РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

Архипова Надежда Семёновна

 Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

      Труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития.    Коррекционное значение занятий трудом школьниками с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruchnoy_trud.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                  РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ

ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

                          ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

 Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

      Труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития.    Коррекционное значение занятий трудом школьниками с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.

      Обучая детей, воспитатель корригирует недостатки трудовой деятельности воспитанника, формирует взаимоотношения в коллективе. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

   В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья применяют различные виды трудовой деятельности, которую можно подразделить на четыре вида : самообслуживающий, хозяйственно-бытовой труд, труд        

 уходу за растениями и животными,  ручной труд. Но разделение это условно, так как чёткой границы между ними нет. Например, застилая свою постель, ребёнок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а,  с другой стороны, помогает навести порядок в доме.

     Особое внимание уделяется ручному труду, поскольку ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. Ручной труд направлен на обучение работе с различными материалами: бумагой, тканью, нитками, природным материалом.

     В.П.Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка»

     Процесс  развития  ребёнка,  в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А.Н.Граборова « при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так  постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь.»

     На занятиях ручным трудом воспитанники овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука  приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

            Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе обучения постепенно формируется система специальных умений и навыков. В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой  мысли.»

    Ручной труд, как вид декоративно - прикладного искусства ,развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает  к культуре и искусству  народа, расширяет кругозор и речевой запас.

    Психические функции детей с ограниченными возможностями здоровья нарушены. Это выражается в нарушении познавательных процессов, (ощущений, восприятия , памяти, мышления, воображения, речи , внимания.),страдают эмоционально-волевая сфера,  личность в целом.

    Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью , рассеянностью, низким объёмом.

    Восприятие у таких детей также нарушено.  Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того, чтобы узнать предмет, явление - школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися  сверстниками.

   У детей с ограниченными возможностями здоровья так же выявлены качественные особенности памяти. Отмечается , что у данной категории  детей страдают как произвольное , так и непроизвольное запоминание,    

причём нет  существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

 У таких детей выявлены нарушения речевого развития.  При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. В речи детей часто встречается неправильное употребление слов. Пассивный словарь значительно превышает активный.

    У школьников с нарушениями интеллектуального  развития  значительно  нарушено  мышление. Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Часто  в  обобщении используются  близкие  по  временным и  пространственным раздражителям признаки.

     У детей с проблемами  в  интеллектуальном  развитии выявлено нарушение  строения   и  мотивации деятельности. Отмечается  нарушение соотношения  цели  и  действия, вследствие чего  процесс выполнения действий  становится  формальным, не рассчитанным на получение реально значимых результатов.

    Одним из  основных компонентов личности, который обеспечивает  социальную адаптацию  человека  в  обществе,  является самооценка. У  школьников  с  нарушением  интеллекта    наблюдается неадекватная самооценка,  которая  проявляется   в  неправильной  оценке своих  возможностей,  в  неспособности  критически  оценить  свои  поступки. У  детей  с  нарушениями  интеллекта  имеет место, как заниженная, так и завышенная самооценка.

   У школьников  с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие дети безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ей определенной цели. Для  таких  lдетей характерны непосредственные, импульсивные реакции на внешние  впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость.

     Планируя занятия и внеурочную работу по ручному труду, я  учитываю особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому:

  1. Детям должно быть доступно то, чему я  хочу их научить.
  2. Вся работа должна вестись в системе и последовательно  от простого к сложному
  3. Обучение должно быть связано с жизнью, то есть дети должны понимать, для чего они делают ту или иную вещь, поделку.
  4. Вся работа должна строиться по принципу коррекции, то есть исправлению имеющихся недостатков.
  5. Детям обязательно должен быть представлен образец изделия или хотя бы фрагмент, по которому воспитанники могли  бы понять, что им предстоит сделать.
  6. В работе использовать индивидуальный подход к каждому ученику

Занятия по ручному труду проводятся один раз в неделю, и  ежедневно в режиме дня выделяется время для ручного труда, обычно это время после ужина. Большая  часть ручного труда отводится вязанию крючком, хотя занимаемся мы и лоскутным шитьём .

     На первых занятиях по вязанию я знакомлю детей с вязанием, как видом декоративно-прикладного искусства. Для того, чтобы детям легче было понять, что это такое использую,различные вязаные вещи,  иллюстрации из журналов. Воспитанники узнают новые слова, стараются их понять и запомнить. Говорю о том, где можно применить различные вязаные вещи.

