Обследование младших школьников с дизорфографией
методическая разработка на тему

Бондарь Наталья Владимировна

Подробная карта для обследования  младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Схема обследования младших школьников с дизорфографией, Автор: И. В. Прищепова

Разделы карты: анамнез, состояние экспрессивной речи, исследование фонематического восприятия, процесса чтений, письма и др. излагаются сокращенно. В развернутом виде они представлены в Приложении и в картах обследования детей с расстройствами чтения и письма. Исследования проводятся в традиционной форме, с учетом программных требований.

 

Анкетные данные

Фамилия, имя___________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Школа и класс__________________________________________________________

Национальность, родной язык, на котором общается в семье__________________

Домашний адрес________________________________________________________

Анамнез

Протекание беременности и родов_________________________________________

Состояние ребенка в момент рождения ____________________________________

Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов) _______

Данные о развитии речи ребенка__________________________________________

Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, нарушений письменной речи____________________

Состояние экспрессивной речи

1. Состояние звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слов ___________________________

2. Активный словарь_____________________________________________________

2.1. Объем и качество номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и лексическим темам) ____________________________________________________

2.2. Умение называть действия по предъявленному предмету

2.3. Умение подбирать определения к слову, обозначающему предмет_________

2.4. Называние слов - синонимов__________________________________________

2.5. Называние слов – антонимов__________________________________________

2.6. Умение объяснять значение слова_____________________________________

2.7. Умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях___________

3. Различение имен существительных, имен прилагательных и глаголов ________

3.1. Умение распределять слова на группы _________________________________

3.2. Определение грамматической категории слов в предложении______________

4. Грамматический строй речи

4.1. Исследование словоизменения ________________________________________

4.1.1. Умение употреблять имена существительные в единственном и множественном числе__________________

4.1.2. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов ________________

4.1.3. Умение согласовывать имя существительное и имя прилагательное в роде и числе

4.1.4. Умение дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени _________

4.1.5. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида ________________________

4.1.6. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам _________________________

4.2. Исследование словообразования

4:2.1. Умение образовывать притяжательные прилагательные

4.2.2. Образование названий детенышей животных___________________________

4.3. Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слова____________________________________

4.3.1. Определение рода существительных по конечной части слова____________

4.3.2. Понимание грамматического значения суффиксов _______________________

4.4. Определение родственных слов и морфологический анализ слов______________________

4.4.1. Умение подбирать родственные слова__________________________________

4.4.2. Умение отбирать из группы слов родственные___________________________

4.4.3. Определение лишнего слова__________________________________________

4.4.4. Умение находить в словах общую морфему_____________________________

4.4.5. Морфологический анализ слов_________________________________________

5. Исследование понимания и воспроизведения текста

5.1. Пересказ текста_______________________________________________________

5.2. Работа с деформированным текстом_____________________________________

Состояние импрессивной речи

1. Пассивный словарь____________________________________________________

2. Понимание логико-грамматических конструкций____________________________

Исследование слуховой функции

1. Слуховое внимание____________________________________________________

2. Восприятие речи ______________________________________________________

Исследование зрительно-пространственных функций

1. Заключение о состоянии биологического зрения ребенка (выписывается из медицинской карты) _____________

2. Оптико-пространственный гнозис и праксис________________________________

3. Состояние речезрительных функций. Знание букв, зрительный гнозис, праксис (конструирование и реконструирование букв; исследуются на материале элементов букв и букв алфавита)_______________________________________________________________

