ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
рабочая программа на тему

Волошина Людмила Андреевна

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ИЗО93.15 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Рассмотрена на заседании

   УТВЕРЖДАЮ

методического совета

Протокол № 1

«___» ___________ 2012 г.

Директор МБОУ ДОД «ДДТ»

                            п. Ханымей

____________М.Г. Крылосова

                       «       »       ____         2012 г.          

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации: 3 года

                                                                       Педагог дополнительного образования

Волошина Людмила Андреевна

п. Ханымей

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

В. Сухомлинский.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. 

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. 

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей, с ее помощью развивается  воображение и фантазия, пространственное мышление,  раскрывается творческий потенциал личности, формируется эстетическая культура ребёнка.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Авторская образовательная программа «Мир изобразительного искусства» имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Программа ориентирована на то, чтоб воспитанники приобретали  определённые знания, а также основополагающие практические умения и навыки в изобразительном искусстве.

Цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. 

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. 

Данная программа ориентирована на то, чтобы дать детям базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Эта программа рассчитана на 3 года обучения, и захватает как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до декоративно-прикладного искусства в многообразии его направления). Такой подход,  внешне привлекателен для детей и родителей.

В соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы. Увеличение продолжительности обучения потребовало  разработки целого рядановых тем, их органичного включения в учебно-тематический план.

В целом занятия в студии способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. 

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. 

Программа базируется на следующих концептуальных принципах:

1) единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

2) нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;

3) свобода и выбор деятельности;

4) психологическая помощь в адаптации ребёнка в коллективе;

5) взаимопонимание между педагогом и детьми;

6) формирование контроля и оценки собственной деятельности;

7) уважение к правам ребёнка.

Художественная деятельность воспитанников на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; декоративная работа; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, игровые упражнения, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями искусства (демонстрация слайдов, репродукций, фотографий, иллюстраций); конструирование, наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества; прослушивание музыкальных и литературных произведений (классических, народных, современных). 

Игровые приемы при выполнении заданий реализуются в виде выполнения: эскизов, согласно которым расписываются отдельные предметы, изготовленные детьми на занятиях по декоративному творчеству (игрушки из папье-маше, сувениры, подарки друзьям и близким); цикла учебно-творческих заданий по иллюстрированию собственных стихов, книжек-картинок на тему собственных и народных сказок; коллективных панно, композиций и т. д.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. 

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. 

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Режим занятий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-13 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 2 часа. Предусмотрен десятиминутный перерыв между занятиями. 1 час в неделю отводится на индивидуальные занятия для одаренных детей или для устранения пробелов в знаниях и умениях у отстающих ребят.

Продолжительность обучения 1 год - 144 часа.

Сроки реализации образовательной программы:  3 года обучения.

Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.

Второй и третий год закрепляют знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.). 

Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 10  человек.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

 занятия в свободное время; 

 обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); 

 детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; 

 допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний ;

оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Методы обучения:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися; 

- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; 

- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; 

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности; 

- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. 

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. 

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. 

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. 

На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. 

Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях. 

В конце первого года обучения:

Воспитанник должен знать: 

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; 

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции. 

Воспитанник должен уметь: 

- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; 

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр; 

- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; 

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; 

Воспитанник должен решать следующие жизненно-практические задачи: 

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; 

Воспитанник должен проявлять следующие отношения: 

- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; 

- творчески откликаться на события окружающей жизни;

По завершении второго года обучения:

Воспитанник должен знать: 

- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего. 

- Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства. 

- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции. 

- Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью. 

- Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка. 

- Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

Воспитанник должен уметь: 

- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; 

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге; 

- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту; 

- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; 

- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы; 

- в сюжетных работах передавать движение;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету; 

- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Воспитанник должен решать следующие жизненно-практические задачи: 

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал; 

- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации; 

- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей; 

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению; 
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Воспитанник должен проявлять следующие отношения: 

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ. 

