ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья на тему

Лукичёва Марина Анатольевна

В последнее время  возросло число детей, которые испытывают  трудности в процессе обучения. Особо дети затрудняются в использовании орфографических правил для правильного написания слов и делают большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся имеют бедный словарный запас и не понимают значения слов, не могут найти смысловой связи между родственными словами, не владеют грамматическими нормами языка (дизорфография).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_lukichyova_m.a.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРЕОДОЛЕНИЕ  ДИЗОРФОГРАФИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Автор: Лукичёва Марина Анатольевна.

Образовательное учреждение: АНО ВПО  «Московский гуманитарный институт»,

 г. Москва, Россия.

В последнее время  возросло число детей, которые испытывают  трудности в процессе обучения. Особо дети затрудняются в использовании орфографических правил для правильного написания слов и делают большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся имеют бедный словарный запас и не понимают значения слов, не могут найти смысловой связи между родственными словами, не владеют грамматическими нормами языка (дизорфография).

Орфографическая грамотность – составная часть языковой культуры,  в ней  заключается точность выражения мысли и взаимопонимания. По тому, как говорит человек, определяют уровень образованности человека. Основы грамотного правописания надо вкладывать ещё в младших классах. Чем раньше, тем лучше [8].

Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на общее развитие учащихся, формирование личности ребенка [13]. Без специально организованной коррекционной работы идёт усложнение симптоматики дизорфографии.

Главными  предпосылками  овладения орфографией  рассматривают сформированность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). Многие ученые   связывают  проблемы неуспеваемости  по русскому языку с недоразвитием устной речи.

 В современной логопедической литературе дизорфография определяется как стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками [6]. Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития [8].

Проблеме устранения дизорфографии у младших школьников отводится важное место в современной логопедии, так как в последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, с нарушениями письменной речи. Анализ литературы, изучение младших школьников с дизорфографией и накопленный опыт их обучения говорят о необходимости дальнейшего исследования механизмов, структуры речевого дефекта, психологических особенностей этих детей, совершенствования методики диагностики и коррекции дизорфографии.

Значимость своевременной коррекции дизорфографии для школьной адаптации детей и недостаточная разработанность этого вопроса и обусловливают актуальность темы исследования.

Проблему преодоления дизорфографии у младших школьников с ОНР изучали учёные [1, 2, 4, 5, 11, 12, 13, 15].

Цель нашего исследования заключалась в экспериментальной проверке логопедической работы по преодолению дизорфографии у младших школьников с речевыми нарушениями. Всего в констатирующем исследовании приняли участие 20 учащихся  3 классов с нарушениями речи МКСКОУ СКОШИ – V вида г. Подольска.

Диагностика дизорфографии младших школьников с нарушениями речи проходила по методике диагностики дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи И.В. Прищеповой (выявление сформированности орфографических знаний, умений и навыков) [13,14].

Мы выявили состояние  уровня развития речевых и неречевых функций у детей изучаемой группы.

Многие ученики 3-х классов с ОНР не умеют формулировать орфографические правила, использовать термины.

С учетом уровня несформированности орфографических знаний, умений и навыков и предпосылок их усвоения было выделено 3 группы детей: с легкой, средней и тяжелой степенью дизорфографии.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на момент проведения констатирующего эксперимента только у 2 учеников  сформированы орфографические умения и навыки. Остальные 18 учеников  характеризуются недоразвитием фонетико-фонематических, лексических и грамматических компонентов речи, а также недоразвитием высших психических функций. Нечеткое владение этими детьми учебной терминологией и формулировками правил правописания, особенно морфологического принципа, проявляется в значительном количестве ошибок на письме. В качестве основных механизмов выявленных нарушений рассматриваются несформированность морфологических обобщений, нарушение операционных компонентов мышления, нарушение овладения грамматическими закономерностями, нарушение языкового анализа и синтеза, перцептивного уровня восприятия речи.

 Коррекционно-развивающая  работа по преодолению дизорфографии у учащихся 3 классов с ОНР проходила по следующим направлениям:

- развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне;

- работа над ударением;

- развитие языкового анализа и синтеза, представлений;

- коррекция нарушений грамматического строя речи;

- развитие лексики;

- развитие связной речи;

- развитие высших психических функций.

Комплекс занятий способствовал развитию у учащихся орфографической зоркости, высших психических функций,  навыков самоконтроля, их общему речевому развитию, успешному становлению орфографического навыка правописания.

Орфографическая минутка нужна для формирования и автоматизации орфографических навыков. В итоговой части происходило подведение итогов занятия, индивидуальная оценка работы каждого ученика.

На каждом из этапов работы эффективность логопедического воздействия обеспечивалась соответствующей группой методов и приемов. Использование игровых приёмов способствовало повышению эмоционального уровня работы учащихся.

  Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий, формирование контроля.

Результаты выполнения письменных заданий показали, что количество ошибок, допущенных учащимися, значительно сократилось. Количество учащихся с нормативными показателями сформированности орфографических знаний, умений и навыков в письме осталось такое же, количество детей с пограничными показателями увеличилось, количество школьников с патологическими показателями сократилось.

Таким образом, логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с речевыми нарушениями способствует успешному преодолению затруднений в учёбе и воспитанию полноценной, гармонично развитой личности ребёнка [16,17, 18].

Литература

1.Азова О.И. Методы работы по коррекции дизорфографии на основе использования принципа «квантования» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования 25-26 апреля 2005 г.- С - Пб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005.- С.3-5.

2.Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – М., 2006.

3.Вархушева Т.В., Попова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. Для начальной школы. – М.: Аквариум ЛТД, 2001.

4.Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы. // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Межд. Конференции Российской ассациации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004.

5.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

6.Лалаева Р.И., Прищепова  И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников.- СПб., 1999.

7.Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2004.

8.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 311 с.

9.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Изд.: ГНОМ и Д, 2008.

11.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001. – 240 с.

12.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. – СПб., 1998. – 208 с.

13.Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

14.Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием. // Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н.Шаховской С.Н., Волосовец Т.В. – М.: Изд. МПСИ, 2003. – 336 с.

15.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: ВЛАДОС, 1997.

16.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 3 класс (1-4); 2 класс (1-3).- М.: АСТ - Премьера, 2001.

17.Чистякова Н.Н. Методика формирования у младших школьников умений предупреждать и исправлять орфографические ошибки// Науч. ред. Т.Г. Рамзаева. - Череповец, 1998.-С.60.

18.Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы. –  Санкт - Петербург: Литера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...

Проект "Электронное портфолио младшего школьника с тяжёлыми нарушениями речи"

Необходимость создания портфолио младших школьников продиктована требованиями ФГОС в части оценки достижения планируемых результатов. Поскольку в школе обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи, то в...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Особенности речевого развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС

В статье описываются особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями по ФГОС...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как условие успешной социализации школьников с речевыми нарушениями

Дата публикации:23.10.2024Автор:Третьякова Ирина КонстантиновнаОписание:Аннотация: Статья посвящена важности взаимодействия учителя-логопеда с родителями как ключевому условию успешной социализации шк...