квадрата);
• строить взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые, использовать знаки «»;
• строить точки, отрезки, симметричные относительно оси симметрии;
• называть элементы куба, бруса;
• узнавать и называть цилиндр, конус;
• пользоваться некоторыми буквами латинского алфавита для обозначения геометрических фигур.
2-й уровень
• считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1000 в прямой числовой последовательности;
• читать, записывать, откладывать на микрокалькуляторе, сравнивать числа в пределах 1000;
• выделять и называть разрядные единицы;
• устно складывать и вычитать круглые сотни в пределах 1000;
• устно умножать и делить круглые сотни и десятки на однозначное число (80 × 2; 160:2; 300 × 2; 600:2);
• письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000 (можно пользоваться таблицей умножения);
• употреблять в речи название компонентов и результатов действий умножения и деления;
• измерять длину в см, дм, м; измерять массу в кг;
• записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения стоимости, длины, массы;
• складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины без преобразований (45 см – 34 см; 45 см 14 мм – 24 см; 45 см 14 мм – 24 см 7 мм);
• получать, записывать, читать обыкновенные дроби, различать числитель и знаменатель;
• решать простые текстовые задачи на разностное сравнение, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания (с помощью учителя), составные — в два действия;
• сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон;
• строить прямоугольники (квадраты) по заданным длинам сторон;
• строить диагонали прямоугольника, квадрата;
• строить взаимно перпендикулярные прямые;
• узнавать и называть цилиндр, конус.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 8 специального (коррекционного) класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник №1) под редакцией В.В.Воронковой, Издательство «Владос», 2011г. Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Основной образовательной программы 4-11 классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» (приказ № 219 от 30.08. 2014 г.).
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Эк «Математика 8 класс». М., «Просвещение», 2012г.. – 272с. и Рабочую тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном классе VIII вида.
Цели обучения математике:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
- освоение основ математических знаний, формирование представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Задачи преподавания математики:
- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь обучающихся, обогащая ее математической терминологией;
- воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
- продолжение приобретения знаний о многозначных числах в пределах 1 000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 1 000 000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических фигурах (параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат) о свойствах элементов геометрических фигур, о симметрии.
- овладение способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
- освоение компетенций: математической, коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности.
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, решение задач, указанных в программе предшествующих лет обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Процесс обучения математике, неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных классов VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут школьникам стать полезными членами общества.
Математическое образование в специальном (коррекционном) классе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Трудовое обучение. Построение чертежей, расчеты при построении.
СБО. Арифметические задачи, связанные с социализацией.
Актуальность программы. Данная рабочая программа составлена на основе знаний о психофизических и интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушением интеллекта. Учитывая особенности школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Реализация целей достигается в процессе формирования и развития ключевых компетенций: математической, коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной, нравственной.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что программа по математике предусматривает концентричное изучение нумерации чисел и арифметических действий с целыми и дробными числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно. Однако материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах. При концентричном расположении материала обучающиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. Приобретая новые знания в следующем концентре, обучающиеся постоянно повторяют и воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их. Поэтому при составлении календарных планов многие названия темы уроков повторяются. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть им сознательно и прочно.
В данную программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений обучающихся, их готовности к знакомству с новыми темами.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников.
В 8 классе школьники продолжают выполнять действия с многозначными числами в пределах 1 000 000, а так же решать примеры и задачи с обыкновенными и десятичными дробями. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что обучающиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы обучающихся.
Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с обучающимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей и смешанных чисел.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Математика» входит в образовательную область курса «Математика». Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Для реализации программы выбран учебник, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу математики: «Математика» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Эк «Математика 8 класс». М., «Просвещение», 2010.
Учебник содержит теоретический и практический материал курса, контрольные задания, предметный указатель.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Специальная задача: коррекция речи и мышления школьников с ограниченными возможностями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Математика», являются:
- Умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
- Представление о математике, как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.
- Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
- Умение контролировать процесс и результат учебно-математической деятельности.
- Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Предметные результаты:
- анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять причинно-следственные зависимости и другие логические умения;
- выполнять вычисления по определённым алгоритмам;
- правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления
- пользоваться календарём, определять время по часам;
- измерять различные величины с помощью приборов и инструментов;
- строить линии, фигуры, тела, распознавать их;
Форма организации образовательного процесса: урок.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:
- Технология исследовательской направленности;
- Здоровьесберегающая технология ;
- Технология игрового обучения;
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология проблемного обучения.
Основными видами контроля знаний, умений и навыков являются:
Промежуточный: самостоятельные и проверочные работы (контрольного характера).