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; 

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; 

- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

К концу третьего года обучения:

Воспитанники будут знать:

- основы линейной перспективы;

- основные законы композиции;

- пропорции фигуры и головы человека;

- различные виды графики;

- основы цветоведения;

- свойства различных художественных материалов;

- основные жанры изобразительного искусства;

Воспитанники будут уметь:

- работать в различных жанрах;

- выделять главное в композиции;

- передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

- строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

- критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

Воспитанники должны получить общеучебные умения и личностные качества:

- умение воспринимать конструктивную критику;

- способность к адекватной самооценке;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- трудолюбие, упорство в достижении цели;

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: 

- контрольных занятий по изученным темам; 

- конкурсы;

- выставка детских работ; 

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через механизм тестирования (устный  опрос по отдельным темам пройденного материала);

через отчётные просмотры законченных работ.

Отчетные просмотры законченных работ обучающихся

Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

По итогам освоения программы каждый ребёнок получает соответствующий документ (удостоверение либо свидетельство об окончании прохождения курса обучения в данной студии).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения

п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практика

Теория

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности в изостудии

2

-

2

2.

Рисунок

36

30

6

2.1

Линия

6

5

1

2.2

Штрих

6

5

1

2.3

Пятно

6

5

1

2.4

Форма

6

5

1

2.5

Природная форма

12

11

1

3.

Живопись

36

29

7

3.1

Свойства красок (гуашь, акварель)

6

5

1

3.2

Удивительное превращение цвета при смешивании красок.

6

5

1

3.3

Знакомство с холодной и теплой гаммой

6

5

1

3.4

Мир цвета в природе.

 Изображение растений в теплой и холодной гамме

3

2

1

3.5

Мир фантастических деревьев.

Контрасты холодного и теплого

3

2

1

3.6

Этюды веток с цветами, трав, плодов

6

5

1

3.7

Веселое настроение

6

5

1

4.

Декоративное рисование

36

31

5

4.1

Витраж

8

7

1

4.2

Узоры

0

8

2

4.3

Орнамент

6

5

1

4.4

Волшебная композиция

12

11

1

5.

Бумажное конструирование

16

12

4

5.1

Рваная бумага (аппликации)

4

3

1

5.2

Мятая бумага (аппликации)

4

3

1

5.3

Смешанная техника

4

3

1

5.4

Ажурная аппликация

4

3

1

6.

Средства графических материалов

14

10

4

6.1

Цветные карандаши

3

2

1

6.2

Гелевые ручки

4

3

1

6.3

Фломастеры

3

2

1

6.4

Пастель, уголь

4

3

1

7.

Итоговое занятия

2

-

2

ИТОГО:

144

112

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения

Раздел I. Введение в программу.

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.

Техника безопасности в студии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, гелевой ручкой, углём, пастелью.

Тема 2.1. Линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Характер линий - злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий.

Тема 2.2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. Особенности работы  с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: Разновидность точек: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.

Тема 2.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Пятно, полученное с помощью заливки различных видов краски (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Тема 2.4. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными). Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания: Изображения различных форм и способы их изображение на бумаге.

Тема 2.5. Природная  форма.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Раздел 3. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника
Тема 3.1. Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Тема 3.2. Удивительное превращение цвета при смешивании красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями

Практическое занятие. Выполнение заданий: Различные виды мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».

Тема 3.3. знакомство с тёплой и холодной гаммой.

Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана).упражнение на зрительную и ассоциативную память.

Тема  3.4. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

Практические занятия:выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Тема  3.5 Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.

 Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый.

 Практические занятия:изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах).

Тема 3.6.Этюды веток с цветами, трав, плодов

Небольшие этюды с изображениемтрав, цветов, фруктов. Показать многообразие цветов

Практическое задание: Изображение различных этюдов в более реалистичном виде.

Тема:3.7.Веселое настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого.

Практические занятия:Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Раздел 4. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Витраж

Знакомство с техникой витража и основными её приемами.

