Сообщение по теме: «Особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства и ДПИ» подготовила Козлова Елена Юрьевна учитель-дефектолог ИЗО ,ОСЖ. истории
учебно-методический материал
подготовила Козлова Елена Юрьевна учитель-дефектолог ИЗО ,ОСЖ. истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psih_fiz_razvitiya.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сообщение по теме: «Особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства и ДПИ»
подготовила Козлова Елена Юрьевна
учитель-дефектолог ИЗО ,ОСЖ. истории
Основную массу учащихся коррекционной школы составляют дети с проблемами в развитии.
Основным симптомом таких детей является недоразвитие познавательной деятельности. Для умственной отсталости характерно: поверхностный характер, замедленность, инертность, некритичность и стереотипность мышления, недоразвитие речи.
Особенно нарушено отвлеченное мышление. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Например, пошив тутчана (сумочки для рукоделия) выполняли две группы. Первая по инструкционной карте, вторая по образцу. Во второй группе было допущено больше ошибок, чем в первой и качество конечного результата намного ниже. Поэтому для каждой работы необходимо инструкционное сопровождение.
Вместе с тем и предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Таким детям свойственно нарушение целенаправленности: непоследовательность рассуждений, «соскальзывание» с одного предмета на другой, слабость регулирующей функции мышления.
Предметно-практическая деятельность, речь и мышление образуют в учебном процессе неразрывное единство. Мышление совершенствуется во взаимодействии с реальными предметами. Правильно спланированная и организованная трудовая деятельность является мощным средством коррекции умственного развития. Для умственно отсталых детей характерны: снижение наблюдательности; неустойчивость произвольного внимания; отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать ее; низкий уровень самоконтроля и самоорганизации; недостаточная забота о результативности своей работы.
Ребята, как правило, не умеют правильно выбрать рациональный путь выполнения задания, организовать последовательность действий и трудовых операций, адекватно использовать приспособления, инструменты, правильно обрабатывать материал; объясниться (задать вопрос, ответить на него) не только с учителем, но и с одноклассниками.
Познавательная сторона действий с предметами у учащихся младших классов вспомогательной школы выражена очень слабо. Дети могут неоднократно повторять ошибочные пробы, не достигая нужного результата, и при этом не меняют неверный способ действий. Иными словами, информация, полученная при выполнении с предметами тех или иных действий, далеко не всегда принимается и самостоятельно перерабатывается учащимися.
Выполняя задание, умственно отсталые школьники в значительной мере нуждаются в организующем и направляющем воздействии со стороны взрослого. Отсюда следует рекомендация: не стоит призывать ученика «попробовать еще раз» выполнить неудавшееся действие. Необходимо сразу обращать внимание на ошибку, вскрывать ее причины, показывать правильные пути реализации задания.
Учителя допускают ошибку, считая, что познавательная деятельность учащихся будет улучшаться автоматически, по мере включения их в занятия ручным трудом. Последний приобретает коррекционное влияние лишь при условии специально организованного обучения. Если на занятиях у ребенка возникают проблемы, то причина зачастую кроется не только в недоразвитии его способности к аналитико-синтетической деятельности, но и в недостаточной организации трудового процесса. Наиболее эффективными оказываются те системы педагогических средств обучения, которые обеспечивают формирование общей способности учащегося самостоятельно и целесообразно организовывать свою деятельность.
Например, при анализе изделия «оберег» учащиеся упускают самое главное: форму, количество деталей, материал, но видят второстепенное: цвет, размер, применение (можно носить на шее или висит).
При сравнении орнаментов учащиеся затрудняются сгруппировать по типам, обычно путают тип и название орнамента.
Ощущения и восприятия умственно отсталых учащихся отличаются слабой дифференцированностью и замедленностью. Нарушены осмысленность, избирательность и точность восприятий; они бедны и поверхностны.
Разбирая орнаменты по цвету, учащиеся могут отложить и оранжевый и розовый в одну сторону. Представляет сложность определение предмета по его половине. Нарушения познавательной деятельности детей с интеллектуальными проблемами, несовершенство их личностной и эмоционально-волевой сфер не позволяют им в полной мере воспринимать красоту окружающего мира (гармонию цвета, выразительность звуков, пропорцию форм), а также овладеть какими-либо видами художественной деятельности. Тем не менее, практически все ученые и педагоги, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что включение в процесс обучения и воспитания школьников методов и средств художественной культуры и искусства может существенно повысить эффективность решения коррекционно-развивающих и психотерапевтических задач в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Развитие умственно отсталых школьников происходит на аномальной основе, в связи с этим у них отмечаются отклонения в области зрительных восприятий и моторики. Помимо дефектов зрения, которые могут отрицательно повлиять на трудовые действия, умственно отсталым детям свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательной сферы. Состояние двигательного развития можно установить в процессе наблюдения за ребенком при выполнении им любой деятельности. Даже осанка (прямая, сутулая) и то, как управляет своим телом ребенок, должны быть учтены при изучении. Нужно обратить внимание на координированность движений и соответствие их ситуации, насколько ловки и соразмерны движения. Из-за органических поражений центральной нервной системы, у умственно отсталых детей отмечается меньшая регуляция двигательной активности, им трудно контролировать и координировать свои движения. Наблюдается, в одних случаях, скованность, угловатость, в других - чрезмерная беспорядочность, неуправляемая подвижность. Некоторые "шаркают" ногами, неуклюжи при ходьбе.
