Авторская программа дополнительного образования детей кружка изобразительного искусства "Акварелька"
материал по теме
Программа рассчитана на 4 года для детей. Возраст детей 6-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.rar | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Пономаревский Дом детского творчества»
«Утверждено»
директор МБОУ ДОД «Пономаревский ДДТ»
__________ /Н.И. Вострикова/
«_______» _______________2012г.
Дополнительная образовательная программа кружка
изобразительного искусства
Программа рассчитана на 4 года для детей
6-10 лет
Педагог дополнительного образования
Студеникина В.С.
2012 г.
Содержание
I. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы…………………………………………………2- 3
1.2. Цель программы…………………………………………………………….. 3
1.3. Задачи программы………………………………………………………..3 - 4
1.4. Сроки реализации…………………………………………………………… 4
1.5.Основные формы и методы организации учебного процесса…………. 4- 5
1.6. Новизна программы……………………………………………………….5- 6
1.7.Особенности программы: ………………………………………………...6 - 7
1.8.Педагогическая целесообразность …………………………………………. 9
1.9.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета……………...9 - 13
1.9.Универсальные учебные действия ……………………………………13 - 14
II. Учебно – тематический план
2.1. Учебно – тематический план первого года обучения…………………… 15
2.2.Ожидаемые результаты первого года обучения………………………….. 15
2.3.Учебно – тематический план второго года обучения…………………….16
2.4..Ожидаемые результаты второго года обучения………………………….. 16
2.5. Учебно – тематический план третьего года обучения…………………... 17
2.6.Ожидаемые результаты третьего года обучения………………………….. 17
2.7. Учебно – тематический план четвертого года обучения…………………18
2.8.Ожидаемые результаты четвертого года обучения……………………….. 18
III. Содержание программы
3.1. Содержание программы первого года обучения……………………. 19 - 20
3.2. Содержание программы второго года обучения……………………. 20 - 21
3.3. Содержание программы третьего года обучения……………………22 - 23
3.4. Содержание программы четвертого года обучения…………………23 - 24
IV. Методическое обеспечение........................................................................ 25
V. Список литературы ………………………………………………….... 26 -27
Пояснительная записка
- Актуальность программы
Социально-экономические изменения, произошедшие в обществе, привели к смене ценностной ориентации в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, способствующее реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Задача школы – создать такие условия обучения и воспитания каждого ребёнка, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально - теоретическим, художественно – эстетическим, нравственным и эмоциональным развитием личности.
Огромным потенциалом в формировании адекватного современным реалиям «архетипа личности» – мобильного, конструктивно-мыслящего, обладающего развитыми художественно-творческими способностями гражданина, и одновременно, одновременно, духовно развитого, высоко нравственного, уважающего национальные культурно-исторические традиции, патриота своей Родины обладает образовательная область «Изобразительное искусство» (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.С. Мухина, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр и т.д.).
Следует отметить, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования «творческости личности», так как младше школьник свободно отображает действительность, посредством своего оригинального видения, не задумываясь над похожестью изображения. Для него важна эмоциональная сущность изображаемого, которую он показывает, смело, со своей внутренней правотой, иногда ломая стереотипы восприятия этого предмета взрослыми. Вместе с тем, учащиеся младшего школьного возраста обладают повышенной восприимчивостью и впечатлительностью, непосредственностью реакций, ярко выраженным стремлением усваивать новое.
Дополнительная образовательная программа «Акварелька» для учащихся начальной школы (6-10 лет) составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), программы «Начальная школа XXI века» (2010 г.), программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской (2010 г.).
1.2.Цель программы
Цель программы — формирование нравственно-эстетической культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры, средствами ценностей национального и мирового искусства.
1.3. Задачи программы
Задачи:
Обучающие
- формировать систему знаний об основах изобразительной грамоты, включающей понятия о рисунке, живописи, композиции, коллаже и т.д.; о профессии художника; технике выполнения художественных работ;
- формировать первичные навыки работы кистью, карандашом, пером;
- обучать практическому применению знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства и оформительской работы в различных техниках рисования и оформления композиций;
- способствовать становлению основ художественной грамоты и художественного вкуса.
Развивающие:
- развивать образное мышление и творческую активность;
- развивать усердие и усидчивость;
- развивать стремление проявлять свои способности и добиваться успеха;
- развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- формировать эстетическое восприятие;
- формировать потребность участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни;
- воспитывать с любовь к Родине, уважение к национальным традициям;
- формировать «поликультурность» и толерантность.