Практическое занятие.Изображения витражных композиций с использованием витражных красок.

Тема 4.2. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле), придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек.

Тема 4.3. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Изображение различных орнаментов с использованием трафарета.

Тема 4.4. Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников.Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Любимые сказочные герои глазами воспитанников.

Раздел 5. Конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой.

Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.

Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Практическое занятие. Выполнение заданий: композиционные аппликации с рванной бумаги.

Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.

Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Практическое занятие. Выполнение заданий. Изготовление фигурок из тонкой цветной бумаги.

Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).

Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной.

Практическое занятие.Использовать различныевиды бумаги в изготовлении различных форм и фигур с использованием смешенной техники..

Раздел 6. Средства графических материалов

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 6.1. Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Рисуем цветными карандашами различные художественные образы.

Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких).

Тема 6.4. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковиной и кончиком. Практическое занятие. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Раздел 8. Итоговое занятие Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практика

Теория

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии

2

2

2.

Королева Живопись

41

32

9

2.1

Гармония цвета

15

12

3

2.2

Контраст цвета

15

12

3

2.3

Кляксы в цвете

11

8

3

3

Рисование от А до Я

37

31

6

3.1

Пропорции

12

10

2

3.2

Плоскостное и объемное изображение

12

10

2

3.3

Рисование с натуры и по памяти

13

11

2

4

Пейзаж

40

33

7

4.1

Изображение деревьев и растений

10

8

2

4.2

Живописная связь неба и земли

12

10

2

4.3

Городской пейзаж

6

5

1

4.4

Сельский пейзаж

6

5

1

4.5

Пейзаж дикой природы

6

5

1

5

Азы композиции

22

20

2

5.1

Линия горизонта

10

9

1

5.2

Композиционный центр

12

11

1

6

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

116

28


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Тема 1.2. Особенности второго года обучения.

Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Раздел 2. Королева Живопись.

Основы цветоведения.

Тема 2.1. Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Рисуем сочетая все цвета радуги.

Тема 2.2. Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый.

Практическое занятие. Использование контраста цвета для выделения главного.

 Тема 2.3. Цветные кляксы.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие.  Смешиваем красок.

Раздел 3. Рисования от А до Я.

Тема 3.1. Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине.

Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида).

Практическое занятие. Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями.

Практическое занятие. Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Раздел 4. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема 4.1. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев и растений. И их графические зарисовки.

Практическое занятие. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник)

Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Изображение слияние неба земли в цветовотональности..

Тема 4.3. Городской пейзаж. Научить детей изображать городской пейзаж, познакомить детей с архитектурно городском пейзаже.

Практическое занятие. Нарисовать городской пейзаж, учитывая пространственную перспективу и многообразие цвета и тонов

Тема 4.5. Дикий пейзаж. Повторное получение умений и навыка.

Практическое занятие .Нарисовать различные пейзажи дикой природы.

Раздел 5. Азы композиции.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 5.1. Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения.

Практическое занятие. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Тема 5.2. Композиционный центр.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Рисование композиции выделяя центр.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практика

Теория

1.

Введение в программу. Правила техники безопасности в изостудии

2

2

2.

Художественная роспись

24

20

4

2.1

Роспись по бумаге

6

5

1

2.2

Роспись по дереву

6

5

1

2.3

Роспись по стеклу

6

5

1

2.4

Роспись по ткани основы батика

6

5

1

3

Графика

36

33

3

3.1

Граттаж

12

11

1

3.2

Гравюра на картоне

12

11

1

3.3

Гизель

12

11

1

4

Натюрморт

18

16

2

4.1

Натюрморт в холодной гамме

9

8

1

4.2

Натюрморт в теплой гамме

9

8

1

5

Образы природы

20

17

3

5.1

Работа на пленере

7

6

1

5.2

Работа по памяти

7

6

1

5.3

Тематический пейзаж

6

5

1

6.