Исследование зрительной и речеслуховой памяти

1. Воспроизведение ряда геометрических фигур _____________________________

2. Умение воспроизводить ряд букв________________________________________

3. Повторение предложений_______________________________________________

Особенности ручной моторики

(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

1. Определение ведущей руки, ноги ______________________________________

2. Выполнение пробы Хэда_______________________________________________

3. Оптико-кинестетическая организация движений пальцев

(праксис «позы») _______________________________________________________

4. Динамическая организация движений пальцев ____________________________

5. Состояние графомоторных навыков______________________________________

6. Наличие леворукости __________________________________________________

Особенности речевой моторики

(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

Строение органов периферического отдела артикуляторного аппарата

(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

Особенности динамической стороны речи

(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи

1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением___________________

2. Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)______________________

3. Исследование ударения в слогах и словах________________________________

Исследование языкового-анализа, синтеза, представлений

1. Анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложение _________

2. Деление слов на слоги__________________________________________________

3. Фонематический анализ, синтез, представления____________________________

4. Определение характера звука в словах ___________________________________

Исследование процесса чтения

(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

Исследование процесса письма

(См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

Исследование орфографических знаний, умений и навыков

1. Исследование состояния письменной речи на материале диктантов, слов из словаря, слов на пройденные правила правописания, в изложении (сочинении). Анализ графических и орфографических ошибок__________________________________________________________________

2. Исследование состояния орфографических знаний, умений и навыков.

2.1. Исследование знания букв алфавита _____________________________________

2.2. Исследование знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умения их применять в учебной практике____________________________

2.3. Исследование имеющихся знаний о частях речи____________________________

2.4. Исследование запоминания формулировок орфограмм ______________________

2.5. Исследование усвоения способов проверки орфограмм _____________________

2.6. Исследование умения соотносить написание и произношение слов, устанавливать между ними сходство и различие_____________________

2.7. Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма___________________

2.8. Нахождение в отдельных словах, предложениях и тексте заданных буквосочетаний________________________________

Проводилась ли коррекция дефекта, ее результат.

 

Логопедическое заключение

Указать:

— степень выраженности дизорфографии (тяжелая, средняя, легкая);

— характер дизорфографии (нарушение ведущего принципа
правописания: морфологического, фонематического, традиционного или принципа графики);

— другие нарушения устной и письменной речи.

 

Приложение к схеме обследования младших школьников с дизорфографией

Состояние экспрессивной речи

1. Состояние звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слов. (См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

2. Активный словарь.

2.1. Объем и качество номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и лексическим темам: «Дни недели», «Времена года», «Месяцы», «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия», «Грибы», «Инструменты».)

2.2. Умение называть действия по предъявленному предмету. (Сказать, кто как передвигается, и назвать действия людей.

Картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу; маляра, повара, каменщика, швеи, певца, пианиста, врача.)

2.3. Умение подбирать определение к слову, обозначающему предмет. Название качеств предметов по вопросам: «Какое?», «Какая?», «Какой?». Слова: море, цветы, дом, пирожное, лимон.

2.4. Подбор слов-синонимов:

сердечный — ...

примчался — ... 

грубый — ...

навредить —...

капризный — ...

хвалить — .... 

колючий — ...

рыбачить — ...

2.5. Подбор слов-антонимов:

длинный — ...

добрый — ... 

высокий — ...

выбегать — ...

далеко — ...

щедрый — ...

впереди — ...

давать.— ...

2.6. Умение объяснять значение слова.

А. Имена существительные (по вопросу «Что такое?»). Слова: пила, коробка, игла, труба, корзина.

Б. Имена прилагательные (по вопросу «Это какой?»). Слова: нарисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный.

В. Глаголы (по вопросу «Что значит?»). Слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться.

2.7. Умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях: золотое сердце, тяжелый характер, колючий взгляд, добрые дела. На его лице была написана радость. Девочка не бежала, а летела к дому.

3. Различение имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

3.1. Умение распределять слова на группы.

Задание.

По аналогии с напечатанными на карточке словами распределить в три колонки следующие слова: дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня, танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала.

Например:

машина

бежит

голубой

3.2. Определение грамматической категории слов в предложении.

Задание. Прослушать, записать предложения и с помощью грамматических вопросов разобрать их по членам предложения.

В парке гуляли дети. Собака сторожит дом (2-й класс);

На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов (3-й класс).

4. Грамматический строй речи.

4.1. Исследование словоизменения.

4.1.1. Умение употреблять имена существительные в единственном и множественном числе:

шар — ...

яблоко — ...

дупло — ...

дом — ...

маска — ...

стог — ...

стул — ...

шишка — …

крыша — ...