1.4. Сроки реализации
Программа предполагает прохождение курса в течение четырех лет, рассчитана на 36 часов в год, исходя из 36 учебных недель в учебном году, по 1 часу в неделю.
Возрастная категория: дети 6 – 10 лет. Наполняемость группы: 9 – 15 человек. Занятия проводятся во внеурочном режиме и подразумевают прохождение теоретического и практического блоков.
1.5.Основные формы и методы организации учебного процесса
Структура программы представлена десятью образовательными блоками, предусматривающими интериоризацию теоретического и практического материала. Говоря о практических, творческих действиях, мы имеем в виду не столько специальные способности детей к рисованию и творческому преобразованию материалов, сколько их темперамент, творческую игровую активность в процессе рисования, неограниченную фантазию. Одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребёнка – это умение узнавать в рисунке изображенный предмет. В своём рисунке ребёнок использует разные формы опыта, который он получает в процессе действий с предметной средой, зрительного восприятия предметов, а так же самой изобразительной деятельности и обучения со стороны взрослых. Важным здесь является то, что ребёнок передаёт в рисунке не только эмоциональное впечатление от предмета, но и своё понимание.
Формы занятий:
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа;
- творческие проекты;
- экскурсии;
- творческие олимпиады;
- конкурсы по техникам изобразительного искусства;
- галереи дружбы;
- ярмарки завтрашних мастеров.
Методы:
- анализ и синтез;
- кластер;
- мозговой штурм и т.д.
1.6.Новизна программы.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает изучение основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика и т.д.; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение двух основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность.
Два способа художественного освоения действительности — изобразительный и декоративный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.
Учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Активизация творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству обуславливается следующими принципами:
- ведущей ролью обучения и воспитания школьников по отношению к их эмоциональному, эстетическому развитию;
- учетом возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работы;
- сочетанием мотивации и стимулирования эстетической деятельности школьников, активизации их нравственных сил с возбуждением непосредственного интереса к делу.
1.7.Особенности программы:
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Акварелька» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.
Индивидуальные занятия, предусматривают работу преподавателя с каждым кружковцем по очереди и индивидуальная деятельность учащихся. Признаками индивидуальных учебных занятий являются отсутствие общего фронта, минимальный уровень коллективности
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
1.8.Педагогическая целесообразность
Воспитывающий эффект:
- формирование духовно нравственной личности, воспитание Человека Культуры,
- формирование гражданско- патриотическое сознание личности.
Обучающий эффект:
- Формирование когнетивного компонента ( знание основных терминов по жанрам, стилям изобразительного искусства, промыслам, техникам исполнения, а также навыкам овладения живописными и графическими приемами)
1.9.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
В результате изучения курса «Акварелька» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения дополнительной образовательной программы «Акварелька»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Эффективным способом демонстрации достижений учащихся являются творческие работы, участие в выставках, конкурсах, акциях, технология «портфолио».
1.10.Универсальные учебные действия
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать не только в учебном процессе, но и внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирование контроля и коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, моделирования изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать, как с учителем, так и со сверстниками.
Развитию универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности во внеурочной деятельности.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Тема | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. блок | Практич. блок |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | Беседа | 1ч | 1ч | |
2. | «Кладовая природы» | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 9 ч | 1 ч | 7 ч |
3. | « Как многоцветен этот мир…» | Рисование на темы | 7 ч | 2 ч | 5 ч |
4. | « Чуден цвет- дивен мастер» | Декоративное рисование | 9ч | 2 ч | 7 ч |
5. | Шкатулка идей | Лепка, аппликация | 7 ч | 2 ч | 6 ч |
6 | Деминский Эрмитаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях. | 3 ч | - | 3 ч |
7 | Итого | 36 ч | 8ч | 28 ч |
2.2.Ожидаемые результаты первого года обучения
- развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
- умение организовать рабочее место.
- бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
ознакомление с художественными терминами и понятиями.
овладение основами художественной грамоты
- знание цветов и рисовальных материалов
умение передавать форму, величину изображения.