Итоговый: итоговая проверочная работа.
Основные формы и средства контроля:
- Контрольная работа
- Проверочная работа
- Математический диктант
- Самостоятельная работа
- Практическая работа
- Тематический кроссворд
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
программа | программа | программа | программа | |
Проверочные (контрольные) работы | 4 | 2 | 5 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация. Арифметические действия.
Числа целые и дробные. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2 000, 20 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000; 25, 250, 2 500, 25 000 в пределах 1 000 000 устно, с записью получаемых при счете чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Простые арифметические задачи. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.
Умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на 10, 100, 1 000. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи. Умножение и деление на двузначное число. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи. Умножение и деление на двузначное число.
Дроби
Обыкновенные дроби. Сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Особые случаи вычитания обыкновенных дробей.
Выражение дробей в более крупных долях. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Сравнение смешанных чисел. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Нахождение числа по одной его доле. Сложение и вычитание целых и дробных чисел. Среднее арифметическое чисел. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. Преобразования обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение и деление смешанного числа. Целые числа, полученные при измерении величин и десятичные дроби. Замена мелких мер крупными мерами. Замена крупных мер мелкими мерами. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин
Решение задач
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.
Геометрический материал
Окружность. Длина окружности С = 2лr, сектор, сегмент. Площадь круга S= R
Градус. Градусное измерение углов. Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси, центра. Периметр многоугольника. Площадь. Единицы площади.. Построение треугольника по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключённого между ними. Построение треугольника, четырёхугольника, окружности симметричных данным относительно оси симметрии. Числа, полученные при измерении площади. Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1кв мм, 1 кв. см, 1 кв. дм, 1кв. м, 1кв км, их соотношения. Единицы измерения земельных площадей: 1га, 1а, их соотношения. Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражения в десятичных дробях. Куб, брус. Линейные, столбчатые и круговые диаграммы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 14 | |
1 | Числа целые и дробные | 1 |
2 | Цифры римские и арабские. Сравнение целых и дробных чисел | 1 |
3 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | 1 |
4 | Нумерация в пределах 1000000. Состав многозначного числа. Запись чисел. | 1 |
5 | Числа простые и составные, четные и нечетные | 1 |
6 | Счет различными разрядными единицами | 1 |
7 | Счет равными числовыми группами | 1 |
8 | Округление чисел до указанного разряда | 1 |
9 | Проверочная работа: "Числа целые и дробные" | 1 |
10 | Сложение и вычитание целых многозначных чисел | 1 |
11 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 |
12 | Составление и решение примеров на порядок действий с целыми и дробными числами | 1 |
13 | Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание целых и дробных чисел» | 1 |
14 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
| 6 | |
15 | Умножение и деление на однозначное число | 1 |
16 | Деление с остатком целых и дробных чисел | 1 |
17 | Решение примеров на порядок действий с целыми и дробными числами 1 | 1 |
18 | Решение примеров на порядок действий с целыми и дробными числами 2 | 1 |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей» | 1 |
20 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
| 15 | |
21 | Умножение и деление на 10 | 1 |
22 | Умножение и деление десятичных дробей на 100 | 1 |
23 | Умножение и деление десятичных дробей на 1000 | 1 |
24 | Умножение десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи | 1 |
25 | Деление десятичных дробей на круглые десятки, сотни, тысячи | 1 |
26 | Решение примеров и задач на умножение и деление десятичных дробей | 1 |
27 | Проверочная работа: "Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000" | 1 |
28 | Умножение десятичных дробей на двузначное число | 1 |
29 | Деление десятичных дробей на двузначное число | 1 |
30 | Решение примеров на порядок действий с десятичными дробями | 1 |
31 | Решение примеров на порядок действий и составных задач с десятичными дробями | 1 |
32 | Самостоятельная работа по теме "Умножение и деление десятичных дробей на двузначное число" | 1 |
33 | Решение примеров и составных задач с десятичными дробями | 1 |
34 | Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление целых чисел» | 1 |
35 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
| 10 | |
36 | Геометрические фигуры, Построение прямоугольника, квадрата, окружности | 1 |
37 | Построение окружности с помощью циркуля | 1 |
38 | Треугольники и углы | 1 |
39 | Градус. Градусное измерение углов | 1 |
40 | Смежные углы | 1 |
41 | Сумма углов в треугольнике, Решение геометрических задач | 1 |
42 | Симметрия. Симметричные фигуры и точки относительно оси симметрии | 1 |
43 | Решение геометрических задач на построение фигур, симметричных относительно центра симметрии | 1 |
44 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
45 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
| 17 | |
46 | Обыкновенные дроби | 1 |