Особенно выражено проявляются недостатки развития тонкой моторики пальцев рук. Беря неловко картинку, сминают ее; работая карандашом, держат его неправильно, движения угловатые. В результате некрасивые записи в тетрадях, рисунок не соответствует образцу и т.п. В связи с недостаточной мышечной силой руки, дети не успевают за темпом работы остальных, рука устает. Важно знать и ведущую руку (левая, правая), чтобы в работе учесть это.
Также нарушение мелкой моторики проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм, что заметно снижает качество изготавливаемого изделия.
Многие исследователи отмечают нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки. Это в свою очередь, отрицательно влияет на выполнение эскизов изделий, на развитие умения рисовать, работать с бисером, клеить, шить, вырезать.
Ученые-клиницисты подчеркивают различия в развитии двигательной сферы в зависимости от типа олигофрении. Согласно полученным данным, при торпидном типе олигофрении нарушение моторики проявляется в бедности и однообразии движений, в резкой замедленности их темпа. Для детей-олигофренов эретического типа характерно отсутствие умения вырабатывать «двигательные формулы».
Одной из причин, затрудняющих развитие рабочих движений у учащихся коррекционной школы, является нарушение общей ориентировочной деятельности. Неясное осознание цели упражнения, отход от поставленной задачи при встрече с трудностями, недостаточное критическое отношение к полученным результатам осложняет формирование двигательного образа. Это может усугубляться и другими причинами, например нарушением работоспособности (утомляемость, быстрое истощение, снижение устойчивости, деятельности, потеря контроля над движением и т. п.). Недоразвитие глазомерных навыков затрудняет зрительное сопоставление протяженности и направления.
Фронтальное обучение ручному труду в коррекционной школе организуется, как правило, без учета уровня моторной готовности учащихся. Во многих случаях не принимаются во внимание особенности двигательных функций отдельных учеников. В связи с этим важно перед началом систематических занятий проводить во всех классах фронтальную проверку, которая позволяла бы установить моторную подготовленность каждого ребенка.
Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Почти про каждого ученика вспомогательной школы учитель вправе сказать: «Мог бы делать, отвечать лучше, но... невнимателен».
На занятии в младших группах зачастую внимание рассеянное, поэтому требуется каждые 10 минут менять виды деятельности, в старших смена деятельности увеличивается по времени.
Память ослаблена. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены. Ученик коррекционной школы запоминает медленнее, а забывает воспринятый материал значительно быстрее нормального школьника. Без многократных повторений учебного материала умственно отсталые дети быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных сверстников. Хорошо усвоенный материал в предыдущей четверти не могут воспроизвести даже в половину объема, поэтому в тематическом планировании я включаю повторение с небольшим углублением знаний.
Недоразвитие высших форм познавательной деятельности отрицательно сказывается на формировании речи. Степень недоразвития речи зависит в основном от тяжести дефекта. Затруднено понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. Запас слов ограничен. Речь бедна, нарушен ее грамматический строй. Пониженная речевая активность умственно отсталых детей ограничивает их коммуникативные возможности. В результате систематической коррекционной работы речь этих детей значительно улучшается. Например, на просьбу учителя дать ответ на вопрос, учащиеся дают неполный и односложный ответ. Также на занятиях наблюдаются дефекты речи. Например, при разборе орнамента на геометрические фигуры Алена из третьей группы вместо квадрата произносит «квандрат».
Ввиду ограниченных познавательных возможностей, потребностей и интересов, неумения использовать имеющийся опыт умственно отсталый школьник более всего склонен к простейшей мотивации своей деятельности и нередко просто удовлетворяет требования учителя и воспитателя. Для учеников коррекционной школы характерно следующее: слабая ориентировка в задании, неумение планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для решения задачи, выполнения задания, неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности, отклонение от поставленной цели, подмена ее сходной, более легкой.
У детей с проблемами в развитии наряду с недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Детям-олигофренам свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание.
Недоразвитие высших психических функций и свойств личности ребенка с проблемами в развитии сужает круг его отношений и связей. Сфера и масштаб их действия более ограничены и разнообразны, чем у нормального школьника, и отличаются непосредственным характером.
Процесс образования межличностных и внутренних коллективных связей осложняется недоразвитием таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям. Для таких детей характерно неумение понять ситуацию, адекватно и критически оценить свое поведение, неспособность отстоять свои убеждения.
Для решения этой проблемы в программе предусмотрены коллективные работы. Например: изготовление панно всей группой.
Итак, психофизические дефекты у детей требуют грамотного коррекционно- развивающего обучения, что будет способствовать развитию той или иной значимой функции или коррекции ее недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....
Ценность театрального искусства в художественно – творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (презентация)
Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального ...
Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....
Доклад и презентация на тему "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во внеурочной деятельности".
В материале представлены доклад и презентация на актуальную тему нашего современного общества: "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во вн...
Из опыта работы "Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в коррекционной школе"
Из опыта работы...
Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...
«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства»
Рекомендации учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов и воспитателям продленного дня общеобразовательных учреждений.Введение ФГОС более остро обозначило проблему организации раб...