приобретение навыка работы в паре, группе
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ | тема | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. знания | Практич. знания |
1 | Вводное занятие | Беседа | 1ч | 1ч | |
2. | «Кладовая природы» | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 7 ч | 2 ч | 5 ч |
3. | « Как многоцветен этот мир…» | Рисование на темы | 8ч | 2 ч | 6ч |
4. | « Чуден цвет- дивен мастер» | Декоративное рисование | 7 ч | 2 ч | 5 ч |
5. | Шкатулка идей | Бумагопластика, цифровая фотокамера фотоработы | 10 ч | 3 ч | 7 ч |
6. | Деминский Эрмитаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях. | 3 ч | - | 3 ч |
7 | Итого | 36 ч | 10 ч | 26 ч |
2.4.Ожидаемые результаты второго года обучения
- Ориентирование в социальных ролях
- Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
- Развитие наблюдательности зрительной памяти.
- Активное использование в речи терминов.
- Соблюдение последовательности выполнения работы.
- Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
- Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
Участие в коллективном обсуждении
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№п/п | тема | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. знания | Практич. знания |
1 | Вводное занятие | Беседа | 1ч | 1ч | |
2. | «Кладовая природы» | Рисование с натуры, по памяти, представлению | 5ч | 2 ч | 3ч |
3. | « Как многоцветен этот мир…» | Рисование на темы | 6ч | 2 ч | 4ч |
4. | « Чуден цвет- дивен мастер» | Декоративное рисование | 11ч | 2 ч | 9ч |
5. | Шкатулка идей | Фитодизайн, квиллинг, приемы рисования на компьютере. | 10ч | 3 ч | 7ч |
6. | Деминский Эрмитаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях компьютерные презентации. | 3 ч | - | 3 ч |
7 | Итого | 36 ч | 10 ч | 26 ч |
2.6.Ожидаемые результаты третьего года обучения
- Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
- Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
Овладение художественными терминами
- Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета
- Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№п/п | тема | Вид занятия | Кол-во часов | Теоретич. знания | Практич. знания |
1 | Вводное занятие | Беседа | 1ч | 1ч | |
2. | «Кладовая природы» | Пленэрные зарисовки | 5ч | 1 ч | 4ч |
3. | « Как многоцветен этот мир…» | Рисование на темы | 6ч | 2 ч | 4ч |
4. | « Чуден цвет- дивен мастер» | Знакомство с народными промыслами. | 13ч | 2 ч | 11ч |
5. | Шкатулка идей | Оформительская деятельность | 8ч | 3 ч | 5ч |
6. | Деминский Эрмитаж | Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях компьютерные презентации. | 3 ч | - | 3 ч |
7 | Итого | 36 ч | 9 ч | 27 ч |
2.8.Ожидаемые результаты четвертого года обучения
- Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
- Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
- Развитие художественного вкуса.
Овладение художественными терминами.
- Владеть основными навыками смешением цветов, Доводить работу до полного завершения.
- Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
- Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Содержание программы
1 год обучения.
Тема№1 Вводное занятие»
Знакомство с программой кружка «Акварелька». Рассказать о правилах поведения, инструктаж по технике безопасности.
Теоретическая работа: 1 час
Тема№2 «Кладовая природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: экскурсия на природу. Сбор природного материала, для дальнейшего использования в композиции, а также анализ различных форм листьев, деревьев. Обучение технике рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, эскиз игрушки по мотивам природных форм карнавал снежинок, рисование снеговика, кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы.
Знакомство с линей горизонта.
Теоретическая работа: 1 час
Практическая работа: 7 часов сбор природного материала: листьев, колосьев, камней, выполнение зарисовок с натуры, по памяти
Тема№3«Как многоцветен этот мир…»
Рисование на темы: « Какого цвета радуга» знакомство детей с основными цветами (желтый, синий, красный) и составными. «Осенний лес», «Моя любимая сказка» иллюстрации к любимым сказкам, уборка урожая, русские богатыри, снаряжение богатыря, «Зимушка зима»
Теоретическая работа: 2 часа
Практическая работа: 5 часов. Создание композиции на заданную тему, а так же знакомство с живописными приемами ,умение правильно определять соразмерность предметов.
Тема№4«Чуден цвет- дивны мастера»
Декоративное рисование: узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, хохломской росписи, украшение предметов быта, роспись кухонной доски.
Теоретическая работа: 2 часа
Практическая работа: 7 часов. Создание декоративного панно.
Тема№5 «Шкатулка- идей»
Лепка, аппликация, моделирование: лепка фруктов и овощей, аппликация из осенних листьев сделать образ из кляксы, музыкальное оформление рисунка, слушаем музыку и рисуем, создаем и воплощаем творческие идеи.