           Например, вязаной прихваткой можно украсить кухню. Салфетку положить в комнате  на столик, трельяж. Накидкой на табурет украсить табуретку, это во-первых, а ,во-вторых, на такой табуретке будет приятнее сидеть. Накинув на плечи шаль или пончо, вы не замёрзнете зимой в прохладной комнате или летним вечером на улице. Связанными игрушками можно,  как украсить комнату, так и играть. Кроме того можно связать и  великолепные кофточки, и ажурные летние топики, и тёплые жакеты и жилеты, а так же варежки, носки и разнообразные шапочки. Даю детям возможность всё это пощупать руками. На следующих занятиях знакомимся с нитками, инструментом. Рассказываю ученикам, какие бывают нитки, какие нитки для выполнения каких изделий применяются. Обязательно показываю эти изделия, дети вспоминают, как они называются, где  их можно использовать, то есть тренируется память, мышление, так как дети обобщают, что, например, шаль, пончо, жилет - согревают нас, а прихватка, салфетка служат для украшения. Разных видов ниток сейчас очень много и чтобы ребята не запутались, объясняю , что  для теплых вещей используют различные шерстяные нитки, а для летних- хлопчатобумажные или синтетические. Обязательно показываю различные образцы, спрашиваю: «Почему из шерстяных ниток вяжут тёплые вещи,  а не вяжут, например, салфетки».

   Для того, чтобы связанная вещь была красива необходимо правильно подобрать нитки и крючок, то есть № крючка должен соответствовать толщине ниток. Для того, чтобы дети это поняли специально готовлю образцы неправильно подобранными крючками и нитками. Показываю детям и спрашиваю: «Вам нравится?» Конечно, дети отвечают, что не нравится, и начинаем разбираться, почему не нравится. Образец,  связанный из  тонких ниток толстым крючком, очень  рыхлый , тянется во все стороны, не держит форму. Образец, связанный из толстых ниток тонким крючком, наоборот, очень плотный, грубый. Чтобы детям было это понятно, они обязательно каждый потрогают, потянут связанный образец.

И только после этого приступаем к самому вязанию, но перед началом работы обязательно говорю детям о т , что крючок –инструмент, которым можно получить травму и поэтому нельзя размахивать им, то есть провожу инструктаж по технике безопасности с записью в журнал.

    Работу начинаем с использования толстых ниток и крючков с большими номерами (Нитки ПАН и крючки №№3,4). Первое, что мы осваиваем –это воздушная петля, сразу же показываю, как она записывается на схеме.  Объясняю что такое схема и для чего она нужна. (Для того, чтобы изделие получилось красивым и чтобы не запутаться в процессе работы.)

  Вроде бы и ничего сложного в вязании цепочки из воздушных петель и нет,  но некоторым детям бывает сложно научиться это делать, кто-то  бросает, кто-то просит помочь, приходится и помогать и уговаривать,  потому что не у всех получается сразу, показывать снова и снова но, в конце концов, цепочку одолевают все. Для того, чтобы рука привыкла к крючку, появился навык свободного владения им, чтобы цепочка получалась не тугой и нерастянутой, вяжем как дети выражаются «верёвки», но эти «верёвки» дают почувствовать, что крючок подчиняется тебе. Обсуждаем ,что же можно сделать из длинных цепочек.  Можно выложить какую-нибудь картину. Пробуем сделать несложную общую картину, дети стараются, чтобы их цепочки были не хуже, чем у других. Освоив вязание цепочек из воздушных петель, переходим к вязанию столбиков без накида и столбиков с накидом.  Показываю,как это делается, даю обозначение на схеме . Столбики получаются уже быстрее, потому что рука привыкла к крючку. Но здесь подстерегает другая трудность, дети слишком сильно затягивают петли и  второй ряд вязать уже не могут. Показываю, объясняю. Не раз и не два, но со столбиками всё же справляемся, Опять обсуждаем, что можно связать столбиками. (шарфик, прихватку, даже юбку и кофту). А так как в вязании крючком два основных элемента: воздушная петля и столбик, то и все узоры получаются из различных сочетаний этих элементов.  

     На следующих занятиях приступаем к выполнению простых вещей. Начинаем с простой прихватки, связанной столбиками с одним накидом. Повторяем обозначение их на схеме. Показываю прихватку, связанную нитками одного цвета, спрашиваю «Что можно сделать, чтобы прихватка была более красивой?» Дети размышляют. «Взять более яркий цвет», «привязать цветные ниточки», «связать полосками».  Выполняем изделие, дети вяжут такую прихватку, которая нравится им, из ярких ниток, с привязанными хвостиками, полосками. Конечно, получается не всё и не сразу. Если вдруг ребёнок заболел и пропустил несколько дней, то  приходится снова объяснять и показывать. После того,как дети освоили несложную прихватку, обязательно каждого похвалить, дать прихватку домой, показать родителям. Ребятам это очень нравится, потому что не все мамы умеют вязать крючком.