Декоративно прикладное рисование

18

16

2

6.1

Особенности русских народных промыслов

9

8

1

6.2

Декоративная композиция

9

8

1

7

Дизайн

24

22

2

7.1

Карнавальные маски

12

11

1

7.2

Фантазийные шляпы

12

11

1

8

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

124

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.

Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для выставки.

Раздел 2 Художественная роспись: Научить детей выполнять художественную роспись по бумаге.

Тема 2.1. Роспись по бумаге.

Практические занятия: Познакомиться с первыми по исполнению художественной росписи, выполнить пробные занятия на бумаге.

Тема 2.2. Роспись по дереву. Познакомиться с первыми по исполнению художественной росписи по дереву.

Практические занятия: По подготовленному эскизу выполнить работу по дереву.

Тема 2.3. Роспись по стеклу. Познакомиться с первыми по исполнению художественной росписи по стеклу.

Практические занятия: Выполнить разновидную росписи по стеклу используя различные техники.

Тема 2.4. Роспись по ткани основы батика Научить воспитанников выполнять роспись по ткани.

 Практические занятия: Выполнить работу по художественной роспись, используя основы батика.

Раздел 3. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).

Тема 3.1. Граттаж.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

Практическое занятие. Выполнить работы в технике граттаж.

Тема 3.2. Гравюра на картоне.

Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.

Практическое занятие. Выполнить работы в технике гравюра..

Тема 3.3. Гризайль.

Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.

Практическое занятие. Выполнения работ с использованием различных видов мазков. Раздел 4. Декоративно-прикладное рисование.

Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Тема 4.1. Особенности русских народных промыслов.

Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

Практическое занятие. Гжельские узоры, Хохломская роспись.

Тема 4.2. Декоративная композиция.

закрепление в  технике витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

Раздел 5. Дизайн.

Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.

Тема 5.1. Карнавальные маски.

Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок.

Практическое занятие. Изготовление различных видов масок.

Тема 5.2. Фантазийные шляпы.

Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.

Практическое занятие. Изготовление шляпок.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы. Проведение итоговой аттестации согласно

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Форма занятия.

Приёмы и методы организации.

Методический и дидактический материал.

Форма подведения итогов.

1.

Беседа

Иллюстрированный рассказ, анализ.

Таблица по технике безопасности, дополнительная литература.

Анкетирование, составление тематического плана.

2.

Практическое занятие.

Объяснение, демонстрация наглядного материала.

Книги, наглядные пособия.

Анализ выполнения работы.

3.

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Этапы выполнение работы.

Самооценка.

4.

Практическое занятие.

Объяснение и рассказ, индивидуальная помощь.

Этапы выполнения работы, ил-

люстрации.

Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.

5.

Беседа, практическая работа.

Рассказ, объяснение

и коллективная самостоятельная работа.

Иллюстрации, образцы изделий.

Анализ выполнения работы.

6.

Практическое занятие.

Объяснение, демонстрация, работа с учителем.

Этапы выполнения работы, образцы изделий.

Оценка результатов работы.

7.

Практическое занятие.

Рассказ, объяснение

демонстрация, работа с учителем.

Иллюстрации, образцы изделий

Самооценка.

8.

Беседа, практическая работа.

Рассказ, объяснение

демонстрация, работа с учителем.

Этапы выполнения работы, образцы изделий.

Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.

9.

Практическое занятие.

Демонстрация, практическая работа.

Образцы изделий.

Анализ выполнения работы.

10.

Беседа, практическая работа.

Объяснение, демонстрация, работа с учителем.

Этапы выполнения работы, иллюстрации.

Самооценка, анализ качества.

11.

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Книги, наглядные пособия.

Самооценка.

12.

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Книги, наглядные пособия.

Самооценка.

13.

Практическое занятие.

Объяснение, самостоятельная работа.

Книги, наглядные пособия.

Анализ выполнения работы.

14.

Творческая работа.

Разработка идеи, планирование, самостоятельное выполнение работы.

Эскизы.

Выставка работ.

15.

Практическое занятие.

Демонстрация, практическая работа.

Образцы изделий.