47 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 |
48 | Вычитание обыкновенных дробей | 1 |
49 | Решение примеров и на порядок действий и задач с обыкновенными дробями | 1 |
50 | Решение задач с обыкновенными дробями | 1 |
51 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 |
52 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 |
53-54 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 2 |
55 | Нахождение дроби от числа. | 1 |
56 | Решение составных задач на нахождение дроби от числа и от остатка | 1 |
57 | Нахождение числа по одной его доле | 1 |
58 | Решение задач на нахождение числа по доле | 1 |
59-60 | Решение примеров и задач на нахождение числа по доле и дроби от числа | 2 |
61 | Составление задач по краткой записи и решение. | 1 |
62 | Контрольная работа № 5 по теме: «Нахождение числа по одной его доле и нахождение дроби от числа» | 1 |
| 13 | |
63 | Площадь прямоугольника. Площадь квадрата | 1 |
64 | Квадратный дециметр. | 1 |
65 | Решение задач практического содержания на вычисление площади прямоугольника (квадрата) | 1 |
66 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади | 1 |
67 | Проверочная работа по теме: «Площадь. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади» | 1 |
68 | Сложение целых и дробных чисел, состоящих из трех слагаемых. | 1 |
69 | Вычитание целых и дробных чисел | 1 |
70 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | 1 |
71 | Нахождение неизвестных компонентов действий | 1 |
72 | Меры времени. Задачи на вычисление продолжительности события. | 1 |
73 | Сложение чисел, полученных при измерении времени | 1 |
74 | Вычитание чисел, полученных при измерении времени | 1 |
75 | Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание целых и дробных чисел» | 1 |
| 5 | |
76 | Построение треугольников по заданным длинам трех сторон | 1 |
77 | Построение треугольников по заданным длинам сторон и градусной мере угла, заключенного между ними. | 1 |
78 | Построение треугольников по длине стороны и градусной мере углов, принадлежащих ей. | 1 |
79 | Решение геометрических задач на построение линий в круге | 1 |
80 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
| 36 | |
81 | Преобразования обыкновенных дробей. Замена целого и смешанного числа неправильными дробями | 1 |
82 | Преобразования обыкновенных дробей. | 1 |
83 | Умножение и деление дробей с предварительным сокращением | 1 |
84 | Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел на однозначное число | 1 |
85 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 1 |
86 | Решение простых примеров и задач на все действия с обыкновенными дробями | 1 |
87-88 | Решение примеров и задач на все действия с обыкновенными дробями | 2 |
89 | Контрольная работа №7 по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей» | 1 |
90 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
91 | Целые числа, полученные при измерении величин и десятичные дроби | 1 |
92-93 | Замена целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями | 2 |
94 | Решение примеров и задач на замену целых чисел десятичными дробями | 1 |
95 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 |
96 | Контрольная работа № 8 по теме: «Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные дроби» | 1 |
97 | Арифметические действия с целыми числами, полученныдесятичными дми при измерении величин, и робями | 1 |
98 | Нахождение неизвестных компонентов действий | 1 |
99 | Решение задач с помощью уравнений | 1 |
100 | Решение примеров на порядок действий с числами, полученными при измерении величин | 1 |
101 | Изменение суммы и разности при увеличении и уменьшении компонентов | 1 |
102 | Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин, и десятичных дробей» | 1 |
103 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин на 10, 100, 1000 | 1 |
104 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число, двузначное число | 1 |
105 | Нахождение дроби от числа. Запись десятичной дроби в виде обыкновенной | 1 |
106 | Нахождение числа по дроби. Решение примеров на порядок действий и составных задач на нахождение дроби от числа | 1 |
107 | Решение примеров на порядок действий и составных задач на нахождение суммы, частей | 1 |
108 | Контрольная работа № 9 по теме: «Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении величин, и десятичными дробями» | 1 |
109 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
110 | Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби | 1 |
111 | Замена целых чисел, полученных при измерении площади, десятичными дробями и наоборот | 1 |
112 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении площади. | 1 |
113 | Решение задач на нахождение площади и периметра | 1 |
114 | Решение примеров и задач на вычисление площади с помощью чертежа | 1 |
115 | Контрольная работа № 10 по теме: «Числа, полученные при измерении площади» | 1 |
116 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
| 14 | |
117 | Построение треугольников и прямоугольников. Вычисление площади и периметра построенных фигур | 1 |
118 | Решение задач на вычисление площади геометрических фигур с последующим построением их в альбоме | 1 |
119 | Построение симметричных фигур относительно оси симметрии и точки симметрии | 1 |
120 | Взаимное положение прямых на плоскости. Построение ломаной линии по заданным длинам сторон и величине углов | 1 |
121 | Решение геометрических задач на построение симметричных фигур относительно оси симметрии | 1 |
122 | Меры земельных площадей | 1 |
123 | Арифметические действия (сложение и вычитание) с числами, полученными при измерении площади | 1 |
124 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении площади | 1 |
125 | Все действия с числами, полученными при измерении площади | 1 |