4.1.2. Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов (с опорой на картинки или предметы): на, под, за, около, перед, в, над.

Задание. Назвать, где находится мяч по отношению к столу (например: «Мяч на столе»).

4.1.3. Умение согласовывать имя существительное и имя прилагательное в роде и числе.

Задание. Назвать изображенные предметы и указать их цвет: синяя футболка, синие баклажаны, синий ремень, синее ведро; красные туфли, красная ваза, красное платье, красные, маки.

4.1.4. Умение дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

Задание. Назвать действия персонажей картинок. Девочка (катается) на коньках.— Девочки ... на коньках.

Кошка (лакает) молоко.— Кошки ... молоко.

4.1.5. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Задание. Назвать действия персонажей парных картинок.

Мальчик строит пирамидку.— Мальчик построил пирамидку. Девочка собирает цветы.— Девочка собрала цветы.

4.1.6. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам.

Задание. Назвать изображенное на картинках.

Девочка упала. Мальчик упал. Яблоко упало. Ваза разбилась. Стакан разбился. Блюдце разбилось.

4.2. Исследование словообразования.

4.2.1. Умение образовывать притяжательные прилагательные. Задание. Назвать изображения с помощью вопросов: «Чье это …?», «Чья это …?» или «Чей это ...?»:

хвост рыбы —

письмо Оли —

голова лисицы —

дупло белки —

лапа медведя —

логово волка —

спицы бабушки —

яйцо утки —

4.2.2. Образование названий детенышей животных

коза —

верблюд — 

слон —

медведь — 

корова —

свинья — 

лягушка —

волк —

рыба —

утка —

4.3. Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слова.

4.3.1. Определение рода существительного по конечной части
слова.

...гон ...па

Задание. Подставить слова он, она, оно к словам, в которых пропущены первые буквы:

...тон

...мо

…та

…гон

…па

(Возможные варианты слов: батон, письмо, вата, вагон, лапа.)

4.3.2. Понимание грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского).

Задание. Объяснить значение малознакомых слов.

В волшебной стране живут сказочный зверь лар и его семья. Кто такой ларище? Какая между ними разница? Кто больше: Лар или ларище. А кто такой ларенок? Какая между ними разница? Кто больше?

Кашемир — это материя. Кашемирщик — это кто или что? Что он делает? Лафит — это сладкое вино. А что такое лафитница?

4.4. Определение родственных слов и морфологический анализ слов.

4.4.1. Умение подбирать родственные слова.

Задание. Подобрать и записать родственные слова к следующим словам: лес, рыба, зима, морской, домашний, грибной, красить, солить, бегать.

Умение отбирать из группы слов родственные.

Задание. Выделить из группы прочитанных логопедом слов родственные слова и объяснить свой выбор: лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел.

4.4.3. Определение лишнего слова.

Задание. Прослушать слова и определить, какое слово не относится ко всем остальным и почему: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники.

Умение находить в словах общую морфему.

Задание. Прослушать слова, сравнить их по значению и звучанию, отметить, чем они похожи. Выделить в парах общую часть и объяснить ее значение:

Пришел – приехал

парты — столы 

Глазище – домище

слоненок — тигренок

Книжка – книжный

носик — бантик

4.4.5. Морфологический анализ слов.

Задание. Разобрать слова как части речи, используя «памятку» для учащихся 2-х и 3-х классов: книга, прекрасный, перешел, он, темно.

5. Понимание и воспроизведение текста.

5.1. Пересказ текста.

Задание. Внимательно прослушать текст, ответить на вопросы по содержанию и пересказать.

Предлагается:

а) пересказать текст своими словами, выделив основную мысль;

б) передать последовательность описанных событий и удержать их на определенное время в памяти;

в) соотнести содержание текста с реальной действительностью, абстрагируя отдельные явления;

г) передать свое отношение к прочитанному;

д) найти в тексте слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор.

2-й класс

В половодье

Мы поплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой.

По островку бродил лось. Под кустом лежал маленький лосенок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Ее детеныш не умел плавать.

Мы взяли лосенка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег.

Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосенок побежал на зов матери.

