Программа по здоровому образу жизни
материал на тему
Программа по ЗОЖ "Путь к здоровью", расчитана на 5 лет .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 121.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Большие Боры
Старорусского района Новгородской области
Программа конкурса
«Образовательное учреждение – школа здорового образа жизни»
«Путь к здоровью»
Разработчик:
Павлова Т.Е.
ответств. за проф. работу.
д. Большие Боры
20.. год
Программа «Путь к здоровью»
МАОУ СОШ д. Большие Боры
«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детейзависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Образовательная среда- понятие комплексное. В него входит все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья подростков и молодежи, в частности по недопущению их приобщения к алкоголю, наркотикам.
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье - у нас не будет будущего. Будущее нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Методом формирования здоровья ребенка является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений, не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эту проблему только сообща.
Основная задача современной школы - обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.
В связи с этим основной целью программы стало воспитание у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни, а именно:
-поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
-формирование отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;
-развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.
В соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи:
- создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей;
- повышение уровня профилактической работы;
- осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека для всех участников образовательного процесса;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- формирование у учащихся отрицательного отношения к «первой пробе»;
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности школы, родительского комитета, ученического самоуправления;
- создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы;
- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья учащихся;
- формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения;
- развитие осознания имеющихся личных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни.
Основания для разработки программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конституция Российской Федерации;
- Устав школы.
Методы реализации программы:
Групповые и индивидуальные развивающие занятия, психологические тренинги, дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры, «круглые столы», педагогические совещания, родительские собрания, тестирование, анкетирование, использование Интернет-ресурсов, уроки профилактической направленности, выпуск газет и листовок, медицинские обследования участников образовательного процесса, экскурсии, спортивные мероприятия.
Основными принципами реализации программы являются:
- дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска»;
-аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения;
- многоаспектность: сочетание различных направлений (социального, психологического, образовательного) работы;
-последовательность;
-преемственность.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 20..-20.. года.
Информационно-подготовительный, обучающий этап:20..-20.. учебный год.
Этап реализации программы: 20..-20.. учебный год.
Этап оценивания результата программы: 20..-20.. учебный год.
Кадровое обеспечение программы:
-директор школы;
-ответственный за профилактическую работу в школе;
-учитель физкультуры;
-фельдшер ООВП д. Большие Боры;
-школьный психолог;
-классные руководители;
-учителя-предметники.
Финансовое обеспечение реализации программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджет учреждения и внебюджетные средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
Прогнозируемый результат:
-воспитание и развитие у подростков потребностей в здоровом образе жизни;
-активное участие учащихся в различных интеллектуальных и творческих проектах;
-уменьшение числа «трудных» подростков в школе посредством привлечения их к различным видам деятельности;
-разработка совместных видов деятельности воспитательной системы школы, родителей и учащихся;
-создание школьной модели профилактики социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании).
Система организации контроля над выполнением программы:
Контроль над ходом реализации Программы осуществляет администрация школы.
Администрация школы:
-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков;
-ежегодно информирует комитет по образованию об этапах выполнения Программы.
Схема управления реализацией программы:
Описание программы.
Программа предполагает пропаганду медицинских, правовых и психологических знаний путем активного вовлечения подростков в работу, связанную с заботой как о своем собственном физическом, эмоциональном здоровье и благополучии и пропаганде здорового образа жизни, так и о здоровье и благополучии своей семьи, близких и друзей.
В программе семь разделов: формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы;разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек; нормализация учебной нагрузки;повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей;
организация питания школьников;основы личной безопасности и профилактика травматизма; организация летнего отдыха детей и подростков.
В разделе о формировании системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы включены темы, включающие совместные действия медицинских работников, педагогов и родителей (законных представителей); изучение факторов, положительно влияющих на здоровье, основ профилактики заболеваний; проведение классных часов, «Дней здоровья», «Зарница», проведение массовых спортивных праздников и т. д.
В разделе разработки и реализации мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек включены мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек, ведение здорового образа жизни.
В следующем разделе нормализации учебной нагрузки включены мероприятия, направленные на составление учебных программ и расписания с учетом требований СанПина.
В разделе «Повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей», включены мероприятия, направленные на воспитание детей, ответственного родительства; в борьбе с вредными привычками.
Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие – организация качественного питания подрастающего поколения. «Организация питания школьников» включает в себя мероприятия с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания); проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через систему классных часов, родительских собраний.
