ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья на тему
В последнее время возросло число детей, которые испытывают трудности в процессе обучения. Особо дети затрудняются в использовании орфографических правил для правильного написания слов и делают большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся имеют бедный словарный запас и не понимают значения слов, не могут найти смысловой связи между родственными словами, не владеют грамматическими нормами языка (дизорфография).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_lukichyova_m.a.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Автор: Лукичёва Марина Анатольевна.
Образовательное учреждение: АНО ВПО «Московский гуманитарный институт»,
г. Москва, Россия.
В последнее время возросло число детей, которые испытывают трудности в процессе обучения. Особо дети затрудняются в использовании орфографических правил для правильного написания слов и делают большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся имеют бедный словарный запас и не понимают значения слов, не могут найти смысловой связи между родственными словами, не владеют грамматическими нормами языка (дизорфография).
Орфографическая грамотность – составная часть языковой культуры, в ней заключается точность выражения мысли и взаимопонимания. По тому, как говорит человек, определяют уровень образованности человека. Основы грамотного правописания надо вкладывать ещё в младших классах. Чем раньше, тем лучше [8].
Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на общее развитие учащихся, формирование личности ребенка [13]. Без специально организованной коррекционной работы идёт усложнение симптоматики дизорфографии.
Главными предпосылками овладения орфографией рассматривают сформированность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). Многие ученые связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
В современной логопедической литературе дизорфография определяется как стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками [6]. Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития [8].
Проблеме устранения дизорфографии у младших школьников отводится важное место в современной логопедии, так как в последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, с нарушениями письменной речи. Анализ литературы, изучение младших школьников с дизорфографией и накопленный опыт их обучения говорят о необходимости дальнейшего исследования механизмов, структуры речевого дефекта, психологических особенностей этих детей, совершенствования методики диагностики и коррекции дизорфографии.
Значимость своевременной коррекции дизорфографии для школьной адаптации детей и недостаточная разработанность этого вопроса и обусловливают актуальность темы исследования.
Проблему преодоления дизорфографии у младших школьников с ОНР изучали учёные [1, 2, 4, 5, 11, 12, 13, 15].
Цель нашего исследования заключалась в экспериментальной проверке логопедической работы по преодолению дизорфографии у младших школьников с речевыми нарушениями. Всего в констатирующем исследовании приняли участие 20 учащихся 3 классов с нарушениями речи МКСКОУ СКОШИ – V вида г. Подольска.
Диагностика дизорфографии младших школьников с нарушениями речи проходила по методике диагностики дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи И.В. Прищеповой (выявление сформированности орфографических знаний, умений и навыков) [13,14].
Мы выявили состояние уровня развития речевых и неречевых функций у детей изучаемой группы.
Многие ученики 3-х классов с ОНР не умеют формулировать орфографические правила, использовать термины.
С учетом уровня несформированности орфографических знаний, умений и навыков и предпосылок их усвоения было выделено 3 группы детей: с легкой, средней и тяжелой степенью дизорфографии.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на момент проведения констатирующего эксперимента только у 2 учеников сформированы орфографические умения и навыки. Остальные 18 учеников характеризуются недоразвитием фонетико-фонематических, лексических и грамматических компонентов речи, а также недоразвитием высших психических функций. Нечеткое владение этими детьми учебной терминологией и формулировками правил правописания, особенно морфологического принципа, проявляется в значительном количестве ошибок на письме. В качестве основных механизмов выявленных нарушений рассматриваются несформированность морфологических обобщений, нарушение операционных компонентов мышления, нарушение овладения грамматическими закономерностями, нарушение языкового анализа и синтеза, перцептивного уровня восприятия речи.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению дизорфографии у учащихся 3 классов с ОНР проходила по следующим направлениям:
- развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне;
- работа над ударением;
- развитие языкового анализа и синтеза, представлений;
- коррекция нарушений грамматического строя речи;
- развитие лексики;
- развитие связной речи;
- развитие высших психических функций.
Комплекс занятий способствовал развитию у учащихся орфографической зоркости, высших психических функций, навыков самоконтроля, их общему речевому развитию, успешному становлению орфографического навыка правописания.
Орфографическая минутка нужна для формирования и автоматизации орфографических навыков. В итоговой части происходило подведение итогов занятия, индивидуальная оценка работы каждого ученика.
На каждом из этапов работы эффективность логопедического воздействия обеспечивалась соответствующей группой методов и приемов. Использование игровых приёмов способствовало повышению эмоционального уровня работы учащихся.
Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий, формирование контроля.
Результаты выполнения письменных заданий показали, что количество ошибок, допущенных учащимися, значительно сократилось. Количество учащихся с нормативными показателями сформированности орфографических знаний, умений и навыков в письме осталось такое же, количество детей с пограничными показателями увеличилось, количество школьников с патологическими показателями сократилось.
Таким образом, логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с речевыми нарушениями способствует успешному преодолению затруднений в учёбе и воспитанию полноценной, гармонично развитой личности ребёнка [16,17, 18].
Литература
1.Азова О.И. Методы работы по коррекции дизорфографии на основе использования принципа «квантования» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования 25-26 апреля 2005 г.- С - Пб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005.- С.3-5.
2.Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – М., 2006.
3.Вархушева Т.В., Попова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. Для начальной школы. – М.: Аквариум ЛТД, 2001.
4.Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы. // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Межд. Конференции Российской ассациации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004.
5.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
6.Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников.- СПб., 1999.
7.Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2004.
8.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 311 с.
9.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Изд.: ГНОМ и Д, 2008.
11.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001. – 240 с.
12.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб., 1998. – 208 с.
13.Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
14.Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием. // Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н.Шаховской С.Н., Волосовец Т.В. – М.: Изд. МПСИ, 2003. – 336 с.
15.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: ВЛАДОС, 1997.
16.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 3 класс (1-4); 2 класс (1-3).- М.: АСТ - Премьера, 2001.
17.Чистякова Н.Н. Методика формирования у младших школьников умений предупреждать и исправлять орфографические ошибки// Науч. ред. Т.Г. Рамзаева. - Череповец, 1998.-С.60.
18.Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы. – Санкт - Петербург: Литера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса с ОВЗ адресована педагогам коррекционных школ, классов IV вида при ОУ....
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...
Проект "Электронное портфолио младшего школьника с тяжёлыми нарушениями речи"
Необходимость создания портфолио младших школьников продиктована требованиями ФГОС в части оценки достижения планируемых результатов. Поскольку в школе обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи, то в...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
"Предупреждение и устранение дислексии через систему педагогических игр и игровых упражнений у младших школьников с речевыми нарушениями."
Система работы по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников....
Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС
В статье описываются особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как условие успешной социализации школьников с речевыми нарушениями
Дата публикации:23.10.2024Автор:Третьякова Ирина КонстантиновнаОписание:Аннотация: Статья посвящена важности взаимодействия учителя-логопеда с родителями как ключевому условию успешной социализации шк...