Самооценка, анализ качества.

16.

Беседа, практическая работа.

Объяснение, самостоятельная работа.

Образцы изделий.

Выставка работ.

17.

Беседа, творческая работа.

Демонстрация, самостоятельное выполнение работы.

Эскизы, наглядные пособия.

Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.

18.

Творческая работа.

Разработка идеи, планирование, самостоятельное выполнение работы.

Эскизы.

Выставка работ.

19.

Беседа, творческая работа.

Объяснение и рассказ, индивидуальная помощь.

Этапы выполнения работы, образцы изделий.

Выставка работ.

20.

Коллективная работа.

Разработка идеи, планирование, самостоятельное выполнение работы.

Эскизы.

Оценка результатов работы.

21.

Самостоятельная работа.

Разработка идеи, планирование,

самостоятельное

выполнение работы.

Изделия разных техник рисования.

Выставка работ.

22.

Творческий отчёт.

Организация выставки.

Лучшие работы по итогам работы кружка.

Выставка работ.

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки,     СD-диски, мультимедийные презентации, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

Предметы декоративно-прикладного искусства (сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).

Муляжи (фрукты, овощи).

Техническое оснащение программы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся:

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Учимся рисовать Животных / Галина Шалаева. – М.: 2008г.

Учимся рисовать Птиц и рыб / Галина Шалаева. – М.: 2008г.

Учимся рисовать Растения/ Галина Шалаева. – М.: 2008г.

Грей П. Полный курс рисования. Практическое руководство для начинающих художников / Пер. с англ. Н.В. Микелишвили._ М.: ООО ТД « Издательсво Мир книги», 2011.

Литература для педагога:

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

 Большая книга рисованья для детей и взрослых. Автор: Т. Емельянова. – М.: АСТ.2010г.

Рисуем акварельными красками и карандашами .Авторы :  Акикуса Аи, Кондзуми Саи, Сима Юкиэ, Адати Нами, Хаяси Ясуко. ООО «Издательство Астрель», 2010г.

Как научиться рисовать (цветы, ягоды, насекомые) Автор: Баймашова В.А.     Издательство « Скриптории 2003»

Как научиться рисовать – 2 (цветы, ягоды, насекомые) Автор: Баймашова В.А. Издательство « Скриптории 2003»

Раскраска для малышей народные промыслы ХОХЛОМА, Автор: Сергей Михайлов. Издательство  « Ч.А.О. и К» 2005г.

Раскраска для малышей народные промыслы ГЖЕЛЬ, Автор: Сергей Михайлов. Издательство  « Ч.А.О. и К» 2005г.

Учимся рисовать Животных / Галина Шалаева. – М.: 2008г.

Учимся рисовать Птиц и рыб / Галина Шалаева. – М.: 2008г.

Учимся рисовать Растения/ Галина Шалаева. – М.: 2008г.

Воскресенская Е.Д.Рисование карандашом и красками (+СD c видеозвуком). – СП б.: Питер,2011г.

Мазовецкая В. Рисуем цветы (+СD c видеозвуком). – СП б.: Питер,2011г.

Грей П. Полный курс рисования. Практическое руководство для начинающих художников / Пер. с англ. Н.В. Микелишвили._ М.: ООО ТД « Издательсво Мир книги», 2011.

Приложение №1

Тестирование

Тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического и практического материала, умение анализировать и решать творческих задач.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе :
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не полный»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала

Первый год обучения

№п/п

Фамилия, имя ребёнка

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)


Оценка

Правильный
ответ

Не полный ответ

Неверный
ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

*фиолетовый цвет?

*зелёный цвет?

2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

3

Какие цвета относятся к холодной гамме?

4

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

5

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?

6

С чего начинается рисунок?

7

Что такое орнамент?

8

Какие предметы  для изображения вы знаете?

Второй год обучения

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный
ответ

Не полный ответ

Неверный
ответ

1

Назови три основных жанраизобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

2

Чем отличается эскиз от композиции

3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?