Теоретическая работа: 2 часа
Практическая работа: 6 часов. Создание поздравительных открыток, с использованием природного материала.
Тема№6 «Деминский Эрмитаж»
Организация выставок работ в конце полугодия и года. Персональные выставки. Создание творческого портфолио. Участие в конкурсах.
Практическая работа: 3 часа. Поиск творческих идей, подготовка работ на конкурс, оформление и организация выставок
2 год обучения
Тема№1 Вводное занятие»
Знакомство с программой кружка «Акварелька». Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения, организационные вопросы.
Теоретическая работа: 1 час.
Тема№2 «Кладовая природы»
Рисование с натуры по памяти, представлению: экскурсия на природу. Сбор природного материала, для дальнейшего использования в композиции. Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Теоретическая работа: 2 часа
Практическая работа: 5 часов. Сбор природного материала: листьев, колосьев, камней. Выполнение зарисовок с натуры, по памяти, выполнение живописного решения натюрморта, зарисовки зимнего пейзажа, эскиз скворечников
.Тема№3 «Как многоцветен этот мир…»
Рисование на темы: осенний пейзаж, зимние забавы, отлет перелетных птиц, деревянные постройки Руси, рисуем космическое пространство, весенний луг.
Теоретическая работа: 2 часа
Практическая работа: 6 часов. Создание композиции на заданную тему, а так же знакомство с живописными приемами, умение правильно определять соразмерность предметов. Знакомство с воздушной перспективой.
Тема№4 «Чуден цвет- дивны мастера»
Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки.
Теоретическая работа: 2 часа.
Практическая работа: 5 часов. Создание декоративного панно.
Тема№5 «Шкатулка- идей»
Лепка, аппликация , моделирование :освоение техники в стиле квиллинга (бумагокручение) ,создание коллективного панно «Снежинка» . Создание стенгазеты для оформления зала.
Теоретическая работа: 3 часа
Практическая работа: 7 часов. Создание поздравительных стенгазет, а так же выполнение коллективного пенно.
Тема№6 «Деминский Эрмитаж»
Выставка работ по темам: «Пейзаж», «Портрет», «Животные», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа»
Практическая работа: 3 часа.
3 год обучения
Тема№1 Вводное занятие»
Теоретическая работа: 1 час.
Повторение пройденного из программы 2-го года обучения. Знакомство с программой кружка «Акварелька» 3-го года обучения. Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Тема№2 «Кладовая природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению: Экскурсия на природу, составление композиций из сухоцветов, натюрморт из цветов и фруктов, пленэрные зарисовки, рисование птиц, животных, изображение пейзажа в разное время суток.
Теоретическая работа: 2 часа
Практическая работа: 3 часа. Сбор природного материала: листьев, колосьев, камней. Выполнение зарисовок с натуры, по памяти, выполнение живописного решения пейзажа в разное время суток, наброски птиц, животных.
Тема№3 «Как многоцветен этот мир…»
Рисование на темы: « Краски осени», « Зимушка, зима», « Сказки современного мира», « Любимый сказочный герой», « Мы любим спорт» « Наши праздники».
Теоретическая работа: 2 часа.
Практическая работа: 4 часа. Выполнение работ на заданные темы, знакомство с техниками монотипия, рисование углем, пастелью.
Тема№4 «Чуден цвет- дивны мастера»
Декоративное рисование: эскизы декораций к праздникам, украшение домика сказочного героя, знакомство с дымковской игрушкой, дизайн платья дымковской барыни, а также знакомство с промыслами.
Теоретическая работа: 2 часа
Практическая работа: 9 часов. Выполнение работ на заданные темы, знакомство с дымковской игрушкой , создание и роспись дымковской барыни.
Тема№5 «Шкатулка- идей»
Лепка, аппликация, моделирование: Создание шкатулки из подручного материала , выполнение сувениров на разные тематики.
Теоретическая работа: 3 часа
Практическая работа: 7 часов. Выполнение подарков на «День Учителя», «Новый год», « 8 Марта»
Тема№6«Деминский Эрмитаж»
Организация выставки. Награждение кружковцев. Представление портфолио, и итоги конкурса « лучшее портфолио»
Практическая работа: 3 часа
4 год обучения
Тема№1 Вводное занятие»
Повторение пройденного материала. Знакомство с программой итогового год обучения кружка «Акварелька». Организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.