По Г. А. Скребицкому

3-й класс

Петух и наседка

Во дворе наседка водит цыплят. Она теперь не просто курица. Она мама большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги и изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел!

А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка да клювом его. Присел петух на свои шпоры. И стремглав под забор.

Э.Шиму

5.2. Работа с деформированным текстом.

А. Составление предложений из слов.

Задание. Внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и составить из них предложения.

— и поймали Боря окуней и ершей Саша щуку

— ребята рыбалку на утром отправились

— сварила Аня уху вкусную

— червяков накопали а еще они вечером

— костра для Трезор принес палок несколько

— за бежал ними Трезор

— сделали там они из удилища палок

— шла через дорога лес

Б. Предлагается прочесть составленные предложения и определить, можно ли их объединить в целый рассказ; озаглавить - рассказ (например, Рыбалка»).

Состояние импрессивной речи

(Определяется логопедом в процессе беседы с ребенком и в ходе выполнения специальных заданий)

1. Пассивный словарь.

2. Понимание логико-грамматических конструкций.

Исследование слуховой функции

(Определяется логопедом: в процессе беседы с ребенком и в ходе выполнения специальных заданий по традиционной методике)

1. Слуховое внимание.

2. Восприятие речи.

Исследование зрительной и речеслуховой памяти

1. Воспроизведение ряда геометрических фигур. Ученика просят рассмотреть карту, запомнить расположение геометрических фигур и по памяти их нарисовать. На четырех картах расположены в различном порядке: овал, прямоугольник, / квадрат, круг, треугольник.

2. Умение воспроизводить ряды букв.

Внимательно рассмотреть ряд букв, запомнить его. Из букв разрезной азбуки (рукописных букв) воспроизвести последовательность предъявленного ряда:

а) А, И, П, В, Л, Д, У, Щ;

б) п, ф, р, д, ц, о, и, х, з

в) А, ы, Ч, ц, Л, 3, ж.

3. Заучивание слов.

Прослушать слова, запомнить и повторить их:

а) оценка, перчатка, синица, спускается, тихо, аккуратная, белый;

б) осень, тяжесть, мокро, нигде, лижет, грохотать, пестрая.

4. Повторение предложений.

Внимательно прослушать и повторить предложение.

Вечером мы смотрели интересный фильм. Ранней весной на проталинах зазеленеет нежная травка. Аисты кормят своих птенцов мелкой рыбешкой, лягушками и жуками.

Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи

1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением.

Прослушать ряды слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

1.1. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными), с меняющимся ударением:

Да — дá

дá — да

рó— ро

ро— рó

лý — лу

лу— лý

1.2. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:

мá — да

ма —дá

ро — сó

рó — со

гý — Лу

гу — лý

1.3. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:

тá — да

та — дá

по — бó

пó — бо

ку — гý

кý — гу

1.4. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:

ва — сý

вá — су

гó — сы

го— сы'

ту — мá

тý — ма 

1.5. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:

вá — ва — ва

ва — вá — ва

ва — ва — вá

ло — лó — ло

лó — ло — ло

ло—ло — лó

шу — шу — шý

шу — шу — шý

шý — шу — шу

1.6. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением:

га — дá — са

га — да — сá

гá — да — са

рý — ву — ку

ру— вý — ку

ру — ву — кý

фа — ла — зá

фá — ла — за

фа—лá — за

1.7. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением:

шý — ла — гы

шу — лá—гы

шу — ла — гы'

мо — фа—ры'

мó — фа—ры

мо — фá — ры

ча — зý — до

ча— зу — дó

чá — зу—до

2. Исследование фонематического восприятия. (См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

3. Исследование ударения в слогах и словах.

3.1. Исследование умения находить ударные и безударные гласные в слогах.

Задание. Прослушать слоги, определить ударный слог и назвать в нем гласный звук: дá — то, аш — ли — нó, ва — за — сý —ры, кру — да — пá — мон.

3.2. Исследование умения находить ударение в словах.

А. Исследование умения определять ударный слог в словах.

Задание. Прослушать слова, разделить их на слоги и назвать ударный слог в каждом слове: месяц, километр, букет, существительное, лесовичок, унесенные.