4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?

5

Какие линии используются в рисунке?

6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?

7

Что такое линия горизонта?

8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

9

Какие цвета являются контрастными?

Третий год обучения

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный
ответ

Не полный ответ

Неверный
ответ

1

Что такое ритм в орнаменте?

2

Какие виды росписи вы знаете?

3

Какие народные промыслы ты знаешь?

4

Что означает тон в рисунке?

5

Какие графические материалы ты знаешь?

6

Что такое граттаж?

7

Что означает техника«гризайль»?

Приложение №2

Глоссарий

Абстрактное искусство— реакционное направление в живописи и скульптуре XX в., ведущее к полному отрицанию реализма. (Вот это устарело, да :) - Л.В.)

Автопортрет— изображение художника, выполненное им самим.

Анатомия пластическая— наука о строении человеческого тела, основанная на анализе устройства мускулатуры и скелета. А. п. является специальной дисциплиной в художественных учебных заведениях.

Анималистический жанр— разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных. Художника, работающего в этой области, называют анималистом.

Ансамбль —единство, стройная цельность художественного произведения.

Батальный жанр— область изобразительного искусства, посвященная военной тематике.

Блик— самое светлое, нередко блестящее место на поверхности предмета, расположенное со стороны падающего света.

Бытовой жанр— область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Гипсы— слепки скульптурных произведений и геометрических фигур, применяемые в качестве натуры для рисунка.

Главная точка схода —термин, обозначающий точку на линии горизонта, в которой сходятся все горизонтальные линии,перпендикулярные картинной (фронтальной) плоскости.

Горизонт, линия горизонта— в изобразительном искусстве условная прямая, обозначающая уровень глаз рисующего. В зависимости от ее расположения на листе бумаги, горизонт может быть низким или высоким.

Графика — самый массовый вид изобразительного искусства, характерной особенностью которого является однотонность рисунка, исполненного линией или светотенью. Количество цветов в графике ограничено. К графике относятся разные знаки и буквенные изображения, рисунок, плакат, карикатура, иллюстрации, эстампы и т. д. Изобразительный язык графики — оперативность, доступность понимания, острота и броскость.

 Детализация — в изобразительном искусстве отдельные изображения, насыщенные многочисленными мелочами и подробностями с целы» усиления идейно-образного звучания произведения.

 Драпировка — в изобразительном искусстве термин, указывающий на расположение и общий характер складок на одеждах и тканях.

 Жанр — в изобразительном искусстве понятие, характеризующее общность тем. Различают следующие жанры: исторический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт и портрет.

 Закрепление (фиксация, фиксирование) — в технологии рисунка термин, обозначающий специальную обработку поверхности бумаги с целью сохранения рисунка, чаще всего выполненного углем. Закрепление производится растворами канифоли и спирта, обезжиренным молоком или пивом путем разбрызгивания их из пульверизатора.

 Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный с целью собрания материала для более значительной работы или ради упражнений.

 Идея — главная мысль художника.

 Изобразительное искусство — искусство, связанное со зрительным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.

 Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.

 Интерьер — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных форм: комнат, коридоров и т. п.

 Искусство — одна из форм общественного сознания. И. изобразительное — это творческое отражение действительности в художественных живописных, графических или скульптурных образах.

 Исторический жанр — область изобразительного искусства, посвященная конкретным историческим событиям общественной жизни и действиям исторических лиц.

 Карандаш — в технологии рисунка — материал и инструмент для рисования в виде палочки и специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Современные графитные К., состоящие из минерала графита и примеси глины, выпускаются разной степени твердости (М — мягкие и Т — твердые). К., изготовленные из порошка жженой кости с растительным клеем, известны под названием итальянские К. (угольные).

 Карикатура — изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные особенности объекта.

 Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.

Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным и изъятие незначительного. Основной

закономерностью построения К. является борьба противоположностей: большого — малого, светлого — темного, холодного — теплого, статичного — динамичного.