   Далее начинаем вязать более сложные прихватки, используя различные сочетания воздушных петель и столбиков. Вяжем, используя схему.   И вот так постепенно,  от простого к сложного, с постоянным обсуждением,мы начинаем вязать более сложные вещи: салфетки, накидки на табурет, которые тоже могут разного уровня сложности, самые разнообразные прихватки, шали, пончо, палантины. Эти сложные вещи мы вяжем в старших классах. В процессе этого у детей развивается речь, мышление, память, эстетический вкус.  Кроме того дети видят результат своего труда, да ещё и получают за него деньги, в том случае, когда вещь продаётся или вяжется на заказ, то есть они познают значимость своего труда. За 11 лет, что я работаю в этой школе – 10 лет мы вяжем, и со своими работами участвуем в различных выставках.  Начинали с выставок в своей школе, затем принимали участие в выставках декоративно - прикладного искусства в районном  Доме Детского Творчества, С 2005 году  показываем  свои работы  в Кировском отделение Детского Фонда.  Участие в этих выставках стало для нас постоянным и каждый раз ребята   получают за свои работы грамоты.

      Кроме вязания мы с ребятами занимались и лоскутной техникой. Сначала я познакомила детей с понятием лоскутная техника или пэчворк, новое, непонятное слово.  Для того, чтобы дети его запомнили на доске прикрепила карточку с написанным на ней словом. Несколько раз повторили его вслух. В дальнейшем несколько раз обращала внимание  на это слово. Лоскутная техника, как и вязание,  является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Лоскутным шитьём люди начали заниматься очень давно, в основном перешивая одежду для своих детей. А сейчас пэчворк- это сшивание лоскутков тканей разных по расцветке и фактуре, что позволяет изготовлять очень красивые вещи. Обсуждаем, что же можно сшить из лоскутков. Ребята называют подушки, прихватки, одеяла, коврики, в общем ,то, что видели дома и у нас в школе. На вопрос «А можно ли сшить из лоскутков красивую одежду?», ребята сначала отвечают «Нет», тогда я показываю им иллюстрации, фотографии красивых кофточек, жилетов, юбок, которые сшиты из лоскутков, говорю, что  эта работа  очень сложная, требует большого терпения и аккуратности.

   Мы же с ребятами шили прихватки и диванные подушки.

    Сначала рассматриваем лоскутки, которые у нас есть. Придумываем, какой  формы будет у нас подушка, из каких геометрических фигур будет состоять, рисуем эскиз, выбираем размер, затем  делаем из картона трафарет, по которому будем вырезать отдельные элементы. Подготовив всё необходимое, начинаем подбирать лоскутки ткани по фактуре, цвету. Ребята берут ткань в руки, пробуют на ощупь, таким образом, понимают, что  тонкую ткань нельзя сшивать с толстой, лоскутки должны быть примерно одной толщины, подборка ткани по цвету формирует у детей чувство цвета, художественный вкус, развивает воображение. Подобрав лоскутки , приступаем к раскрою. Обязательно провожу инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Сначала показываю сама, как нужно выкраивать, затем ребята делают это сами, я лишь контролирую. Следующий этап нашей работы- это смётывание элементов,  который требует от детей аккуратности и терпения, не сразу получается  ровно, приходится переделывать. Но постепенно получается всё лучше и лучше.

 В старших классах на  швейной машинке сшивают девочки.  На деньги, вырученные от продажи диванных подушек ,в 2008 году мы купили для класса DWD-проигрыватель. В изготовлении подушек принимали участие все ученики, одни подбирали лоскутки, другие кроили, смётывали, сшивали на машинке, набивали синтепоном и поролоном, зашивали и сами же продавали. Ребята очень гордились тем, что сами заработали деньги на покупку DWD.

 В последнее время начали заниматься модульным оригами, квиллингом,изонтью.

  Итак, проводимая мною работа по разным видам ручного труда способствует коррекции психофизических  особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.  У детей   развиваются творческие способности, формируется эстетический вкус. Дети приобщаются к культуре и искусству народа, расширяется их кругозор, речевой запас, тренируется память, формируются трудовые умения и навыки, к старшим классам навык вязания крючком у детей доведён до автоматизма, А самое главное ,ребята понимают значимость своего труда, так как видят , что их изделия  нравятся  людям, доставляют им радость. И кроме того, ручной труд является средством зарабатывания денег, что тоже

 имеет немалое значение для ребят, это помогает им самоутвердиться, социально адаптироваться в обществе,  потому что умение вязать и шить всегда пригодится в жизни и поможет в трудную минуту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Методика исследования психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Методика разработана учителем Т.Р.Гладык на основе программы коррекционно-развивающей направленности «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, ...

«Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.Считается, что дети, имеющие инва...

“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”

Обучение детей правилам поведения с помощью средств альтернативных коммуникаций...