Б. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.

Задание. Прослушать слово и назвать ударный звук: школа, средство, участок, документы, профессор, корабли, применять, окончание, дружеский, железнодорожный.

В. Исследование умения выделять ударный гласный звук в письменных упражнениях.

Задание. Прослушать слова, записать только гласные буквы с выделением гласной, соответствующей ударному звуку (например, вместо слова машина — аИа): машина, рубашка, крыльцо, светофор, светлеет, задание.

Исследование языкового анализа, синтеза, представлений

1. Анализ состава предложений и синтез слов в предложение. (См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

2. Деление слов на слоги.

2.1. Исследование умения делить произнесенные логопедом слова на слоги.

Задание. Прослушать слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове: мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (2-й класс); стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (3-й класс).

2.2. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником.

Задание. Прослушать, повторить слово по слогам и назвать их количество:

лист, компот, вермишель, сороконожка (2-й класс);

тумба, сковорода, примчался, велосипедист (3-й класс).

2.3. Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником.

Задание. Прослушать слово и назвать количество слогов в нем: дать, правило, жаворонок, красивее.

2.4. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

2.4.1. Определение количества слогов в названиях картинок.

Задание. Рассмотреть картинку, определить количество слогов в названии изображенного предмета (слово вслух не произносится). Изображения: мяч, лодка, парашют, самосвал.

2.4.2. Определение количества слогов с помощью цифр.

Задание. Рассмотреть картинку, положить под изображение цифру, соответствующую количеству слогов в названии изображенного предмета: булка, стол, береза, экскаватор, земляника, землетрясение.

2.5. Исследование умения делить слова на слоги, предъявленные в письменном виде.

Задание. Прочесть слова и разделить их вертикальными черточками на слоги:

машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (2-й класс);

пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (3-й класс).

2.6. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правил переноса.

Задание. Разделить слова на слоги и объяснить выполнение.

Задания: собирать, покрытие, прогремел, наступила, луна-парк, зеленый.

2.7. Исследование умения делить слова на слоги в предложении. Задание. Прослушать предложение, записать его, проговаривая вслух по слогам, вертикальными черточками разделить слова на слоги,' Кошка пьет из миски молоко (2-й класс); Солнечные лучи лились ослепительным потоком (3-й класс).

3. Фонематический анализ, синтез, представления. (См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма.)

4. Определение характера звука в словах.

4.1. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах.

Задание. Прослушать слово, назвать содержащиеся - в нем гласные, затем согласные звуки, объяснить свой выбор: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь.

4.2. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости.

Задание. Определить принадлежность согласных в произнесенных логопедом словах к звонким или глухим звукам.

4.3. Исследование имеющихся знаний и умений относительно способов обозначения мягкости согласных на письме.

Задание. Вспомнить и назвать способы обозначения мягкости согласных на письме, привести примеры, а также примеры тех согласных, которые являются всегда твердыми или всегда мягкими. Привести примеры слов.

Исследование орфографических знаний, умений и навыков

1. Исследование состояния письменной речи на материале диктанта (слухового), слов из словаря, в изложении (сочинении). Анализ графических и орфографических ошибок. Состояние навыков самоконтроля (предварительного, текущего, опосредованного). Письменные работы проводятся согласно традиционной методике с выделением (подчеркиванием) тех букв (их сочетаний), написание которых требует проверки.

2-й класс

Диктант

На даче

Стояли теплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.

По С.Романовскому

3-й класс

Речка Яблонька

Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

По И.Аксенову

Словарный диктант

2-й класс

Адрес, береза, ветер, воробей, город, дежурный, завод, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто.

3-й класс

Автомобиль, адрес, аллея, багаж, беседа, вагон, вокзал, восемь, директор, железо, завтра, календарь, корабль, костер, мороз, портрет, прекрасный, шофер, электричество.

2-й класс

Изложение

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотелось напиться. Волна захлестнула муравья и чуть не потопила.

Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Охотник расставил сеть и хотел захлопнуть голубку. Муравей подполз к нему и укусил охотника за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

По Л. Н. Толстому

Задание. Прослушать текст, ответить на вопросы:

— О чем я сейчас прочитала?

— Зачем муравей спустился к ручью?

— Почему голубка бросила ветку в ручей?

— Как спасся муравей?

— Поймал ли охотник голубку? Почему ты так решил?

Вместе с учеником логопед составляет план изложения. Текст прочитывается снова, и, пользуясь планом, ребенок пишет изложение.

3-й класс

Сочинение

На рыбалке

(Проводится согласно традиционной методике проведения сочинения по картине.)

На картинке: мальчик ловит рыбу; девочка набирает в котелок воду; мальчик разжигает костер; собака несет в зубах палку.

2. Исследование состояния орфографических знаний, умений и навыков.

2.1. Исследование знания букв алфавита.

Последовательно предлагаются печатные, а затем рукописные буквы (строчные и прописные). Даются задания: а) показать условленную букву; б) назвать букву, предъявленную логопедом.

2.2. Исследование знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умения применять их в учебной практике.

Речевой материал — предложения:

На город опустилась ночь (2-й класс). Возле дома распустилась сирень (3-й класс).

Задание. Прослушать предложения и ответить на вопросы:

— Скажи, что я сейчас произнесла?

— Сколько в этом предложении слов?

— Сколько в слове ... слогов?

— Сколько в слове ... звуков? букв?

— Перечисли звуки слова ...

2.3. Исследование имеющихся знаний о частях речи.

Материал — карточки со словами: квартира, глубокий, синий, пробежал, он; памятка для выполнения морфологического разбора слов — • различных частей речи (для 2-х и 3-х классов).

Исследование проводится с помощью общепринятых в методике преподавания русского языка приемов и методов, применяемых на 2-м и 3-м годах обучения в школе.

2.4. Исследование запоминания формулировок орфограмм.

При анализе письменных работ логопед выясняет знание формулировок пройденных орфограмм и то, насколько полно ученик передает их содержание своими словами, умеет ли выделить в них опознавательные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием: «опасные» звуки, их сочетания, морфемы) и на этом основании прогнозировать в них орфограммы.

2.5. Исследование усвоения способов проверки орфограмм.

Задание. Прочесть - слова, вставить в них пропущенные буквы (и с «конфликтным» написанием), записать проверочные слова и ответить на дополнительные вопросы логопеда (например: «Каким еще способом можно проверить написание этого слова?»): ж.раф, м.ря, гру..ный, ж.лезо, ш.стерка, н.род, м.роженое, нена..мый, ра.бежались, ра..вет.

2.6. Исследование умения соотносить написание и произношение слов, устанавливать между ними сходство и различие.

Задание. Прослушать слова, записать, объяснить разницу в написании и произношении, указать соответствующую орфограмму: широкий, мяч, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса.

2.7. Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма.

Перед началом, экспериментальной работы ученик получает инструкцию: проговаривать вслух записываемые слова и предложения по слогам. В дальнейшем проводится фиксация того, используется ли данный прием при выполнении письменных упражнений.

2.8. Нахождение в отдельных словах, предложениях и тексте определенных сочетаний букв.

Задание. Внимательно прослушать слова (отдельных предложений и диктанта), записать, выделить в них такие сочетания, как: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧН, ЧК, СТН, СТЛ, ОЛО, ОРО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...

Коррекция дизорфографии у младших школьников.

В данном материале представлены основные направления коррекции дизорфографии у младших школьников на логопедических занятиях....

Механизмы дизорфографии у младших школьников.

Причины дизорфографии. Количество и характер ошибок при дизорфографии. Этапы логопедической работы по устранению дизорфографии. Коррекция....

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В последнее время  возросло число детей, которые испытывают  трудности в процессе обучения. Особо дети затрудняются в использовании орфографических правил для правильного написания слов и де...

Выявление и коррекция дизорфографии у младших школьников

Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Общая характеристика коррекционной работы....

Дисграфия и дизорфография у младших школьников

В презентации рассмотрены виды дисграфии и дизорфографии, причины возникновения, рекомендации по преодолению для роителей и педагогов....