Теоретическая работа: 1 час
Тема№2 «Кладовая природы»
Пленэрные зарисовки: пленэрные зарисовки предусматривают рисование с натуры. Принцип «от общего к частному». Знакомство с воздушной перспективой. Цветовая гамма.
Теоретическая работа: 1 час
Практическая работа: 4 часа. Сбор природного материала, для дальнейшего использования в творческих композициях. Выполнение зарисовок с натуры, по памяти, выполнение живописного решения пейзажа с соблюдением линейной перспективы.
Тема№3«Как многоцветен этот мир…»
Рисование на темы: « Осенние работы», « Зимние забавы», «Сказки», «Учимся рисовать человека», « Мы любим спорт» « Параллельные миры», «Салют Победы» «Выпускники начальной школы».
Теоретическая работа: 2 часа.
Практическая работа: 4 часа. Выполнение работ на заданные темы, знакомство с техниками , рисование углем, пастелью.
Тема№4 «Чуден цвет- дивны мастера»
Декоративное рисование: Беседы на темы «Знакомство с народными промыслами.» Основные приемы народных промыслов. История Городецкой росписи, создание эскиза и роспись доски.
Теоретическая работа: 2 часа.
Практическая работа:11 часов. Выполнение работ на заданные темы, роспись доски, лакировка.
Тема№5 «Шкатулка- идей»
Аппликация, моделирование: Выполняем различные сувениры и подарки , создаем и воплощаем творческие идеи.
Теоретическая работа: 3 часа.
Практическая работа: 5 часов. Создание поздравительных открыток, с использованием природного материала.
Тема№6 «Деминский Эрмитаж»
Выставка работ, компьютерные презентации, фотоработы. Представление портфолио. Организация выставки. Награждение кружковцев. Итоговое занятие.
Практическая работа: 3 часа.
4.Методическое обеспечение программы.
№ | Тема и вид занятия. | Форма | Приемы и методы | Дидактический материал, ТСО ИКТ |
1. | «Кладовая природы» Рисование по памяти и представлению. | Экскурсия. Коллективное рассматривание. Практическая работа. Ролевая игра. | Наглядные. Словесные. Репродуктивные. Интегрированные (восприятие с музыкой) | Сбор осенних листьев. Стихи об осени. Репродукции картин русских художников. Музыкальные произведения. Дидактические таблицы по темам. |
2 | «Как многоцветен этот мир…» Рисование на темы. | Практическая работа. Коллективно-групповая форма (панно) Викторина. Экскурсия | Интегрированные.( восприятие с музыкой и стихами) Репродуктивные. Частично-поисковый. | Фотографии, слайды, теневой театр, мультимедиа литературные произведения, классическая музыка. |
3. | «Чуден цвет- дивен мастер» Декоративное рисование. | Активная беседа. Технические упражнения. Ярмарка-выставка. Коллективно-групповые формы. | Словесные. Наглядные. Репродуктивные. Творческие. Исследовательский | Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Городец,) Наборы деревянных матрешек, посуды. Музыкальные пьесы, литературные произведения. |
4 | Шкатулка идей | Инструктаж. Технические упражнения. Индивидуальная, коллективно-групповая формы. | Словесные наглядные Проблемный Поисковые работы моделирование | Музыкальный центр, цифровая фотокамера, компьютер. |
5 | Деминский Эрмитаж | Выставка. Презентация. | Демонстрация просмотр | Работы детей, фотоработы, мультимедиа. |
Литература
Для педагога.
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
- Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
- Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
- Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
- Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
- Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
- Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
- Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
- Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
- Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Литература
для родителей и обучающихся
- Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
- Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
- Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...
Авторская программа дополнительного образования детей "Искусство вокруг нас"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, ж...
Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей
Подробные рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке авторской программ ДОД...
Авторская программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Солнечный колосок».
Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федераци...
Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Основные принципы реализации программы ...
Дизайн и конструирование в рамках авторской программы дополнительного образования детей
Задачи курса:-расширить знания учащихся о дизайне в России;-познакомить с приёмами и методами, спецификой творчества дизайнера;-способствовать выявлению и развитию творческих с...
Авторская программа дополнительного образования детей школьного возраста
Шахматная игра пользуется большой популярностью в нашей стране и по количеству участников занимает одно из первых мест среди всех видов детского спорта. Шахматные турнир...