 Контраст — противоположность двух величин: размера, цвета (светлого — темного, теплого — холодного), движения.

 Контур — совокупность линий, обозначающих внешние очертания изображаемого.

 Копия — повторное изображение того или другого произведения. К. должна соответствовать оригиналу как размером, так и техническими средствами.

 Миниатюра — произведение искусства мелкое по размеру и детальное по исполнению.

 Моделировка — передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций.

 Модель — одушевленные и неодушевленные объекты, послужившие художнику в качестве натуры.

 Мольберт — станок для крепления планшетов или подрамников во время работы. По своей конструкции М. бывают большие и малые, складные и стационарные.

 Монохромный — одноцветный с оттенками или без оттенков светлоты цвет.

 Муляж — слепок с натуры или со скульптуры, внешне напоминающий оригинал.

 Набросок — графическое, живописное или скульптурное изображение, бегло и быстро исполненное по памяти или с натуры. Н. выполняются с целью тренировки руки и глаза или как накопление вспомогательного материала для текущей работы.

 Натура — объективно существующие одушевленные и неодушевленные предметы, которые художник изображает, наблюдая их как модель.

 Натурализм — пассивное восприятие действительности, чисто внешнее копирование всего, что находится в поле зрения художника.

 Натурщик (натурщица) — человек, позирующий художнику во время работы.

 Натюрморт — группа предметов (овощи, фрукты, цветы, битая дичь или предметы быта), композицонно составленная художником и воспроизведенная на рисунке. Н. является одним из жанров изобразительного искусства.

 Оригинал — художественное произведение, задуманное и исполненное самим автором.

 Оттенок — небольшое различие в цвете или светосиле между двумя тонами.

 Пастель — материал в виде разноцветных обернутых в бумагу палочек, предназначенных для рисования. П. состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ.

 Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.

Перспектива — научная вспомогательная дисциплина, помогающая изображать предметы окружающей действительности в соответствии со зрительным восприятием.

Пластическая анатомия — см. анатомия пластическая.

Пленер — работа над пейзажем под открытым небом с целью правдивого изображения красочного богатства натуры.

Повторение — авторская копия художественного произведения.

Подлинник — см. оригинал.

Позировать — служить во время работы художнику моделью, сохраняя определенную позу.

Полутень — промежуточный тон при передаче перехода от освещенной части предмета к затемненной.

Полутон — промежуточный тон, малоконтрастный, близко расположенный к двум другим.

Портрет — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного, конкретного человека.

Пропорции — взаимоотношение форм, частей предметов по их величине, соответствующее определенному характеру целого.

Профиль — боковое изображение человека или другой натуры.

Ракурс — изображение предмета или человека в перспективе с резко выраженным сокращением его отдельных частей.

Рефлекс — отраженный от другого предмета свет, падающий на теневую часть тела.

Ритм — чередование, соразмерность элементов, ведущие к стройной, закономерной слаженности целого произведения.

Сангина — материал для рисования красновато-коричневого цвета, изготовляемый в виде палочек. Цветовой оттенок сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.

Свет — освещенная часть натуры.

Светосила — степень относительной светлоты тона предмета по отношению к другим.

Сепия — прозрачная коричневая краска акварельного типа.

Силуэт — изображение предметов в виде теневого профиля без деталей внутри контура.

Тень — наименее освещенная часть натуры.

Точка зрения — термин перспективы, определяющий место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым или изображаемым предметам.

Уголь — материал для рисования в виде тонких палочек черного цвета, приготовленных путем обжигания определенных сортов дерева или спрессованных из специальной угольной массы (прессованный уголь), скрепленный растительным клеем.

Центральная точка схода — см. главная точка схода.

Шарж — графическое изображение, основанное на резком сатирическом и юмористическом заострении и преувеличении характерных черт, сторон изображаемого.

Штрих — линия, выполненная одним движением руки и предназначенная для передачи объема.

Эскиз — художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".

«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка»

Программа дополнительного образования "Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка"...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...