Раздел « Основы личной безопасности и профилактики травматизма» включает в себя мероприятия, направленные на совместные действия по профилактике безопасности дорожного движения с приглашением работников ГИБДД;участие в операции «Внимание дети!»; проведение родительских собраний, направленных на соблюдение детьми правил дорожного движения.
В «Организацию летнего отдыха детей и подростков» включены мероприятия по охвату летним отдыхом детей различных категорий.
Основные направления деятельности.
Раздел 1. Формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.
Внутришкольный контроль за совместной работой медицинских работников, педагогического коллектива, учащихся и их родителей по охране здоровья и гигиеническому воспитанию учащихся; выработка у учащихся начальной школы навыков самоконтроля за своим здоровьем, а также по организации двигательного режима школьников; разработка совместной деятельности учителей, медработника в работе с семьей по пропаганде здорового образа жизни;в гигиеническом воспитании школьников шире использовать возможности учебных программ по различны предметам, в том числе по физическому воспитанию, трудовому обучению, ОБЖ, обществознанию, биологии; разработка конкретных мероприятий по охране здоровья детей, предусматривая в них формирование у учащихся прочных навыков самоконтроля за осанкой и соблюдением зрительного режима, гигиенических требований к учебному труду;информирование учителей о состоянии здоровья учащихся на основании данных медосмотра и о конкретных медико - педагогических рекомендациях по профилактике заболеваемости; вовлечение в работу по охране здоровья школьников, общественные организации, родителей; организация и проведение подвижных игр на переменах, «Дней здоровья»; проведение массовых спортивных мероприятий с привлечением родителей; проведение мероприятий с приглашением медицинских работников; организация спортивных секций, обучение спортивным играм и т.д..
№ п/п | Мероприятия | Сроки выполнения | Исполнители |
1 | Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление статистических отчетов о состоянии здоровья, заполнение листков здоровья. | Начало и конец года | Фельдшер ООВП д. Большие Боры, администрация школы |
2. |
Раздел 2. Разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.
Разработка плана совместных мероприятий работы школы, семьи, специалистов здравоохранения, ОВД; организация тематических стендов, выпуск листовок, газет, рисунков по профилактике ЗОЖ; проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни.
№ п/п | Срок реализации | Мероприятие | Исполнители |
1 | сентябрь-май | Реализация превентивных общеобразовательных программ | Отв. за профилактическую работу, классные руководители |
2 |
Раздел 3. Нормализация учебной нагрузки.
Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью адаптации к новым условиям; валеологический анализ расписания уроков; валеологический анализ урока; структурирование учебных программ на основе валеологических принципов.
№ п/п | Сроки выполнения | Мероприятия | Исполнители |
1 | В течение года | Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью адаптации к новым условиям | Ответственный за учебную работу |
2 |
Раздел 4. Повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Проведение курса лекций по возрастным особенностям детей, ответственному родительству и воспитанию детей; родительские собрания.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Общешкольные родительские собрания по вопросам здоровья детей | 2 раза в год | Администрация школы |
2 |
Раздел 5. Организация питания школьников.
Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания); осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой; улучшение материально- технической базы столовой (приобретение и ремонт инвентаря, оборудования).
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания) | Постоянно | Директор, классные руководители |
2 |
Раздел 6. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Составление плана совместных действий по профилактике безопасности дорожного травматизма; приглашение работников ГИБДД для бесед со школьниками; тестирование учащихся начальной школы; составление схемы безопасного передвижения учащихся; поведение в экстремальных ситуациях.
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Выполнение приказа комитета образования Новгородской области УВД Новгородской области от 20. 07.2007 № 335/368 «Об организации и проведении работы по профилактике и предупреждению ДДТП» | В течение года | Администрация ОУ, Отв. за работу по безопасности дорожного движения, ОГИБДД |
2 |
Раздел 7. Организация летнего отдыха детей и подростков.
Определение смены пришкольного лагеря «Радуга»; организация полноценного питания; охват летним отдыхом детей различных категорий.
№ п/п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Определение смены пришкольного лагеря «Радуга» | май | Начальник лагеря |
2 |
Реализация программы даст возможность сформировать у учащихся устойчивую мотивацию здоровой жизнедеятельности, воспитать навыки физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"
разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...
Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...
Психологическая программа формирования здорового образа жизни «Мое здоровье»
Цель программы: выработка у обучающихся, родителей, педагогов навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ,...
Доклад: «О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья».
laquo;О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья» в ГБОУ "Специальная школа-интернат с.Ериловка"....
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...