126 | Решение задач на вычисление площади и периметра | 1 |
127 | Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади | 1 |
128 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
129 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
130 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
| 40 | |
131 | Нумерация чисел | 1 |
132 | Сравнение чисел | 1 |
133 | Дроби. Виды дробей. | 1 |
134 | Решение задач на вычисление стоимости покупки | 1 |
135 | Нахождение части числа | 1 |
136-138 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей | 3 |
139 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 |
140-141 | Нахождение неизвестного числа | 2 |
142-143 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями | 2 |
144-145 | Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное число | 2 |
146-147 | Умножение на двузначное число обыкновенных дробей и смешанных чисел | 2 |
148 | Нахождение числа по дроби | 1 |
149-150 | Деление на двузначное число целых чисел | 2 |
151 | Деление чисел, полученных при измерении | 1 |
152 | Деление десятичных дробей | 1 |
153 | Деление обыкновенных дробей | 1 |
154 | Решение задач на нахождение нескольких частей от числа | 1 |
155-156 | Решение задач ни нахождение скорости, времени, расстояния | 2 |
157-158 | Нахождение цены и стоимости | 2 |
159 | Нахождение числа по десятичной дроби | 1 |
160 | Контрольная работа №12 «Действия с дробями» | 1 |
161 | Геометрические тела. Куб. Прямоугольный параллелепипед | 1 |
162 | Геометрические тела пирамида, конус. Сравнение куба и бруса, пирамиды и конуса. | 1 |
163 | Положение прямых и геометрических фигур на плоскости | 1 |
164 | Построение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов (треугольника, окружности, прямоугольников) | 1 |
165 | Построение симметричных фигур относительно оси симметрии и центра симметрии | 1 |
166 | Решение задач геометрического содержания | 1 |
167 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
168 | Контрольная работа итоговая | 1 |
169 | Коррекция знаний. Работа над ошибками | 1 |
170-175 | Решение задач |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства: мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный; сканер; оборудование компьютерной сети.
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; редактор подготовки презентаций.
ЛИТЕРАТУРА
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011.
2. Рабочая тетрадь по математике для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Т.В. Алышева. Допущено Министерством образования Российской Федерации; Москва издательство «Просвещение» 2008 года.
3.Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Автор М.Н. Перова. Москва « ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2009г.
4.Нестандартные уроки математики в коррекционной школе, автор Залялетдинова Ф.Р. Издательство ООО «ВАКО» 2007г.
Мультимедийные пособия:
- Электронное приложение к журналу «Первое сентября». Математика.
Адреса Интернет-ресурсов
- Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
- http://rus.1september.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.matedu.ru
- http://www.edu.ru
- urokimatematiki.ru
- prosholu.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по математике понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.
Содержание обучения математике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются математическая, коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, нравственная компетенции.
Математическая - умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Информационная – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации
Автономизационная – умение саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
Социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;
Нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам
В результате освоения программы восьмиклассник должен:
знать:
- числовой ряд в пределах 1 000 000;
- различие между устным и письменным сложением и вычитаемым чисел в пределах 1 000 000 и дробных чисел;
- правила о порядке выполнения арифметических действий в выражениях без скобок и со скобками;
- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
- преобразование десятичных дробей;
- место десятичных дробей в нумерационной таблице;
- смежные углы; градусные меры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов;
- сумму смежных углов, углов треугольника; элементы транспортира;
- единицы измерения площади, их соотношения;
уметь:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000;
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
- находить среднее арифметическое чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида 5-9 классов,...
План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)
Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...
Рабочая программа по технологии в 5 классе VIII вида
Пояснительная записка Рабочая программа для 5«к» класса составлена в соответствии с государственной программой под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело». Цели рабочей программы...
Рабочая программа по технологии в 6 классе VIII вида
Пояснительная записка Рабочая программа для 6«к» класса составлена в соответствии с государственной программой под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело».Цели рабочей программы по технолог...
Рабочие программы по географии в коррекционном классе VIII вида.
Рабочие программы составленны на основе примерной программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....
Рабочая программа по географии для коррекционного класса (VIII вида)
По программе для коррекционной школы (Бгажнокова)...
Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)
Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)...