Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._russkiy_yazyk_7_klass_8_vid.docx49.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР_________________________

«____»____________201  г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ Л.В. Шабаева.

Приказ № ___ от «___»________

201___ г.

Рабочая программа

По предмету (курсу и т.д.): Русский язык

Уровень обучения: 7 специальный  (коррекционный)  класс VIII вида

Учитель (группа учителей): Васильева Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Количество часов  по программе: 136 часов

п. Новобирюсинский

2019 – 2020 гг.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку 7 класс составлена на основе Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Учебных планов для специальных (коррекциоиных) школ, утвержденных приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекциоиных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Устава МКОУ Новобирюсинская СОШ;

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Новобирюсинская СОШ; Учебного  плана МКОУ Новобирюсинская СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2017 учебный год; Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 класс Сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой М: Гуманитарный  издательский центр «Владос» 2011г.    

Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

     В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского  языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.

      Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

    Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие

личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Целиизучения предмета:

      Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

     Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

•        Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

•        Повышать уровень общего развития учащихся;

•        Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•        Развивать нравственные качества школьников.

Общая характеристика учебного предмета

   Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

    Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В каждом классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).  Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)  в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

  Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

Грамматика и правописание.

Звуки и буквы.

Слово.

Предложение.

Связная речь.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Курс русского языка обеспечивает формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

ФОРМЫ РАБОТЫ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

        В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

    Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

МЕТОДЫ УРОКА

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные  ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки.

При оценивании знаний детей с интеллектуальной недостаточностью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.

Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.

К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.

Формы контроля достижений учащихся:

1)контрольный диктант;

2)словарный диктант;

3)другие виды диктантов;

4)работа с раздаточным материалом.

Виды  контроля:

1)самоконтроль;

2)контроль учителя.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

1)традиционное обучение;

2)активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);

3)информационно-коммуникационные технологии;

4)здоровье сберегающие технологии.

Информация о количестве учебных часов

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса МОБУ Ромненской СОШ на 2016 – 2017 учебный год.

Количество часов на изучение русского языка в 7 классе – 134 (136).

Количество часов в неделю – 4.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ.

Всего на изучение курса русского языка в 7 классе отводится 136 часов - по 4 часа в неделю.

№ раздела

Содержание

Знания

Умения

1.

Повторение.Предложение. 7ч

Простое и сложное предложение.

Простое предложение с однородными членами.

Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом «и», с союзами «а», «но».

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».

Должны знать:

Понятия:

Простое и сложное предложение.

Однородные члены предложения.

Сложные предложения с союзами.

Словарные слова: беречь, насекомые, спектакль, стадион, мороженое.

    Уметь различать члены предложения,

Дифференцировать предложения простые и сложные.              

2.

Слово. Состав слова. 21ч

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова.

Случаи написания сложных слов с соединительными гласными «о» и «е».

Должны знать:

Понятия:

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Сложные слова.

Уметь писать под диктовку текст, применять правило проверки написания слов.

Уметь писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова, сложные слова с соединительными гласными.

3.

Имя существи- тельное.16ч

Имя существительное как часть речи.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Род и число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Разбор имени существительного.

Должны знать:

Понятия:

Род, число, падеж имени существительного.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Склонение имен существительных.

Словарные слова: мастер, почтальон, продавец, слесарь, токарь, тренер, тренировать, хирург, патриот, Россия, материк, милиция, население, монтаж,бутерброд, программа,лекарство, литература,хозяйство, бригада, кабинет, универмаг, километр, тротуар.

Уметь выделять имя существительное как часть речи.

4.

Имя прилага- тельное. 20ч

Имя прилагательное как часть речи.

Значение имени прилагательного в речи.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Изменение имен прилагательных по числам и родам.

Склонение имен прилагательных.

Должны знать:

Понятия:

Род, число, падеж имени прилагательного.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Склонение имен прилагательных.

Словарные слова: экзамен.

Уметь выделять имя прилагательное как часть речи.

5.

Местоимение.

19ч

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения. Местоимения 1,2,3-го лица.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Должны знать:

Понятия:

Местоимение.

Личные местоимения

Местоимения 1,2,3-го лица.

Склонение личных местоимений.

Словарные слова: делегат.

Уметь выделять местоимение как часть речи.

6.

Глагол. 26ч

Глагол как часть речи.

Роль глагола в предложении.

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по лицам.

Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.

Правописание окончаний глаголов в 3-лице.

Неопределенная форма глаголов.

Правописание «ь» в неопределенной форме глагола.

Правописание «-тся», «-ться» в глаголах.

«Не» с глаголами.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Должны знать:

Понятия:

Глагол.

Время глаголов.

Число глаголов.

Изменение глаголов по лицам.

Неопределенная форма глаголов.

Словарные слова: государство, температура, гастроном, планета, гардероб, стеречь, рецепт, бассейн, велосипед, революция.

Уметь выделять глагол как часть речи.

7.

Предложение 12ч.

Простое и сложное предложение.

Предложение с однородными членами. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами «и», «а», «но» со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения.

Должны знать:

Понятия:

Предложение сложное и простое.

Словарные слова: мотор, электричество, паспорт, процент.

Уметь различать однородные члены предложения без союзов и с союзами;

дифференцировать однородные члены простого предложения с союзами и сложное предложение с союзами

Связная речь.'Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, трактической деятельности, на основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).

Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешколь¬ных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профес¬сии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Должны

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться словарем.

Учебно-тематический план

Разделы программы в 7 классе

количество часов на изучение темы

Из них:

кол-во часов на развитие речи

Кол-во часов на контрольные тесты, диктанты, контрольные работы

Кол-во часов на сочинения, изложения

I триместр

42 ч

Повторение.

7

-

-

-

Слово. Состав слова.

22

-

1

-

Части речи. Имя существительное.

13

-

-

-

II триместр

46 ч

Части речи. Имя существительное.

3

-

1

-

Части речи. Имя прилагательное.

20

-

1

-

Части речи. Местоимение.

19

-

1

-

Части речи. Глагол.

4

-

-

-

III триместр

46ч

Части речи. Глагол.

22

-

1

-

Предложение.

15

-

1

-

Повторение изученного.

10

-

-

-

Итого в год

134 ч

Система оценки планируемых результатов

Оценка устных ответов

       Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

       Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

        «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

        «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

       «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ обучающихся

       Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

       Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

      При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

      Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

      В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

       Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

      Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

      Примерный объем текстов контрольных работ Vклассе – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении  контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

      Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

      Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

      При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

V-IX классы

         Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

         «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

         «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

         «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок

       В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

Б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

повторение одной и той же буквы (например, «посода»);

недописывание слов;

пропуск одной части слова при переносе;

повторное написание одного и того же слова в предложении.

       Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенногосостава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

       Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

       «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

       «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

       «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

        Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

      При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

      При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

      Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

       «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

       «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

       «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

                Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

        В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться словарем.

1-й уровень
      
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
      • писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
      • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
      • образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
      • определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
      • находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.
      
2-й уровень
      
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
      • исправлять текст;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
      • решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.

Учащиеся должны знать:

главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

название частей речи, их значение;

наиболее распространенные правила правописания слов.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку

Учебник

•Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2012 год.

Методические пособия:

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».

«Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой.

«Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...

Рабочая программа по географии для коррекционного класса (VIII вида)

По программе для коррекционной школы (Бгажнокова)...

Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами

Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1.     Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 коррекционный класс VIII вида)

Календарно-тематическое планирование. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)...